Мы уже с вами знаем, что АО «ПО «Cевмаш» - это один из флагманов отечественного судостроения, более того, единственная верфь страны, осуществляющая строительство атомных подводных лодок для ВМФ РФ. Кроме этого завод занимается проектированием и производством военных и гражданских судов, морской техники для добычи нефти и газа, продукции технического назначения и пр. Так, чтоб закрепить материал, предлагаю прогуляться и по их музею, тем более он тоже довольно хорош.
А начиналось все в далеком 1936 году, когда на место будущего завода и города прибыли первые строители. Через три года, 21 декабря 1939-го состоялась закладка линкора «Советская Белоруссия». Эта дата и считается днём основания предприятия. Параллельно с заводом рос поселок Судстрой, который со временем превратился в город Молотов, а потом и в Северодвинск.
2. Первый этаж посвящён истории, трудовой славе, работе в ВОВ.
Музей трудовой славы и воинской доблести «Cевмаш» создавался в соответствии с Постановлением Президиума ЦК профсоюза рабочих судостроительной промышленности от 19 декабря 1968 года и приказом директора Севмашпредприятия Е.П. Егорова № 126 от 17 марта 1969 года. Решение о создании музея было принято Е.П. Егоровым в год 30-летия Севмашпредприятия. Причём он лично участвовал в субботнике по благоустройству территории и здания музея 12 апреля 1971 года.
3.
Музей состоит из четырёх залов: истории, трудовой славы, судостроения и военно-технического сотрудничества. Кроме этого, ещё есть зал для просмотра видеофильмов. Сегодня фонды музея насчитывает 6200 единиц различных экспонатов.
4.
5. Макет Николо-Корельского монастыря. На его месте и появился наш уникальный завод.
6. Панорама завода. А на переднем плане отрезок сваи (1936-1937 гг).
7.
Во время Великой Отечественной войны завод строил эсминцы, малые противолодочные корабли, дизельные подводные лодки, паромы, лихтеры и др., обеспечивал боеспособность кораблей Северного флота и ремонтировал суда, доставлявшие грузы для союзников по Северному морскому пути.
8.
9.
10.
11.
12.
13. Бюсты Егорова Евгения (директор предприятия с 1952 по 1972 гг) и Пашаева Давида (с 1988 по 2004 гг).
14. Уголок почёта, здесь собраны основные награды предприятия. Северное машиностроительное предприятие награждено тремя орденами Ленина (1959, 1976 и 1984 гг), одним орденом Трудового Красного Знамени (1963 г.) и орденом Октябрьской Революции (1971 г.). Кроме этого «Севмаш» удостоен благодарностей президентов РФ Бориса Ельцина (1999) и Владимира Путина (2006), почетной грамоты председателя правительства РФ Владимира Путина (2009), грамоты Верховного Главнокомандующего ВС РФ (2015) и благодарности правительства РФ (2014).
15.
После войны 402-й завод оставался основной северной базой по ремонту кораблей ВМФ СССР, участвовал в реализации плана военного кораблестроения. Начал строить дизель-электрические, а с 1955 года - атомные подводные лодки (АПЛ). Тем самым создал паритет на воде с нашим главным западным «партнёром».
16. Модели кораблей и судов, построенных на Северном машиностроительном предприятии.
В 1959 году завод № 402 был преобразован в Северное машиностроительное предприятие. В середине 1970-х гг. проведена масштабная реконструкция, в результате чего производственные мощности сильно увеличились. После распада СССР завод в 1998 году был вначале преобразован в ГУП «ПО «Севмашпредприятие», потом в 2001 году - во ФГУП «ПО «Севмаш», а с 2007 года стал акционерным обществом. Напомню, что за время своей работы заводом построено 45 боевых надводных кораблей и 172 подводных лодок (40 дизельных и 132 атомные).
17.
«Ленинский комсомол», первоначально К-3 - первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии. Название «Ленинский комсомол» она унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя подводная лодка носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы была переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3). Лодка была заложена 24 сентября 1955 года, заводской № 254. Реакторы пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 августа 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков. 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск. В 1991 году была выведена из состава Северного флота.
