Наши воздушные бои на советско-германском фронте

Dec 10, 2019 20:46


А.Марсель || « Красная звезда» №291, 10 декабря 1944 года

Войска 2-го Украинского фронта прорвали сильно укрепленную оборону противника северо-восточнее Будапешта и вышли к реке Дунай севернее Будапешта.

Одновременно войска фронта южнее Будапешта форсировали Дунай и соединились с нашими войсками, наступающими вдоль западного берега Дуная на север.

# Все статьи за 10 декабря 1944 года.




Когда немцы оккупировали Францию, у меня, как и у многих моих боевых товарищей, созрело решение бороться против захватчиков. С болью в сердце покидали мы родную землю, томившуюся в лапах гитлеровских разбойников и грабителей.

Из Орана вместе с моими друзьями Дюраном и Лефевром мы вылетели в Гибралтар, чтобы присоединиться к силам генерала де Голля. Мы хотели сражаться на советско-германском фронте, и как только стала создаваться эскадрилья «Нормандия», мы вступили в нее добровольцами. В августе 1942 года я узнал о нашем от’езде в Советский Союз. Одна мысль об этом наполняла меня чувством радости.

В России на каждой остановке - в Баку, Куйбышеве и в других местах нам оказывали исключительно дружественный прием. Мы никогда не забудем тех братских встреч, которые нам, представителям Сражающейся Франции, устраивали в России.

После длительного путешествия мы прибыли в крупный центр обучения советских летчиков. Здесь мы должны были освоить советские моторы. После трехмесячной тренировки мы получили замечательные машины конструкции советского инженера-самолетостроителя А.Яковлева. Это были совершенно новые самолеты с мощным вооружением и хорошим мотором.

Блестящие победы Красной Армии зимой 1942-43 года показали всему миру могущество советского народа. Мы были горды тем, что нам предстоит драться на советско-германском фронте и что мы, французы, будем громить немцев бок-о-бок с русскими товарищами.

Первые победы в воздухе одержали мои коллеги Дюран и Пресьози. Вражеские «Фокке-Вульф-190» атаковали советских бомбардировщиков «Пе-2», шедших на бомбежку вокзала в глубине обороны противника. Летчики Дюран и Пресьози перехватили «Фокке-Вульфы» и сбили два вражеских самолета. Вместе с ними летал тогда и я. Случилось так, что мы в тот день приземлились на аэродроме советских бомбардировщиков, экипажи которых наблюдали только что проведенный нами бой. Нам устроили радушный прием. До позднего вечера длилась дружеская беседа. Мы пили вино с нашими русскими друзьями, танцовали. Это была первая в боях скрепленная дружба.

Вскоре на мою долю выпало счастье сбить первый немецкий самолет на советско-германском фронте. Вместе с моим ведомым младшим лейтенантом Пресьози я прикрывал советскую пехоту. Заметив немецкий разведывательный самолет, делавший вираж над железной дорогой, мы стремительно атаковали его. Несколько выстрелов, и «Фокке-Вульф-189» - «рама», как называют его русские бойцы, загоревшись, грохнулся на землю. Я был очень рад своей первой победе в России. Теперь на моем счету было уже 3 сбитых немецких самолета. Два я сбил раньше в боях за Францию.

В начале июля 1943 года развернулось крупное наступление Красной Армии. Мы тогда действовали в составе гвардейской авиачасти полковника Голубева. Здесь были такие знаменитые советские летчики, как Заморин, Сибирин, Пинчук, ныне Герой Советского Союза. Все они имели большой боевой опыт, и мы высоко ценили их мастерство. Вместе с ними мы участвовали в операциях по освобождению Орла, Брянска, Спас-Деменска, Ельни, Смоленска.

Самым памятным для нас днем было 22 сентября 1943 года, когда французы без единой потери сбили 9 самолетов противника. В этот день старший лейтенант Риссо сбил в один заход «Юнкерс-87». Произошло это так. Немецкие бомбардировщики шли плотным строем. Риссо атаковал один из них и подбил его. При падении сбитый самолет налетел на немецкий бомбардировщик и срезал у него крыло. Обе вражеские машины, развалившись на куски, полетели на землю. Затем мы заметили большую группу «Фокке-Вульф-190». Один немец попытался проскользнуть мимо меня и обстрелять самолет капитана Жанеля. Не успел он осуществить своего замысла, как я длинной очередью прошил его, и он рухнул вниз. В последующих схватках наши летчики уничтожили еще несколько самолетов.

Немцы получали один сокрушительный удар за другим и в панике бежали к своим границам. Наступил долгожданный час расплаты с врагом. Советская земля была очищена от немецких захватчиков.

Над Восточной Пруссией возобновились активные воздушные бои. Теперь мы летали на самолетах «ЯК-3». Я и мои друзья, которым приходилось работать на различных иностранных самолетах, считаем, что «ЯК-3» лучший истребитель. Убедились в этом и наши враги, за короткое время потерявшие от наших «ЯК'ов» только над Восточной Пруссией 110 самолетов. Мой личный счет доведен сейчас до 24.

Немцы бросили на этот участок фронта большие силы авиации. Их самолеты стали появляться большими группами. Но наше превосходство было решающим. Появление в воздухе «ЯК-3» терроризировало немецких летчиков.

