Мой духовный путь. Часть 10. Защита Беловежской пущи

Feb 02, 2012 00:16


(Продолжение. Начало здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь)

Видеоролик по теме (10 мин.): для просмотра загрузите файл отсюда (22 Мб) и просмотрите его на компьютере. Это журналистский репортаж с видеосъемками нарушений в лесу и свидетельскими рассказами о ситуации в Беловежской пуще в 2001 - 2006 гг.

Итак, после увольнения из Национального парка "Беловежская пуща" в октябре 2001 г. я работал учителем биологии и экологии в местной Каменюкской средней экологической школе на протяжении следующих 2-х лет. Наукой больше не занимался, не было условий. Но не весь я был там, в школе, а только мое тело и разум. Душой я оставался в Беловежской пуще и был в ожидании возможных позитивных изменений в руководстве национального парка. Падать духом и сдаваться я не собирался. Тем более, что вокруг были сотни таких же репрессированных местных жителей, которые, как и я, подверглись гонениям и притеснениям со стороны нового руководителя нацпарка, и ощущалась их мощная моральная поддержка. Полным ходом шла своего рода война в мирное время против Беловежского первобытного леса и местного населения со стороны нового директора и поддерживающей его новой команды управленцев. Под угрозой гибели оказалась величайшая природная ценность, внесенная в Список Всемирного наследия человечества.


В течение первого года после увольнения я начал интересоваться общественным природоохранным движением. Ранее, работая в нацпарке, на это не хватало времени, да и особого интереса не было. Вскоре я познакомился с Максимом Капраном, который в 2001 г. вел электронную экологическую рассылку "EcoInform-express" и работал системным администратором на радио "Свабода". Списались, рассказал ему проблемы Беловежской пущи, завязалось сотрудничество. Главная проблема была в отсутствии возможности донести правдивую ситуацию о делах в Пуще. Вскоре он предложил идею создать интернет-сайт. Нашли (спасибо Екатерине Т. kv0805 ) хорошего вебмастера Дениса Перехреста и работа пошла. Совместно обсудили концепцию и стратегию сайта. Далее они делали вебдизайн, решали другие технические и организационные вопросы, а я писал тексты и готовил фотоматериалы. Команда подобралась знающая свое дело, поэтому разногласий не было. Так сформировалась инициативная группа "Беловежская пуща - 21 век". Постепенно к ней присоединились и помогли другие люди. Позже это стало называться Проектом, так как его поддержали известные международные природоохранные организации (Гринпис, Фонд охраны дикой природы - WWF, и другие). В июне 2003 г. сайт начал работу в интернет сети, через год была запущена его английская версия. В ее подготовке огромную помощь оказали многие переводчики. Хочу поблагодарить всех, и особенно Максима и Дениса, за оказанную бескорыстную помощь!

Разработчики сайта тогда по понятным политическим причинам оставались безымянными. Даже свое первое интервью на радио "Свабода", посвященное этому событию, они давали будучи инкогнито. Появление сайта на природоохранную тему было определенным событием, так как в то время почти ничего подобного в Беларуси не было. Об этом дала новость даже главная государственная газета "Советская Белоруссия". А еще поначалу это вызвало ряд забавных недоразумений. Например, под патронажем президентской администрации большим тиражом был издан красочный альбом, посвященный природе Беларуси. И там, на странице о Беловежской пуще был указан адрес нашего сайта со ссылкой на национальный парк! Представляете, в альбоме идет хвала политике сохранения Пущи, а перейдя по ссылке все видят картину ее уничтожения! :)

Я также отслеживал ситуацию в национальном парке и фотографировал факты нарушений и преступлений. Таковых было много и местные жители охотно сообщали мне. Администрация об этом не знала и внимания на меня, разъезжавшего по лесу на велосипеде с энтомологическим сачком и спрятанным в сумке фотоаппаратом, не обращала. Позже это стало главной доказательной базой антиэкологический преступной деятельности тогдашней администрации нацпарка.

