Мой духовный путь. Часть 8. Работа в Беловежской пуще. Духовность

Jan 29, 2012 11:52


(Продолжение. Начало здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь)

Продолжу рассказ о своих религиозных воззрениях во время работы в национальном парке "Беловежская пуща". К концу учебы в университете они уже были сформированы в цельное мировоззрение, а далее по жизни лишь углублялись и совершенствовались. Основой их стал диалектический материализм и неверие в персонифицированного и очеловеченного Бога-дедушку, который находится или живет где-то далеко в космосе, а тем более за облаками, за всеми и всем наблюдает, всех судит, наказывает или милует, и таким образом управляет миром. Подчеркну, основой был диалектический материализм, безграничный и творческий, а не консервативный и полузастывший, как того придерживаются многие ортодоксальные материалисты. Это означает, что мир бесконечен, а наше знание о нем ограничено, что непознанного много больше, чем познанного, и что наука исследует этот мир и постепенно раскрывает его, переводя непознанное в разряд познанного. Таким образом, то, что ранее считалось чудесами и прочими религиозными тайнами, со временем становится объяснимым, понятным и даже обычным для нашей жизни. И самое главное - существует непознаваемое, которое есть сама бесконечность, безграничная и загадочная, из которой мы рождаемся, в которой живем, куда уходим после смерти и которая управляет всем процессом в мире. Ее называют Вселенная (макрокосмос). Или по-другому Бог, Абсолют.

То есть, сама природа (всё, что нас окружает), сам космос (в этом контексте как синоним слова "природа") стали для меня символом и содержанием понятия Бог. Красивые леса, реки, озера, облака, деревья и травы, птицы и насекомые, всё живое и неживое, ночное звездное небо, Солнце, Луна и сама планета Земля - это и было моим Богом. В ней (природе) я находил источник своей радости и творчества, ее я обожествлял, считал живой и мудрой, а себя рассматривал как единую и неразрывную маленькую часть с этим бесконечным, в целом непознанным, живым организмом. На то время (конец 1980-х - 1990-е года) Беловежская пуща стала моим главным сакральным местом и источником духовного и Божественного. Ее дополнением был мой красивый [экологический] хутор (дача). В рамках своего научного знания такая картина мира и духовное отношение к нему представлялись мне цельными, разумными и непротиворечивыми. Тогда я еще не знал многочисленных фактов, открытых для себя позже, которые значительно расширили мои тогдашние знания о мироздании и вывели мое нынешнее понимание далеко за границы видимого материального мира...

Таким образом, период моей работы в национальном парке "Беловежская пуща" (1985 - 2001 гг.) можно охарактеризовать, как становление моего мировоззрения и основ моей религиозности.

К средине 1990-х годов в Пущу приехал молодой человек, его звали Сергей. Он увлекался археологией, историей и культурой славянского народа древних времен. Он был первый, от кого я услышал цельный рассказ о верованиях наших предков - о язычестве. Я сразу понял, что это в целом соответствует моим взглядам и пониманиям, и очень заинтересовался этим. Конечно, без фанатизма и поклонения идолам. :) Надо сказать, на тот момент я не встречал хорошей литературы по данной теме. Да и сейчас ее не особо знаю. Чуть позже я познакомился с научным сотрудником Института истории Академии наук, к.и.н. Аллой Квятковской. Она изучала историю наших предков и много знала об их жизни и традициях. Она также много рассказала мне о язычестве. Мои сегодняшние знания свидетельствует, что язычество, как полное и цельное древнее знание, в значительной степени утеряно. До нас дошли лишь его отдельные части, измененные и нередко переделанные на современный лад и понимание. Например, я читал, что древние славяне владели глубоким знанием о лечебных свойствах растений и что до половины их рецептов на сегодня утеряны.

Я узнал о языческих святилищах, капищах, о местах силы, ритуальных камнях, курганах, традициях и пр. Всё это было в Беловежской пуще и вышеназванные люди изучали их. Более того, оказалось, что мой хутор, где я родился и вырос, расположен в подобном месте. Рядом с ним находится маленькое круглое болото (200-300 м в диаметре) с глубоким слоем торфа (до 6 м). Похоже, что это старая метеоритная воронка. Из детства помню легенду, которой меня, маленького, пугали: раньше там якобы стояла церковь, потом она провалилась, поэтому туда нельзя ходить, это страшное место. Сергей и Алла мне сказали, что это верный признак древнего языческого святилища. Таким способом во время христианизации священники отпугивали местных людей от этих мест, призывая их идти в церковь. В 1 км от болота в лесу расположено старое захоронение с камнями, местные называют его монголо-татарским. На одном камне выбит человечек, на втором - маленький крест. Сергей обследовал это место и заключил, что это типичное языческое захоронение примерно 14-16-го веков. Расспросив стариков, я узнал, что ранее в округе было еще 2 подобных захоронения, камни от которых позже забрали на строительство. В общем, мне интересно было познавать нашу древнюю связь с природой.

