Что творится в Киеве

May 25, 2018 03:15


Л.Коробов || « Правда» №124, 15 мая 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Организованно проведем весенний сев! М.Сычев. - Весна в уссурийском селе. Н.Болкунов. - Тракторы стоят... (2 стр.). Итоги Всесоюзного социалистического соревнования за апрель 1943 года по Наркомхимпpoмy, Нархомуглю и Наркомцветмету (2 стр.). К.Смирнов. - «Сцепление безответственностей» (2 стр.). ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: А.Муханов. Два райкома - два стиля руководства (3 стр). Игорь Грабарь. - Успехи молодых художников (2 стр.). Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы, станции на аэродромы противника (3 стр.). Елена Кононенко. - Побег (3 стр.). Я.Макаренко, М.Мержанов. - Северо-восточнее Новороссийска (3 стр.). Л.Коробов. - Что творится в Киеве (3 стр.). A.Прохватилов. - Ночные разведчики (3 стр.). B.Згурский, А.Наугольнов. - Боевой день штурмовиков и истребителей (3 стр.). Я.Викторов. - Кризис в лагере фашистов (4 стр.)

# Все статьи за 15 мая 1943 года.

(От военного корреспондента «Правды»)




Темная ночь висит над Днепром, - дождливые облака с вечера затянули небо. Наши кони чутьём угадывают дорогу. В деревнях нет огней. На Днепре не зажигают бакенов. Мы не видим ни одной деревни, - поля, перелески и снова поля. Какие деревни и села мы об’езжаем, знает только командир нашей разведывательной группы. Он ведёт нас по компасу к Киеву. Где-то в стороне от нас идут группы партизанских автоматчиков и минёры. С рассветом на шоссейных дорогах должны взорваться первые же немецкие автомашины, выехавшие из города.

Мы останавливаемся в деревне и, спрятав лошадей в сараи и дворы, выставив караулы, ложимся спать,

Утро выдалось ясное, солнечное. Кругом тишина, белые хаты глядят успокоительно и мирно. Но надо быть настороже. Только вчера здесь были немцы, - останавливались проездом в Киев. В любую минуту, с любого направления могут появиться другие.

Рядом - шоссе Киев-Житомир. Оттуда слышится шум автомобильного мотора, и через некоторое время раздается далёкий взрыв. Первый вестник работы партизанских минёров!

Пролетели транспортные трёхмоторные «Юнкерсы» от Житомира на Киев. Со стороны Киева потянулись венгерские солдаты и грузовики с каким-то старьем - шкафами, диванами, буфетами и стульями. К полудню поток машин на шоссе нарастает. Они идут на запад. Вслед за караванами грузовиков тянутся телеги с домашним скарбом.

Нам нужны были люди из Киева, и командир разведки выслал группу партизан в засаду. Вскоре они привели несколько мужчин и женщин, шедших в пригородные деревни.

И вот первое, что мы услышали о нынешнем Киеве: немцы превратили столицу Украины в город калек.

В первое время своего хозяйничанья они забирали для отправки в Германию бездетных женщин до 45 лет. Затем немецкие патрули начали хватать среди бела дня на улицах всех трудоспособных.

Вскоре начали забирать и детей с 13 лет. Чередой шли эшелоны с киевлянами в Германию. Тогда население стало убегать из города в деревни. И теперь на улицах Киева можно видеть одних только калек. Этих немцы оставили здесь умирать от голода.

Среди горожан, встреченных на дороге нашей разведкой, была учительница. После того как немцы закрыли киевские школы, она работала в городской управе уборщицей и сейчас бежала в деревню, спасаясь от немецкой каторги. Эта молодая, 27-летняя женщина выглядела старухой. Голод и ужас всего пережитого согнули её.

- Смерть кругом, смерть, - повторяла она, глядя на нас пустыми, потухшими глазами. - Страшно сейчас в Киеве...

- Много расстреляли... Я вот жила у Бабьего Яра и каждый день видела казни...

Бабий Яр - самое страшное место в Киеве. Раньше это был большой и глубокий овраг, теперь здесь - ровное место. Каждый день немцы привозили сюда на грузовиках мирных жителей. Палачи раздевали их, затем укладывали на дно оврага и расстреливали. Многие, после того как смолкала стрельба, еще кричали и просили о помощи. Но немцы наваливали на них следующий ряд обречённых, и снова начинали строчить автоматы.

Так заравнивался Бабий Яр...

Она рассказывала, как выглядит город. В развалинах - Крещатик от Бессарабки до площади Калинина, Николаевская улица до цирка, улица Меринга, улица Энгельса. Нет больше здания облисполкома, гостиницы «Континенталь», консерватории. И много еще других улиц и лучших зданий города разрушено и сожжено.

Люди, беседовавшие с нашей разведкой, все были киевлянами. Бросив свои насиженные гнёзда, они ночью выбрались из города и бежали теперь куда глаза глядят. Их рассказы дополняли друг друга, и всё яснее открывалась перед нами картина жизни сегодняшнего Киева. Картина смерти, вернее сказать...

