Жанель, Аммарже || «
Известия» №292, 12 декабря 1944 года
СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Советско-французское коммюнике о пребывании генерала де Голля и г-на Бидо в Москве. (1 стр.). От'езд из Москвы Главы Временного Правительства Французской Республики генерала де Голля и Министра Иностранных Дел г-на Ж.Бидо. (1 стр.). Заявление генерала де Голля. (1 стр.). В.Крайнев. Победа узбекских колхозников. (2 стр.). И.Горлов. Авторитет завоёвывается упорным трудом. (2 стр.). Р.Об'едков. Правильно подбирать и воспитывать кадры. (2 стр.). Д.Ачкасов. Энергетическое строительство на Урале. (3 стр.). П.Никитин. Герои боёв в Венгрии. (3 стр.). Жанель, Аммарже, Эмоне, Эйшенбаум. Мы летаем на «Яках». (3 стр.). Годовщина советско-чехословацкого договора (4 стр.). Военные действия союзников в Европе. (4 стр.). Состав нового итальянского правительства. (4 стр.). Положение в Греции. (4 стр.). О выполнении Финляндией статьи 4 Соглашения о перемирии. (4 стр.).
# Все статьи за
12 декабря 1944 года.
Вместе с другими лётчиками французской авиационной части «Нормандия» мы били немцев над Орлом и Смоленском, над Оршей и Витебском и над землею Восточной Пруссии.
Мы приехали в СССР в разное время. Но каждый испытал одно чувство: мы попали в страну великого мужества. Здесь все полны решимости драться с врагом. Весь русский народ воюет и верит в победу. В России нет людей, стоящих в стороне от борьбы.
Русские в трудных условиях войны сумели вооружить свою армию и свой воздушный флот могучей, первоклассной техникой. Над этим неутомимо трудились и русские конструкторы, и рабочие советских заводов.
Когда «Нормандия» начала воевать на Восточном фронте, нам дали отличные машины «ЯК-1»,
созданные конструктором Яковлевым. Русские самолёты уже тогда имели много преимуществ перед таким немецким самолётом, как, например, «Мессершмитт».
На «Яках» мы сопровождали группы советских бомбардировщиков и штурмовиков, участвовали в воздушных боях и не раз убеждались в высоком качестве самолётов русской конструкции.
Когда фронт вышел к берегам Немана и нам пришлось драться на пороге в Германию, «Нормандия» получила самолёты «ЯК-3» - новые и ещё более совершенные по своим качествам боевые машины.
Среди нас имеются молодые лётчики, есть и такие, которые отдали авиации добрый десяток лет, летали на разных машинах, но и за себя, и за своих товарищей мы говорим: летные и боевые качества истребителя «ЯК-3» превосходны. На высотах четырех с половиной и даже пяти тысяч метров мы бьём противника, как хотим. «ЯК-3» даёт нам полное превосходство над немцами. Самолёт обладает высокой маневренностью и необходимой быстротой. Лётчики «Нормандии» говорят: «На «ЯК-3» вдвоем можно драться против четверых, а вчетвером против шестнадцати»...
Однажды мы патрулировали четверкой и перехватили большую группу самолётов противника. Шли семь «Юнкерсов» в сопровождении двенадцати «Фокке-Вульфов». Несмотря на то, что немцев было в пять раз больше, чем нас, мы решили атаковать их. Мы верили в высокие боевые качества своих машин.
В результате боя, который был, как всегда, скоротечным, мы сбили три «Юнкерса» и два «Фокке-Вульфа».
В другой раз нас было шестеро. В воздухе мы встретились с двумя группами немецких самолётов - по десяти в каждой. Это были пикирующие бомбардировщики. Мы применили свой обычный маневр: набрали высоту, «ушли в солнце», т.-е. зашли со стороны солнца, чтобы противнику труднее было нас видеть, а затем по сигналу пошли в атаку. В этот раз было сбито семь самолётов противника...
В октябре 1944 г. немцы подняли в воздух крупные авиационные силы. Вместе с советскими лётчиками мы участвовали в разгроме вражеских самолётов. Летчики «Нормандии» в тот день сбили двадцать девять немецких самолётов и три подбили.
На самолетах «Яковлев-3» мы часто вылетаем также для «свободной охоты». Обычно два или четыре самолета летят не по заданному маршруту, а сами выискивают цель. Особенно широкое распространение приобрела «свободная охота» сейчас, когда летчики «Нормандии» летают уже над Восточной Пруссией. Мы ищем цели в воздухе и на земле и уничтожаем ее. Штурмовыми атаками в Восточной Пруссии мы сожгли десятки немецких паровозов, вагонов и автомашин.
Летая на таких машинах, чувствуешь себя в воздухе полным хозяином. Русские конструкторы дали нам прекрасные боевые машины. У русских летчиков мы переняли дух атаки.
Советские летчики всегда, с завидной смелостью атакуют противника. Стремительность воздушных атак - их первое качество и отличительная черта. Очевидно, в основе храбрости советских летчиков лежит не только высокий патриотизм, свойственный русским людям, но и глубокое знание техники, постоянное изучение лётных качеств машины. Впрочем, самолет «Яковлев-3» как-раз и отвечает стремительному духу русской атаки. Скорость и маневренность машины всегда создают условия для неожиданного нападения на противника, а это основное достоинство самолета-истребителя...
У советских людей можно поучиться также трудолюбию. У нас в «Нормандии» мотористами и техниками работают русские. Они неутомимые люди. Вот, например, сейчас на аэродромах холодно и ветер, и снег, а они все время возятся у самолетов. Кажется, что они вовсе не отдыхают. Зато благодаря заботам технического состава наши «ЯК-3» всегда в отличном порядке. И, честно говоря, в победах над врагом в воздухе заслуга принадлежит не только нам, летчикам, но и нашим друзьям - русским техникам.
Сейчас, когда летчикам «Нормандии» приходится летать над территорией противника и когда окончательная победа близка, нам очень приятно сознавать, что в боях на Восточном фронте мы обрели прекрасных друзей, которые в добром деле всегда помогут и никогда не бросят в беде.
Эти друзья - русские.
# Летчики «Нормандии»:
Капитан Жанель.
Старший лейтенант Аммарже.
Младший лейтенант Эмоне.
Младший лейтенант Эйшенбаум.
***********************************************************************************************
Новые экспонаты Белорусского музея Отечественной войны
МИНСК, 11 декабря. (ТАСС). В Белорусский государственный музей истории Отечественной войны прибыли новые экспонаты, отображающие злодеяния немецко-фашистских захватчиков во время оккупации территории республики. Из деревни Малой Тростенец, Минской области, где находился гитлеровский лагерь, доставлена печь, в которой немецкие палачи сжигали трупы советских людей, бочка со смолой и зажигательные бомбы, служившие немцам для растапливания кремационных печей.
Из камеры-одиночки фашистской тюрьмы, размещавшейся в подвальном помещении Минского института народного хозяйства, доставлены в музей ручные и ножные кандалы, железные браслеты, в которых были закованы заключенные. Нельзя без волнения смотреть на дверь этой тюрьмы, всю испещренную надписями приговоренных к смерти советских граждан. Каждая из этих надписей - пламенный призыв к борьбе с немецкими варварами.
___________________________________
И.Эренбург:
Полк «Нормандия-Неман» ("Известия", СССР)
Л.Леров:
Награды героям «Нормандии» ("Сталинский сокол", СССР)
Газета «Известия» №292 (8594), 12 декабря 1944 года