18. Стенд, посвящённый первой атомной подводной лодке СССР - К-3 «Ленинский Комсомол»
Подводные лодки проекта 627 (627А) «Кит» - это первые советские атомные подводные лодки. Фактически, только головной корабль, К-3 «Ленинский Комсомол», относился к проекту 627, а все последующие строились по изменённому проекту 627А. Проектировало и строило эти корабли СКБ-143, позднее известное как СПМБМ «Малахит». В результате создания атомных подводных лодок проекта 627 СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот. Корабли проекта 627-627А имели выдающиеся для своего времени характеристики, но обладали и существенными недостатками, которые исправлялись в последующих проектах. Основными конкурентами проекта 627(А) были первые проекты субмарин США: «Наутилус», «Скейт», «Скипджек». Всего, с 1957 по 1963 годы, в строй вступили 13 субмарин, проходивших службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Одна субмарина, К-8 - погибла, остальные были списаны в начале 1990 годов.
19. Проект 627. Класс "NOVEMBER". 1958 г.
20.
Подводные лодки проекта 658 (658М) - это советские атомные субмарины с баллистическими ракетами на борту, поступившие на вооружение в 1959 году. Прототипом при разработке этого проекта послужили первые советские атомные подлодки проекта 627. Основные отличия заключались в вооружении - помимо торпед, новые лодки были оснащены ракетными комплексами Д-2 с БРПЛ Р-13 (4К50, западное обозначение SS-N-4 Sark) и Д-4 с БРПЛ Р-21 (4К55, западное обозначение SS-N-5 Serb). Таким образом, Советский Союз создал свою первую атомную подводную лодку, оснащённую баллистическими ракетами.
Подводные лодки проекта 675 - это серия советских атомных подводных лодок с крылатыми ракетами. Всего в 1960-1968 годах было построено 29 субмарин проекта.
21. Вверху Проект 658. Класс «HOTEL», 1960 г. / внизу Проект 675. Класс «ECHO-2», 1963 г.
В связи с началом развернувшегося в 50-е годы ХХ века широкой программы строительства новых подводных лодок на заводе № 402 назрела необходимость создания более совершенного способа электромагнитной обработки подводных кораблей. С этой целью в соответствии с распоряжением Министерства судостроительной промышленности от 16 июля 1956 года было разработано проектное задание на сооружение стационарного плавучего магнитоизмерительного стенда (МИС). При разработке МИС за основу была принята разработка стенда, размеры которого должны были позволить производить обработку на нем всех подводных лодок, строящихся на заводе №402. МИС (заводской № 3332) был заложен 24 февраля 1964 года на Северном машиностроительном предприятии в цехе №42. Спущен на воду 30 октября 1965 года. Приемный акт подписан 27 ноября 1966 года. Списан 7 июня 2002 года.
22. Модель плавучего магнитоизмерительного стенда, 1966 г.
Подводные лодки проектов 705, 705К «Лира». Такие небольшие высокоскоростные одновальные лодки с титановым корпусом не имели аналогов по скорости и манёвренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника. «Лиры» могли преследовать любую субмарину и оторваться от любого преследования. На разгон до полного хода им требовалось всего около 1 минуты. Максимальная скорость «Лир» составляет 41 узел (76 км/ч). Как минимум 1 лодка на испытаниях развила 42 узла. Они уступают по скорости только выведенной из состава флота К-222 проекта 661 «Анчар», которая установила рекордную скорость в 44,7 узлов. Все лодки проекта были выведены из состава флота в 1990 году.
23. Вверху снова Проект 675. Класс «ECHO-2», 1963 г. / внизу проект 705К. Класс «ALFA», 1977 г.
К-222 - это советская атомная подводная лодка второго поколения, вооружённая крылатыми ракетами П-70 «Аметист», единственный корабль, построенный по проекту 661 «Анчар». Самая быстрая в мире подводная лодка, достигавшая в подводном положении скорости свыше 82 км/ч (44 узла). За дороговизну постройки лодку прозвали «Золотая рыбка».
24. Проект 661 Класс «PAPA», 1968 г.
25. Несамоходное стоечное плавсооружение "Дельфин". Проект 016.1980 г. и ближе к нам Плавсооружение пр. А07. 1968 г.
26.
Подводные лодки проекта 667А «Навага» - это серия советских РПКСН - атомных подводных лодок, оснащенных комплексом Д-5 с 16 баллистическими ракетами Р-27 на борту. Серия 667А была самой многочисленной среди всех проектов советских атомных подводных лодок и имела большое количество модификаций.