На мертвых, опустевших улицах время от времени раздается стрельба: это немецкие патрули стреляют из автоматов по горожанам, которые ещё пытаются ускользнуть от отправки на каторжные работы в Германию.

Из всех благоустроенных квартир немцы выгнали киевлян, присвоив себе их одежду и мебель. И многие, лишившись крова, погибли зимой от холода.

Город был отдан на разграбление солдатне и офицерам. Но через некоторое время немецкое командование спохватилось: имущество огромного города слишком уж быстро и незаметно расходилось по рукам. Тогда солдатам запретили брать что-либо в частных квартирах. Грабеж стал производиться « по плану». К домам под’езжали автомашины, на них грузили кровати, подушки, одеяла, постельное и мужское белье. Немцы отправляли всё это на запад. Потом начали вывозить посуду и мебель. Вслед за домашними вещами последовало множество других, самых разнообразных, начиная от металлического лома и кончая светофорами и уличными электрическими часами.

Киевляне мстят за эти неслыханные злодеяния. Каждую ночь то в одном, то в другом месте неизвестные убивают немецких солдат и офицеров.

Немцы пытаются пресечь действия народных мстителей новыми массовыми казнями. За каждого убитого солдата они вначале расстреливали сто киевлян, а потом довели эту цифру до 400. Но случаи убийств немецких солдат стали повторяться ещё чаще.

Немцы поняли, наконец, что поставить Киев на колени им не удастся. Тогда они угнали все трудоспособное население в Германию.

Но и опустевший, мертвый город внушал им страх. Они вывезли все сваи гражданские и военные учреждения в Ровно. Улетел из Киева и гитлеровский наместник на Украине Кох.

Теперь в Киеве свирепствует голод. На дорогах, за городскими заставами немецкие патрули забирают у крестьян продукты и спекулируют ими.

Голод, смерть, запустение... Бедный наш Киев, что они сделали с тобой, эти убийцы всего живого и прекрасного!..

- Товарищ командир, - не выдерживает наш «Моряк», самый юный и горячий разводчик в отряде. - Пустили бы на операцию в самый город, а? - В голосе его просьба, почти мольба.

- Нельзя, - строго говорит командир. - Это только разведка. Пока что только разведка... // Л.Коробов. Район Киева.

*****************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*

Утреннее сообщение 14 мая

В течение ночи на 14 мая на Кубани, северо-восточнее Новороссийска, наши войска вели огневой бой с противником. На других участках фронта ничего существенного не произошло.

Нашей авиацией в Баренцовом море потоплены два транспорта и два тральщика противника.



На Кубани, северо-восточнее Новороссийска, советские артиллеристы и миномётчики разрушили несколько десятков вражеских дзотов и блиндажей, уничтожили 5 орудий, 13 автомашин с грузами и взорвали склад боеприпасов. Отряд немцев пытался разведать наши позиции. Пулемётным и залповым ружейным огнём советские бойцы истребили 40 гитлеровцев. Остальные немецкие солдаты поспешно отступили.

Вчера в течение дня на Кубани в воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 11 немецких самолётов. Наша авиация потерь не имела.



На Западном фронте наши разведывательные отряды уничтожили до 100 немецких солдат и офицеров. Наши лётчики разбили 40 железнодорожных вагонов и взорвали два склада противника с горючим. В воздушном бою сбит немецкий самолёт «Фокке-Вульф-190».



В районе Лисичанска наши подразделения вели активные боевые действия и улучшили свои позиции. Противник предпринял несколько контратак, но был отброшен. Уничтожено до 400 немецких солдат и офицеров. В последних боях наши подразделения захватили 8 немецких орудий, 42 пулемёта, 82 автомата, 5 миномётов, свыше 250 винтовок и другие трофеи.



Западнее Ростова на Дону наши артиллеристы произвели огневой налёт на обоз противника. Рассеяно и частью уничтожено более 100 повозок с грузами. Миномётчики подразделения, где командиром тов. Зубанов, за два дня уничтожили до роты гитлеровцев, разрушили 2 блиндажа и подавили огонь 6 пулемётных точек противника.



Ниже публикуются краткие выдержки из записей тов. В., командира партизанского отряда, действующего в Ровенской области.

«1 мая. Праздник мы отметили налётом на железнодорожную станцию. Завязался упорный бой с вражеским гарнизоном. Воодушевлённые приказом товарища Сталина, партизаны отважно дрались с гитлеровцами. Истреблено 65 немецких солдат и офицеров, взорван склад с военным имуществом.

3 мая. Группа подрывников пустила сегодня под откос немецкий воинский эшелон.

4 мая. Крестьяне рассказали, что из-под обломков разбитых вагонов взорванного вчера поезда немцы извлекли 80 трупов своих солдат и офицеров».



На Кубани на поле боя подобрано письмо некоей Марии Сгырчиу из села Корнуцел, уезда Северин (Румыния), сержанту 5 роты 94 румынского полка Мартину Вильяму. В письме говорится: «На все мои запросы о судьбе мужа я до сих пор не получила никакого ответа. Я была в Бухаресте, в военном министерстве и в обществе Красного Креста. Тысячи женщин с детьми осаждают эти учреждения с утра до ночи, но ничего не могут добиться. Здесь ходят упорные слухи, что дивизия, в которой служил мой муж, и все дивизии и полки, находившиеся у Волги и Дона, полностью уничтожены. Почему же так подло обманывают народ и скрывают от нас эту страшную правду».



