Воспоминания 12-летней выдержки. Река Тумча. Глава XVIII. На Карнизе. Рыба, комары, гедонизм.

Jan 23, 2024 07:57

Посвящается Доку и Ети (Юрию Николаевичу Елизарову) - друзьям, которых с нами больше нет.

Интерактивная карта маршрута:

Стояночка нам попалась даже не на пять, а на все шесть баллов! В прошлой главе я немало повосхищался, но и сейчас удержаться не смогу - уж очень красиво.

Вид с "Площадки для наблюдения за Луной", или, как выразился Сергей Алексеич: "Видуха!" За кустами виднеются каменные ложементы, возлежа в которых, нам с Павлом Валерьевичем посчастливилось сделать энтомологическое открытие в области поведения жрачей.

А это вид из тех самых ложементов

Но обо всём по порядку. Оказавшись всей группой на стоянке, мы сразу потеряли боевой настрой. Слаженная и целеустремлённая команда моментально разложилась. Мы решили, что подвигов на сегодня хватит, а наши души сегодня и завтра жаждут слияния с природой, дуракаваляния, ничегонеделания, рыбалки и прочего гедонизма.

Командование, может, и имело иное мнение, но никак его не проявляло. Или последовало мудрому правилу: «Если безобразие нельзя предотвратить, его надо возглавить».

Вице-адмирал Дима подал пример и начал собирать спиннинг.

- Рыбки хочется, - ни к кому конкретно не обращаясь, произнёс Дядя Серёжа.

Леонидыч, услышав это, тоже потянулся к рыболовному хабару. Док тоже достал своё рыболовное снаряжение, о чём-то подумал и снова полез в рюкзак. Достал бутылку с прозрачной жидкостью. «Разведёнка», - подсказал Штирлицу внутренний голос. Верно подсказал, ибо Док извлёк из кухонного рюкзака мерную чарку и скомандовал:

- Ап!

После «апа» Дима умчался на порог ловить рыбу. Леонидыч с той же целью ушёл вниз по реке, а Док решил контролировать и наставлять дежурного Юру в деле приготовления пищи. Просто из желания поруководить и по старой, ещё допоходной дружбе. Дёма - напарник Юры по дежурству, ничего против не имел.

Наша стоянка - пляжный отдых и разложение

Ети с Дёмой кашеварят

И здесь тоже

Сергей Алексеич и Док руководят процессом

Вдруг наше разложение прервал вопль с реки. В Карнизе кильнулся кат-четвёрка одной из групп, что мы видели на Котле. Понятно, что мы ломанулись вниз, натягивая на голое тело спасжилеты и на бегу нахлобучивая на бестолковки каски. Наша помощь не понадобилась - двое вернулись на кат и зачалили перевёрнутый пароход к правому берегу, третьего гребца поймал второй катамаран, а четвёртого отбуксировал к берегу каякер. Кстати, второй каякер этой группы, тоже лёг в пороге, но сумел встать эскимосским переворотом. Всё обошлось благополучно, и только ярко-жёлтая пачка бомж-пакета «Ролтон» долго кружилась в суводи, пока и её не подобрали.

Заснять мы всё это даже не пытались - спасение жизни важнее субботы, как в Библии сказано.

И тут с Карниза раздался ещё вопль - громче прежнего. Мы бросились смотреть, но никто больше не килялся. А вопль, меж тем, повторился и имел отчётливые матерные отттенки. «Раз матерится, значит всё в порядке», - пожали плечами мы. Минут через 20 появился Дима. С довольно приличной кумжой.

Леонидыч, принесший в лагерь окуней, увидев это, побледнел, закусил губу, и умчался на порог. Забегая вперёд скажу, что вернулся Леонидыч только утром. Голодный, злой, с красными от недосыпа глазами, обожранный жрачами и без рыбы. Вот такое оно - рыбацкое соперничество.

А Дима, всласть накрасовавшись, всё же передал Доку рыбу, ибо никто, из бывших тогда в походе, не мог сравниться с Доком в искусстве приготовления малосолки. А Леонидычевых окуней мы закоптили.

Окуни. Вполне харчевые и вкусные. Это первая закладка. Одного окуня снесли Леонидычу на место лова, чтобы ноги не протянул с голоду. Мы уже знали, что после такого он не вернётся пока не поймает нечто сравнимое или полностью не выбьется из сил.

На столешнице все оставляли надписи в стиле "Здесь был Вася". Была даже "Trenton, New Jersey", так чем мы хуже?

Да, если кому интересно, кумжа была уловлена на чёрную с жёлтыми пятнами вертушку Мепс №3. Хорошая блесна - уловистая.

