Воспоминания 12-летней выдержки. Река Тумча. Глава IX. От Водопадного до Кривого.

Jan 15, 2024 09:05


Посвящается Доку и Ети (Юрию Николаевичу Елизарову) - друзьям, которых с нами больше нет.




Отметили мы первый ходовой день хорошо. Не в том смысле хорошо, что накидались до поросячьего визга, а в том, что посидели душевно. Какой-то уютный вечер получился, и закончился он очень далеко заполночь, хотя попробуй пойми который час полярным днём-то.

А утром было утро. Вопреки ожиданиям, не хмурое, а совсем даже наоборот - солнечное и бодрое.



Утро. Река. Оттуда мы пришли.



Зелёное кружево.

Отряд Стремительный напоследок отзвонился домой - дальше по маршруту связи не предусматривалось, и, видимо под влиянием какого-то неведомого нервного потрясения, собрался за час.



Грузимся по катамаранам.



Отваливаем

Попрыгали в упоры и по дороге с облаками  по плёсам погребли вперёд. Между порогами Водопадный и Кривой река имеет равнинный характер. Плёс. На жаргоне водников это называется «лопата», т.е. течение тебя не несёт и приходится грести, что скучно и утомительно. Зато красиво.



Река Тумча (Тунтсайоки). Впереди виднеются катамараны нашей группы.

Ну, а раз плёс или, не дай бог, озеро, то в действие вступает закон ветра в том самом виде, в каком его установил шкодливый всетуристический бог Парамошка. Закон сей гласит: «На плёсе и озере ветер всегда в харю». Есть ещё следствие из этого закона: «Если на озере ветер дует не в харю, значит, ты идёшь не туда».

Нет, конечно, ветер не всегда бывает строго в морду, когда он называется «вмордувинд». Случается еще и боковик, сбивающий вас с курса, забивающий в берег, а то и заставляющий вставать носом к волне и идти не туда, просто чтобы не перевернуться. Существует ещё полумифический ветер «взадштаг», но он бывает крайне редко и, смотри следствие из закона ветра в походе. Правда, единственный раз в жизни, по особому соизволению Парамошки, ветер на озере дул нам в спину и гнал именно туда, куда нам надо. Невероятно. Было это в 2007 г. на Княжегубском водохранилище. И как только мы пересекли участок открытой воды, так на водохранилище начался настоящий шторм. Не укройся мы в шхерах, боюсь, я бы эти строки не писал. Что ж, Парамошка бог шкодливый, но, по большому счёту, добрый, и бережёт своих непутёвых поклонников - всякоразное турьё.

Разумеется, как только мы отвалили, так ветер сразу и подул. Догадайтесь в каком направлении? Правильно! В морду! И началось привычное: «Ветер в харю, я ... гребу и получаю удовольствие». Хотя, удовольствие действительно присутствовало: было приятно и мышцы размять после года просиживания штанов в конторе, и пейзажи вокруг впечатляли. Люблю я неброскую северную красоту.



Зайка на фоне северного пейзажа



Наша группа на реке



Док на фоне пейзажа

Кое-где на берегах встречались интересные объекты, именуемые на туристическом жаргоне «аттракционами». Но на фотографиях остались только остатки сгоревшего моста.



Береговая опора. Причём, не характерная для мостов на Кольском и в Карелии. Обычно они представляют собой ряжевую клеть, заполненную или не заполненную камнем. А тут клеть из вертикально забитых в грунт брёвен. Так в Средней полосе строили, где грунт не из одного камня состоит. Да если присмотреться из реки торчать остатки свай ещё одной опоры.



А вот на другом берегу имеют место остатки классической ряжевой клети.

Долго ли, коротко ли, но время стало клониться к обеду, а мы догребли до порога Кривой, за которым, как нам было известно имеется стоянка с баней. А баня у нас, таки, была запланирована.



Входная шивера Кривого



Она же.

И тут нас ждали две новости. Как водится, хорошая и плохая.

Начну, по традиции, с плохой. Стоянка была занята - там стояла группа из Перми. Какого лешего их занесло на Кольский, когда у них куда ближе Урал и Алтай - тайна великая есть. Наверное, хотели посмотреть что-то новое.



