Посвящается
Доку и Ети (Юрию Николаевичу Елизарову) - друзьям, которых с нами больше нет.
День первый. Порог тоже первый. В этом коварство Тумчи. На других реках сложность препятствий, зачастую, нарастает постепенно, давая экипажам сгрестись, почувствовать воду и реку, а тут с непривычки, несгрёбанными экипажами, мы влетели в довольно-таки серьёзных порога, так что покорячится пришлось. Но как же это было классно!
Хотя, должен сказать, что многие начинают маршрут выше Алакуртти, чуть не с финской границы с речки Ватсиманьйоки и верхней Тумчи. Там речка совсем мелкая, зато тамошний сад камней с многочисленными шиверками и порожками, позволяет хорошо вгрестись и сгрестись, что особенно важно для несхоженных групп и экипажей. А ещё говорят, что там хорошо с хариусом и форелью - не знаю, не был. На самой же Тумче с хариусом всё отлично, но этот гад, когда мы там были, облопался мошкой и блесну игнорировал, как английский лорд, пьяного парвеню, а мух у нас собой не было. Не озаботились. Хотя, лососёвых рыбов мы, в конце-концов поймали. И не лососёвых тоже. Но не будем забегать вперёд - я их позже покажу. Красивое ©
Первые гребки нарушили водную гладь, вода тихонько зажурчала у носов катамаранов, лёгкий ветерок сдул часть жрачей - ляпота. Если не знать, так ничто и не предвещало, что мы по доброй воле лезем в барабан стиральной машины. Однако, до порога Первенец оставалось меньше километра - миновать железнодорожный мост и алга - здравствуй, дорогая задница.
Народ пошёл на просмотр, а мне выпала короткая спичка - сторожить суда. Населёнка, как-никак. Отвлечёшься - чего-нибудь сопрут, чего доброго. Причём, это правило действует в любой стране - знакомых водников как-то в Швейцарии обнесли, хотя, казалось бы...
Возле моста порог уже вполне ощутимо шумел, солнце жарило, жрачи жрали, по воде расходились круги - мушковал хариус (вкусная, очень вкусная северная рыба), я курил, а один из сфинктеров моего организма самопроизвольно создавал усилие, достаточное для того, чтобы перекусить лом.
Словом, пока я предавался невесёлым мыслям и думал, а не распаковать ли спиннинг для вышибания клина клином, ребята работали на пороге. Порог был хорош!
Ети на страховке. Кажется, на сванской - с фотоаппаратом. Или с камерой - не помню.
Ети позирует
Экипаж Синего Стрижа работает на пороге
Милый обливнячок. С воды вообще не виден.
Слив
Ребята на пороге
Митрич. Кажется он понял, в какую сказку попал.
Одуванчик.
Два одуванчика
Кольский бонсай
Народ вернулся с порога. Впечатлённые они пучили глаза, жестикулировали, изрекали нечленораздельные звуки, пророчащие мор, глад и утопление во бездне вод. При этом руками пытались изобразить линию прохождения, избавляющую нас от Сциллы, Харибды и утопления в бездне вод. На их месте я вёл бы себя так же. Первый порог впечатляет всегда. Если я не капитан, я вообще стараюсь не ходить смотреть на первый порог - так легче переносится встреча с неизбежным.
Ладно, определились с очередью прохождения. Распределили кому и где стоять на страховке, а так же как прошедшие экипажи будут менять страхующих и снимающих. Пора было идти.
Первым пошёл вице-адмирал Сытин. И сразу огрёб как следует!
Алекзандер по неопытности не вытянул - слишком далеко влево ушли
Но делать нечего - вперёд. Дима ставит нос на струю
Умылись в бочке, но выскочили удачно
Ходу, ходу - впереди вторая бочка и она поковарнее будет
Опять слишком влево - чуть Медного всадника на обливняке изобразили. Можно было перебить поперечены и пройти порог погондольно. Со мной на заре пупындроводства такое было.
Эх, Алекзандер! Нельзя так - и кат не снимешь, и весло сломаешь. Но это с опытом приходит. В целом, для первого раза хорошо сработал.
Промылись
Следующёй кушать адреналин должна была наша пупындра-четвёрка с гордым именем Зайка. Загруженная по самое не балуй. Закон природы - если в группе есть катамаран-четвёрка, то отбивайся-не отбивайся, на него всё равно нагрузят что можно и что нельзя, включая надувную карусель, если таковая в природе существует.
Словом, мы разогнали наш утюг до хорошей скорости, благо Сергей (Дёма) и Юра (Ети) в прошлом профессиональные гребцы, да и остальной экипаж не в дровах найден, влетели в язык и пошли, нет полетели!
Разгоняем наш утюг
Разогнали
Мы тяжелее, осадка больше и потому нам лавировки не избежать. Да и капитан наш признаёт только одно прохождение - идеальное.
Лавируем
Сходу пробиваем микробочку
Снова лавируем и набираем ход
Над сливом
Плюх!
Такую бочку наш шмотконосец пробивает играючи
Передние лопатят вперёд, набирая скрость, а мы с Дядей Серёжей ставим нос по струе
Ходу, ходу! Если этот утюг остановится, то с места его не сдвинуть
Над сливом
Аккуратненько, по языку
Плюх
Танк! Он такие бочки просто давит. На этом катамаране Катунь по паводку ходили!
Выходим
И по струе на чалку
Прошли удачно - иначе и быть не могло. С таким-то капитаном, как Дядя Серёжа - он Алтай, Тянь-Шань и Памир исходил, а там реки не чета кольским!
Настала очередь Дока и Митрича. Красный Стриж вышел на струю.
Из-за острова на стрежень, на простор речной волны, выплывают расписные жёлто-красные Стрижи
И поскакал!
Под левый берег
А теперь в центр
Слив
В бочку
Тормознуло
Промылись
Но места для разгона нет
И без скорости приехали в следующую бочку
Немного пополоскались там
Но промылись и ушли.
Замыкающим шёл Синий Тритон, коим, грозно сверкая специально для этого купленными поляризационными очками, командовал Леонидыч.
Леонидыч с Павлом встали на струю и, пмня, что скорость - наше всё, полапатили вперёд
До лавировки они не унизились
Ну, почти
Умыло!
Леонидыч колется за вал
Плюх!
Вылезли!
А дальше следующая бочка!
Ага! А скорости-то нет
Плюх! Почувствуйте себя в унитазе ;-)
Вылезли
На радостях от удачного прохождения Леонидыч и Павел Валерьевич чуть не уехали в следующий порог.
Но всё же благополучно зачалились. Ну а мы, глядя со стороны, как Синий Тритон зарывается в валы, окрестили его Подводной Лодкой. Так и прилипло.
Эмоции били через край. Особенно у тех, кто первый раз был на категорийной белой воде. И я их понимаю!
Ну а пока все размахивали руками, показывали как шли, тыкали пальцами в препятствия...
Всем знакомый обливняк
Первый слив и бочка за ним
12 лет прошло, но с первым вас тумчинским порогом, мужики!
Но это была только лёгкая - через 700 метров нас ждал порог Падун и настоящая катамаранная порнуха. По кольско-карельским меркам, разумеется.
Предыдущие части:
Глава I,
Глава II.