В процессе мы решили увековечиться с рыбой и надписью. В этот раз Док более серьёзно подошёл к организации пути отхода от фотоаппарата с работающим автоспуском до места фотографирования, так что успел с первого раза.

Мы все, за исключением Леонидыча - он рыбу ловит. Думаю, никого из этих барбудос представлять уже не нужно.

Обед плавно перетёк в ужин, а во время не слишком длинной паузы между этими двумя событиями, мы с Павлом Валерьевичем отправились, в упомянутые выше ложементы, помедитировать. Расстелили пенки, удобно на них устроились, смачно закурили и предались любованию природой и философствованию.

Карниз в момент, когда облако закрыло солнце

Карниз на закате

Ещё.

Солнце неудержимо клонилось в Финляндию, дул ветер, а мы курили и философствовали. Разговорам о высоком особенно помогало то, что ветер совершенно сдувал с бараньего лба жрачей. Ляпота!

Вдруг Павел чувствительно толкнул меня. Не успел я возмутиться, как Павел молча указал рукой на край скалы.

- Смотри! - тон его свидетельствовал об изрядном потрясении.

Я посмотрел.

- Пить надо меньше! Вот так с ума и сходят! - подумал я, видимо, вслух.

- Коллективных визуальных галлюцинаций не бывает, - утешил меня и себя Павел. - Они и правда ползут, твари!

Усомниться в твёрдости своего рассудка у нас были все основания. Комары, не имея возможности из-за ветра добраться до таких вкусных туристов, предприняли стратегический манёвр, которого у от безмозглых насекомых не ждал никто. Эти кровососущие сволочи опустились на скалу в ветровой тени, там построились свиньёй, подобно псам-рыцарям нс Чудском озере и пошли пешим порядком в атаку. Зрелище, доложу я вам, апокалиптическое. Павел заметил их, когда через гребень скалы переваливал авангард. Пока мы тупо втыкали на это, через гребень начали переваливать уже основные силы. Бесконечные серые шеренги, равнение в рядах, каждый жрач алчно уставил в направлении цели свой хоботок и сосредоточенно переставлял все 6 ног. Неостановимо, неодолимо, механически, безжалостно... То ли имперские шагоходы из Звёздных войн, то ли молотки из клипа группы Pink Floyd «Another Brick in the Wall». Бр-р-р-р!

Ей-богу, так оно и было!

И тут мы совершили стратегическую ошибку! Вместо того, чтобы позвать фотографов и заснять это уникальное явление, мы поддались инстинктивной ненависти туриста к жрачу, и при помощи зажигалок и сидушек устроили ненавистным жрачам Вьетнам. Люблю запах напалма по утрам! ©

И по вечерам тоже!

К сожалению, когда мы это рассказали сопоходникам, нам не поверили. А ведь сказано: «Маловерный, зачем ты усомнился?». И ещё сказано: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Только несколько лет спустя, столкнувшись с подобным явлением лично, наши сопоходники нам поверили.

Ну, а дальше вечер покатился своим чередом. Утром же, как водится, было утро. А утром завтрак. А к завтраку - тяготы и лишения походной жизни.

Док демонстрирует малосольную кумжу перед разделкой.

Теша малосольной кумжи. Кто хоть раз пробовал свежезасоленного дикого лосося на всю жизнь сохранит презрение к бройлерной лососине из супермаркета.

Пайковые бутерброды с красной рыбой на завтрак

Они же в компании очень характерно потираемых ручек :-)))

И ещё

Словом, завтрак соответствовал классу отеля :-) Правда, Леонидыча долго пришлось распинывать, чтобы скормить ему его законную пайку, ибо в палатку он залез часа за два до подъёма. После приёма пищи Леонидыч, двигаясь с грацией сомнамбулы, уполз обратно в палатку.

Дурной пример заразителен - мутная волна лени и разложения охватила личный состав. Народ дрых, шлялся в трусах по лагерю, почёсывая пузики, загорал и предавался «Dolce far niente» - сладкому ничегониделанию. Я даже не могу вспомнить, чем занимался сам. Видимо, тем же, чем и остальные. Собраться и исполнить намеченный план мы смогли только после позднего обеда.

Итак, мы всё же пошли на рыбов. Как там в этих ваших энторнетах: «В лето 6430 иде Венеполк на пчелы и изгнаша его пчелы и не даша ему дани...». Поначалу у нас именно так и получилось, но не будем забегать вперёд.

На рать, в смысле, на рыбалку мы собрались тремя лодьями, в смысле, катамаранами: мы с Дёмой на Зайке, Док с Митричем на Красном Стриже и Леонидыч с Павлом на Подводной лодке. Целью нашей было озеро Щучье, отделённое от реки короткой протокой. Леонидыч, уже бывавший здесь, рассказывал о населяющих сей водоём крокодилах, задействуя не только руки, но и ноги.

