Ракетно-дипломатическая дуэль Кеннеди-Хрущёв - предистория: 1959 -1962 г.г.

Mar 28, 2014 04:42

"Кубинский кризис" октября 1962 года - это были дни, когда мир впервые оказался непосредстве у грани "ядерного армагедона" - начался в в 1959 году в Турции.

НАТО развернуло там - в непосредственной близости от черноморского побережья СССР - американские базы для размещения 15 ракет среднего радиуса действия "Юпитер" с ядерными боеголовками (руководителем программы создания тех ракет был Вернер фон Браун).

Установили американцы такие же ракеты также и в Италии, однако именно "турецкие базы" по-видимому особенно напрягали советско-американские отношения по той простой причине, что установлены были именно те 15 Юпитеров что называется "у самого палисадника".

Стратегическая же суть "турецкой проблемы" состояла в том, что в случае каких-либо кризисных ситуаций общее время на распознавание реального факта ракетной атаки с турецких баз - имеется в виду распознавание ракеты противника на фоне не так уж и редко случающихся разного рода "ложных срабатываний" систем раннего предупреждения - резко сокращается, когда прямо у границ они стартуют. Отсюда и соответственно же возрастает риск принятия ошибочного решения об ответной атаке ... с последующим "ядерным армагедоном", как прямым результатом подобного рода фатальной ошибки.

И тем ни менее, никакие попытки Хрущева объяснить - по дипломатическим каналам - руководителям США про возрастающий риск для мира в целом от расположенных точно напротив его крымской дачи турецких ракет, увы, не помогали разрешить ситуацию...

В апреле 1962 года уехал Хрущев в очередной раз - по давно сложившемуся у него обыкновению - на дачу в Крым. И вот тогда то осенила его заманчивая идея о том, как можно будет полагал он что разрубить одним ударом не только давно уже набухавший политически "турецкий узел", но и ряд иных особенно в то время политически актуальных проблем, включая защиту Кубы - "острова Свободы", как эту страну тогда все чаще стали называть лидеры группы так называемых "неприсоединившихся государств" Азии, Африки и Латинской Америки.

Вернулся Хрущев немедленно ж с того "озарения" в Москву и поговорил поначалу с Анастасом Микояном, первым заместителем Председателя Совмина СССР. Идея включить Кубу в ракетно-ядерное противостояние СССР и США крайне не понравилась Микояну. Как позднее то выяснилось, были у Микояна - для той его оппозиции предложению Хрущева - убедительные основания.

Затем Хрущев собрал для дальнейших о том дискуссий своих ближайших по данной теме советников. В том числе присутствовали Родион Малиновский, Министр Обороны; Сергей Бирюзов, главком РВСН; Андрей Громыко, Министр Иностранных дел.

Приняли - в итоге тех обсуждений - решение послать полномочную делегацию на Кубу, чтобы обсудить идею Хрущева с Фиделем Кастро. Основная задача делегации - выяснить мнение Кастро о целесообразности развертывания советских ракет с ядерными боеголовками на Кубе. В случае его положительного к тому отношения, следовало понять представляется ли для Кастро реалистичной задача развернуть на территории Кубы советские ракетные базы так чтобы руководители США не имели возможности получить о том никакой информации вплоть до момента, когда ракеты начнут выходить на боевое дежурство, а соотвественно же и советские ракетные базы на Кубе окажутся к тому времени "свершившимся фактом", со всеми из того вытекающими политическими последствиями.

В мае 1962, Хрущев уведомил о своем плане вновь назначенного Посла СССР на Кубе Александра Алексеева ...
__________
Update 1: продолжу рассказ о памятных видимо не только для меня событиях рубежа 60-х чуть позднее, а пока отвечаю на один из поступивших к вышерасположенной части сообщения коммент. В нем высказывается мнение что в 1959 г. у СССР было много меньше чем нынче боеголовок ядерных, а потому и ответить на "турецкий вызов" было б Хрущеву в любом случае нечем, не говоря уже про всемирный с того "ядерный армагедон".

Согласно той статистике, которую имею основание считать заслуживающей доверие, это не так. Одеты мы были мягко говоря скромно, и со жратвой тоже случались "перебои" - это так. Но уж чего чего а с производством лучших в мире средств разрушения был тогда в СССР полный порядок. Вполне на мировом уровне.

Если уж Спутник первыми запустили, ... да и первый человек, если вспомнить откуда в Космос слетал и вернулся, то сомневаться в том был ли тогда паритет с вероятным противником - по силам ядерного сдерживания - вряд ли имеет смысл.