Однажды мы заметили 7 немецких бомбардировщиков, шедших на бомбежку советских танков. Атакованные нами, они вынуждены были сбросить бомбы не на советские, а на свои войска. Уйти от нас удалось только двум самолетам. Пять мы уничтожили.

Прикрывая один из районов в Восточной Пруссии, шестерка «ЯК-3» встретила до двадцати «Фокке-Вульф-190» и восемь «Мессершмиттов-109». Боевым разворотом наши «ЯК-3» атаковали первые группы «Фокке-Вульф-190». Старший лейтенант де ля Пуап, ныне Герой Советского Союза, поджег в этом бою двух немцев.

Превосходное летное мастерство в боях над Восточной Пруссией показали старший лейтенант Мене, капитан Кюфо, старший лейтенант Амарже и младший лейтенант Эрибарно. Мы устроили немцам авиационное кладбище невдалеке от города Гумбинен в Восточной Пруссии.

Шли дни за днями. Они приносили нам новые победы. Однажды нам было приказано прикрыть район боевых действий и сопровождать советские бомбардировщики. В течение одного дня мы произвели 89 самолето-вылетов. В воздушных боях мы сбили 5 «Фокке-Вульф-190», 4 «Хейнкель-129» и 1 «Юнкерс-88», не потеряв ни одного нашего самолета.

Советское правительство высоко оценило работу летчиков «Нормандии». Двое из нас получили звание Героя Советского Союза. Весть о том, что два французских офицера удостоились такой необычайной награды, всколыхнула не только боевую семью летчиков нашей эскадрильи. Вся свободная Франция ликовала, узнав об этом событии, которое скрепило узами дружбы два великих народа.

Близок день нашей общей победы. Мы придем с нашими русскими товарищами в Берлин. А пока за работу, за боевую учебу! Нам предстоят еще тяжелые бои с ненавистными захватчиками. В этих боях плечо к плечу с нашими русскими братьями мы будем громить врага до его окончательного уничтожения. //Герой Советского Союза Альберт Марсель.

***********************************************************************************************
Вручение орденов СССР офицерскому составу воинской части Сражающейся Франции «Нормандия»

Вчера, 9 декабря, Главный Маршал авиации тов. А.А.Новиков по поручению Президиума Верховного Совета Союза ССР вручил ордена личному составу воинской части Сражающейся Франции - «Нормандия», награжденному за образцовое выполнение боевых заданий советского командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и мужество.

Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» вместе с грамотой о присвоении звания Героя Советского Союза вручаются старшему лейтенанту Марселю Альберт, которому одновременно вручается орден Красного Знамени, и старшему лейтенанту Роллану де-ля-Пуап, которому вручается также орден Отечественной войны 1 степени.

Герои Советского Союза Марсель Альберт и Роллан де-ля-Пуап начали свою боевую деятельность на советско-германском фронте в дни борьбы за Сталинград. Оба они участвовали в многочисленных воздушных сражениях и неизменно выходили победителями. Старший лейтенант Марсель Альберт совершил свыше 150 боевых вылетов и сбил 23 немецких самолета. Вместе с Героем Советского Союза старшим лейтенантом Ролланом де-ля-Пуап, который сбил 16 самолетов противника, Марсель Альберт прошел весь боевой путь от Сталинграда до Восточной Пруссии.

Затем Главный Маршал авиации тов. Новиков вручает офицерам воинской части Сражающейся Франции - «Нормандия» ордена Красного Знамени подполковнику Пьеру Пуяд, лейтенанту Жозефу Риссо, капитану Рэнэ Шаль. Ордена Отечественной войны 1 степени младшим лейтенантам Жак Андрэ и Морис Шаль. Ордена Отечественной войны 2 степени младшим лейтенантам Александру Лоран, Шарлю Монье, Ив Фору и старшему лейтенанту Андрэ Муанэ. Ордена Красной Звезды капитану Жану де Панж, младшим лейтенантам Жаку де Санфаль, Пьеру Женес, Роберу Ирибади, Шарлю Микель, Марселю Перин, Галю Табюрэ и лейтенанту Мишелю Шик.

Ордена и медали вручаются также техническому составу воинской части Сражающейся Франции - «Нормандия».

Тов. Новиков сердечно поздравил французских летчиков и пожелал им дальнейших успехов в их боевой работе.

С краткой речью выступил присутствовавший при вручении орденов Министр Иностранных Дел Временного Правительства Франции г-н Ж.Бидо. (ТАСС).

***********************************************************************************************
ДОРОЖНО-ДРАПОВЫЕ РАБОТЫ.
«При свидании Гитлера с Салаши не в последнюю очередь стоял вопрос о том, чтобы поддерживать в порядке транспортные средства между Будапештом и Веной». (Из германского официального коммюнике).

Рис. Б.Ефимова.



________________________________
И.Эренбург: Герои «Нормандии» ("Красная звезда", СССР)
Жанель, Аммарже: Мы летаем на «Яках» ("Известия", СССР)

Газета «Красная Звезда» №291 (5971), 10 декабря 1944 года

зима 1944, декабрь 1944, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up