Ну а пока мы немного спустились вниз по течению Тумчи, поднялись по протоке и оказались в озере Щучьем. Оно представляло из себя типичную ламбину с топкими берегами и выглядело перспективно.Экипажи распределились по небольшому, в общем-то озеру в соответствии со своими представлениями о прекрасном и начали хлестать спиннингами воду.

Попробовали вертушки - шиш, перепробовали все колебалки - шиш с сахарином, прецепили воблеры - опять конфигурация из трёх пальцев. Покидали в траву попперы - наличие отсутствия. Озеро, по всем признакам рыбное, как вымерло.

Сменили место и повторили весь цикл. И ещё одно. И опять. Причём, не только у нас, а у всех - было заметно по коловращению катамаранов по озеру. Да и сплываясь жаловались друг-другу на судьбину горькую. Словом, как опять же пишут в этих ваших энторнетах: «И поиде Вениполк к Христофору Робиничу и реша медведь «леса наши велики и обильны. А оружие у меня нет». И даше ему Христофор пря лазоревы и ружие. И поидоста на пчелы, творяся будто туча великая. И пчелы им веры не даша и затвориша ся во граде и возвратиста».

Мы с Сергеем затолкались в очередной заливчик. В самый берег. Снова опробовали все щучьи и окунёвые приманки: вращалки, колебалки, воблеры, попперы. Потом тупо уставились в окружающий пейзаж. Последний без клёва выглядел безрадостно. Достали коробки с блёснами. Лично у меня неопробованными оставались только несколько виброхвостов на джтг-головках. Номы прекрасно знали, что на небольших озёрах и реках Кольского полуострова джиги с виброхвостами не работают. Вот на большом озере или водохранилище - там да.

С потревоженных нами затопленных кустов поднялась армада жрачей. Я с тоской посмотрел на небо - облака на нём сложились даже не в фигу, а в нечто вовсе непотребное. Дёма закурил, отгоняя жрачей. Я снова посмотрел в коробку. ; виброхвоста: бело-синий, жёлтый, оранжевый и последний - то ли розовый, то ли цвета фуксии - я в таких сложных оттенках не разбираюсь, но Барби, увидев, усикалась бы от счастья. «Чем я рискую? По крайней мере посмотрю, как играет», - подумал я и прицепил розово-фуксиевое чудовище. Отпустил чуток лески с катушки и медленно повёл виброхвост по поверхности вдоль борта, глядя на игру.

Любовался я этим зрелищем не долго - из под катамарана бесшумно выдвинулась щучья пасть и сделала «Ам!». От неожиданности я чуть спиннинг не упустил. Рывок, и вполне харчевая щука забилась на балоне.

- Оппа! - выдал я.

- На что? - поинтересовался Сергей.

- На кислотный виброхвост, - находясь ещё в полном обалдении ответил я.

- Не запасся, - вздохнул Дёма

- У меня есть, - я протянул коробку.

Сергей выбрал жёлтый, закинул и тут же вывел очень приличного окуня. И дело у нас пошло. Поделились лайфхаком и с экипажем Подводной Лодки. До Дока с Митричем не доорались, как ни старались.

Через некоторое, достаточно небольшое время, у нас возникло понимание, что ситуация с рыбой перешла в категорию «не сожрать». На Подводной Лодке пришли к тому же выводу. Мы смотали удочки. Заметив, что мы прекратили лов, к нам подошли Док с Митричем. Пустые.

- На что? - сдержанно сопя, вопросил Док.

- На кислотные виброхвосты, - ответил я.

- Хитры, - Док сопнул на несколько децибелл сильнее. - Пошли в лагерь.

И мы пошли. Миновали протоку, чуток поборолись с течением, зачалились и начали выгружаться. И тут до нас дошла глубина задницы - солнце опускается, муравейник закрывается, а у нас куча нечищенной рыбы.

Наш с Сергеем улов.

Оценили? У Леонидыча и Павла было не меньше и даже Док с Митричем размочили счёт, уже в реке зацепив нескольких крупных окуней и двух сижков.

Чистка рыбы затянулась надолго. Очень. А приготовление и употребление её чуть не до утра. В ходе этих процессов мы очень утомились

До конца же мы доели улов только в поезде, кажется, уже после Питера, но я не уверен.

Продолжение следует...

Предыдущие части: Глава I, Глава II, Глава III, Глава IV, Глава V, Глава VI, Глава VII, Глава VIII, Глава IX, Глава X, Глава XI, Глава XII, Глава XIII, Глава XIV, Глава XV, Глава XVI, Глава XVII