В предыдущей части мы познакомились с историей Чёрмозского завода и дошли до устья Чёрмозского залива. На левом, высоком берегу реки Чёрмоз сохранились кое-какие исторические здания, принадлежавшие некогда заводу. Таких, к примеру, как это здание заводской чертёжной мастерской и лаборатории.
К сожалению, здание заброшено, хотя и выглядит вполне крепким.
2. В 2010-м году была восстановлена плотина, разрушенная при заполнении Камского водохранилища. Справа - бывший заводской пруд, ныне залив, слева - водохранилище. Теперь чермозяне смогут ездить по грибы да ягоды на другой берег.
Дорога до Чёрмоза была заасфальтирована только в 2007-м году. Когда-то в ходу, в отсутствие нормальных дорог, были другие виды транспорта. В Чёрмоз вела узкоколейка, правда не уверен, что по ней было организовано пассажирское движение.
3. В Чёрмозе был свой аэропорт, куда регулярно летали "кукурузники" с пермского аэропорта местных линий в Бахаревке.
4. На память о водном сообщении с областным центром нам осталось это деревянное здание на берегу.
5. В Чёрмоз от пристани Лёвшино ходили Омики или Метеоры. А может и те и другие.
Добраться из Перми в Чёрмоз было целым романтическим путешествием. Может быть и автобус ходил, но мост через Обву построили ближе к концу 1990-х и я слабо себе представляю, какой дорогой мог ходить автобус. Сейчас от пермского автовокзала автобус идёт около 4-х часов, есть три рейса в день, а на машине от Гайвы можно домчать вообще за 2 часа. Скучно стало жить. Да и уехать из Чёрмоза стало проще, вот народ и уезжает.
6. Остатки причала. Похоже, что это были сваи из лиственницы.
7. При пристани и туалет был, как же без него.
8. Оцените, как далеко шагнул прогресс.
9. От пристани поднимемся в городской сад. Сад был разбит в 1815-м году при доме управляющего заводом. По традиции того времени основным деревом была липа.
10. В том же году на возвышенности над берегом пруда была построена кирпичная ротонда - прекрасный образец архитектуры рубежа 18-19 веков..
11. Впоследствии липы сменили берёзы, да и вообще деревьев как-то маловато стало в саду, зато появился амфитеатр со сценой.
12. Дом главного инженера железоделательного завода, ещё один объект культурного наследия, охраняемый государством.
13. Здание заводской кассы, 1912-й год.
14. Городская администрация.
15.
16. Почётные чермозяне.
17. Главное правление пермскими имениями Лазаревых, 1812-й год. Во второй половине 19-го века здание было перестроено. В советское время в нём находилось заводоуправление, затем различные учреждения, сейчас - краеведческий музей.
У Лазаревых были земельные наделы в четырёх уездах Пермской губернии, 4 завода, два рудника, два соляных промысла. Все они были объединены в Чёрмозский округ, который управлялся отсюда. Тоже нехилая такая империя была. Кстати, по наблюдениям метеорологов в Чёрмозе наибольшее количество солнечных дней во всём Пермском крае.
18.
19. Заводское училище, 1836-й год. Деревянное, оштукатуренное. В советское время здание занимала начальная школа, затем спортивная.
20. Такими темпами от него скоро один стенд и останется.
21. Жилой деревянный дом с полуподвалом 1899-го года постройки.
Здесь была квартира заводского служащего Павла Фавстовича Рахманина. Он был смотрителем мартеновской фабрики железоделательного завода, затем управляющим заводом. Летом 1919-го отступающие колчаковцы увезли его с собой. Через год семья Рахманиных смогла вернуться в Пермь. В 1940-50-х здание занимал райком, с 1056-го - библиотека. Вообще первая в Прикамье общественная библиотека была открыта в Чёрмозе в начале 19-го века по личному распоряжению Христофора Лазарева. Но, как это часто бывает, народ, начитавшись книжек и журналов начал думать не о том, чём надо. И, после того, как в Чёрмозе в 1936-м году было раскрыто общество "Вольность", выступавшее за отмену крепостного права, фонды библиотеки серьёзно почистили.
22. По аналогии с Пермью, Ильинским, Слудкой, в Чёрмозе есть свой туристический маршрут - синяя линяя. По уже сложившейся традиции схему эту я нашёл уже в самом конце прогулки по городу. Тем не менее, почти все обозначенные на схеме объекты я увидел и так.
23. Чёрмоз есть и на схеме туристических маршрутов Пермского края, он значится конечной точкой маршрута "Наследие династии Строгановых".
24. Выглядящий подозрительно новым купеческий особняк 1897-го года постройки. Сейчас почта.
25.
26. Средняя школа. Проект высшего начального училища Чёрмозского завода был разработан в 1916-м, но построили здание уже после окончания Гражданской в 1923-м.
27.
28. А в 2014-м сделали пристройку для начальных классов. как-то странно, при падении численности населения расширить школу. Может быть просто сюда перевели детей из аварийного здания?
29. Вот из этого, например.
30. Здание правления Чёрмозской заводской волости, 1905-й год. В Гражданскую здесь была колчаковская комендатура и тюрьма, при советской власти - спортивный клуб, кинотеатр "Прогресс", клуб юных техников, с 1992-го - Дом культуры.
31. Здание несколько раз надстраивалось.
32. Два здания торговых рядов конца 19-го века на ул. Ленина.
33.
С общепитом в Чёрмозе всё плохо. Есть кафе при Доме рыбака в районе бывшего сплавного рейда, но это далеко от центра. Спас сетевой магазин, в котором была кофе-машина и выпечка, причём мы попали на акцию и червячка заморили.
34. Жилая застройка.
35.
36.
Из производственных предприятий в городе действует завод электроустановочных изделий, который находится на северо-западной окраине города. В Википедии упоминается ещё и завод нефтегазового оборудования "Синерги", но я его даже на карте не нашёл. Есть совхоз мясо-молочного направления. Когда мы свернули с трассы в Романово в поисках церкви, построенной Лазаревыми, наткнулись на что-то нефтедобывающее. Те, кому не нашлось работы на этих предприятиях. выживают как могут.
Ещё из этой поездки:
Васильевское Ильинский, часть 1 Ильинский, часть 2 Слудка, капитанская линия Сретенское Чёрмоз. Часть 1Чёрмоз. Часть 2
Дорогами Ильинского района
Пермь. Медведи на набережной
Пермь. Набережная
Пермь. Эспланада
Усть-Кишерть
Посад
Спас-Барда
Шумково
Троельга
Ерши
Бым
Калинино (памятник)
Столпотворение на Белой Горе
Кыласово
Култаево
Нижние Муллы
Дорожное
Вольсовские вокзалы
Водонапорные башни