Глава восьмая. Как я стал директором по маркетингу блог-платформы №1 в России

Oct 13, 2021 10:18


Вы же знаете меня, я редко делаю что-то, что не приведет ни к чему полезному. Но конечно же, сложно себе представить, что ты станешь директором по маркетингу блог-платформы № 1 в России.

Взяли меня на эту должность, разумеется, не в связи с моим постом « Презентация моего мозга». С самого своего первого дня на блог-плотформе ЖЖ я был очень активным: писал-писал-писал-писал и …дописался! Дописался до того, что в декабре 2011 года мне пришло сообщение от директора Живого Журнала Ильи Дронова:

«Я тебя читаю давно, приходи, пообщаемся, кофе попьем!
Главный по ЖЖ, Илья Дронов».

У меня чуть глаз не лопнул, оттого, что в этой неповоротливой махине, каким мне представлялся Живой Журнал, есть живые люди, которые могут вот так запросто написать и пригласить тебя встретиться. Весь мой предыдущий опыт взаимодействия с администрацией блог-платформы Живого Журнала в смысле получения обратной связи был сугубо отрицательным. Если что-то случалось (слетал текст, не грузились картинки и проч и проч), и я начинал материть СУП ЖЖ, ответы всегда приходили крайне сухие и краткие. И тут вдруг, здрасьте - живой человек!

Я пришел в редакцию ЖЖ, и где-то час мы с Дроновым разговаривали. Я рассказывал ему о старых проектах из автомобильного прошлого, о том, как продвигал в блоге цветочный бизнес, показывал свои особенно комментируемые посты в блоге, статистику и т.д. А Илья Дронов мне рассказывал о том, какой блог-платформа ЖЖ была раньше, что удалось сделать, и с чем еще предстоит работать.

Я был безумно рад, что мне довелось с ним познакомиться! Я считаю Дронова нашим маленьким российским Цукербергом - столько позитивных изменений он привнес в ЖЖ!

Во время нашей встречи Дронов мне сразу сказал: «Я хочу взять тебя на работу!». И я сразу согласился. Сразу. Не думая. Не было никаких: «Давай до завтра подумаем…». Сразу! Я так любил блогосферу, и так обрадовался тому что меня позвали работать в ЖЖ, что согласился, просто потому, что меня позвали.

А ситуация в тот момент была такая.

У меня не было денег уже довольно давно. После разорения я приехал в Москву совсем без них, на наемной работе у г-на Т. меня кинули, ничего не заплатив, потом я пошел работать к Юнию, и трудился у него за совсем небольшую зарплату, которой едва хватало на аренду дешевой квартиры, затем я открыл цветочный бизнес, и он действительно приносил какой-то доход, но, если сравнивать с автобизнесом из моей прошлой жизни, цветы - это были слезы, а не деньги.

Одним словом, я уже довольно давно жил практически без денег. Поэтому, когда мы с Дроновым обсуждали зарплату, я попросил очень мало. Дронов спросил: «Сколько твоя работа стоит?». А я так удивился, что сказал: «Ну, я не знаю… может быть, тысяч 50 или даже 100… сколько там…». А он удивился, что я очень мало попросил. Говорит: «Давай хоть 75, а потом тогда до 100 повысим!».

И он не мог согласовать мою кандидатуру очень долго, потому что я попросил очень мало денег. Если бы я сказал, допустим 200, то меня сразу бы и одобрили. Потоптали бы тысяч до 150-ти, но в итоге я получал бы в два раза больше, чем та сумма, на которую я согласился.

Но так как я был бомжом в то время, для меня 100 тысяч рублей казались огромными деньгами, и я даже цифру такую боялся вслух произносить!

А дело в том, что с какой суммой ты заходишь в компанию, с такой ты потом и работаешь, и повышения потом не дождешься никогда в жизни.

Сто тысяч рублей! Кто же мог знать, что эта зарплата окажется такой смехотворно маленькой…

Поскольку я не люблю сидеть на месте, я Дронову сразу предложил: «Надо бы сгонять в регионы, разведать обстановку, посмотреть, что там с людьми, как они вообще - живые или не живые!». Дронов говорит: «Ну, ладно, давай. Только бюджетно!»

