Е.Кригер. Земля смоленская

Sep 28, 2022 23:57


Е.Кригер || « Известия» №228, 26 сентября 1943 года

Слава воинам Советской Отчизны, изгнавшим немецких захватчиков из городов СМОЛЕНСК и РОСЛАВЛЬ!

# Все статьи за 26 сентября 1943 года.

(От специального военного корреспондента «Известий»)




Смоленск! Ни один из русских городов не связан так с великой и гордой скорбью лета 1941 года. Но не было в этой скорби ни покорности, ни усталости, ни обречённости. По дорогам смоленской земли в пыли и в жаре отходили с боями полки Красной Армии. Мощь русского фронта только начинала накапливаться, сжимаясь под чудовищным давлением, как сжимается свёрнутая в кольцо стальная пластина, чтобы на последнем пределе развернуться, выпрямиться мгновенно и отдать всю энергию сжатия никого и ничего не щадящим ударом. Сжималась не только вся сила фронта. Сжималось что-то и в людях, шедших в пыли отступления.

Нет на Смоленщине такой пяди земли, где бы не стоял до последнего патрона, до последнего своего дыхания русский солдат, и, если отходил он, то лишь повинуясь приказу своих командиров. Но жгучая боль все же глухо и резко проникала в солдатское сердце. И силу этого солдатского сердца испытали уже тогда немцы на кровавой, дымящейся земле, где артиллеристы оставались со своими лёгкими и тяжёлыми орудиями последним заслоном и били прямой наводкой с малой дистанции и, если не добивались победы, то умирали рядом с разбитым орудием; где бойцы оставались в окопах для смертельной схватки один-на-один с немецкими танками; где русские генералы, пряча трудные мужские слёзы, отдавали войскам приказ отступать, зная, что будет, будет та черта, где армии станут накрепко, и тогда уж враг получит ответный удар всей развернувшейся мощью советского, заводского и колхозного тыла и советского, солдатского фронта.

Армия и народы СССР в те трудные месяцы не утратили главного, не утратили уверенности в конечной победе, бодрости духа.

Всюду в те дни и у старых, и у молодых вставала на смоленской земле упорная, молчаливая, верная русская злоба против врага. Я помню первый день от’езда на фронт, тёмный Белорусский вокзал, теплушку, тесно набитую молодыми командирами. Среди них сидел на нарах отличный от всех человек, немолодой, неразговорчивый, ушедший в себя полковник. Левая рука у него была в бинтах, висела на перевязи. Под бинтами блестели орден Ленина и золотая звезда Героя. Этот человек на шестой день войны ушел из московского госпиталя, куда его доставили на самолёте с границы. В первый час войны он принял со своими бойцами внезапный удар немецких полчищ, держал оборону два дня, был ранен, отправлен в Москву без сознания и теперь вот удрал от врачей в эту теплушку, в поезд, направлявшийся к западу, к фронту. О судьбе своей семьи полковник не знал ничего. Ночной бой разлучил его с женой и с детьми в пограничном посёлке. Глядя на молодых командиров, он думал о чем-то своём, упрямом, и вдруг с солдатской прямотой сказал и грубо, и весело:

- Да чего вы притихли? Я был там, где и вам скоро быть надлежит. Ничего особенного, и не так страшен чорт, как его малюют. Наши роты двое суток держались против их дивизий. Ну, много авиации, много танков, верно. Так разве не найдем мы управу и на немецкие танки? Найдем, и скоро найдем, чорт их побери с ихним Гитлером! Он ещё поплачет на нашем Днепре.

Это было 28 июля 1941 года. Полковник сдержал своё слово. B августе 1943 года случай снова столкнул меня с ним. Он был генералом, командиром одного из соединений, штурмовавших Орёл, и в час победы в лице его сохранилось то же спокойное сознание нашей силы, которое поразило и необычайно ободрило молодых командиров в теплушке, в поезде, шедшем в сторону фронта 1941 года.

Кто из нас не помнит Смоленска в то тяжелое время? Одним из первых этот город испытал ужас воздушных бомбардировок. Центр его был в огне, одежда дымилась на людях, тушивших пожары, с часу на час ожидался следующий налёт, но все так же, невозмутимо позванивая, с хорошим, трезвым упрямством двигался мимо пышущих жаром развалин смоленский трамвайчик, кондукторши продавали в нем билеты и отсчитывали сдачу, ехавшие к своим заводам рабочие утренней смены, как всегда, через весь вагон передавали билеты по назначению. Нахлынувшая на город опасность только тем проявилась в людях, что стали они, пожалуй, более вежливыми и предупредительными друг с другом. Смоленск никогда не склонялся перед врагом. Сегодня этот Смоленск победил, советская армия вышла за Днепр.



