Мой духовный путь. Часть 11. Перед духовной трансформацией

Feb 06, 2012 12:59


(Продолжение. Начало здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь)

Для того, чтобы восторжествовало зло,
нужно лишь одно - чтобы хорошие люди бездействовали!
Эдмунд Бёрк

Я подошел к той части повествования, где всё ранее сказанное начинает своё логическое воссоединение и переходит в завершение, превращаясь в некое новое внутреннее (духовное) качество. Итогом этого явилась моя духовная трансформация. Как показывает практика, такое нечасто встречается в обществе.

В прошлом тексте я описал историю создания общественной инициативной группы, а позже проекта "Беловежская пуща - 21 век", и кампании в защиту этой уникальной на Земле природной территории. Дополнительно об этом можно почитать также в " Парадоксы жизни: "БП-21" - это круто или слабО? Немного аналитики. 1 (опубликовано в 2008 г.).


В этом тексте я расскажу о том, что послужило началом моей духовной трансформации.

Отправной точкой для инициации этого (духовного) процесса стал 2003 год. Тогда успешно была проведена общественная кампания по остановке незаконных и антиэкологических массовых вырубок живого леса на охраняемой территории Беловежской пущи, осуществляемых администрацией национального парка во главе с его генеральным директором Н.Н. Бамбизой. Ее финалом стало обращение российских и украинских общественных природоохранных организаций к мировому сообществу с просьбой помочь остановить творимый вандализм. Немало людей активно поддержали кампанию. С ближнего и дальнего зарубежья на имя Президента пришло около 200 факсов и писем в защиту Пущи. Наибольшее их количество было из Украины, России, Италии, Нидерландов, Великобритании, Бельгии, Польши. Кампанию поддержали организации и граждане из Австрии, Финляндии, Германии, Ирландии, Узбекистана, Испании, США, Франции и других стран. Многие обращения содержали сотни подписей. Например, Дружина охраны природы Чувашской республики собрала более 300 подписей, а студенты Удмуртского университета - более 180. После этого массовые незаконные рубки в Беловежской пуще были остановлены. Это был очевидный триумф победы защитников Пущи, что не могло не радовать.

На этом фоне несколько странным смотрелась ситуация с поддержкой общественности из Беларуси. Создавалось впечатление, что из 10-миллионного населения страны Беловежская пуща небезразлична лишь маленькой горстке людей, активно пытавшихся чем-то помочь. Среди них особо выделялись журналисты и отдельные экоактивисты. В то время как остальные тихо отсиживались "по своим норам", либо устраивали свою жизнь на "плодородных финансовых нивах". В 2003 г. была создана Общественная коалиция "За сохранение Беловежской пущи", в которую вошли следующие общественные организации: «Экодом», «Женский ответ», Белорусский Социально-экологический союз «Чернобыль», ОО «Защита прав родителей и детей», Белорусское отделение Международной Академии Экологии. Но лишь единичные активисты из этих организаций включились в реальную поддержку. На призыв российских и украинских природозащитников открыто откликнулись лишь 5 (!) человек. На фоне международной поддержки это было ничто!

Я не мог мириться с таким положением и в следующие 2 года приложил немало усилий на вовлечение общественности в активную и реальную защиту Пущи. В 2005 г. российские и украинские природозащитники подняли новую волну международного протеста с призывом остановить уничтожение Беловежской пущи. На имя Президента и Минприроды опять пошли факсы со всего мира. На этот раз из белорусов кампанию открыто поддержало 0 (!) человек. Полная апатия к любым действиям в защиту Пущи. Для меня это стало настоящим шоком!

К тому времени жители Беловежской пущи, видя мощную поддержку директора нацпарка со стороны президентской администрации и устав от неудачных попыток убрать его с должности, также почти перестали помогать мне. Одни неплохо устроились на иных работах, другие просто разуверились, махнули рукой на всё и смирились со своей судьбой. В этой ситуации открывавшиеся новые возможности и перспективы в кампании по защите Пущи становились неосуществимы.

Я много думал о причинах столь пассивного отношения белорусов к своим национальным корням и святыням, культуре, истории, природе, политике, о безразличном отношении большинства людей к своему будущему. Об этом много писалось в прессе. Основной вывод, к которому я тогда пришел, - причина низкой сознательности определяется недостатком информации и образования людей. Следовательно, если повысить осведомленность и грамотность, то ситуация должна измениться. (Позже я понял ошибочность этого тезиса!)