Подробнее см. об этом - могло ли что-то угрожать миру на рубеже 60-х - к примеру здесь:



Из картинки следует что общее число ядерных боеголовок было в 1959 г. приблизительно тем же как и в 2002. Сей час уже несколько меньше их осталось:


Оценки разумеется приближенные. Это надо полагаю что понимать, если кто-то решит обратить внимание на то, что Киселев недавно назвал для России заметно меньшую, чем выше на картинке показано, цифру в 8 500 боеголовок. Да и та же газета USA Today, когда цитировала данные Киселева, отмечала что у США нынче поменьше будет чем 8500.

Иными словами, статистика данной тематики - в открытых источниках которая приводится - сообщается обычно лишь для того чтобы показать порядок обсуждаемых величин и соотношение меж ними, а вовсе не для того чтобы указать точное число каких-либо из обсуждаемых "изделий".

Вспомнил в данном контексте про некоторые недоумения, которые у меня случалось всплывали, когда через несколько лет после выщеобсуждаемых событий - уже во второй половине 60-х годов - поясняли нам отцы-командиры про необходимость выполнения еще очень большого объема впереди оставшейся работы, потому что американцы могут нас уничтожить уже целых восемь или даже (по другим оценкам) двенадцать раз, тогда как мы их пока всего "только" шесть, а то может и вовсе лишь четыре раза стереть с лица Земли в состоянии будем, если конфликт ракетно-ядерный "завтра вспыхнет".

Долго не мог то понять, кого и почему могло бы напрягать, сколько именно "раз" одна сторона ожидаемого конфликта может стирать с лица Земли хоть какие-либо следы существовавшей там до того цивилизации, по сравнению с тем сколько раз это жа самое сумеет сделать другая? Почему "чистота ядерной зачистки" поверхности Земли - от следов пребывания там участников глобального противостояния двух систем - должна определять текущие итоги успеха или проигрыша того или иного участника гонки ядерного вооружения?

Подобного рода статистика просто алогичной мне казалась ...

На территории каждой из двух ядерных сверх-держав в то время можно было насчитать где-то от двух-трех десятков до может быть 50-70, не более того, политико-административных, экономических, промышленных центров, остекленение которых ядерными боеголовками (от 100K до полу-мегатонны тротилового эквивалента на цель) по сути бесследно обнуляет до того существовавшую в той части света цивилизацию.

На рубеже 60-х годов и СССР, и США заведомо уже располагали такой возможностью. Не уверен, что уже и тогда сравнивали сколько раз одна сторона конфликта сумеет отбомбиться по уже и до того многократно выжженой поверхности городов "противника" по сравнению с тем на сколько циклов такого рода многократной зачистки её самой хватит боезапаса у все еще находящихся в полете средств доставки противной стороны. Однако, полагал бы что и Кеннеди и Хрущев в одинаковой степени ясно себе представляли что основная из задача - спасти мир от такой перспективы.

Именно что "мир" а не только две страны - наиболее вероятные участники потенциально нависавшего конфликта - потому что безотносительно конкретных цифр вышеотмеченной "статистики" (кратности взаимного ими друг друга уничтожения), значительная часть боезапаса ядерных погребов каждой из этих двух стран будет в итоге конфликта взорвана, пусть даже не всегда непосредственно над целью ...

Как скажется взрыв тысяч ядерных боеголовок на жизни планеты, на самом разном уровне с тех пор постоянно дискутировали - "ядерная зима" и пр. - однако, места для хоть сколько-то оптимистичных с того выводов увы до сих пор не оказывалось.
__

Выше обсуждался боезапас участников ядерного противостояния. Этот раздел сопоставлений представлялся особенно важным для оценки масштабов мировой катастрофы, поскольку практически все хранилища обсуждавшихся выше боеголовок находились всегда - паритетно - на прицеле обоих сторон.

Иными словами, взорваны они были б - по итогам конфликта - в любом случае, безотносительно того вошли бы вышепломянутые боеголовки в число той части боезапаса, которая уже находилась на ракетах к моменту начала военных действий или все еще оставалась на стеллаж.

Теперь переходим к следующему разделу той же темы. Поговорим про оценку шансов хотя б одной из сторон обсуждаемого типа конфликта "уцелеть", понадеявшись для того скажем на преимущество внезапности "первого удара".

Прикинем с этой целью потенциал средств доставки предположительно "слабейшей" из двух сторон противостояния. Выше было отмечено, что кратность, с которой стороны в состоянии друг друга погубить в ядерном противостоянии -- одна из сторон допустим что лишь два-три раза погубит другую, а вторая куда как много более того в состоянии будет со своим противником сделать -- отнюдь не является фактором, который дал бы возможность какой-либо из них уцелеть по итогам такого конфликта.

