П.Стефановский || «
Красная звезда» №4, 5 января 1945 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 4 января (1 стр.). Капитан В.Курбатов. - На улицах Будапешта (1 стр.). Майор 3.Абрамов. - Срок службы боевой машины (2 стр.). Летчик-испытатель П.Стефановский. - Заметки летчика-испытателя. (2 стр.). Майор И.Березкин. - Неправильное использование пулеметной роты в бою (2 стр.). Майор И.Бойков. - Воспитание комсомольцев-офицеров (3 стр.). Майор медицинской службы С.Португалов. - Лечение пенициллином в Красной Армии (3 стр.). Майор К.Мельников. - Сто сорок первая годовщина полка (3 стр.). Маленький фельетон. - Г.Рыклин. - Равнодушные люди из ПП (3 стр.). Э.Бжозовский. - Строительство польской государственности на новом этапе (4 стр.).
# Все статьи за
5 января 1945 года.
Борьбу за господство в воздухе мы ведем не только в воздушных сражениях. Конструкторские бюро, аэродинамические лаборатории, цехи самолетостроительных и моторостроительных заводов, летно-испытательные станции, - всё это тоже своеобразное поле битвы. Здесь рождается, испытывается, совершенствуется, оттачивается оружие, приносящее победы советским летчикам. Через руки летчиков-испытателей проходят опытные и серийные модели самолетов. Изучая их поведение в воздухе, мы работаем всё время в тесном содружестве с конструкторами. Наша общая задача - создавать такие боевые машины, которые бы удовлетворяли современным требованиям воздушной войны и вместе с тем были доступны для среднего пилота.
Сейчас, когда советская авиация прочно овладела господством в воздухе, когда наша авиационная техника далеко оставила позади вражескую, невольно вспоминается тот трудный путь, который проделала вся наша отечественная авиапромышленность, конструкторы самолетов, моторов и вооружения, а вместе с ними и наш испытательский коллектив. До начала войны все мы много работали. Но все-таки первые же сражения показали, что сделано далеко не всё. В частности мы, летчики-испытатели, вечерами, освободив плечи от парашютных лямок, подолгу говорили о воздушной войне. На фронте нашим летчикам приходилось трудно, потому что враг имел больше самолетов. Зная в известной степени боевые свойства немецких самолетов, мы сопоставляли их с последними образцами нашей авиационной техники, которые еще только осваивались на фронте. Хотелось досконально знать, как выдерживают боевой экзамен эти машины, что нужно сделать, чтобы они стали в полном смысле слова оружием победы.
В эти первые боевые дни нам не сиделось на своем испытательном аэродроме. Война как бы затронула нашу профессиональную честь. Многие стали поговаривать о фронте. Там, утверждали они, можно видеть на деле все положительные и отрицательные стороны наших машин. Правда, мы имели некоторые сведения о действиях испытанных нами самолетов, но все же не чувствовали полного удовлетворения. Ведь когда облетаешь машину десять или двадцать раз, тебе кажется, что всё обстоит благополучно. Но вот вдруг на пятидесятом полете самолет начинает «капризничать».
Мысль о создании боевых групп из летчиков-испытателей была положительно встречена командованием. Правда, нам отчетливо дали понять, что драться с немцами есть кому, кроме нас, и что наша задача особая - произвести боевую проверку качества испытанных ранее машин. Коллективу летчиков-испытателей было разрешено организовать несколько боевых групп. Одну группу истребителей возглавил
дважды Герой Советского Союза Супрун, командование другой, вооруженной самолетами «МИГ-3», было поручено мне. Группы штурмовиков и бомбардировщиков возглавили летчики-испытатели Кабанов, Долгов и Лебедев.
В том районе, куда держала путь наша истребительная группа, воздушный противник был весьма активен. Он пользовался своим численным превосходством. Кроме того, наши истребительные подразделения, находившиеся там, еще далеко не все были вооружены новой материальной частью. Новые советские самолеты-истребители: «МИГ-3», «ЯК-1» и «ЛАГГ-З» имелись пока лишь в отдельных частях.