27. Проект 667А
28.
29.
30. Макет плавучего дока «Сухона». Именно через него проходит каждая подводная лодка, построенная на предприятии.
Севмаш также хорошо смог себя проявить в производстве высокотехнологичной гражданской продукции и, прежде всего, морских платформ для разработки нефтегазовых месторождений Арктики. Например, они построили уникальную морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная», которую передали клиенту (ПАО «Газпром») в мае 2013 года.
31.
В рамках военно-технического сотрудничества северодвинская верфь по межправительственному соглашению России с Республикой Индия провело ремонт и модернизацию авианосца «Викрамадитья» (пр. 11430). 16 ноября 2013 года этот авианосец был передан Военно-морским силам Республики Индия.
32. Модель авианосца проекта 11430 «Vikramaditya».
Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» - это серия советских и российских подводных лодок, самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще). Проект разработан в ЛПМБ "Рубин" (Ленинград), ныне ЦКБ МТ «Рубин». Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года. Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 29 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула».
33. Проект 941. Класс «TYPHOON». 1981 г.
К-278 «Комсомолец» - это советская атомная подводная лодка (АПЛ) 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник». Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок - 1027 метров (4 августа1985). Большая атомная подводная лодка К-278 проекта 685 (шифр «Плавник»), заводской номер 510 заложена 22 апреля 1978 года на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске. Строительство корабля велось блочным методом, каждый готовый блок проходил всесторонние испытания в док-камерах, построенных при проектировании. 30 мая 1983 года торжественно выведена из цеха, а 3 июня спущена на воду. С июля по август на подлодке проводились швартовые испытания. В августе был торжественно поднят Военно-морской флаг и ПЛ приступила к ходовым испытаниям. 28 декабря 1983 года был подписан приёмный акт и К-278 вступила в строй. Затонула в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года.
Подводные лодки проекта 971 «Щу́ка-Б» -это серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения, спроектированных по тому же техническому заданию, что и «титановые» лодки проекта 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. Построенные в 1983-2001 годах «Щуки-Б» стали основным типом многоцелевых атомных подводных лодок в российском флоте, придя на смену устаревшим лодкам проекта 671РТМК «Щука». Головная «Щука-Б», К-284, вступила в строй Тихоокеанского флота ВМФ СССР в 1984 году. Первоначально «Щуки-Б» несли только тактические номера, но 10 октября 1990 года главнокомандующий ВМФ СССР В. Н. Чернавин издал указ о присвоении К-317 имени «Пантера» в честь подводной лодки, открывшей в 1919 году боевой счёт советских подводников. В дальнейшем все лодки получили имена собственные, перекликающиеся с именами дореволюционных российских подводных лодок. «Щуки-Б», выпущенные на Севмаше получили имена лодок типа «Барс», которые являлись самой удачной и многочисленной серией российских подводных лодок начала XX века. За эти имена проект 971 на флоте прозвали «кошачьей серией». Современный преемник проекта 971 «Щука-Б» - это подводные лодки проекта 885 «Ясень».
34. Сверху Проект 685. Класс «МIKE».1983 г. / внизу Проект 971. Класс «AKULA», 1988 г.
Подводные лодки проекта 885 (08850) «Ясень» - это серия российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (ПЛАРК) четвёртого поколения. Кстати, шестая по счёту подводная лодка этого типа носит имя «Пермь» (заводской номер 168). Она была заложена была заложена 29 июля 2016 года. Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния».
35. Атомный подводный крейсер проекта 885 (класс «Ясень»).
Большое спасибо
Союз «Архангельская ТПП» за организацию такой интересной и познавательной поездки!
Из серии Сделано в Архангельске:
Ещё из моих поездок по Архангельской области:
#ГдепромышленностьтамЯ #Промблогер1 #СделановАрхангельске #ПОСевмаш #tpparh #ТППАО #Архангельск #Блогередетпозаводам #АрхангельскаяТПП #Архангельскаяобласть #Севмаш #Северноемашиностроительноепредприятие #Объединеннаясудостроительнаякорпорация #ОСК #osk
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже более 400 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и мои репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:
А ещё прошу всех в гости:
http://ok.ru/zavodfoto и
https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/