Помню один случай, когда мне пришлось публично отстаивать свои тогдашние взгляды. Это было в 1995 г. во время похорон бабушки. По окончании молодой священник прочитал молитву за упокой и в соответствии с процедурой всем необходимо было поцеловать крест в его руках. Когда подошла моя очередь, я перекрестился и решил не делать этого. Тут же вспомнились правила гигиены, о которых нам рассказывали на занятиях по атеизму, а также крестовый поход против язычества во времена христианизации. Спонтанно возник внутренний протест против демонстрации фальши и обмана. Я ведь не был верующим христианином в истинном смысле этого слова. Меня крестили (приобщили к религии) младенцем, в бессознательном состоянии. Перекрестившись, я попытался уйти.

- Целуй крест, - сказал священник.
- Извините, не могу, - ответил я.
- Почему? - спросил он.
- Моя вера не позволяет мне это сделать, - ответил я.
- Какая вера?
- Язычество.
- Целуй крест, иуда! - настойчиво и с нотками злости сказал священник.

Понимая неразумность обострения конфликтной ситуации на виду у всех, я подчинился и поцеловал. На следующий день мать была в церкви и, вернувшись, сказала, что проповедь после службы была посвящена вероотступничеству...

Однажды к средине 1990 гг. в Беловежскую пущу приехали рериховцы и организовали для местных жителей выступление. Рассказали биографию Николая Рериха, его учение, показали слайды его картин, читали стихи и под аккомпанемент фортепиано пели песни. Было очень интересно, хотя многое не понятно. К сожалению, продолжить контакты не удалось, в то время не было интернета. Поэтому всё, что осталось от визита, это добрая память о нем.

У нас здесь есть местная община баптистов. В 35 лет (1998 г.) они пригласили меня на свою встречу. Я с удовольствием согласился. Приехал их пастор из Бреста, читал проповедь, толковал Библию, далее все пели песни. В целом было интересно и я решил ближе познакомиться с христианством. У меня не было в планах становиться баптистом, так как это не вписывалось в мое тогдашнее [больше языческое] мировоззрение. Но мной двигало познание нового. Однако после второй встречи всякое желание ходить к баптистам у меня пропало. Вместе с пастором приехала молодая супружеская пара, им было лет 18-19. В конце встречи им дали слово и началось… светопреставление. Весь смысл их проповеди сводился к тому, что грядет конец света, вот-вот апокалипсис, все признаки его на лицо и нужно срочно готовиться к приходу Спасителя. При этом зачастую использовались надуманные аргументы, не выдерживающие никакой критики. Всё это больше напоминало бред сумасшедших, чем речь здравомыслящих людей. Но больше всего меня поразили поддержка и кивание в знак согласия остальных собравшихся людей. На этом мой "баптизм" закончился. Нет, я не воспротестовал против них. Мы встречаемся в деревне, разговаривает по душам, дискутируем. Периодически получаю приглашение на их молебны. Но ставлю встречное предложение - дать мне возможность выступить. Они отказываются…

В тот раз баптисты подарили мне Библию. И я поставил своей целью изучить ее. Начал читать с Ветхого Завета. Не скажу, что интересно было. Скорее трудно и не понятно. К тому времени я уже знал, что Библию нужно читать не столько умом, сколько сердцем, чтобы понять заложенные в ней истины. Этого я не умел. Но у меня был уже похожий опыт - изучение трудов В.И. Ленина. Тогда вначале также было невероятно трудно: тяжелый для понимания язык и стиль изложения, спецтермины и особые понятия. Было большое желание бросить. Лишь сила воли, настойчивость и понимание необходимости пройти сквозь это двигали далее. Через некоторое время, где-то на 15-20-й публикации я вдруг заметил, что внутренне начинаю понимать глубокий смысл написанного и что читаемый текст воспринимается уже относительно легко. Одним словом, появилось "второе дыхание" (по аналогии со спортом). После чего изучение классиков марксизма-ленинизма стало простым и интересным.