Надо сказать, что эти наши самолеты с честью выдерживали яростный натиск немцев. Разумеется, они, как и любые другие самолеты, имели свои положительные и отрицательные стороны. Так, например, «МИГ-3», имевший некоторые недостатки в вооружении, прилично дрался на высоте и успешно сражался с немецкими бомбардировщиками. «ЛАГГ-З» по своей конструкции был несколько тяжеловат, но зато он имел более сильный огонь. Легкий и маневренный «ЯК-1» уже тогда был серьезным конкурентом «Мессершмитту-109».
От некоторых людей, наблюдавших за воздушными боями, мы слышали явно преувеличенные рассказы о летных качествах немецких машин. Конечно, немцы перед войной в какой-то мере улучшили свои самолеты, но ведь не настолько же, чтобы с ними нельзя было успешно драться! Те бои, которые уже были проведены летчиками-фронтовиками, наглядно убеждали в этом. Задача состояла в том, чтобы уметь выжимать в каждом полете из своей авиационной техники всё, что она способна дать.
В районе одного крупного населенного пункта действовали «ME-109». Рассчитывая на удаленность наших аэродромов от этого пункта, немцы вели себя довольно нагло. Они знали, что наши истребители не могут быстро появиться в этом районе, а тем более нести длительное время службу воздушных патрулей. Группа летчиков-испытателей взяла на себя задачу - обеспечить в опасной зоне действия бомбардировочной эскадрильи.
Расстояние до района предполагаемой встречи с противником почти равнялось радиусу действия самолета. Это был полет на пределе. Требовалось определенным образом использовать режим работы мотора, чтобы выполнить это задание. Возникало сомнение, возможен ли такой полет вообще, не говоря уже о том, что нужен был некоторый запас времени для воздушного боя. Мы тщательно рассчитали весь полет и стали искать выход из положения. Опыт испытательной работы подсказал, что тут необходим режим работы мотора на пониженных оборотах. Новые расчеты дали нам экономию горючего, достаточную на 10-15 минут полета. Хотя выбранные обороты были близки к так называемому «трясучему режиму», мы остановились на принятом решении, вменив в обязанность каждому летчику пристальное наблюдение за работой мотора.
В назначенный час группы пришли в район боя. В воздухе патрулировало несколько «Мессершмиттов». Кружился «Хеншель», корректируя огонь своей артиллерии. Одно из звеньев атаковало противника. Ни один из вражеских самолетов не ушел за линию фронта: «Мессершмитты» и «Хеншель» были тотчас же сбиты. Мы дважды пролетели над линией фронта, ожидая появления других «Мессершмиттов», которые, по всем данным, должны были атаковать группу наших бомбардировщиков. Однако немцы не появлялись. Видимо, только что понесенные потери заставили их отказаться от очередного вылета. Это был поучительный полет. Доклады всех летчиков, выполнявших задание, свидетельствовали, что моторы на самолетах, несмотря на необычный режим, работали безукоризненно. Самый детальный осмотр материальной части не показал ничего предосудительного. Повторив этот опыт, мы пришли к убеждению, что избранный режим работы мотора может быть рекомендован при выполнении определенных заданий, как режим наиболее экономного расхода горючего. В последствии конструктор согласился с нашими доводами, и мы получили возможность документально узаконить этот режим как наиболее выгодный при полете на предельную дальность.
Боевая проверка продолжалась. Каждый день мы совершали по нескольку вылетов, выполняя самые различные задания. Счет немецких самолетов, сбитых группой летчиков-испытателей, стал возрастать. Некоторые из нас уже сбили по нескольку вражеских машин. В этих боях мы всё больше и больше убеждались в отличных боевых качествах своего воздушного оружия. Некоторые слабые стороны наших самолетов в ряде случаев компенсировались другими качествами.
Подвергая испытаниям в бою свои отечественные самолеты, мы в то же время пристально изучали технику врага, нащупывали слабые стороны неприятельских машин, познавали в деталях их положительные качества, готовясь к работе, которой предстояло заняться по возвращении с фронта. Не было сомнения, что наши самолеты - оружие хорошее. С таким оружием вполне можно активно обороняться против немцев. Но ведь не век же мы будем обороняться! На смену обороне придет советская наступательная тактика. Наша промышленность готовит фронту новое воздушное оружие. Она должна довести его до такого состояния, чтобы вступление в бой этих самолетов означало для немцев полную потерю превосходства в воздухе. Враг тоже будет улучшать свои машины. Пристально изучая их в бою, можно было предугадать пути, по которым пойдут немецкие конструкторы.
