Авары. Великие и ужасные. Ч. 13

Aug 20, 2020 15:21

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Страдания болгар (окончание)
Уже сам факт стабилизации Аварского каганата в 660-е гг., присоединение к аварам одной из пяти болгарских орд распавшейся «Великой Болгарии» Куврата на фоне распада королевства Само и попыток Империи вернуть Македонию, должен был подтолкнуть небольшие славинии к более тесному сотрудничеству с Каганом III. Однако, стабильность Аварского каганата оказалась нарушена новой смутой, опять развязанной болгарами. Но, обо всем по порядку.


Со смертью Куврата тесно связано возвышение новой кочевой империи Евразии - Хазарского каганата. Если верить нашим источникам (а почему мы не должны им верить?), основателю «Великой Болгарии» наследовал его старший сын Батбаян или просто Баян (хм…на что это намекает нам Куврат?). Любопытно, что подобно русским князьям 11-13 вв. у Батбаяна было второе имя, под которым его знает «Именник болгарских ханов» - Безмер. Не иначе, это «материнское» имя. Уж больно «по-антски» звучит. «Именник» сообщает, что Безмер правил всего 3 года, после чего в списке стоит Исперих, то есть третий сын Куврата - Аспарух, основатель Первого Болгарского государства на Дунае (совр. Болгарии, значит). Как так получилось, нам рассказывает знаменитая легенда, которую приводит Феофан: «Но [прежде] следует рассказать о древности унногундуров, булгар и котрагов. В северных, противоположных частях Эвксинского Понта, у озера, называемого Меотидой, в которое впадает величайшая река, стекающая от океана по земле сарматов и называемая Атель, в которую впадает река, называемая Танаис, сама вытекающая от Ивирийских ворот, что в Кавказских горах, а от слияния Танаиса и Ателя выше уже названного Меотидского озера, когда Атель разделяется, течет река, называемая Куфис, и впадает в край Понтийского моря поблизости от Некропил у мыса, называемого Баранья морда. А от уже названного озера [течет] подобное реке море и впадает в море Эвксинского Понта через земли Босфора Киммерийского; в этой реке ловится [рыба], называемая мурзули, и ей подобная; в [землях], прилегающих к восточным частям озера, у Фанагории и живущих там евреев обитает множество народов; от самого же озера и до реки, называемой Куфис где ловится булгарская рыба ксистон, простирается древняя Великая Булгария и живут соплеменные булгарам котраги. Во времена Константина Западного умер властитель упомянутой Булгарии и котрагов Кроват. Он оставил пять сыновей, завещав им ни в коем случае не отделяться друг от друга и жить вместе, так, чтобы они властвовали надо всем и не попадали в рабство к другому народу. Но спустя недолгое время после его смерти, разделились пять его сыновей и удалились друг от друга каждый с подвластным ему народом. Первый же сын [Кровата], по имени Батбаян, храня завет отца своего, оставался на земле предков доныне. А второй его брат, по имени Котраг, перейдя реку Танаис, поселился напротив первого брата. Четвертый же и пятый, переправившись через реку Истр, называемую также Дунай, один - оставался в подчинении, вместе со своим войском, у хагана аваров в Паннонии Аварской, а другой - достигнув Пентаполя, что у Равенны, попал под власть империи христиан. Наконец, третий из них, по имени Аспарух, переправившись через Днепр и Днестр и дойдя до Огла - реки севернее Дуная, поселился между первыми и последним, рассудив, что место это отовсюду укрепленное и неприступное: спереди болотистое, с других же сторон окруженное, как венцом, реками, оно позволяло народу, ослабленному разделом, отдохнуть от нападений врагов. Так вот, после того как они разделились таким образом на пять частей и стали малочисленны, из глубин Берзилии, первой Сарматии, вышел великий народ хазар и стал господствовать на всей земле по ту сторону вплоть до Понтийского моря. [Этот народ], сделав своим данником первого брата, Батбаяна, властителя первой Булгарии, получает с него дань и поныне». Попробуем, вслед за множеством историков, и мы разобраться с этим текстом.