Через год после увольнения (2002 г.) я узнаю новость: в стране на министерском уровне активно внедряется слух, что все беды в Беловежской пуще из-за неправильного управления предыдущего директора Евгения Анатольевича Смоктуновича и его зама по науке, т.е. меня. А нынешний директор Николай Николаевич Бамбиза чуть ли не ангел-спаситель Пущи. Это был сильный удар по моему самолюбию. И я начал думать, как дать достойный ответ. Вскоре, летом 2002 г., в центральной прессе (Белорусская лесная газета) была опубликована моя первая, огромная (на 3 страницы) разоблачительная статья "Короеды в Беловежской пуще", в которой на подробной доказательной базе описывались творимые в Пуще безобразия. Это был информационный прорыв. Благо, что тогда еще не вся гос.пресса была зачищена от свободомыслия и редактором этой газеты был патриот своей страны (через полгода его также уволили).

Власти сделали вид, что не заметили публикации, и далее по нарастающей продолжали свое гнусное, "дремучее" дело временщиков по уничтожению Беловежского первобытного леса. Апогей вандализма по отношению к Пуще пришелся на конец 2002 года. Всё это тщательно фиксировалось и фотографировалось. К тому времени были известны многочисленные случаи вырубки деревьев-великанов и старовозрастных живых сосен с особо ценной древесиной, а также варварского уничтожения долговременных научных пробных площадей для лесного мониторинга. Про интенсивные, экологически неправильные рубки речь уже не шла. Это стало нормой для тогдашней администрации. Кульминацией вандализма и экологической незаконности стала незаконная сплошная вырубка элитного старовозрастного леса в охраняемых кварталах. Всё это уже делалось в нацпарке в открытую, даже можно сказать, в наглую, в условиях вседозволенности и безнаказанности, под полным покровительством и защитой Управления делами Президента. Далее смотреть на бездействие и покрывательство властей, ждать и молчать было нельзя. Все улики и неопровержимые доказательства преступлений на тот момент были собраны…

Перед новым годом (декабрь 2003 г.) я пригласил в Пущу корреспондента "Комсомольской правды" Александра Хилимона. Вместе мы на велосипедах проехали по местам нарушений и окончательно всё задокументировали. На выезде из последней точки встретили проехавшую в стороне машину директора науцпарка Н.Н.Бамбизы. Он уже знал тогда, что я не просто езжу по Беловежской пуще… На центральной дороге (туристическом маршруте), будучи недалеко от выезда из нацпарка, нас обогнала машина пограничников, которая неожиданно впереди затормозила и развернулась. Из нее выскочили солдаты с автоматами на перевес, направленными в нашу строну. Нас окружили, тем самым осуществив захват. Офицер проверил документы и, убедившись в отсутствии нарушений, вынужден был отпустить. К этому времени подъехал срочно вызванный начальник охраны нацпарка и составил на Александра протокол о якобы нарушении режима посещения парка. После чего мы уехали.

Сразу после Нового года (03.01.2003 г.) в главной оппозиционной газете "Народная воля" была опубликована моя разоблачительная статья "Беловежскую пущу рубят, рубят, рубят…". А через две недели - А.Хилимона "Зона беды. В Беловежской Пуще хозяйничают«талибы»". В стране грянул новый мощный общественный скандал. Власти срочно организовали пресс-тур для журналистов и экологов, пытаясь таким образом замять поднявшийся шум. Однако обмануть не удалось, пресса "взорвалась" публикациями на злободневную тему. Надо отметить, что и здесь, и ранее особо заметную, а в отдельных эпизодах ключевую роль сыграл выдающийся белорусский природозащитник, в прошлом редактор газеты "Беловежская пуща" Валерий Дранчук из Минска, для которого дело защиты Беловежской пущи стало важной частью его жизни и деятельности.

