Авары. Великие и ужасные. Ч. 17 (заключительная)

Aug 23, 2020 20:41

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Вместо эпилога. Коррупция, алкоголь и бездарные правители

8 век был неудачным для выходцев из Великой степи на Дунае во всех отношениях. Досталось не только аварам, которые терпели фиаско хорошо если не каждый год. Не менее досталось их восточным соседям - болгарам.
Начиналось то все очень неплохо. После гибели Аспаруха его сын Тервел удачно поучаствовал в судьбах римского престола и даже заработал, как мы помним, второй в имперской иерархии титул кесаря (если не ошибаюсь, это первый Цезарь - язычник после Юлиана Отступника!). В 718 г. он вовсе спас Европу от арабского нашествия. А потом как-то незаладилось.
Первым приемникам еще было ничего так. Но, уже в 739 г. умирает Севар и на этом линия прямых потомков Куврата из рода Дуло пресекается. Дальше начинается многолетняя борьба за власть между представителями знатнейших родов. «Именник болгарских ханов» называет трех представителей рода Вокиль/Укиль (если это один и тот же род, а не два разных) и одного из рода Угаин. О происхождении последующих за ними ханов (точнее канасюбиги, как назывались болгарские вожди в своих надписях, выполненных греческими буквами) нам ничего не известно, но можно предполагать, что по крайней мере некоторые из них также принадлежали к этим кланам.
Период относительно мирного сосуществования болгар и Ромейской державы подошел к концу в 755 г. В этом году император Константин V, заслуживший от своих подданных обидное прозвище Копроним («Навозник»), решил укрепить рубежи Империи во Фракии, переселив туда армян и построив ряд новых крепостей. Он был сыном Льва III Исавра, вместе с Тервелом громившего арабов. Как и отец, Константин проводил иконоборческую политику, за что и получил ненависть интелегенции и православного большинства. Но, императорам - Исаврийцам было немножко на это плевать, потому что армия их боготворила. Исаврийцы оправдывали их любовь тем, что на армии не экономили и одерживали много побед (хотя неудачи тоже бывали, конечно). В Болгарии в это время правил Кормисош из рода Вокиль, первый хан не из рода Дуло. Он решил показать свою крутизну и потребовал увеличить выплаты дани, которой обычно ромеи откупались от болгарских набегов. Константин не обратил особого внимания на зарвавшихся соседей. В ответ Кормисош отправил болгар в набег. Были разорены все имперские земли во Фракии до самых Длинных стен. Могло бы показаться, что вернулись времена аваров - варвары грабят в пригороде Константинополя! Но, времена были не те. Константин был человеком суровым, практичным и умел воевать. В следующем годы было подготовлено контрнаступление, завершившееся разгромом болгарских войск в битве при Маркеллах в 757 г.
Кормисош уже не видел результатов своих амбиций. Он умер еще в 756-м. Ему наследовал Винех из рода Укиль (вероятно, тот же Вокиль). Именно ему пришлось пожинать плоды политики предшественника под стенами Маркелл. Но, в 758 г. болгары получили возможность собраться с силами, потому что Константин решил направить свои силы против славян Македонии. Все славинии этого края вынуждены были признать власть Империи. Реконкиста продолжалась полным ходом. В 759-м император вновь направил армию в Болгарию, но на этот раз удача сопуствовала противнику. В ущелье Берегава ромеи попали в засаду и были перебиты. Феофан, ненавидящий Исаврийцев- иконоборцев, изобразил это событие как военную катастрофу. На самом деле, скорее всего, потери в Берегаве не слишком отразились на военной мощи Империи. Это понимал и Винех, поэтому стремился заключить мир на любых условиях.
Далеко не все в Болгарии были довольны унизительным миром. «Ястребов» возглавлял род Угаин. В 761 г. вспыхнул мятеж, в ходе которого был убит Винех и перебиты почти все члены его рода. Правителем Болгарии стал хан Телец или Телетчин, «муж злонравный», как его характеризует Феофан. В 762-м болгары вновь перешли в наступление и даже сумели захватить несколько крепостей на границе. Константин в ответ вновь решил действовать масштабно: в том же году на север, к устью Дуная, была отправлена флотилия, перевозящая на борту кавалерийские части вместе с лошадьми, эдакая морская кавалерия. Их задача состояла в том, что высадиться в Добрудже и идти на юг. В следующем 763 г. Константин со второй армией выступил по суше на соединение с морской кавалерией. Обе армии встретились под Анхиалом. Туда же пришли болгары. В последующей битве Телец потерпел полное поражение. Тысячи пленных были уведены в Константинополь, где их торжественно казнили на арене Цирка.