Деревни Смоленщины. Разве в чем-нибудь уступали врагу колхозники, оставшиеся на занятой немцами смоленской земле? Тысячи женщин вслед за мужьями ушли от немцев в леса, к партизанам взрывать немецкие поезда, рушить мосты, захватывать на дорогах колонны немецких машин. В немецком тылу возникали целые советские районы.

Как вели себя рядовые женщины нашей деревни, оберегавшие в своих избах детей, наше будущее, нашу надежду? Их мужья дрались с немцем на фронте, а они?

В трёх километрах от сожжённого немцами Семлева есть деревня Марманово. На окраине этой деревни стоит изба, видно, в недавнее время сколоченная из бревен, чудом уцелевших от пламени. В избе живёт одна женщина, ещё молодая бодрая, задорная, как многие русские женщины, - Агафья Кокорева. У разожжённой печи она рассказала нам о жизни своей в месяцы оккупации. Обычный рассказ, который можно услышать в тысячах русских деревень, бывших под немцем, но в том и ценность его.

Женщина, оставшаяся одна, в первый год проводившая мужа на фронт, выдержавшая двухлетний немецкий гнет, после пожара сама, своими руками выстроила этот дом, выложила из собранных на пожарище кирпичей эту печь, устлала пол крепкими досками, а вместо ступеней у входа положила квадратный железный радиатор от подбитой немецкой машины. Она не пала духом, не потерялась, когда беда навалилась на неё всей тяжестью, она стала упрямее, злее - наперекор немцам.

Когда немцы были уже в селе, в дом к ней пришёл тот, кого они поставили старостой. Издеваясь над женщиной, он сказал:

- Вот и мой день наступил. Муж твой был у нас в председателях. Ну, а теперь власть в мои руки пришла, поруковожу я тобой теперь, баба.

- Ну, много ты мною не поруководишь, - ответила Агафья.

Он гнал её на работу для немцев. Таскать брёвна и камни, строить дороги. Она ни разу не вышла. Она брала упрямством и хитростью. Староста с немцами приходил к ней, а она обмазывала себя и детей чёрной мазью и скипидаром, чтобы был страшный вид и чтоб пахло болезнью.

- Тиф у меня, - говорила она. - Кранк, больна, не могу.

И немцы в испуге бросались вон из хаты, и долгое время потом обходили её стороной, и нещадно ругали своего старосту за то, что привёл в такой дом.

Вместе с другими Агафья бегала в лес, будто по грибы, таскала хлеб и картошку в партизанский отряд, где был её двоюродный брат Иван Фёдоров. Подозревая недоброе, староста грозился сжечь у Агафии избу, и однажды немцы впрямь согнали всех баб и детей в один дом, держали там долго без еды и питья, шуршали соломой, заглядывали в окна, смотрели, как чувствуют себя бабы.

- И рыжую дымовую завесу пускали, будто огонь, - говорит дочь Агафья, худенькая тринадцатилетняя девочка с перевязанной бинтами рукой. Рука обгорела в немецком бензине: девочка помогала тушить зажжённую немцами хату. В этом доме беда была на постое многие месяцы… Два маленьких сына Агафьи убиты немецкими пулями тут же, в селе.

Гостила и радость в этом доме и в соседних домах. Зимою партизанский отряд ночным, внезапным налётом выгнал всех немцев из деревни Марманово, и на несколько дней вернулась в село советская жизнь, русская правда.