Испытательные полеты на фронте являлись всесторонней боевой проверкой нашей авиационной техники. Один из таких боев провел летчик нашей группы испытатель Груздев. Он встретился над аэродромом с «Мессершмиттом-110». Некоторые, зная огневые преимущества «МЕ-110», с тревогой следили за ходом этого боя. Груздев смело вступил в схватку с немцем и потянул его за собой на высоту. Чувствуя свое превосходство, немец охотно полез за нашим летчиком и на восходящей спирали стал бить по его самолету из всех своих огневых точек. Между тем Груздев, отлично владеющий машиной, заставлял врага всё больше и больше «задирать» самолет. Нам хорошо было видно, как он увертывался от трассы вражеского огня и продолжал итти вверх. Немец, увлеченный погоней, старался не отставать. Казалось, вот-вот он собьет Груздева. Но эти опасения оказались напрасными. «МЕ-110», потеряв скорость, перешел неожиданно на нос, после чего Груздев резко, через крыло, свалил свой самолет в пике и поджег «Мессершмитт».
Расчет летчика-испытателя Груздева был безошибочным. Он знал, что «МЕ-110» имеет преимущество в вооружении, но уступает «МИГ’у» в скоропод’емности и маневре. Уловив момент, когда немец, увлеченный преследованием, выдохся, «завис» и не мог больше итти на высоту, Груздев сделал ранверсман и с пикирования расстрелял врага. Позже он не раз демонстрировал подобные образцы воздушного боя. Попадая порою в труднейшее положение, он умел быстро превращаться из атакуемого в атакующего и одерживал очередную победу. Этот талантливый испытатель в общей сложности сбил 17 немецких самолетов.
Время нашего пребывания на фронте подходило к концу. В перерывах между боями мы горячо обсуждали свои наблюдения, приводили в порядок расчеты и записи. Воздушная война по сути дела еще только начиналась. Мы чувствовали, что советской авиации придется драться с врагом в воздушных сражениях большого масштаба. Для этого нужно было еще более совершенное оружие. Оно уже ковалось в тылу.
★
По возвращении с фронта мы первым делом осмотрели ангары и летные площадки. Эта своеобразная «ревизия» показала нам, что отечественная авиапромышленность, перешедшая на военные рельсы, работает полным ходом. В ангарах стояли модели новых самолетов, ожидающие испытания. Кое-что следовало проделать и с теми машинами, которые уже воевали или были подготовлены к производству. Первоочередная испытательная работа развернулась вокруг нескольких основных машин. Одной из них был истребитель «Яковлев», легкий, маневренный, имеющий мощное вооружение, который уже появился на фронте. По своим летным качествам это была прекрасная машина, но всё же и она требовала некоторых улучшений. Часть нашего испытательного коллектива взялась за методическое совершенствование новой советской машины - штурмовика конструкции Ильюшина. «ИЛ-2» уже успешно громил немцев. По всем данным было видно, что этому самолету предстоит большое будущее. Другие наши летчики-испытатели работали над самолетами-бомбардировщиками. Они «доводили» пикирующий самолет «Петляков-2» и испытывали средний цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик «ТУ-2». В самолетах такого типа фронт сильно нуждался.
Вскоре после возвращения с фронта группе летчиков-испытателей и конструкторов довелось быть вместе с участниками воздушных боев на одном важном совещании. Здесь был затронут ряд самых злободневных вопросов того времени. В частности речь шла о скорости наших истребителей и использовании этой скорости летчиками. Указывалось, что порою наши летчики, ведущие бои, не используют всей скорости, которую могут дать отечественные самолеты. Почему так получается? Потому что они летают с открытым фонарем кабины, не закрывают створок водо-маслорадиаторов, недостаточно внимательны в эксплоатации отдельных агрегатов самолета. Ряд летчиков-фронтовиков подчеркивал, что проблемы скорости должны получить более серьезное разрешение в самой деятельной работе над повышением мощности моторов.