Первое, что нужно отметить, Феофан, а точнее его источник (из которого слово в слово этот рассказ списал также патриарх Никифор), конечно имел представление о географии Северного Причерноморья и Северного Кавказа, но очень смутные. Однако, в целом можно понять, что болгары своей родиной все-таки считали старые земли утигуров. Саму державу Куврата, как мы видели, крайне проблематично помещать на берега Восточного Приазовья, Кубани и Дона, однако мы точно знаем, что болгары там жили много веков спустя. «Черных болгар» в Приазовье знает договор русского князя Игоря с греками и Константин Багрянородный, несомненно о них же, называя «внутренними булгарами» пишет анонимный автор географического трактата «Худуд аль-Алям». Культура этого воинственного и многочисленного в 9-10 вв. народа хорошо известна археологам. Учитывая, что в 7 веке тут была почти пустыня, а в 9 веке болгары были достаточно многочисленными, логичным будет сделать вывод, что в какой-то момент они сюда вернулись. Именно об этом пишет Феофан: «спустя недолгое время после его смерти, разделились пять его сыновей и удалились друг от друга каждый с подвластным ему народом». Только орда Баяна не оставалась в землях предков, а вернулась туда. С ним отправился второй брат Котраг, вероятно унаследовавший власть над ордой кутригуров, из которых могла происходить его мать. Только его орда разместилась по левую сторону от Танаиса/Дона, вероятно, до Днепра. Наконец, Аспаруху, третьему брату, достались степи от Днепра, Поднестровье и Буджак. Таким образом, три старших брата разделили между собой страдающие от засухи степи Северного Причерноморья и Приазовья. Младшим братьям ничего не оставалось, кроме как искать счастья в аварских землях и Италии. И вот тут на сцену вышли хазары.
В VI - первой трети VII в. хазары были верными соратниками западных тюрок, составляя основу их военной силы в Европе. Для армян и грузин западные тюрки были в первую очередь хазарами (это как с татарами монголами для русских 13 века). Трудно сказать, когда именно хазары вышли из-под власти умирающего Западно-Тюркского каганата, но сомневаюсь, что они долго ждали. Скорее всего, уже после убийства Тон-ябгу-кагана в 630 г., когда тюрки начали терять обширные территории (например, к западу от Сырдарьи), Хазария стала независимой страной. Традиционно считается, что во главе хазар встал один из представителей рода Ашина. Я не вижу причин сомневаться в этом. Более того, думаю, что правителем Хазарии был сын Тон-ябгу-кагана Тардуш-шад, остававшийся на западе, когда отец решил навести порядок в своих азиатских владениях.
Все интересующие нас события Феофан относит ко времени правления Константина Западного, прозванного так за то, что решил перенести центр Империи подальше от арабов - на Сицилию в 660 г. Это тот самый Констант II, который предпринял первую попытку реконкисты ромеев на Балканах, разбил в 658 г. славян Македонии. В 663 г. он предпринял неудачную попытку вернуть Италию. В 668 г. он был убит заговорщиками. Пришел он к власти в 641 г. Уточнить датировки помогают последующие события.