Телец не пользовался популярностью также у славянского населения Болгарии. Вопреки распространненому мнению, болгары Аспаруха вовсе не начали активно растворяться с балканскими славянами. Два народа жили по возможности изолированно друг от друга. В Болгарии сохранялась модель, разработанная еще аварами - славяне должны были платить дань и играть роль пушечного мяса при необходимости. Но, славян это конечно же не устраивало. 280 тыс. славян (!) покинули державу болгар и попросили убежища у Константина. Император был очень рад и расселил беженцев в Вифинии, на реке Артане, там же, где когда-то были расселены славяне Небула. Для Болгарии это был очень ощутимый удар. Военная и политико-экономическая катастрофа закономерно привела к падению дома Угаин. В 764 г. Телец был убит, а его место занял Савин, зять Кормисоша, но на свою беду он решил спасти свой народ от дальнейших бедствий и завел переговоры с Константином о мире.
Болгары, жаждавшие реванша, были возмущены и тут же свергли нового правителя (весьма показательно, что он даже не попал в «Именник болгарских ханов»). Сабин бежал в Месембрию, а оттуда в Константинополь. Император принял его доброжелательно и даже способствовал тому, чтобы из Болгарии к Сабину отправили всю его семью и гарем. Сабина заменил Паган, но и он осозновал безнадежность дальнейшей войны и также просил мира. Однако, Константин не пожелал вести переговоры. Тогда Паган лично приехал в Царьград. Император был готов даровать мир болгарам, но при условии смещения Пагана. Условия были приняты. Этот миротворец, к слову, также не попал в «Именник».
В это же время, когда в Константинополе шли переговоры с участием Пагана и Сабина, князь пограничного племени северов, подданных болгар, вторглась во Фракию. Константин «тайно отправив посланцев в Булгарию, схватил архонта северов Славуна, сотворившего во Фракии много зла». Вместе с ним поймали также вождя разбойников - скамаров Христиана, которого четвертовали. Паган никоим образом не заступился за Славуна, чем лишь больше испортил отношения со славянским населением своей державы. По мнению А.В. Григорьева, это стало одной из причин переселения массы северов в Среднее Поднепровье, где они создали роменскую культуру и положили начало летописной севере или северянам.
Сабин, судя по всему, так и не вернулся на родину, хотя должен был оставаться ее формальным правителем. Проблема разрешилась, когда в 766-м он умер. Престол Болгарии занял Умор или Умар из рода Укиль (следовательно, перебили вместе с Винехом не всех), но правление его было не долговечным. Уже через 40 дней Умор был убит. На этом «Именник» заканчивается, поэтому о происхождении всех последующих ханов нам ничего не известно.
Убийцей Умора был некий Токта. Очевидно, Умор/Умар был ставленником Константина, поэтому император близко к сердцу принял его убийство. Императорская армия вновь вторглась в Болгарию и опустошила страну. Болгары, кто успел, бежали на север и укрылись в лесах на дунайском побережье. Токта и его брат Баян не отличились расторопностью. Оба были казнены. Не повезло также Пагану, который был убит собственными рабами при попытке бежать в Одесс.
Константин решил закрепить урок, поэтому новый поход на север был организован уже в следующем году. В этот раз армия дошла до реки Тунджи и вернулась обратно. Война с болгарами превращалась в национальный ромейский спорт. В 768 г. император решил повторить свою триумфальную кампанию 763 г. Вновь армия выступила по суше и дошла до ущелья Берегавы, а флот должен был выступить к устью Дуная, но на этот раз план не сработал. Сильный северный ветер не позволил кораблям добраться до цели. Многие суда вышли из строя.
В течении следующих пяти лет ромеи не обижали болгар. После гибели Токты и Пагана ханом у них стал Телериг. Сходство имен наводит на мысль, что новый правитель был связан родством с Телецом, но это не точно. Телериг был неплохим правителем, но болгарам стало скучно. Мир был нарушен и последовало новое вторжение имперских войск, вновь при содействии флота. Болгары были в панике. Телериг просил мира. Его представлял боил (боярин) Цигат. Между тем сам Телериг готовил большое военное предприятие. После эмиграции 280 тыс. славян экономика болгар очень сильно пострадала. Телериг решил компенсировать потерю насильственным переселением верзитов из Фессалии. Для этого он отправил 12 тысяч воинов. Об этом стало известно в Константинополе. Император отправил против болгар 80-тысячное войско, которое ворвалось в Болгарию. Противник вновь бежал, а хан понял, что в его державе есть пятая колонна, работающая на Империю.