Скандал постепенно утих. Незаконные массовые рубки в открытую и в наглую прекратились. Далее они проводились точечно, быстро, глубже в лесу и под строгим секретом. Директор, будучи под полной защитой Управления делами Президента, никакого наказания не понес. Наоборот, власти взялись за журналистов, прежде всего за редакцию "Комсомольской правды". Те под нажимом и угрозой судебных иском и непомерных штрафов вынуждены были написать "опровержение". Ведь к тому времени судебная система в стране уже находилась почти под полным контролем властей. Для создания видимости правдоподобности во время повторного приезда редактора газеты, руководство нацпарка ввело в обман и организовало "подставу", показав им в квартале 741 другую, образцово-показательную пробную площадь, где следов рубок не было, вместо первой, полностью вырубленной, которая и фигурировала в статье А.Хилимона.

После всего этого ужесточился контроль также и за мной. Через полгода, во время очередной случайной встречи в лесу с директором было организовано взятие меня "с поличным" (с фотоаппаратом), засвечена пленка и составлен протокол якобы за нарушение режима посещения нацпарка и фотографирование леса без разрешения администрации. За эти "нарушения" с меня потребовали заплатить штраф. Я подал в суд и выиграл его. Через пару месяцев после велосипедной экскурсии c учениками школы по Пуще на меня был составлен второй протокол за якобы "нарушение" режима посещения. Хотя никому более из местных посещение не запрещалось, по причине их неактивной позиции в защиту Беловежской пущи. После этого случая никто меня на дорогах Пущи больше не видел. Моими дорогами стали звериные тропы. Мониторинг нарушений законодательства и правил экологии продолжался

Беловежская пуща - природный феномен мирового значения. Поэтому в условиях свободной интернет-коммуникации информация о творимых в ней безобразиях быстро распространилась по всему миру. Еще в 2002 г. в Совет Европы, ЮНЕСКО и далее в 2003 г. в ООН были направлены открытые письма за подписями известных деятелей культуры, политики, охраны природы и журналистов Беларуси. Инициатором их был Валерий А. Дранчук. В 2003 г. на обращение инициативной группы "Беловежская пуща - 21 век" к международной общественности первыми откликнулись и предложили свою помощь Международный социально-экологический союз (Ольга и Владимир Захаровы, Россия), который на своем сайте поместил раздел в защиту Беловежской пущи. Эту инициативу тут же поддержал Киевский эколого-культурный центр (Владимир Борейко, Украина) и Экологическая группа "Печенеги" (Сергей Шапаренко, Украина). По их инициативе общественная кампания в защиту Беловежской пущи вышла за пределы Беларуси и получила международный статус. В 2003 г. ими было опубликовано и распространено Обращение к международной общественности "Беловежская Пуща в опасности!". Со всего мира на имя президента и в Минприроды пошли факсы протеста от общественных организаций и частных лиц! Просто так замолчать и далее игнорировать эту проблему для белорусских властей стало уже невозможным.

Хочу поблагодарить всех людей, которые оказали в те годы поддержку общественной кампании в защиту Беловежской пущи! Здесь опубликован список, далеко не полный.

В 2004 г. состоялся приезд в Беловежскую пущу экспертов ЮНЕСКО с целью проверки качества сохранения объекта Всемирного наследия. Администрацией нацпарка было сделано всё возможное, чтобы скрыть истинную ситуацию и организовать показуху. Для этого в Пущу на встречу с экспертами привезли даже представителей псевдо-общественных экологических организаций. Однако нам, общественным активистам, удалось сломать "театральный" сценарий, донести истинное положение дел и пустить развитие событий по иному руслу. В итоге эксперты подготовили резолюцию, которая была не в пользу администрации Пущи. Зная об этом и не дожидаясь официального оглашения резолюции, власти поспешили сообщить об упреждающем увеличении заповедной зоны национального парка в 2 раза. Это была вторая крупная победа общественных активистов!

Тем не менее, директор нацпарка не унимался в своих антиэкологических инициативах. Оставаясь под дальнейшим президентским покровительством, в условиях безнаказанности за свои экологические злодеяния, он внедрил новый способ уничтожения Беловежского первобытного леса (заметьте, это означает реликтового, естественного, дикого) - через массовые искусственные посадки лесокультур. Чтобы остановить это, опять пришлось прибегнуть к помощи международного сообщества. Российские и украинские природозащитники в 2005 г. подняли новую волну международного протеста с призывом остановить уничтожение Беловежской пущи. На имя Президента и Минприроды опять пошли факсы со всего мира.