Катамараны пермяков. Особенно впечатлила нас резиновая баба. Да, мсье не из провинции, как говорится в античном анекдоте.



А ещё они ловили нашу рыбу!

Хорошая же новость заключалась в том, что пермяки собирались уходить. И потому, в ожидании этого радостного события, мы решили последовать тому зову, что не чужд каждому туристу: «Люблю повеселиться, особенно пожрать. Двумя-тремя батонами в зубах поковырять». Тем более, что время было обеденное. Так что приткнулись на хреновой полянке перед началом порога. Дежурные - Сергей Алексеич и ваш покорный слуга приступили к приготовлению супчика, а остальные - к всякоразному дуракавалянию. Ох и жрачей было на той полянке...



Готовим обед



Павел Валерьевич



Док готовится геноцидить рыбу



Юра смотрит на оператора, а Дима обрабатывает Алекзандера антигадом



Обед почти готов

Пока мы обедали, пермяки снялись и ушли. Мы перетащили часть вещей на стоянку.



Дядя Серёжа радуется, что стоянка, наконец, наша.

Удостоверились, что баня на месте.



Баня.

И принялись веселиться на пороге.



Основной слив



Синий Стриж в сливе



Вышли



Идут на чалку



Порог ждёт Зайку



Зайка перед сливом



В сливе



Ныряем



Вылезаем



Вылезли



Идём на чалку



Чалимся



Порог ждёт Красный Стриж



Над сливом



Вид с другой точки



На сливе



В слив



Плюх!



Ух!



Вылезают



Вылезли



С другой точки



Вылезли



На чалку



Порог ждёт Подводную Лодку



А вот и она



Выставляются по струе



Выставились



Идут





Лопухнулись малость, и Павел исправляет. Корячится



Таааак!



Над сливом



Сейчас поедут



Поехали



За секунду до плюха



Плюх!



Вылезают



Вылезают



Почти вылезли



Совсем вылезли



Довернуть



Вперёд



И на чалку

Веселились пока все не продрогли к едреней бабушке. И только тогда вытащили катамараны на берег.



Лежбище катамаранов





После чего разбили лагерь и придались занятию по интересам. Железный Дёма надул свой каяк и снова отправился на порог веселиться.



Веселился он, по своему обыкновению, молчаливо и сосредоточенно.



Даже несколько раз прошёл порог вверх - против течения.

Леонидыч и Док отправились геноцидить рыбу.





Док моет коптилку - окуни сами себя не закоптят

А остальным Сергей Алексеич придумал особое развлечение и называлось оно индейская свеча.



Собственно, на фотографии прекрасно видно что из себя представляет эта штука. Не знаю почему, но тогда это немудрящее устройство доставило на массу удовольствия.



Сначала мы собрались возле одной в кружок



Потом вскипятили на ней чай



Потом занялись готовкой сразу в двух канах



Затем просто любовались, теша свои первобытные инстинкты



После устроили праздничную иллюминацию





Потом увековечились на её фоне



И ещё раз. Слева направо: Митрич, Павел Валерьевич, вице-адмирал Дима, Сергей Алексеич, Леонидыч, Алекзандер, я, Юра (Ети), Сергей (Дёма).



И снова занялись готовкой. Назревал банкет.

Нет, мальчишки всё же не взрослеют - хлебом не корми, дай костёр пожечь. И не важно сколько тем мальчишкам лет - 6 или 60.

Смеркалось, и костровые развлечения плавно перетекли в банкет.



Юра (Ети), вице-адмирал Дима и Док



Павел Валерьевич, Митрич, Юра, Дима, Док



Сергей (Дёма)



Наши топоры



Митрич



Док



Алекзандер в совершенно не походном виде



Павел Валерьевич произносит тост

А потом внезапно наступило утро, и часть народа расползлась по палаткам, а часть отправилась на рыбалку - за вечер мы слопали всю наловленную рыбу. А днём нас ждала баня - весьма своеобразный аттракцион в походных условиях.

Предыдущие части: Глава I, Глава II, Глава III, Глава IV, Глава V, Глава VI, Глава VII, Глава VIII.

Previous post Next post
Up