Дневник Романова Константина Константиновича: март 1880

Oct 26, 2020 20:37

[1877 год]
июнь 1877

[1879 год] июнь 1879
июль и август 1879
сентябрь и октябрь 1879




Поймете ль вы те чудные мгновенья,
Когда нисходит в душу вдохновенье,
И, зародившись, новой песни звук
В ней пробуждает столько тайных мук
И столько неземного восхищенья?
Те приступы восторженной любви,
Тот сокровенный творчества недуг -
Поймете ль вы?..
К.Р.

26 марта (14 марта). Пятница. Петербург. Во вчерашнем приказе по гвардейскому экипажу офицеры были расписаны по судам. На фрегат «Герцог Эдинбургский», на котором мой отец предполагает послать меня старшим лейтенантом в кругосветное плавание, назначены мичмана: оба Стелиманы, Князь Щербатов, Нилов, Кн. Барятинский, Арсеньев, граф Толстой и князь Дондуков-Корсаков. Говорят, что А. В. Меньшиков будет на «Герцоге» вторым лейтенантом.
Меня радует, что в продолжение трехлетнего плавания я буду жить в среде хороших, знакомых мне и дружных между собою людей. Все мои мечты сбываются; остается благодарить Бога, что я не выйду из общества товарищей, с которыми сжился почти за десять лет. Жалко только, что Порецкий и Джангар не попали на «Герцог».

В прошлый вторник, на вечере у графини Annette Комаровской, Тургенев рассказывал про последнюю и еще не совсем оконченную картину Куинджи; он так художественно ее описывал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом. Вчера мы с Ильей Александровичем поехали отыскивать мастерскую Куинджи, он живет на Васильевском острове, на Малом проспекте, д. 16, кв. 4. Еле-еле нашли мастерскую, пролазив с четверть часа по разным закоулкам. Она находится под самой крышей и, вероятно, обращена из фотографии. Сам Куинджи небольшого роста, толстый, с большой белокурой головой и живыми голубыми глазами. Он не знал меня и смотрел с некоторым удивлением, тем более, что верно не ожидал найти любителя искусства под морским мундиром. Впрочем, он очень учтиво пригласил нас в мастерскую и поставил перед своей картиной.

Я как бы замер на месте. Я видел перед собой изображение широкой реки; полный месяц освещает ее на далекое расстояние, верст на тридцать. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда вдали видна величественная река, освещенная луной. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует. На картине Куинджи все это выражено, при виде ее чувствуешь тоже, что перед настоящей рекой, блещущей ярким светом посреди ночной темноты.

Я сказал Куинджи, что покупаю его дивное произведение; я глубоко полюбил эту картину и мог бы многим для нее пожертвовать.

Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина.

27 марта (15 марта). Суббота. 2-я нед. поста. Я боялся за Олю весь этот день. Пятнадцатое число я считаю роковым. Пятнадцатого умер EugХne, пятнадцатого - Гавришев, Вячеслав тоже пятнадцатого. Все нет вестей об разрешении Оли от бремени.Юлия Федоровна Абаза пригласила меня на музыкальное утро. Играли отрывок из оперы «Демон» А. Рубинштейна. Сам автор аккомпанировал на фортепиано. Партию Тамары пела А. В. Панаева, Демона - Прянишников. Елена Мекленбургская пела Ангела. Играли первую сцену первого действия и все последнее действие. Я нашел, что в комнате музыка «Демона» выигрывает сравнительно с театром. «Демона» очень трудно безусловно хорошо поставить на сцене. Начиная с фигуры самого Демона и всей обстановкой. Эта опера теряет на сцене. Прянишников был очень хорош; его голос замечательно приятен и манера петь тоже...

28 марта (16 марта). Воскресенье. Здоровье Императрицы все хуже и хуже, у Боткина немного надежды. Развод отказали.
Князь Орлов, наш посол во Франции, приехал в Петербург. Он слушал у нас обедню. Пели прекрасно...

29 марта (17 марта). Понедельник. День Святого Алексея человека божия, именины А. В. Меньшикова. Дарю ему черную серебряную свинью с красными глазками, это теперь в большом ходу и называется porte-bonheur...В пятницу я задумал вечер, опять от имени Мама и в ее комнатах. На этот раз приманкой будет служить И. С. Тургенев. Приедет Eugenie с мужем, Варвара Ильинична, Татьяна Михайловна, Г-жа Нарышкина, г-жа Мухартова и т. д.

31 марта (19 марта). Среда. Люди из моей роты, назначенные на «Державу», сегодня были отправлены в Кронштадт.
Картины Верещагина были выставлены в концертном зале Зимнего дворца, где их смотрел Государь. Я слышал, что Он остался недоволен направлением Верещагина и не пожелал его видеть. В Большом театре был инвалидный концерт.

Я провел прелестный вечер у Веры Васильевны Бутаковой: она обещала мне познакомить меня с Чайковским - лучшим нашим композитором, и пригласила и его. Был еще брат его Анатолий, Апухтин и Щербатов.

Петр Ильич Чайковский на вид лет 35, хотя лицо его и седеющие волосы дают ему более пожилую наружность. Он небольшого роста, довольно худой, с короткой бородой и кроткими умными глазами. Его движения, манера говорить и вся внешность изобличают крайне благовоспитанного, образованного и милого человека. Он воспитывался в училище правоведения, был очень несчастлив в семейной жизни и теперь исключительно занимается музыкой.

Апухтин известен непомерной толщиной и прекрасными поэтическими произведениями, которые он ни за что не соглашается печатать: он помнит и говорит их наизусть.

Вера Васильевна упросила его прочесть нам что-нибудь; он сказал «Венецию», мало известное свое стихотворение. Оно так хорошо, что по мере того, как он его говорит, боишься, что оно скоро кончится, хотелось бы еще и еще слушать.

Меня заставили играть; мне хотелось сыграть романс Чайковского, но я боялся. Брат его поет; я аккомпанировал ему «Слеза дрожит», потом играл «Нет, только тот, кто знал» и потом романс B-molle.

П. Чайковского попросили сыграть что-нибудь из его новой, еще не напечатанной оперы «Иоанна д'Арк», он сел за фортепиано и сыграл хор-молитву. Мы все были в упоении от чудной музыки, это тот момент, когда народ признал в Иоанне пророческий дар, и она обращается к толпе, призывая ее вознести молитву к Господу Богу. Форма сочинения напоминает молитву 1-го действия Лоэнгрина: голоса постепенно возвышаются, все усиливаясь, и, наконец, вместе с оркестром достигают фoptissimo и высшей ноты. Этот morceau […] должен быть чрезвычайно хорош и эффектен на сцене.

После ужина Апухтин прочел еще несколько стихов своего сочинения. Мы разошлись в 2 часа. Чайковский сделал мне самое приятное впечатление.

Продолжение следует...

XX век, история, судьбы, Романовы, книги, стихи

Previous post Next post
Up