Кроме того, был затронут очень актуальный в то время вопрос об обзоре назад. Летчики-фронтовики считали, что известный процент потерь следует отнести за счет плохого обзора назад и неудовлетворительного качества плексигласа. Эти недочеты приводили к тому, что летчик-истребитель не всегда мог во-время заметить противника, подходящего сзади. Вот почему некоторые летчики предпочитали летать с открытым фонарем, заведомо проигрывая от этого в скорости. Между прочим, на этом совещании было отмечено, что немецкий «ME-109» тоже отнюдь не является идеалом в отношении обзора. «Слепота» этой машины подтверждалась тактикой немецких пилотов, летавших «змейкой» для частого просмотра задней полусферы. Замечание это было безусловно верным. Однажды мне удалось подойти вплотную к группе из 12 «Мессершмиттов» и сбить одного немца совершенно незаметно для остальных.
Результаты этого об'единенного совещания сказались быстро. Были найдены методы улучшения качества плексигласа. Герой Социалистического Труда конструктор А.Яковлев вскоре разработал новую схему обзора для своего самолета, а завод произвел соответствующие переделки. Кроме того, был дополнительно устроен аварийный сброс фонаря. В результате новый советский самолет-истребитель получил более полный обзор. Спустя некоторое время на стэндах моторной станции нашего испытательного аэродрома появились образцы более мощных моторов. Над ними деятельно работала группа инженеров-специалистов. //Летчик-испытатель
П.Стефановский.
# (
Продолжение следует).
***********************************************************************************************
Сбито 2 «Фокке-Вульф 190»
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 января. (По телеграфу от наш. корр.). На-днях летчики-истребители гвардии старший лейтенант Шаруев и младший лейтенант Зайцев, выполнив боевое задание в тылу врага, возвращались на свой аэродром. У переднего края их встретили два «Фокке-Вульф 190». Наши истребители вступили с ними в бой, за воздушной схваткой с интересом наблюдали бойцы из своих траншей.
Бой был коротким, напряженным. Наши истребители смело атаковали врага, наглядно показав свое превосходство. Вражеские самолеты были сбиты. Пехотинцы горячо аплодировали советским летчикам.
★
185 БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ ВАЛЕНТИНЫ ПИСКАРЕВОЙ
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 января. (По телеграфу от наш. корр.). Широкой известностью в N-ском соединении пользуется отважная летчица Валентина Пискарева, совершившая 185 боевых вылетов.
На-днях вместе со штурманом Стуловым Валентина Пискарева в течение одной ночи совершила около десятка боевых вылетов. В результате налетов противнику нанесен большой урон в живой силе и технике.
☆ ☆ ☆
05.01.45: С.Португалов:
Лечение пенициллином в Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
05.01.45: М.Макухин:
Цифры и факты, взывающие к мести врагу ("Красная звезда", СССР)
04.01.45:
В берлоге немецкого зверя ("Красная звезда", СССР)
04.01.45:
Славный подвиг уральцев в Отечественной войне ("Правда", СССР)
03.01.45:
За полный разгром врага! ("Красная звезда", СССР)
03.01.45: А.Ерусалимский:
Международный обзор ("Красная звезда", СССР)
03.01.45: О.Берггольц, Г.Макогоненко:
Ленинград-Севастополь ("Известия", СССР)
02.01.45:
К новым победам! || «Правда» №2, 2 января 1945 года
02.01.45: В.C.:
Новогодний вой в гитлеровской берлоге ("Правда", СССР)
01.01.45: И.Эренбург:
Куранты века ("Красная звезда", СССР)
01.01.45: И.Эренбург:
Глаза Золушки ("Комсомольская правда", СССР)
01.01.45: Е.Кригер:
Старый солдат || «Известия» №1, 1 января 1945 года
01.01.45: Вс.Вишневский:
Привет 1945-му - году Победы! || Совинформбюро
Декабрь 1944 года:
31.12.44:
Год исторических побед ("Правда", СССР)
31.12.44: Д.Заславский:
1944 год || «Правда» №314, 31 декабря 1944 года
30.12.44: К.Симонов:
Свеча || «Красная звезда» №308, 30 декабря 1944 года
30.12.44: Э.Бурджалов:
Великая заслуга советского народа ("Красная звезда", СССР)
29.12.44: В.Шепелев:
В школе собаководства ("Красная звезда", СССР)
28.12.44:
Лагерь смерти в Эльзасе ("Правда", СССР)
28.12.44: Б.Полевой:
Школа бывалых || «Правда» №311, 28 декабря 1944 года
27.12.44: И.Эрбург:
Девятый форт ("Красная звезда", СССР)
26.12.44:
Истребители в наступлении ("Красная звезда", СССР)
25.12.44: Д.Бедный:
«Танец смерти» || «Правда» №309, 25 декабря 1944 года
25.12.44: Б.Полевой:
Побратимы || «Правда» №309, 25 декабря 1944 года
23.12.44:
Мщение и смерть гитлеровским мерзавцам! ("Красная звезда", СССР)
23.12.44:
О злодеяниях немцев на территории Львовской области ("Красная звезда", СССР)
23.12.44:
Мщенье и смерть палачам Львова! || «Известия» №302, 23 декабря 1944 года
23.12.44:
Немецко-фашистским извергам не скрыть своих злодеяний! ("Правда", СССР)
23.12.44: А.Трайнин:
Поджигатели || «Известия» №302, 23 декабря 1944 года
21.12.44:
Советский воин || «Правда» №305, 21 декабря 1944 года
21.12.44: Б.Полевой:
Мария || «Правда» №305, 21 декабря 1944 года
20.12.44:
Красное Знамя ("Красная звезда", СССР)
20.12.44:
Немецко-фашистские зверства в Литве ("Правда", СССР)
20.12.44: К.Симонов:
Белградские рассказы. 2. Ночь над Белградом ("Правда", СССР)
19.12.44:
Советско-французский союз ("Красная звезда", СССР)
18.12.44: К.Симонов:
Белградские рассказы: 1. Старшина Ерещенко ("Правда", СССР)
17.12.44: С.Галаджев:
Воспитание ненависти ("Красная звезда", СССР)
17.12.44: И.Эренбург:
Помнить! || «Правда» №302, 17 декабря 1944 года
17.12.44: Е.Кригер:
Снова в строю || «Известия» №297, 17 декабря 1944 года
16.12.44: К.Симонов:
Орден Ленина || «Красная звезда» №296, 16 декабря 1944 года
16.12.44: В.Коротеев:
Немцы зверски пытали советских воинов ("Красная звезда", СССР)
15.12.44: Г.Байдуков:
Великий летчик нашего времени ("Красная звезда", СССР)
15.12.44:
Взаимодействие танков с пехотой при прорыве обороны ("Красная звезда", СССР)
14.12.44:
Слово Великому Сталину ("Красная звезда", СССР)
14.12.44:
Слово великому Сталину от украинского народа ("Правда", СССР)
13.12.44: Л.Славин:
Из немецкой неволи ("Известия", СССР)
13.12.44:
Механик-водитель танка Василий Лаврентьев ("Красная звезда", СССР)
12.12.44:
Источник военного мастерства Красной Армии ("Известия", СССР)
12.12.44: Жанель, Аммарже:
Мы летаем на «Яках» ("Известия", СССР)
12.12.44:
12 декабря 1944 года || «Вечерняя Москва» №292, 12 декабря 1944 года
11.12.44: И.Золин:
«Охотники» за подводными лодками ("Правда", СССР)
10.12.44: А.Марсель:
Наши воздушные бои на советско-германском фронте ("Красная звезда", СССР)
09.12.44: К.Тараданкин:
В Пруссии || «Известия» №290, 9 декабря 1944 года
09.12.44: Т.Тэсс:
Конец одиночества || «Известия» №290, 9 декабря 1944 года
08.12.44:
Забота государства о женщине-матери ("Известия", СССР)
07.12.44: Н.Тихонов:
Патриотизм советского народа ("Правда", СССР)
07.12.44:
Слава героям обороны Советского Заполярья! ("Красная звезда", СССР)
06.12.44:
Героическая оборона Советского Заполярья ("Правда", СССР)
06.12.44: Б.Павлов:
Герои Советского Заполярья || «Правда» №292, 6 декабря 1944 года
06.12.44:
6 декабря 1944 года || «Вечерняя Москва» №287, 6 декабря 1944 года
05.12.44:
Суд над гитлеровцами-участниками злодеяний в Майданеке ("Красная звезда", СССР)
05.12.44: А.Жаров:
Скрижали победы || «Красная звезда» №287, 5 декабря 1944 года
05.12.44: М.Рыльский:
Наша величайшая святыня ("Известия", СССР)
Газета «Красная Звезда» №4 (5992), 5 января 1945 года