***

К этому времени я был уже уволен со средней школы. Это произошло осенью 2004 г. Директор школы приближалась к пенсионному возрасту, но очень хотела продолжать работать и увидела во мне угрозу своему благополучию. Вначале она испуганно отреагировала на мои громкие публикации в прессе, разоблачающие незаконную деятельность руководства нацпарка. Затем на мои судебные дела, несмотря на судебный вердикт в мою пользу. Нацпарк оказывал школе шефскую помощь, поэтому я уверен, что тут не обошлось без "подсказок" с их стороны. Финалом же стал случай, когда я попросил присвоить мне учительскую категорию, повышение которой мне, с ученой степенью, было положено через каждый год работы, о чем я молчал 2 года (для простого учителя это делается через каждые 5 лет). Директор сообразила, что такими темпами моя педагогическая квалификация очень быстро станет приемлемой для директорского кресла. В итоге она сказала (обманула) заведующему РОНО, что я якобы не хочу работать за полагающуюся мне зарплату, а мне сообщила (обманула), что заведующий РОНО по своей инициативе сказал меня уволить за то, что я мешаю школе в отношениях с нацпарком. Срочно из декретного отпуска была вызвана учительница, а меня уволили. Она поработала 2 недели и опять ушла в отпуск, а на ее место взяли новую учительницу. Тем не менее, директора это не спасло. Где-то через год-два она была отправлена на пенсию, а на ее место поставлен молодой учитель физкультуры.

Это было мое второе не планируемое увольнение. Опять впереди была неизвестность. В деревне и районе подходящей работы больше не было. До этого были предложения на трудоустройство в Гродненский и Гомельский университеты, но это требовало переезда. Я же не хотел уезжать из Пущи. Поискал работу в Бресте и получил предложение главного научного сотрудника в Научно-исследовательском институте проблем Полесья. Однако это также было связано с необходимостью всю рабочую неделю жить там. Я был на распутье. Время поисков и ожидания лучших возможностей истекало. И оно вдруг случилось…

Уже не видя никаких иных вариантов, однажды вечером в дверь позвонили. На пороге стояли два молодых парня, поляка. "Мы из Гринпис. Мы ищем людей, которые стоят за интернет сайтом "Беловежская пуща - 21 век". Нам посоветовали обратиться к Вам, может Вы знаете, где их найти", - сказали они. "Проходите, Вы пришли прямо по адресу", - ответил я. "А что Вы хотите?" "Мы хотим предложить сотрудничество и помощь нашей организации".

Для меня это был не просто выход в той сложной ситуации. Это было спасение моего дела и вывод общественной кампании в защиту Беловежской пущи на новый, более высокий международный уровень поддержки. Через полгода пришло письмо из польского отделения Всемирного фонда охраны природы (WWF), в котором предлагалось сотрудничество для вывода кампании в защиту Пущи на трансграничный польско-белорусский уровень. Но это уже другая история.

Какое всё это имеет отношение к духовному знанию? Самое прямое. Это была основа, фундамент, из которого оно прорастало. Многие события формировали необходимые личностные качества для этого. О чем будет подробно в следующей части.

(При нажатии фотографии значительно увеличиваются)


1. Я во время работы учителем в Каменюкской средней экологической школе, фото для выпускников, 2004 г.

 
 
2. Я вместе с Анатолием Шалаком, бывшем научном сотруднике, в Беловежской пуще, 2005 г. Я упоминал о нем здесь, как о главном инициаторе общественной кампании 1988 г. за реорганизацию Гос.заповедно-охотничьего хозяйства "Беловежская пуща" в гос.заповедник, который был вскоре после этого уволен;
3. У 300-летнего дуба, 2005 г.

(Продолжение здесь)
Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/94752.html)

Духовное знание

Previous post Next post
Up