Получены сведения о деятельности некоторых отрядов французских вольных стрелков. В апреле вольные стрелки вывели из строя 180 паровозов, уничтожили 1.200 вагонов с военным имуществом и несколько сот порожних вагонов. Патриоты взорвали три железнодорожных моста, привели в негодность 450 тормозных механизмов и два под’ёмных крана. Активно действуют на железных дорогах группы подрывников. Они почти ежедневно пускают под откос один-два немецких поезда.

Вечернее сообщение 14 мая

B течение 14 мая на Кубани, северо-восточнее Новороссийска, наши войска вели огневой бой с противником. На других участках фронта ничего существенного не произошло.



На Кубани, северо-восточнее Новороссийска, наши артиллеристы и миномётчики обстреливали укрепления противника. Расчёт тяжелого орудия, где командиром сержант Павленко, прямым попаданием снаряда взорвал крупный немецкий склад с боеприпасами. Миномётчики под командованием лейтенанта Комленка уничтожили до взвода пехоты и два пулемёта противника. Лётчик сержант Михайлов вступил в бой с вражеским бомбардировщиком и дважды таранил немецкий самолёт. «Юнкерс-88» упал на нашей территории. Тов. Михайлов благополучно приземлился на своём аэродроме.

В низовьях Кубани наши отряды отбили несколько контратак противника и уничтожили до 100 гитлеровцев. Захвачено много винтовок, 4 пулемёта и лодка с боеприпасами.



В районе Лисичанска наши части вели активные боевые действия и выбили немцев из укреплённых позиций. На поле боя осталось до 200 вражеских трупов. Захвачены 2 миномёта, 3 крупнокалиберных пулемёта, склад боеприпасов и радиостанция.



Южнее Балаклеи наши бойцы окружили и истребили разведывательную группу противника численностью в 80 человек. Взяты пленные и трофеи.



На Волховском фронте наши части вели обстрел вражеских позиций. Разрушены 20 дзотов и блиндажей, взорваны 3 склада с боеприпасами, уничтожены 3 автомашины и несколько повозок с военными грузами. На одном участке наши разведчики взорвали 3 немецких дзота и захватили 9 пулемётов, 10 автоматов и радиостанцию.



Партизанский отряд, действующий в одном из районов Могилёвской области, за последнее время пустил под откос 3 немецких воинских эшелона. Уничтожено 3 паровоза, 52 вагона и платформы. Другая группа партизан совершила налет на тюрьму и освободила 13 арестованных немцами советских граждан. Подрывники партизанского отряда имени Котовского взорвали поезд противника с горючим. Сгорело 19 цистерн с бензином.



На Кубани на поле боя найдено письмо Ганса Пежа, обер-лейтенанта 1 батареи 31 немецкого артиллерийского полка обер-лейтенанту Шумф-Бибербах в Берлин: «...Я просто не в состоянии описать тебе, что у нас тут произошло. Мы сражались в ближнем бою, и я потерял орудие и 19 человек. Пятая батарея потеряла все свои 4 орудия, 12 человек убитыми и 25 пропавшими без вести. При отступлении пришлось бросить 65 раненых. Всё это - сплошное идиотство. Наша жизнь не стоит и пфеннига. Русские появляются в самых невозможных местах».



Получено сообщение о новых чудовищных злодеяниях немецко-фашистских извергов. В течение февраля и марта гитлеровцы учинили кровавую расправу над мирными жителями Суражского района. Витебской области. Немцы зверски замучили и расстреляли многих мужчин, женщин и детей. Гитлеровцы насильно угнали на каторжные работы в Германию несколько тысяч взрослых и подростков. Спаслись от фашистской каторги только те, кто скрылся в лесах.



Иностранные рабочие, насильно привезённые в Германию, мстят немецким рабовладельцам, ломают оборудование, портят сырье, совершают диверсионные акты. Близ Эссена французы организовали крушение эшелона с горючим. Возникшим пожаром уничтожено 14 железнодорожных цистерн. За один месяц норвежцы и французы, работавшие в Рейнском пароходстве, вывели из строя 3 катера и 7 буксиров. В Бремене бельгийская патриотка сожгла военную гостиницу, в которой она работала уборщицей. Гостиница сгорела дотла. Близ Дюссельдорфа югославы и французы потопили немецкий пароход, перевозивший военные грузы. // Совинформбюро.

______________________________________________
Дневник киевлянина* ("Известия", СССР)**
В.Гроссман: На Украине* ("Красная звезда", СССР)
З.Вейнбергер: В Киеве, на Крещатике* ("Известия", СССР)
Н.Тихонов: В Киеве, на Крещатике ("Красная звезда", СССР)
Новые зверства фашистов в Киеве* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Правда» №124 (9260), 15 мая 1943 года

оккупация Киева, 1943, Украина в ВОВ, май 1943, газета «Правда», весна 1943

Previous post Next post
Up