После того, как хазары напали на болгар, им удалось подчинить орду Баяна. Потомки этого племени и стали, судя по всему, «черными болгарами». Совершенно не ясна судьба орды Котрага. Поэтому соблазнительно именно с ней связывать создание Волжской Болгарии. Аспарух под натиском хазар предпочел укрыться за Дунаем, в Добрудже и на равнинах Нижнего Подунавья. В 679/680 г. против болгар выступил сын Константа Константин IV. Его войска были разгромлены, что и стало началом Первого Болгарского государства. Вероятно, смерть Куврата стоит относить к последним годам Константа, может быть к тому же 668-му. Безмер-Баян правил 3 года. Следовательно, нападение хазар нужно датировать приблизительно 671 г. Аспарух вряд ли мог сразу опасаться их нападения, так как жил на другом конце Северного Причерноморья. Обратимся вновь к Феофану: «Василевс Константин, узнав о том, что неожиданно племя мерзкое и нечистое поселилось за Дунаем на Огле и совершает набеги на [селения], прилежащие к Дунаю, разоряет их, то есть земли, которыми теперь владеют они и которыми тогда владели христиане, был очень обеспокоен. Он приказал всем фемам переправляться во Фракию. Снарядив флот, Константин отправился по земле и по морю против них, пытаясь войной изгнать варваров. С одной стороны, на суше, [прилегающей] к так называемому Оглу и Дунаю, он построил в боевом порядке пешее войско, а с другой - приказал кораблям стать на якорь поблизости от берега. Булгары, увидев войско, собранное в полном боевом порядке, утратив надежду на спасение, бегут в описанное выше укрепление и принимают меры к защите. В течение трех-четырех дней они не осмеливались выйти из этого укрепления, но, поскольку и ромеи не вступали в сражение из-за простирающихся перед ними болот, мерзкое племя, заметив вялость ромеев, воспряло духом. Когда же василевс, страдая от подагры, был вынужден повернуть с пятью дромонами и своей свитой в Месемврию, чтобы по обыкновению принимать ванны, он оставил стратигов и войско, приказав им вызывать булгар на бой и выманивать их из укрепления, завязать с ними сражение, если случится, что они выйдут, если же нет, то осаждать и стеречь их в крепости. Но конница, распустив слух, что василевс бежал, охваченная страхом, сама обратилась в бегство, хотя никто ее и не преследовал. Булгары, увидев это, начали преследовать ромеев. Многих они погубили мечом, а многих ранили. Преследуя ромеев до Дуная и переправившись через него, [булгары] дошли до так называемой Варны, поблизости от Одисса и здешнего материка. Они увидели местность, хорошо укрепленную: сзади - рекой Дунаем, спереди и с боков - ущельями и Понтийским морем. Покорив из живущих там племен славинов так называемые семь родов, северов булгары расселили от начала ущелья Берегава до восточных областей, а на юге и на западе до Аварии, остальные семь родов, которые платили им дань. Распространившись в этих [местах], они возгордились, начали нападать на крепости и поселения, находящиеся под властью ромейского государства, и захватывать их. Тогда василевс был вынужден заключить с ними мир, согласившись, к стыду, ромеев, выплачивать им ежегодную дань из-за множества прегрешений. Удивительно было слышать и ближним и дальним [народам], что тот, кто сделал себе всех данниками и на востоке, и на западе, и на севере, и на юге, потерпел поражение от этого мерзостного и новоявленного племени. Но [василевс], уверовав, что случилось это с христианами по промыслу божию, рассудил по-евангельски и заключил мир».
Надо отметить, что до 680 г. император действительно был весьма успешным в военном плане. В начале своего правления он разгромил сицилийских сепаратистов, в 678 г. с помощью «греческого огня» разгромил арабов, осаждавших Константинополь. Решительный правитель, он вполне мог бы успешно продолжить реконкисту Империи, но вскоре после разгрома его армии болгарами состояние здоровья относительно молодого императора ухудшилось. Он умер через несколько лет после признания болгарских завоеваний на Нижнем Дунае. Его наследник Юстиниан II был совсем не удачным преемником. Кажется, он больше враждовал с собственным народом, опираясь при этом на болгар (ими правил уже сын Аспаруха Тервел) и хазар (даже женился на хазарской царевне), чем занимался делами Империи (того, что от нее осталось на тот момент). Именно эти неурядицы, в общем-то, спасли новое Болгарское государство на севере Балкан от неминуемого поражения. Вплоть до 9 века болгары не могли всерьез соперничать с ромеями. Даже в следующем столетии, когда болгары должны были уже неплохо окопаться в своих новых землях, они практически ничего не могли противопоставить профессиональной армии того огрызка Римской империи, который теперь можно смело называть Византией.