Соотвественно же и оценивать будем лишь то, насколько весомы были у Кеннеди основания беспокоиться за судьбу Жаклин и детей, ну а кроме того, конечно же и за сам по себе факт существания США как такового, в случае, если б он отдал приказ нанести ракетно-ядерный удар по СССР первым.
    - Cоветский Союз имел тогда что-то порядка 40 межконтинентальных баллистических ракет (ICBM).
    - Было в то время у СССР около полусотни стратегических бомбардировщиков, которые способны были нести к целям в общей сложности около 400 боеголовок.
    - Подводные лодки-ракетоносители (не имею данных об их числе) ходили в Тихом и Атлантическом океанах. Предполагалось что уже после обмена сторонами ядерными ударами доставят они к побережьям Америки порядка 70 баллистических ракет.
Иначе говоря, одна лишь только подводная часть советской "триады" - наименее уязвимая для поражения "первым ударом" противника - способна была бы в случае конфликта едва ли не всухую "зачистить" от всего живого оба побережье Америки, в том числе, такие города, как Нью-Йорк, Бостон, Вашингтон, ... Хьюстон ... Сан-Диего, Лос-Анжелос, Сан-Франциско, ...

США имели тогда в разы большее число носителей боеголовок, на всех уровнях обсуждаемой "ядерной триады".

Решительный перевес США перед СССР состоял, таким образом, в том во сколько раз больше способна была б Америка уничтожить СССР по сравнению с тем, сколько раз оказался б в состоянии Советский Союз "дополировать" все хоть сколько-то значительные города Америки после того, как сначала обратил бы их в радиоактивный пепел.

Еще раз поэтому отметим что конечным итогом несопоставимо более мощного производственного потенциала военно-промышленного комплекса США перед советским того же назначения "комплексом" оказывался в обсуждаемой ситуации фактор кратности с которой стороны могли б - в случае военного конфликта - уничтожить друг друга

Имеется более чем достаточно свидетельств тому - часть из них будем обсуждать в последующих разделах данного сообщения - что не только сам Кеннеди, но и почти все его окружение хорошо понимали вышеописанную ситуацию бесспорного балланса средств ядерного устрашения, который "балланс" сложился на рубеже 60-х между "ядерными триадами" США и СССР.

Вселенская катастрофа начала ядерной войны меж СССР и CША могла б потому случиться лишь в одном - только одном и никаком ином - случае, вероятность которого увы оставалась все еще недопустимо высокой в 1962 году. Речь идет о той или иной природы технической погрешности работы все более сложных систем обсуждаемого типа. Например, это мог бы быть технической причины "несанкционированный пуск" ракеты, стоящей на боевом дежурстве; тех же последствий "ошибке" персонала - "человеческий фактор" - и т.д..

Забегая вперёд, отметим что потому и основным итогом Карибского кризиса считается так называемая "горячая линия" (телефонная и телетайпная) меж руководителями СССР и США, которая значительно снижала вероятность совершения ими фатальной - для мира в целом - ошибки.
____
Update 2: В ряду иных читательских откликов получил уместное напоминание что Кеннеди стал Президентом США только в январе 1961 г. а потому и никак не мог бы нести ответственность за установку в Турции ракет в 1959.

Разумеется это так. Связанные с тем а также дополнительные - об иных кризисах - мои пояснения см. в апдейте к следующему данной темы сообщению
____

См. также:
  • Воспоминания порой помогают, а случается что и наоброт мешают
  • 100 лет назад - "выстрел в Сараево"
  • "Восточно-Европейский кризис": часть 2
  • Дискуссия о Восточно Европейском кризисе.
  • Ракетно-дипломатическая дуэль Кеннеди-Хрущёв - предистория: 1959 -1962 г.г.
  • 23 августа 1962 - "момент истины" - первый проблеск понимания Кеннеди
  • Кульминация "Кубинского кризиса": сентябрь-октябрь 1962 ...
  • Кубинский кризис - 23 октября 1962 - напряженность растет ...
  • Может ли Америка "хлопнуть дверью" в отношениях с Россией?
  • "Ятрогенные заболевания" в международной политике.
  • Нью-Йорк Таймс о текущем состоянии кризиса в Восточной Европе
  • Договор России и Китая - эпохальное свершение ...
  • Диалоги об "истории холодной войный" в контексте Восточно-Европейского кризиса
  • Молодой Генсек или Госдеп, ракетно-ядерный балланс "Россия-Америка", цены на нефть ...
  • Популярные в онлайновых дискуссиях прогнозы "разрушительных санкций"
    ____

    Предшествующие сообщения близкой темы:
  • А еще также был случай - страстно обнимал ...
  • Практические вопросы гражданской самообороны этапа "Конец света"
  • Высоцкий "История болезни. Часть III"
  • Previous post Next post
    Up