Спас-Барда (Спасо-Барда) - село в Кишертском районе Пермского края. По его окраине проходит ветка Транссиба, река Сылва и шоссе Усть-Кишерть - Молёбка. Вот по пути в Молёбку мы туда и заехали. Поселение в этом месте известно с 1679 года. Сначала оно называлось просто Бардой - по реке, впадающей неподалёку в Сылву. Это крупный приток Сылвы, длиной 209 км. Барда берёт начало в окрестностях посёлка Кын. Название реки по одной версии произошло от татарского слова «барде» - «пескарь», по другой - от башкирского «барзе» - «хариус».
С конца XVIII до начала XX века село было центром Черноярской (позднее Спасобардинской) волости Кунгурского уезда, а до января 2006 г. - Спасобардинского сельсовета. Село известно среди любителей водного туризма, здесь на левом берегу Сылвы есть удобная площадка для того, чтобы выгрузиться и собрать своё плавсредство. Я в детстве сплавлялся по Сылве на шестиместном армейском надувном плоту, но вот не помню откуда мы начинали путешествие, скорее всего где-то выше по течению. Ну а кто-то здесь свой поход заканчивает.
2. Ещё село известно своей церковью, которую видно с шоссе. Первая деревянная церковь на этом месте была поставлена в 17-м веке, затем, когда она обветшала, поставили новую. В 1859-м была построена существующая ныне церковь Спаса Нерукотворного Образа.
3. Построен храм по типовому проекту Константина Тона. Кроме этого по такому проекту в России построили ещё 19 храмов.
4. На колокольне Спасской церкви было 7 колоколов. Известно, что самый большой колокол весил 92 пуда 16 фунтов и был отлит в 1807 году на Суксунском заводе мастером с говорящей фамилией - Андреем Колокольниковым.
По одним данным, церковь закрыли в 1930-х годах, по другим - в 1941 году. После закрытия церкви здание использовали под склад. Однако вскоре церковь вновь вернули верующим. Она действовала в 1944-61 годы, затем снова закрылась. Вновь освящена в 1989 году. Имеет статус памятника архитектуры регионального значения.
5. По преданию рыбаки увидели в Сылве икону Спаса, плывущую против течения, выловили её и отнесли в церковь. Жители посчитали это чудом и в честь такого события село получило первую часть своего названия.
Кстати, есть такая рыболовная снасть под названием "кораблик". Её запускаю с берега, она имеет форму доски и, по принципу воздушного змея, может двигаться против течения. Вопрос в опыте рыбака, управляющего корабликом при помощи шнура. К кораблику крепятся поводки с наживкой. На такую снасть ловят голавля, язя и хариуса. Но вряд ли такую снасть использовали в те далёкие времена.
6. Фото из прошлого века.
В селе имелась приходская церковная школа, позже открылось земское училище. В 1909 году тут появилась общедоступная «павленковская» библиотека. Она стала одной из 2 тысяч бесплатных народных читален, которые были открыты на средства земств и издателя Ф.Ф. Павленкова.
7. Территорию возле церкви можно считать центром села. Дом культуры, сейчас на ремонте.
8. Сельпо.
Район здесь традиционно сельскохозяйственный. В коллективизацию здесь появился колхоз "Красный партизан". В 1951-м к нему присоединили две сельхозартели и он стал им. Сталина, в 1959-м он сам вошёл в состав сельхозартели "Родина". В 1971-м здесь был уже совхоз с политически нейтральным названием "Спасобардинский". На северной окраине села сейчас действует крупный животноводческий комплекс.
9. А напротив церкви гараж для сельхозтехники с мастерскими.
10. И что-то похожее на фермы.
11. Мемориал на центральной улице Победы. А дороги в селе асфальта не знают.
12-13.
Ещё из этой поездки:
Васильевское Ильинский, часть 1 Ильинский, часть 2 Слудка, капитанская линия Сретенское Чёрмоз. Часть 1 Чёрмоз. Часть 2 Дорогами Ильинского района Пермь. Медведи на набережной Пермь. Набережная Где счастье и что ещё не за горами Пермь. Эспланада Усть-Кишерть Усть-Кишерть. Скульптуры Посад Посадские "Всамделишные сказки"Спас-Барда
Шумково
Троельга
Ерши
Бым
Калинино (памятник)
Столпотворение на Белой Горе
Кыласово
КултаевоНижние Муллы
Вольсовские вокзалы
Водонапорные башни