В стратегическом плане создание Аспарухом Дунайской Болгарии сыграло определенную роль в истории Аварского каганата. Можно выделить два фактора. Во-первых, геополитический. Болгары явно опасались аваров. Одним из первых решений Аспаруха было переселение покоренных им местных славянских племен, которых было толи 7, толи 8, на границах своей вновь созданной державы: самую крупную славинию северов он разместил на границе с Византией, остальные - на аварской границе. Создание этой буферной зоны в Верхней Мезии навсегда перекрыло аварам возможность расширения жизненного пространства в этом направлении. Второй фактор можно назвать идеологическим. Пример Аспаруха наверняка вдохновлял и болгар, живущих в Аварском каганате (одним из которых был брат дунайско-болгарского хана), и другие народности, по-прежнему подвластных аварским каганам, к попыткам изменить свой статус.
Примерно в тоже время, когда Аспарух начинал обживать свое царство, произошли события, описанные в «Чудесах св. Димитрия Солунского». Этот замечательный источник повествует, что в годы своей славы авары угнали в недра своей кочевой державы сотни тысяч ромеев, которые сумели сохранить язык, православную веру и память о своей родине, несмотря на определенную варваризацию образа жизни. Это население авары называли «сирмисианами»: «Поэтому смешались они с булгарами, аварами и другими язычниками, родились у них дети, и стал народ бесчисленным и огромным. Каждый же сын унаследовал от отца обычаи и стремление рода к земле ромеев. И подобно тому как при фараоне в Египте увеличивался род евреев, так и у них таким же образом через православную веру и святое животворящее крещение росло племя христиан. И рассказывая друг другу о родине отцов, они, как огонь, возжигали в сердцах друг друга [стремление к] бегству». Спустя более 60 лет, очевидно после последнего крупного захвата ромейского населения аварами в 619 г., каган поставил начальником над сирмисианами болгарского вождя Кувера. По всей видимости, Кувер, как и Куврат, имел какое-то отношение к роду Баяна. Учитывая его имя (по сути, это вариант произношения имени «Куврат» в греческих хрониках того времени), а также время появления на Балканах после распада «Великой Болгарии» соблазнительно отождествить хотя бы его с одним из младших сыновей Куврата Дуло. На родство Кувера и аварского кагана намекает также фраза из «Чудес»: «хаган аваров, причисляя их уже к собственному народу, по существовавшему обычаю рода поставил над ними архонта по имени Кувер».
Вообще, история Кувера напоминает какой-то остросюжетный политический детектив. Если верна наша датировка, события, которые можно назвать «исходом сирмисиан» происходили вскоре после победы Аспаруха над ромеями. Очевидно, именно эти события и вдохновили болгарского вождя на авантюру. Опору он нашел в чаяниях сирмисиан вернуться на историческую родину. «Смешанный народ» по определению «Чудес» двинулся к границам каганата. Из источника следует, что сирмисианам и болгарам пришлось пересечь Дунай, то есть они были расселены где-то в Потисье или Трансильвании. Каган отреагировал на потерю подвластного населения соответственно, но без толку. Куверу удалось пять раз разгромить аваров по дороге к Македонии. Каган был вынужден откочевать со своей ставкой на северные рубежи своей страны. Великодержавную политику аваров пришлось опять отложить в долгий ящик. Между тем «смешанный народ» прибыл в Македонию, где занял т.н. Керамисийское поле, которое отождествляют с окрестностями города Прилепа. Вступив в контакт с местными славянами, Кувер узнал, что рядом находится великий ромейский город. В тоже время сирмисиане не желали сидеть в чистом поле и начали разбегаться по большим и малым городкам с греко-римским населением: «одни в наш, хранимый мучеником, город Фессалонику, другие в счастливейший царственный город, третьи в оставшиеся города Фракии». Между тем, у Кувера и его окружения цели были другие. Они хотели сохранить единство «смешанного народа» и образовать в Македонии новую державу, каганом которой должен был стать Кувер. В этих условиях у новоявленного кагана и его советника Мавра (судя по имени, сирмисианина) родился план по захвату Фессалоники.