Ок! Бюджетно, так бюджетно!

Договорился с одним из знакомых блогеров, что поедем с ним вместе на его машине. Соответственно, машина была бесплатная. Командировочные потратил на бензин и на какие-то суперскромные отели.

Первый город был Липецк. Мы там встретились с блогером Алексеем Логиновым - он работал в администрации города - сели с ним в машину и поехали вместе в Воронеж. Из Воронежа - в Ростов, Армавир, Краснодар, Пятигорск.

И меня везде очень гостеприимно встречали. Где-то я шел сразу к мэру, где-то - к директору градообразующего предприятия…

Потом мы поехали в Ингушетию - нас к себе пригласил Евкуров, организовал встречу блогеров…

Я побывал в Беслане, где был теракт. Был в горах… там всего было где-то 60 блогеров с Северного Кавказа. Проехал по Дагестану, Чечне, Ингушетии, Южной и Северной Осетии, Грузии, Кабарде - весь этот вот кусок. Там я познакомился с Зауром Цицаевым. И потом мы поехали в Грозный. Там мы встретились с министром туризма. Он показал нам весь город и рассказал, что им очень нужны блогеры, потому что когда туда приезжают журналисты, они пишут то, что им было велено написать, а блогеры - люди, которые говорят без цензуры…

Когда я вернулся в Москву и пришел в редакцию ЖЖ, оказалось, что все эти люди, с которыми я встречался по дороге, написали просто какое-то невероятно огромное количество постов о том, как все мы повстречались, как все это интересно, круто и прекрасно, и по ЖЖ прошла такая волна невероятной активности, что Дронов от этого совершенно офигел. Потому что такого раньше не было никогда! Никто никогда такого раньше не делал! Никто даже и представить не мог, что выезд в регионы может как-то повлиять на активность блогеров.

До меня в ЖЖ офф-лайн проекты практически не проводились. Прежние директора по маркетингу занимались банальным баннеро-обменом. Если кому-то непонятно, что это такое, я поясню. Это достаточно геморройный, но простой процесс: меняем наши баннеры на чужие и радуемся. Это можно и нужно делать - никто не спорит! Но это обычная повседневная простая работа, а не героические подвиги.

При этом нельзя сказать, что до меня в ЖЖ офф-лайн проектов не было вовсе. Были. Но это были единичные мероприятия - 1-2 раза в год, например, поддержка какого-нибудь фестиваля. Пришли, накидали пуфиков с логотипом ЖЖ - вот и все.

Поэтому я и говорю, что по большому счету до меня офф-лайн проектов не было. Никто не знал никого из блогеров лично. Какое кому дело, что на их блог-платформе существует Олег Бармин? Никому не важно, это ведь просто блог-платформа, и все. А кто там пишет, есть ли кто живой - никогда никого не интересовало.

И тут вдруг появился я, поехал в регионы, и всем сразу стало очевидно, что чем больше организовывать каких-то региональных активностей, тем выше вероятность того, что будет много людей, которые будут что-то читать и что-то писать. В результате получается, что чем больше интересных полезных авторов, тем больше читателей, тем выше трафик и выше стоимость самой блог-платформы.

И вот мы с Дроновым посидели, подумали, и решили, что нужно двигаться в этом направлении - надо ехать дальше по городам и встречаться с блогерами на местах.

В чем была моя задача? Убедить людей в том, что им нужно стать блогерами, чтобы они начали генерировать контент, который вызывал бы интерес у читателей.
Понятное дело, что известных людей сразу станут читать. Даже если они ведут блог не самостоятельно, а за них, допустим, это делают помощники.

Но те пользователи, которых никто не знает, тоже являются потенциально крутыми авторами.
Объяснить человеку, что блог ему нужен и полезен, оказалось очень просто.