В 774 году Константин готовил уже новый поход. Планировалась опять экспедиция с приминением флота, но погода все испортила. Между тем, Телериг оказался тем еще пронырой. Он обратился к императору с заявлением, что хотел бы получить политическое убежище в Царьграде, и просил сообщить ему имена верных друзей Второго Рима, на которых и Телериг мог бы расчитывать. Если верить ромейским хроникам, которые вообще-то не слишком лояльны Исаврийской династии, Константин Львович проявил невероятную доверчивость и простодушие, предоставив в руки Телерига полный список лояльных Империи болгарских аристократов. Хан казнил их всех. Естественно, Константин начал тут же готовить новый, 9-й, поход в Болгарию. Однако, звезды благоволили Телеригу. Не успев закончить свои приготовления, император скончался, подхвотив какую-то заразу. Ему наследовал сын, Лев IV Хазар. Свое прозвище он заработал благодаря матери, которая приходилась дочерью хазарскому кагану Вирхору.
На этом удача Телерига закончилась. Через два года болгары его изгнали, скорее всего возмущенные избиением влиятельных представителей знатных родов. Парадокс состоит в том, что истребитель «друзей Рима» сам нашел убежище при дворе Льва IV, где получил титул патрикия, а также принял крещение.
Свержение Телерига привело к тому, что Болгарские войны прекратились более, чем на 10 лет. Мир сохранялся и при Льве Хазаре, и при его супруге Ирине. В 789 г. мир был нарушен. Во время объезда фракийских рубежей, стратиг Филит позволил себе провести войско по болгарской территории. При этом, стратиг явно не ожидал нападения со стороны северного соседа. Однако, болгары восприняли недальновидность стратига как сигнал к новой войне. Годы мира позволили им накопить силы, восстановить уверенность в своих силах, а страх перед ромейской армией притупился. Болгарию в это время возглавлял Кардам. Его войско внезапным ударом разгромило фракийскую армию, а сам Филит пал в бою. Лев IV к этому времени уже скончался, отравившись трупным ядом от короны, которую вытащили из могилы Ираклия. Два года реакции не было, но в 790 г. к власти пришел Константин VI Львович, молодой человек, который много лет не допускался до власти своей матерью-регентом. Дорвавшись до престола, Константин жаждал военной славы, славы своего деда - болгаробойцы. В 791 г., когда Карл Великий выступил против авар, он ввел войска в Болгарию, но великой битвы не получилось. Однажды вечером два войска встретились, немного поубивали друг друга, после чего разошлись по лагерям. Ночью ромейское войско охватила паника. Солдаты обратились в бегство. Услышав шум во вражеском лагере, болгары тоже перепугались и бежали.
Константин был очень недоволен. В 792 г. он вновь выступил в поход. Неопытный военачальник, молодой император плохо подготовился к экспедиции, чем воспользовались болгары. Кардам разгромил ромеев и даже захватил обоз. Перед выступлением император получил предсказание о победоносном завершении кампании. Предсказателя он взял с собой. В итоге, он достался Кардаму вместе с обозом. Поражение сильно отразилось на положении Константина. Армия и народ стали рассуждать о возможности смены императора на его дядю. Так что следующие годы были посвещены борьбой с инакомыслием и другими придворными делами.
К 796 г. Кардам был настолько уверен в себе, что потребовал от Константина выплаты дани, как в прежние времена. Иначе, угрожал хан, болгары разорят всю Фракию вплоть до Длинных стен. Константин, вероятно тоже не страдал неуверенностью в себе. С иронией он ответил посланцам Кардама, чтобы престарелый хан не утруждал себя, скоро Константин сам явиться в Болгарию, а там как бог рассудит. Император не заставил себя ждать, в том же году армия выступила в поход. У Маркелл, где его дед впервые разгромил болгар, Константин Львович ожидал противника 17 дней, но Кардам не решился вверять свою судьбу высшим силам. Он укрылся в одной из крепостей где переждал опасность. Ромеи вернулись домой.
