17 октября (5 октября). Павловск. Понедельник. 4. Меня очень смущает мысль, что я буду назначен на новую ответственную должность до окончания представлений. Я боюсь, что мое появление на подмостках сцены, да еще сцены придворной, где меня увидит все общество, и появление немедленно по вступлении в новую и важную должность произведет очень невыгодное впечатление. Скажут, и не без основания, что не успел я взяться за новую обширную деятельность, как уже ломаюсь на театре.
8 ноября (27 октября). Среда. С волнением ожидаю понедельника 1 ноября, когда предположено начать репетиции «Гамлета» в Эрмитажном театре. Не представляю себе, как провести главную сцену (III, 2), еще не игранную мною у Измайловцев, особенно то место, когда после представления уличенный король покидает залу и Гамлет поет глупую песенку. Тут Мочалов разражался истерическим хохотом, боюсь, что никак не справлюсь. Мая Лопухина (рожд. Клейнмихель), играющая Офелию, по нездоровью не может прибыть к началу репетиций.
12 ноября (31 октября). Утром. Суббота. 30. Мысли о роли Гамлета все чаще не дают мне засыпать, обдумываю жесты, позы, интонации голоса, стараясь приискать все более тонких оттенков, невольно волнуюсь ввиду близости начала репетиций и не могу спать.
13 ноября (1 ноября). 8 ч. 45 м. утра. 31 октября. Воскресенье. Более двух месяцев с лихорадочным нетерпением, как дети ждут рождественской елки, ждал я 1 ноября, когда назначена была первая репетиция «Гамлета» в Эрмитажном театре, и вот сегодня дождался. И все еще кажется мне, что это слишком хорошо, так хорошо, что что-нибудь помешает представлению. Предвижу много попутных препятствий, огорчений, неудач и неприятностей. Все настойчивее говорят, что новое мое назначение состоится 14 ноября. Царя ожидают в Царское 4-го. Буду просить его отстрочить назначение до февраля или марта, словом, когда кончится спектакль. Любопытно мне узнать, когда и почему Царь изложил свое желание назначить меня не ранее ноября 1900 года.
22 ноября (10 ноября). Утром. Вторник. 9. Почти каждый день посвящаю по возможности не менее часа времени чтению о военно-учебных заведениях; теперь на очереди XV книга Свода Военных Постановлений. Уже не далеко до последних по списку книг, присланных мне летом Военным министром.
Продолжаю вставать непременно в 7 1/4, даже если и лягу поздно накануне, и как приятно иметь свободные утренние часы, особенно в дни, когда поневоле приходится тратить время на разных обязательных празднествах... Заседание в Археологическом обществе в первый раз с новым вице-председателем Гр. Ив. Ив. Толстым. По поводу любопытного сообщения о находке в ноябре прошлого года богатого денежного клада в Киевской лавре распорядился составить Всеподданнейший доклад о необходимости приобресть в Государственную собственность главнейшие редкие медали и монеты из этого клада.
6 декабря (24 ноября). Утром около 9 ч. Понедельник. 22. Эти дни наш Олег в первый раз говел. Несмотря на то, что ему только 7 лет, он приступил к таинству покаяния вполне сознательно и прекрасно подготовленный Настенькой и о. Григорием Петровым. Весь в слезах приходил он просить у нас прощения. Чтобы не думали, будто это слезы от капризов, он говорит, что плачет «от грехов». Что за прелестный мальчик!.. На 7-й репетиции «Гамлета» приступили к разучиванию последней сцены. Опасаемся за слишком большую продолжительность представления и подумываем о новых сокращениях.
11 декабря (29 ноября). 9 утра. Воскресенье. 28. Один из священников собора Спаса Преображения о. Александр Златковский подвергнулся обвинению в том, что плату за требу не всю внес в церковную кружку, а частью воспользовался на собственные нужды. Это случилось уже не в первый раз. Ему было предложено добровольно покинуть собор, на что он было и согласился и собрался идти в монахи, да передумал и стал оправдываться...
Был в комиссии в Консерватории по вопросу о сооружении статуи А. Г. Рубинштейну.
24 декабря (12 декабря). Пятница. 10. По желанию молодой Императрицы в залах Таврического дворца устроена большая «Рождественская ярмарка» в пользу Патриотического общества; к ней привлечены дамы большого света, согласившиеся быть продавщицами. Вчера на открытие этого базара прибыли из Царского Их Величества. Государь сказал мне, что еще не посылал за мною, так как был очень занят - накануне работал до 10 вечера.
Воскресенье. 12. Стоят самые короткие дни в году, темные, мрачные, солнца мы уже давно не видали; морозу градусов 7, не более...
На парад Финляндского полка ездила только жена, а я с Egenie и Георгием был в Академии художеств на торжественном праздновании юбилея К. П. Брюллова. Там собраны картины и рисунки этого художника; я дал для нее принадлежащий мне портрет Брюллова, писанный им самим.
29 декабря (17 декабря). Пятница. Царь с молодой Царицей позвали нас к обеду в Царское. Очень кстати прислали мне начисто изготовленный Всеподданнейший доклад о расширении Отделения русского языка и словесности, который я и захватил с собою в Царское... Царь пришел к самому обеду. Был позван к столу и Борис - дежурный флигель-адъютант. Только сели обедать, Ее Величество вызвали из-за стола на детскую; вскоре она вернулась: у маленькой Татианы Николаевны сделался какой-то кашель с хрипом; позванный доктор Гирш определил ложный круп. Царь говорил о моей комиссии по переходу к григорианскому календарю и говоря, что очень желал этого перехода, опасается неопреодолимости препятствий... Говорили также и о вопросе дня - англо-трансваальской войне. После обеда Царь позвал меня к себе в кабинет и тут продержал меня с глазу на глаз с добрый час. Он показал мне некоторые предметы - образки, кресты, распятия, коробку золотых карманных часов, монеты, добытые со дна Чесменской бухты, где в бою в прошлом столетии пошел ко дну русский корабль «Евстафий». Среди этих предметов был и осколок бомбы с крепко приставшей к нему частью кости человеческой ноги и остатками подошвы сапога. Я доложил дело по Академии и перешел к вопросам, касающимся полка. Я услышал от Царя - он откровенно рассказал мне это - что вскоре после покражи денежного ящика Владимир докладывал ему о необходимости для меня сдать полк, доведенный до значительной расшатанности внутреннего порядка; Владимир находил, что мне следует сдать командование по крайней мере немедленно по окончании лагеря. Царь не разделял этого взгляда, который позже и сам Владимир изменил.
30 декабря (18 декабря). Суббота. Только роль Гамлета может меня расшевелить хотя бы среди глубокой ночи. Даже стыдно признаться: во глубине души я считаю исполнение этой роли своим любимым и главным делом - все остальные перед ним бледнеют.