Если передо мной был бизнесмен, я приводил в пример свой опыт с "ФанФаном", который развивался исключительно за счет моего блога. Я объяснял, что это бесплатный инструмент продвижения. В других местах надо заплатить деньги за рекламу, за контент и еще за что-то. А тут любой желающий может сесть перед монитором, начать писать-писать-писать, и блог сразу даст аудиторию - это раз. Два - посты в блогах моментально индексируются Яндексом, Гуглом, и если ищешь что-то в поисковиках, выдержки из блогов выдаются сразу и занимают верхние строчки. Добиться того же самого при помощи других методов продвижения обычно бывает и сложно, и дорого!

Ладно, к примеру, мы говорим не с бизнесменом, а с домохозяйкой. Как объяснить, зачем ей может быть нужен и полезен блог? Очень просто! Домохозяйка сидит дома, хозяйничает. Иногда ей скучно. Иногда ей нечем заняться. Иногда она просто устает от своих забот, и ей хочется отвлечься  хотя бы ненадолго. Прекрасно! Вот тебе блог-платформа - пойди пообщайся с такими же домохозяйками или заведи кулинарный блог, или рассказывай, какая ты крутая мамочка!

Даже если ты - простой студент, ты тоже можешь стать известным блогером!

И дальше срабатывает статистика больших чисел. Если собрать стадион… например - 10 тысяч обычных студентов, из них тысяча что-то поймет, что-то начнет делать. Двести продолжат, потому что им это понравится, у них начнет получаться, и в конце концов, один из них станет супер-популярным. Тогда человек сможет зарабатывать на том, что ему нравится.

То есть, допустим, тебе нравится вести блог. Но если он не приносит тебе денег, ты должен ходить на завод, зарабатывать, а в свободное время делать, что угодно - в том числе писать в свой блог. Если же ты популярен, ты можешь не ходить на завод, тебе будут платить за то, что ты пишешь в блог… Журналистам же платят. А блогер - лучше. Блогер пишет то, что думает, а не то, что ему сказали написать.

По большому счету блог - это сцена, с которой можно рассказать о себе. Заявить. И понятно, что одним из главных преимуществ этой сцены является свобода слова. Живой Журнал всегда был территорией, где можно было высказаться без цензуры, и при этом рассчитывать на то, что тебя все услышат.

А потом оказалось, что обеспечить приток новых блогеров на блог-платформу - это еще не все! Гораздо более трудоемкая задача - научить их работать с компаниями, а компании - работать с блогерами, как раньше они работали с журналистами. Объяснить и тем, и другим взаимные выгоды и перспективы, свести тех и других на платформе ЖЖ!

Одним словом, работы впереди вырисовывался непочатый край!

Обсудив все детали, и решив оживить Живой Журнал, мы с Дроновым вынесли эту историю на совет директоров. Всем всё понравилось. Все сказали: «Да-да-да-да!», но денег на эти региональные активности - по сути, на командировки, мне никто не выделил.

А что такое командировка? Это билеты, гостиница. Тысяч 35. А если вы вдвоем? Тогда уже 50-70. А если ты хочешь 50 городов объехать, то сумма соответственно увеличивается. 50 на 50 - уже 2,5 миллиона. А представительские расходы? А еще что-то? В таких случаях ответ у руководства всегда один: «Денег нет!».

Денег нет, но ты работай!
Ну, я и работал.

По началу плана по поездкам у меня не было, поскольку бюджета не выделили. А в крупной компании, когда нет денег, ты не можешь ничего сделать. Но я все равно ездил, потому что эта тема мне нравилась, и потому что она давала реальный практический результат - количество блогов росло прямо на глазах!

Фактически (я чуть позже подсчитал) из 200 моих полетов руководство ЖЖ оплатило мне всего штук 10, остальные я оплачивал сам, в том числе из своей зарплаты.

Как мне это удавалось, спросите вы, учитывая, что сумма, на которую я пришел работать в ЖЖ была совсем небольшой?!



Навигация по книге:

«Я помню всех, кто мне когда-то не перезвонил» - читать первую книгу

Digital-ДЕД

Previous post Next post
Up