- У немцев в Марманове две пушечки были, вспоминает Агафья, а они от наших партизанских винтовок голышом по снегу бежали, эти вояки плюгавые. Потом силу нагнали, навалились обратно, и гляжу, два ихних танка идут на деревню, а следом за танками староста жмётся. Для безопасности своего отхода партизаны оставили в нашей деревне двух своих пулемётчиков. Один в клуне засел. Как увидел немецкие танки и рядом солдат, он ударил из пулемёта и шестерых разом снял. С ним в клуне мальчонок сидел, Лёнька соседский. Тут наши дети в те месяцы все к бою бесстрашными стали. И тот пулемётчик долго в клуне держался, пока товарищи его отходили в порядке и тащили с собой немецкие пушки. A немцы по нему, одинокому, пушкой, пушкой из танка. Душа надрывалась глядеть. Он их долго держал, a мальчонку прогнал уходить огородами, чтобы смерти дитя не приняло, а сам так и полёг в крови возле своего пулемёта. Вот какие они, наши люди!…

С какой гордостью за своих русских, советских людей говорит эта смоленская женщина! Над ней измывались, её дом выжигали дотла, в ней пытались убить надежду на возвращение русских, но она плевала в лицо подлым людям, уверявшим, что русская армия никогда не вернется. Она верила в Красную Армию, как верили тысячи тысяч русских людей в немецком плену, в оккупации. И армия пришла на смоленскую землю, та самая армия, которую эти люди видели во сне и в надеждах своих и плакали от нетерпения увидеть её - сильную, зрелую в военном своем мастерстве, погнавшую немцев с укрепленных ими смоленских холмов, со всех рек, щетинившихся колючей немецкой проволокой, со всей смоленской земли, не принявшей немецкого плена.

Я ж мужа своего повидала в недавние дни, - говорит русская женщина и с нескрываемой гордостью продолжает: - Он был раненый прежде и опять вернулся в свой полк, и бился опять, и молодые бойцы у него обучались. Второй раз его ранило уже в наступлении и под самым нашим селом. Он прислал санитарку за мной и, господи ж, ведь я его повидала. В ногу он ранен, и медаль у него «За отвагу», и спрашивает он меня: «Врачи ногу резать хотят. Давать или нет, может, не будешь любить меня такого-то, без ноги?» Я в землю ему поклонилась, за него самого и за всю нашу армию, за силу их общую и за геройство. Кого ж любить мне, как не солдата такого, мужа родного, героя? Он меня тоже спрашивал, не подчинилась ли немецкой неволе. Я жалости у него не просила, я против всякой беды сама могу выстоять. И он меня понял, солдат мой, он мне спасибо сказал.

Исполинскими залпами своей артиллерии, рвением штурмующей русской пехоты, дерзкою мыслью и зрелым умением своих генералов Красная Армия вернулась на землю Смоленщины, и под тяжестью её безошибочно верно направленных ударов рухнула немецкая оборона на Днепре у Смоленска. Армия наша и наш верный народ с гордостью встретились на смоленской земле. В самые чёрные дни советские люди по обе стороны фронта, разделявшего их, не утратили веры в нашу победу.

И победа пришла. // Евгений Кригер, ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

☆ ☆ ☆

26.09.43: И.Эренбург: Смоленск || «Красная звезда» №228, 26 сентября 1943 года
26.09.43: Вс.Вишневский: По старой Смоленской дороге ("Правда", СССР)

25.09.43: К.Симонов: Пехотинцы ("Красная звезда", СССР)
25.09.43: И.Эренбург: Отчего и почему? ("Красная звезда", СССР)
25.09.43: А.Булгаков: «Пробное поле» || «Известия» №227, 25 сентября 1943 года
25.09.43: Е.Гехман: Что увидели наши бойцы в освобожденной Полтаве ("Красная звезда", СССР)
25.09.43: А.Семенов: Истребители прикрытия ("Красная звезда", СССР)

24.09.43: И.Эренбург: Конец Вильгельма Кубе ("Красная звезда", СССР)
24.09.43: П.Глебка: Конец палача || «Известия» №226, 24 сентября 1943 года
24.09.43: И.Эренбург: Преступление и наказание || «Правда» №237, 24 сентября 1943 года
24.09.43: Т.Лильин: Трагедия на проселочной дороге ("Красная звезда", СССР)

23.09.43: И.Эренбург: Лирика фрицев ("Красная звезда", СССР)

22.09.43: Д.Заславский: Квач || «Красная звезда» №224, 22 сентября 1943 года
22.09.43: Ю.Смолич: Киевское направление || «Известия» №224, 22 сентября 1943 года
22.09.43: И.Эренбург: В фашистском зверинце. Эрзац-пророк ("Правда", СССР)

21.09.43: А.Кривицкий: Праздник партизан ("Красная звезда", СССР)
21.09.43: Е.Кригер: Город на Киевском направлении ("Известия", СССР)

20.09.43: Б.Полевой: Освобождение Краснограда || «Правда» №234, 20 сентября 1943 года