Поначалу я старался не особо "светиться" в кампании по защите Пущи. Одной из причин тому был высокий риск физической расправы со стороны администрации нацпарка. Ведь своими действиями я и так "портил немало крови" власть имущим, мешал им свободно наживать личный капитал и беспрепятственно делать карьеру. В памяти еще свежи были 2 случая. Это было 10 лет назад (1994 г.), сразу после избрания первым Президентом А.Г. Лукашенко и отставки тогдашнего директора нацпарка. Тогда бандиты расправились с двумя активными жителями деревни. Один из них вскоре умер от полученных травм. Второй успел эмигрировать в Германию и прожил чуть дольше. Я знал правило "Безопасность пропорциональна известности". Конечно, это правило не работает на 100%, тем не менее, таковое есть. Моя известность тогда только начиналась, поэтому сразу выступать с инициативами международного уровня и рассчитывать при этом на хоть какие-то гарантии личной безопасности не приходилось. К тому же, я не считал себя достаточно компетентным, чтобы быть лидером в эко-движении. Из-за этого я давал инициативу другим, а сам выступал больше в роли консультанта.

К сожалению, приходилось раз за разом свидетельствовать, что другие активисты были еще менее компетентны по ряду вопросов, чем я, и не могли справиться со всеми важными задачами по защите Беловежской пущи. Но самое главное - конструктивный диалог по сути проблем редко получался. С солидарностью было еще хуже. Создавалось впечатление, что каждый преследует какие-то свои личные корыстные, либо узковедомственные интересы, в ущерб общему делу, а также боится показать личностные слабости. Особенно печалило невозможность полного взаимопонимания и плодотворного сотрудничества с радикальным эко-активистом Валерием Дранчуком, который сыграл важную роль и много сделал в одиночку для защиты Беловежской пущи (о нем я писал в прошлом тексте).

Итак, я сильно переживал после проваленной белорусами международной кампании 2005 г. и решился на отчаянный шаг. Фактически на одном выдохе я написал большую аналитическую статью "Зеленый базар, или почему белорусские экологи не поддержали акцию в защиту Беловежской пущи" (через полгода ее опубликовала российская газета "Зеленый мир"). Она стала результатом моих многолетних раздумий, переживаний и поисков выхода из тупиковой ситуации. В ней описаны проблемы экологического движения Беларуси, показана его слабость и сложность социально-политической ситуации, в которой приходится работать белорусским неправительственным организациям, экологам и активистам охраны природы. Сделан вывод о необходимости выдвижение новых ярких лидеров и оригинальных идей, чтобы придать новый импульс и активизировать общественный процесс. На то время в Беларуси ничего подобного в плане аналитики по данной проблеме не было (либо я не встречал).

Публикация статьи вызвала эффект взорвавшейся бомбы. Именно на это я и рассчитывал. Я надеялся на плодотворную дискуссию в белорусской рассылке "Гринбел", где таковых бывает слишком мало. Увы, я ошибся. Вместо дискуссии прозвучало несколько обиженных и малоконструктивных реакций тех, кто упоминался в статье. Остальные сделали вид, что их это не касается и отмолчались. Диалога не получилось, проблема осталась. Это стало вторым сильнейшим шоком для меня. Было очевидно, что это полный тупик - либо проблема не решаема в принципе, либо упущено что-то очень важное. Я начал думать…

Прошел год. За это время на интернет-сайте "Беловежская пуща - 21 век" были подняты и озвучены новые актуальные проблемы Пущи - о науке и музее, экообразовании, плане управления, Деде Морозе, политике, свободе, туризме и др. Инициирована информационная кампания Псевдо-экологические туризм и образование в Беловежской пуще: а что ты думаешь об этом?. Всё это было итогом работы активистов-одиночек, лишь иногда поддерживающих друг друга. Широкомасштабного общественного движения в защиту Пущи так и не получалось.

Было понятно, что идея в недостатке грамотности и умений не работает, что есть нечто иное, более глубоко спрятанное в подсознании человека. И вот тут, наконец-то, пришло полное понимание, почему абсолютное большинство ученых, учителей, работников культуры, управленцев и прочих-прочих, в том числе работников национальных парков, экологов и природозащитников (!), не в состоянии проявить солидарность, сделать небольшое усилие и поддержать эко-движение в защиту Беловежской пущи, и почему они безразличны к ее проблемам. Дело не в недостатке информации, осведомленности и образования людей. Хотя определенную роль они, конечно, играют. Основная причина - отсутствие безусловной любви и сострадания! Я сформулировал это тогда коротко - в сердцах, душах и разуме людей нет Бога!

Подробнее, что это означает, как это понимать и что произошло далее, в следующем тексте.

(При нажатии фотографии значительно увеличиваются)

 

1. В старом ясеневом лесу в Беловежской пуще, 2005 г.;
2. В школьном парке, 2004 г.

 

3. Вместе с Сергеем Сергеевичем Балюком в его доме, бывшем директоре Беловежской пущи, который принимал меня на работу, 2005 г.;
4. В пойме реки Правая Лесная, 2004 г.

 

5. Вместе с дочкой Натальей в малиннике, 2004 г.;
6. В составе команды международных аудиторов во время FSC лесной сертификации в Логойском лесхозе, 2005 г.

(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/95101.html)

Духовное знание

Previous post Next post
Up