Максим Рыльский. Киевское направление

Jul 17, 2018 08:00

М.Рыльский || « Литература и искусство» №38, 18 сентября 1943 года

Вчера войска БРЯНСКОГО фронта успешно форсировали реку Десна и, сломив сопротивление противника, овладели городами БРЯНСК и БЕЖИЦА. Наши войска, наступающие вдоль побережья Азовского моря, овладели городом и портом ОСИПЕНКО (БЕРДЯНСК). Только за вчерашний день возвращены нашей Родине еще сотни населенных пунктов. Вперёд, на запад, идут советские воины, освобождая от гитлеровских извергов родную землю.

# Все статьи за 18 сентября 1943 года.




Было время, когда эти слова - киевское направление - вызывали в наших сердцах тяжелое, горькое, страшное чувство. Чувство оскорбления, негодования, муки, чувство потери самого дорогого, самого близкого, самого любимого. О, мы верили, мы знали, что это потеря - временная, что силы нашего народа неисчерпаемы, что настанет час, и сбросит Украина с могучих своих плеч жадного, жестокого, тупого поработителя. Но сознавать, что по милой родной земле, освященной потом и кровью наших отцов, ходит лютый зверь, что на Киев, гордость нашу, радость нашу, сердце наше, на зеленокудрый Киев над синим Днепром, идёт, как непроницаемо-темная волна, вражеская злая сила, - сознавать это было невыносимо тяжко. И нет слов для выражения того, что пережили мы, киевляне, мы, украинцы, мы, дети советской семьи, когда окаянные губители и лиходеи запустили свои когти в живую цветущую плоть нашего родного, нашего святого города…

И вот теперь снова прозвучали эти слова. Прозвучали, как благовест в темную весеннюю ночь, как песня жаворонка над мартовской проталиной, как заветный, зовущий и влекущий клич журавлей в бездонном небе… Киевское направление! То направление, в котором летят все наши помыслы, все наши чаяния, все мечты и все порывы наши…

Киевское направление! Синяя даль грядущей победы!

Путь к победе кремнист и кровав, земным поклоном кланяемся мы воинам, сыновьям всей Советской земли, идущим по этому пути, горячими слезами благодарности орошаем могилы павших за святое дело. Враг еще силен, враг жесток и коварен, много впереди трудов и испытаний, но заветное слово произнесено, и он вырисовывается, как светлое видение, в дымной мгле великих битв, - наш Киев.

Я вспоминаю его таким, каким он был в последний день перед войной. Ночью прошел тихий, благодатный дождь, и город благоухал от испарений свежей, мощной летней листвы, как радуга, переливались чудесные киевские цветники, люди были так нарядны, так веселы… Завтра ожидалось открытие нового стадиона, и мы с сынишкой, возвращаясь домой по зеленой, обсаженной каштанами улице Ленина и почти беспрестанно раскланиваясь с друзьями, приятелями, знакомыми, полузнакомыми, горячо обсуждали предстоящее празднество. Об открытии стадиона говорил с нами и встреченный на улице бухгалтер Союза писателей, и добродушный парикмахер, поклонник Гоголя и, в особенности, конечно, его повести «Нос», вышедший покурить на вольном воздухе, в тени каштана, и молодой украинский прозаик, мчавшийся куда-то с теннисной ракеткою подмышкой…

И вот над этим прелестным, сверкающим на солнце городом, над струящимся золотом невиданного урожая разразилась черная гроза. На многие дни затмила она наше небо, окровавила наши дороги, и никли травы наши от печали, и деревья в скорби к земле преклонялись…

Я был недавно в освобождённом Харькове. Я видел следы подлой вражеской ноги, видел догоравшие здания, видел страшные развалины и ещё более страшные, измученные человеческие лица. Но видел я и то, как под лучами сталинского солнца, в радостном сиянии победы оживают и просветляются эти лица, как радостный и разумный труд вступает в свои права на истерзанных и опоганенных улицах второй столицы Украины, неся ей обновление и преображение.

Когда настанет день счастья и ликования, когда возвратимся мы в нашу землю обетованную, в наш Киев, когда громы священной освободительной грозы будут катиться все дальше и дальше на запад, много застанем мы в родных своих местах могил, руин, неизбывных мук, неизмеримых печалей, многих не досчитается Тарас в рядах своих друзей и братьев. К этому мы должны быть готовы, как должны быть готовы и к великим трудам восстановления нашего хозяйства, нашего дома, нашего сада… Но и великие плоды принесут труды эти, и снова зазеленеет наш сад, и заколосятся наши нивы, и засверкают белизной и золотом новые здания, и пышным цветом расцветет земля над Днепром и над Днестром.

В часы напряженнейших боев и трепетного ожидания хочется мне сказать о том, что дети всех народов Советского Союза, спаянные несокрушимой дружбой, мужественно и славно сражаются за освобождение нашей Украины, за наши тихие воды и ясные зори, что неувядаемой славой покрыли себя в этих боях украинские доблестные воины… И еще хочется сказать мне, как советскому писателю: не пошли на службу гитлеровским извергам украинская наука, украинское искусство, украинская литература, «наша дума, наша песня», по слову Шевченко. Верно и честно служат они делу борьбы, делу разгрома фашистских полчищ, и в то прекрасное мгновение, когда на израненное чело Украины возложен будет лавровый венок победы, сердечное спасибо скажет им наш прекрасный, наш благородный, наш великий народ! // Максим Рыльский.

image You can watch this video on www.livejournal.com



* * *

ПИСЬМО ФРОНТОВИКАМ
Плаксию, Макаренко, Захаренко, Хоменко, Бойко, Неленю, Ярошенко, Финько.

Могу ли не назвать я вас друзьями?
Вы пишете мне с линии огня.
Хотя я в жизни не встречался с вами -
вы братья мне. Сердечными словами
я вас приветствую - вы слышите меня?

Отважные! Позвольте вас обнять.
О вас с любовью говорят в народе.
Вам выпало на долю - разметать
фашистскую взбесившуюся рать,
развеять в прах немецкое отродье.
Вас не согнет ни горе, ни беда.
А в письмах ваших веры трубный голос.
Мы сильные, сильны, как никогда.
О том твердят друг другу города
И колосу об этом шепчет колос.
Воюете за землю, море, лес.
за наших братьев, рвущихся к свободе.
Придет пора, и встанет Днепрогэс,
работа ваша - чудо из чудес -
бессмертье обретет в родном народе.

Носите гордо звание бойца,
держите крепко боевое знамя
и мать освободите и отца.
Коль бить врагов, то бить их до конца, -
По доброй воле не падут пред вами.

Они хитрят, бандиты и врали,
Они сгниют, духовные калеки.
За наш народ, за счастье всей земли
вы мужественно на войну пошли, -
так слава вам, друзья мои, навеки.

Павло Тычина.
Перевод с Льва Озерова.

________________________________________________
Дневник киевлянина* || «Известия» №54, 6 марта 1943 года
Л.Коробов: Что творится в Киеве* || «Правда» №124, 15 мая 1943 года
И.Эренбург: 43.000 крыс || «Красная звезда» №220, 17 сентября 1943 года
И.Эренбург: Перед Киевом* || «Красная звезда» №243, 14 октября 1943 года
Н.Тихонов: В Киеве, на Крещатике || «Красная звезда» №233, 2 октября 1943 года
М.Бажан: Сыны Украины в боях с немцами || «Красная звезда» №302, 25 декабря 1942 года

«Литература и искусство» №38 (90), 18 сентября 1943 года

осень 1943, 1943, Украина в ВОВ, «Литература и искусство», сентябрь 1943

Previous post Next post
Up