19.09.43: И.Эренбург: Сумерки фрицев ("Красная звезда", СССР)
19.09.43: К.Федин: По следам врага || «Правда» №233, 19 сентября 1943 года

18.09.43: Национальная гордость украинцев* || «Литература и искусство» №38, 18 сентября 1943 года
18.09.43: С.Юткевич: " Два бойца"* || «Литература и искусство» №38, 18 сентября 1943 года
18.09.43: М.Рыльский: Киевское направление* || «Литература и искусство» №38, 18 сентября 1943 года
18.09.43: П.Антокольский: Торжество нравственной силы* || «Литература и искусство» №38, 18 сентября 1943 года

17.09.43: И.Эренбург: 43.000 крыс || «Красная звезда» №220, 17 сентября 1943 года

16.09.43: В.Коротеев: Сталинград сегодня ("Красная звезда", СССР)
16.09.43: И.Разгон: Двадцать пять лет ордена Красное Знамя ("Красная звезда", СССР)
16.09.43: В.Лебедев-Кумач. Комсомольцы Краснодона («Комсомольская правда», СССР)
16.09.43: 16 сентября 1943 года || «Вечерняя Москва» №219, 16 сентября 1943 года

15.09.43: Олег Кошевой || «Красная звезда» №218, 15 сентября 1943 года
15.09.43: Сталинское племя || «Правда» №229, 15 сентября 1943 года
15.09.43: А.Фадеев: Бессмертие || «Правда» №229, 15 сентября 1943 года
15.09.43: И.Лупачев: Кровавые следы немецких палачей на Украине ("Красная звезда", СССР)
15.09.43: В.Катаев: В наступлении || «Красная звезда» №218, 15 сентября 1943 года
15.09.43: Г.Чучев: Бомбометание с пикирования ("Красная звезда", СССР)

14.09.43: Герои молодой гвардии || «Красная звезда» №217, 14 сентября 1943 года
14.09.43: А.Эриванский: Отважные подпольщики ("Красная звезда", СССР)*
14.09.43: И.Эренбург: Победоносное отступление ("Красная звезда", СССР)
14.09.43: В.Костенко: Молодая гвардия Украины ("Известия", СССР)
14.09.43: Бессмертные подвиги героев-комсомольцев ("Известия", СССР)
14.09.43: Бессмертный подвиг комсомольцев-подпольщиков ("Комсомольская правда", СССР)

13.09.43: Вечная слава героям, павшим в борьбе за нашу Родину! ("Правда", СССР)
13.09.43: Б.Горбатов: Мариуполь || «Правда» №228, 13 сентября 1943 года
13.09.43: Д.Бедный: Наши дети || «Правда» №228, 13 сентября 1943 года
13.09.43: Д.Заславский: На обломках фашистской оси ("Правда", СССР)
13.09.43: 13 сентября 1943 года || «Вечерняя Москва» №216, 13 сентября 1943 года

12.09.43: Новые славные победы Красной Армии ("Правда", СССР)
12.09.43: Дни славных побед || «Красная звезда» №216, 12 сентября 1943 года*
12.09.43: Подвиг рядового Александра Матросова ("Красная звезда", СССР)
12.09.43: К.Буковский: Опустошенные города ("Красная звезда", СССР)
12.09.43: М.Рыльский: Это сделали немцы || «Известия» №216, 12 сентября 1943 года
12.09.43: В.Ильенков: Бессмертие Александра Матросова ("Известия", СССР)*
12.09.43: П.Никитин: Мариуполь 11 сентября ("Известия", СССР)

11.09.43: П.Никитин: Как был взят Мариуполь ("Известия", СССР)
11.09.43: Великий советский Человек* || «Литература и искусство» №37, 11 сентября 1943 года
11.09.43: Л.Булаховский: Возвращение к жизни* || «Литература и искусство» №37, 11 сентября 1943 года

10.09.43: И.Эренбург: Два удара ("Красная звезда", СССР)

09.09.43: И.Эренбург: Изгнание врага** ("Красная звезда", СССР)
09.09.43: В.Гроссман: Наше сердце || «Красная звезда» №213, 9 сентября 1943 года*
09.09.43: Б.Горбатов: Здравствуй, Донбасс! || «Правда» №224, 9 сентября 1943 года
09.09.43: Н.Тихонов: Донбасс свободен! || «Правда» №224, 9 сентября 1943 года
09.09.43: Капитуляция Италии || «Известия» №213, 9 сентября 1943 года