Для создания нового варварского государства на бывших землях Империи было необходимо решить две ключевые проблемы - обеспечить народ продовольствием, чтобы сирмисиане не разбегались, и обеспечить безопасность со стороны Константинополя. Для этого Кувер направил к императору посольство, «с тем, чтобы остаться здесь со своим народом, прося приказать соседнему с нами народу другувитов снабжать их продовольствием в достаточном количестве». Македонские славяне были ослаблены после похода 658 г., а победа над арабами под стенами Константинополя обеспечила ромеев лояльностью со стороны аваров и славян Иллирика и Далмации, что лишило другувитов и их соседей пространства для маневра.
План Кувера отличался масштабом и дерзостью. Видя расположение сирмисиан к Империи, не было и речи о том, чтобы силой покорить окрестные земли. Сирмисиане постоянно бежали в Фессалоники, откуда их морем переправляли в Константинополь. «Не в силах скрыть коварства, лежащего в сердце, он посовещался со своими советниками и принял на собственную погибель и по своей воле такое тайное решение, что один из его архонтов, выдающийся и коварный во всем и знающий наш язык и язык ромеев, славян и булгар, вообще искусный во всем и исполненный всяческой дьявольской хитрости, восстанет притворно и перейдет, как другие, в наш богоспасаемый город. Он притворится рабом благоверного василевса и приведет с собой множество людей, сочувствующих ему, к нам. Когда затем он захватит таким образом город через междоусобную войну, туда, конечно, после его захвата предполагает переселиться упомянутый Кувер со своим имуществом и другие архонты; укрепившись же там, выступить против окружающих народов, покорить их и воевать против островов, Асии, а также против обладавшего царской властью». Самое поразительное в этой истории то, что план действовал. Роль тайного агента выпала Мавру. Император реально поверил ему, назначил ипатом (солидная придворная должность), а также назначил архонтом всех сирмисиан, которые ушли от Кувера. Достоверность описанных событий подтверждается находкой перстня Мавра, где он назван архонтом не только сирмисиан, но и болгар! Знакомые с Мавром сирмисиане характетеризовали его как человека ненадежного, однако на деле он отличился именно верностью проекту создания «Каганата Кувера». План сорвался из-за излишней заботы императора о массах ромейского населения. Он направил в Фессалонику стратига Сисиния, которому поручил охранять Мавра и его народ от Кувера и славян. Мавр от страха даже лихорадку подхватил, думая, что его раскрыли. В итоге, Мавр таки попал в столицу и был назначен архонтом. История закончилась тем, что Мавра сдал родной сын: «Через сына самого Мавра дошло до благочестивого слуха [василевса] о заговоре против города Мавра и Кувера, открылось ему коварство и дурные намерения упомянутого Мавра, а также то, что он хотел совершить покушение на его жизнь во фракийских областях. И это оказалось правдой, так как многократно [179] упоминаемый Кувер, сохраняя договоренность между ними, не тронул никого из людей Мавра, ни его имущества, а женам оказывал такую же почесть, как раньше, и еще большую. Упомянутый благочестивый василевс, всегда полагавшийся в царствовании своем на Бога, давшего ему власть, оставил Ему и этого Мавра: не предал его смерти, лишив достоинства, заключил под стражу в проастий и отнял власть и войско, которое тот имел». Сам Кувер при этом сохранил свое положение и войско, пусть и изрядно поредевшее. Дальнейшая судьба его орды теряется во мраке истории. Есть мнение, что он откочевал на территорию современной Албании. Быть может, он вернулся в земли аваров. Во всяком случае, спустя столетие на Балканах вновь появятся болгары, которых можно связать с аварами. На долгие годы выпадают из истории также авары, чтобы вернуться в следующем веке с новыми претензиями на господство «всяким народом».

Продолжение следует...

авары, валахи, словене, славяне, Византия, Рим и варвары, болгары

Previous post Next post
Up