То же самое я ожидал в отношении Библии. Однако этому не суждено было случиться. Я дисциплинировано прочитал страниц 100-120. Но далее не выдержал. Мало того, что библейская история всё еще не вызывала во мне особого интереса и я не ощущал пока что скрытых от меня мудрых истин, так в нескольких местах встретил повествование о том, что в корне противоречило моему пониманию любви и святости. В частности, когда давались указания убить, включая младенцев и скот. И это называлось Святая Книга, учившая любви и мудрости. Для меня это ассоциировалось с фашизмом (позже в интернете я нашел целую кампанию в развитие этого тезиса). Мое сердце не выдержало такого и я надолго отложил Библию в сторону…

Вспоминаю еще один интересный случай. В середине 1990-х годов к нам приехал гипнотизер. Народа в доме культуры собралось много. Меня это также заинтересовало. Ведь я в студенческие годы занимался аутогенной тренировкой (самогипнозом). Гипнотизер для начала предложил людям в зале поднять руки над головой и взять паьцы в замок. Затем сделал внушение и попросил руки разнять. Некоторые не смогли этого сделать. Он подошел к каждому, внушил расслабление, дотронулся до руки и руки разжались.

Затем гипнотизер пригласил на сцену желающих. Таковых нашлось человек 30, включая меня. Все стали по стойке "смирно", гипнотизер каждому делал внушение и тащил за своей ладонью. Когда настал мой черед, я сделал себе самоустановку на полное подчинение. И оно получилось. Гипнотизер оставил троих самых внушаемых людей, включая меня, остальных отправил на свои места. Мы сели на специально поставленные на сцене стулья, гипнотизер начал считать до десяти, указав перед этим, что на счет "10" каждый забудет всё и заснет. Я сделал себе самоустановку на полное расслабление и засыпание, и начал погружение в сон. При каждом счете мое тело расслаблялось, мышление успокаивалось. Но как только гипнотизер назвал "6", я почувствовал что-то неладное - движение в сон прекратилось. На счет "7" пошел обратный процесс. И как только гипнотизер сказал "10", я пришел в полное бодрствование, открыл глаза и с недоумением посмотрел на него. Он показал рукой уйти в зал и продолжил сеанс. А двое оставшихся (солдат местной военной части и деревенская женщина) были в полном гипнотическом сне и далее по командам гипнотизера выделывали такое, от чего зал периодически погружался в хохот.

После сеанса гипноза я зашел к нему за кулисы и мы немного поговорили. Он подтвердил, что у меня слабая внушаемость, он увидел это в зале по рукам в замке, но был удивлен, что я так легко поддался его внушению при отборе на сцене. Тут же я нашел объяснение своему просыпанию во время счета до десяти. Когда в молодости я начал практиковать аутотренинг после спортивных тренировок, проблемой стало засыпание при расслаблении мышц. Вместо сеанса самогипноза получался сеанс дремоты или сна (благо, что не храпел :). Поэтому я начинал применять формулы слов против засыпания. И натренировал себя этим до автоматизма. Поэтому как только я начал помогать гипнотизеру самовнушением двигаться в расслабление, сразу же включился механизм блокировки сна. И на счет "10" я, вместо сна, пришел в полное бодрствование.

И последнее. В прошлом тексте я упоминал, что моя коллега по работе Наталья Дьяченко периодически приносила мне книги по эзотерике, парапсихологии и другим "экзотическим" практикам и направлениям. Я с интересом читал их и впитывал в себя то, что считал ценным и с научной точки зрения допустимым. Кроме того был свидетелем ее сеансов нетрадиционного лечения, диагностики по фотографии и с помощью особой металлической рамки, хиромантии и пр. Иногда другие люди знакомили с интересной литературой. Особо запомнилась книга "Записки живого мертвого" (записи медиума в состоянии транса, надиктованные душой умершего человека). В то время я еще не знал, как к этому относиться. Поэтому принимал такую информацию к сведению и не отмахивался от нее лишь на том основании, что она не вписывалась в признанные большинством научные каноны.

Всё это вместе формировало мое мировоззрение и вносило вклад в будущее духовное становление. В общем и целом, именно Беловежская пуща, мой экологический хутор и красивая природа других мест являлись в то время для меня источником духовного вдохновения и наслаждения. А также звездное небо, открывавшее ощущение в безграничный космос…
В рукотворных сооружениях, в религиозных обрядах и традициях я не находил в то время для себя глубоко сакрального и Божественного. Сейчас уже точно знаю, почему…

(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/94306.html)

Духовное знание

Previous post Next post
Up