08.09.43: Мсти, боец, немецким извергам! ("Красная звезда", СССР)
08.09.43: Немецко-фашистское зверье ("Красная звезда", СССР)*
08.09.43: Немецкие дикари ответят за все свои злодеяния! ("Правда", СССР)
08.09.43: 8 сентября 1943 года || «Вечерняя Москва» №212, 8 сентября 1943 года

07.09.43: Смерть немецко-фашистским злодеям! ("Известия", СССР)**
07.09.43: Ю.Яновский: Жизнь во тьме* ("Известия", СССР)
07.09.43: В.Антонов: Земля смоленская ("Известия", СССР)

06.09.43: И.Эренбург: В фашистском зверинце || «Правда» №222, 6 сентября 1943 года
06.09.43: Д.Заславский: «Орловская битва» || «Правда» №222, 6 сентября 1943 года

05.09.43: А.Гиневский: Двадцать четыре воздушных победы ("Красная звезда", СССР)
05.09.43: Д.Заславский: Черти генерала Дитмара || «Правда» №221, 5 сентября 1943 года

04.09.43: Борьба за Украину ("Красная звезда", СССР)
04.09.43: В.Шестаков: Два года в немецкой неволе ("Красная звезда", СССР)
04.09.43: Б.Полевой: В фашистском аду || «Правда» №220, 4 сентября 1943 года

03.09.43: Е.Кригер: «Орловская битва» ("Известия", СССР)
03.09.43: Л.Славин: Смоленское направление ("Известия", СССР)

02.09.43: И.Эренбург: Горе невольниц ("Красная звезда", СССР)
02.09.43: Т.Тэсс: Первый урок || «Известия» №207, 2 сентября 1943 года
02.09.43: Н.Денисов: Летчики в боях за Таганрог ("Красная звезда", СССР)
02.09.43: 2 сентября 1943 года || «Вечерняя Москва» №207, 2 сентября 1943 года

01.09.43: Р.Моран: В Таганроге ("Красная звезда", СССР)
01.09.43: Л.Славин, И.Осипов: Ельня ("Известия", СССР)
01.09.43: Б.Горин: Истерзанный город ("Известия", СССР)
01.09.43: Братья Глинка за день сбили семь самолетов «("Правда", СССР)

Август 1943 года:

31.08.43: Н.Тихонов: Ленинград в августе ("Красная звезда", СССР)
31.08.43: Б.Горбатов: Праздник на нашей улице || «Правда» №217, 31 августа 1943 года
31.08.43: Л.Огнев: В небе над Таганрогом || «Правда» №217, 31 августа 1943 года
31.08.43: Т.Тэсс: От имени Родины || «Известия» №205, 31 августа 1943 года

30.08.43: Д.Заславский: Немцы-дикари || «Правда» №216, 30 августа 1943 года
30.08.43: Н.Сергеева: Немец, которому повезло || «Правда» №216, 30 августа 1943 года

29.08.43: Братья Тур: На фронтовом шоссе ("Известия", СССР)
29.08.43: 3.Островский: Харьковские встречи || «Известия» №204, 29 августа 1943 года

28.08.43: И.Соколов: В Минске || «Красная звезда» №206, 28 августа 1943 года
28.08.43: К.Тараданкин: Дороги Донбасса || «Известия» №203, 28 августа 1943 года
28.08.43: Ю.Слонимский: Эльзасцы || «Известия» №203, 28 августа 1943 года
28.08.43: Вл.Микоша: Там, где были руины* || «Литература и искусство» №35, 28 августа 1943 года

27.08.43: Б.Полевой: Свиньи в аудиториях ("Правда", СССР)
27.08.43: Н.Тихонов: Харьков || «Правда» №213, 27 августа 1943 года*

26.08.43: И.Эренбург: Содом и Гоморра ("Красная звезда", СССР)
26.08.43: Е.Гехман: Первые дни освобожденного Харькова ("Красная звезда", СССР)*
26.08.43: Вс.Вишневский: Прими салют с Невы, Украина! ("Правда", СССР)
26.08.43: К.Федин: Разогнутые дуги ("Правда", СССР)

Газета «Известия» №228 (8221), 26 сентября 1943 года

осень 1943, газета «Известия», Евгений Кригер, сентябрь 1943

Previous post Next post
Up