Наверняка, для болгар бы вернулись времена Константина Копронима, если бы его внук продолжил войну. Но, история сложилась по-другому: в 797 г. императрица - мать свергла непопулярного сына, ослепила его и объявила себя полновластным василевсом, отменив ненадолго иконоборчесвто. Благодаря этому, Ирина стала весьма популярной среди православных народов. На Руси существовала традиция, которая связывало именно с ней начало греко-русских отношений. Густынская летопись рассказывает, что Ирина приказала разработать для русских первую азбуку, а в первых русских летописях ее путали с материю Михаила III, при котором русь впервые осаждала Константинополь. Воцарение этой удивительной женщины спасло Болгарию от новой войны и подарило ей мир.
Мир, продолжавшийся до 808 г. не прошел для Болгарии без последствий. Если в 797 г. это была умирающая под напором Империи слабая варварская страна, расколотая изнутри массой противоречий - между болгарской знатью, между болгарами и славянским населением. В 808 г. в новую войну с ромеями вступила мощная военная держава, которая к концу столетия претендовала на то, чтобы объединить Болгарию и Византию под властью болгарского царя. Столь кардинальные изменения связаны с именем одного человека, основавшего новую династию - Крума. По мнению многих исследователей, он не был потомком Аспаруха и вообще не имел отношения к основанной сыном Куврата державе. Часть историков считает, что он был родом из Македонии, являясь потомком Кувера. Другая часть, к которой принадлежит С. Рансимен и ваш покорный слуга, придерживаются мнения, что Крум возглавлял тех болгар, которые еще проживали на восточных рубежах Аварского каганата. Вполне вероятно, что это как раз и была орда Кувера, вернувшаяся в Потисье после неудачной попытки основать собственный каганат в Македонии.
Крум воспользовался крахом Аварской державы, уничтоженной франками. Эккехард, хронист 12 века, сохранил информацию о том, что после разграбления аварского хринга Карл воздержался от нападения на болгар, потому-что «сейчас гунны исчезли», подрузамевая аваров. Вероятно, после междоусобицы 795-796 гг. или после 799 г. значительная часть аваров была покорена Крумом. Те, что не пожелали покориться болгарам, откочевали к границам франков, где их добили славяне. Византийская средневековая энциклопедия Суда сохранила рассказ о встрече Крума с аварскими пленниками: «И спросил Крум аварских пленных: «От чего, по-вашему, погибли ваш архонт и весь ваш народ?» Пленные авары ответили: «Из-за того, что умножились обвинения каждый против каждого, погибли самые смелые и умные среди нас; потом воры и несправедливые стали соучастниками со судьями; потом от хмеля - когда вино увеличилось, все стали пьяницами; потом - из-за взяточничества; ещё потом - из-за купечества, потому что все те, которые стали купцами, друг друга обманывали. И вправду, погибель произошла на нас ото все этого».
Когда Крум услыхал те слова, он созвал всех болгар, и приказал им, и установил закон: «Если кто-нибудь обвинит другого, предварительно не слушать его; но связать и допросить. И если обвинение ложное, да будет казнен. Ворам не дозволено давать пищу. И если кто-то осмелиться то сделать, его имущество отнимается. И вору следует переломать сустав ног. И всех виноградников искоренить (приказал Крум). И каждому нищему не давать как попало, а согласно потребностей - чтобы тот снова не начал нищенствовать. Кто тот приказ не соблюдает, его имущество отнимается»».
Правдив рассказ пленников или какой-то византийский умник просто вложил в их уста свою теорию крушения великих держав, судить сложно. Но, истина в том, что каждое государство и каждый народ гибнет в первую очередь по внутренним причинам. Крум сделал выводы из судьбы былых владык евразийских степей. Около 807 г. он объединил западных болгар с державой Аспаруха, стал гораздо теснее сотрудничать со славянской знатью и фактически создал новое государство, которое получило возможность соперничать с Византией и франками, став третьей державой Европы. Авары же еще долго упоминались в составе войск Крумовичей, но это уже совсем другая история, которая не имеет отношения к славным и бесславным деяниям аваров.


Закончить наши Аварские очерки хочется цитатой русского летописца: «Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли, как обры", - их же нет ни племени, ни потомства».
Конец.

франки, авары, словене, славяне, Византия, Рим и варвары, болгары

Previous post Next post
Up