По Верхневолжью и Селигеру сквозь хляби небесные.

Aug 17, 2023 10:26

Глава XIV. Нило-Столобенская пустынь не парадная.





Схема монастыря. Кликабельно.



Вернёмся на минутку на Монастырский двор, ибо там находится первый из не парадных или почти не парадных объектов, о котором я хочу рассказать.

Галерея (№11 по схеме).



Галерея справа. Полукруглая такая.



А так она смотрится с земной тверди.

Полукруглая галерея с четырехколонным дорическим портиком появилась в юго-западном углу монастырского двора в 1838 г. Угадайте, по чьему проекту? Правильно - И. Ф. Львова (не князя). Поставил он её здесь с целью закрыть  фасадом галереи древние сооружения монастыря (казенную палату, построенную в конце XVII в.) и сохранить стилистическое единство зданий монастырского двора. И у него получилось. Кстати, эта галерея вызывает у меня ассоциации с Павловским дворцом. Сам не знаю почему.

Настоятельский корпус (№12 по схеме).



Настоятельский корпус справа от галереи.



Возводился в период с 1723 по 1794 г. различными мастерами и в различных стилях. Первоначально строился, как конгломерат монастырских мастерских: швальной, чеботарной и казённой палат, совмещённый с кельями. Сначала построили Казённую палату, потом к ней пристроили остальные, а завершили всё возведением Настоятельских келий в 1794 г. Привёл это всё к общему знаменателю в 1838 г. И. Ф. Львов.  Фасаду Настоятельских келий, выходящему на монастырский двор он придал барочный декор в несколько старомодном, на тот момент, духе П. Р. Никитина - эдакий реверанс в сторону человека, чьими трудами зародилась тверская архитектурная школа. Служебные палаты со стороны двора, как я уже говорил, Львов закрыл Галереей, а внешний фасад палат и Настоятельских келий он объединил и решил в том же ключе, что и дворовой.

Судоремонтные мастерские (№17 по схеме).



Сарай, как сарай. Каменный, крепкий надёжный. Даже с некоторым украшательством - фасад оживлён рустом. Построен в 1794 г. Подозреваю, что на месте деревянного, ибо в монастыре, связь с которым осуществляется только по воде, не могло не быть помещения для хранения, ремонта и обслуживания плавсредств.

Амбары (№18 по схеме).



Опять же, амбары они и есть амбары. Добротные, функциональные ждания. Фасад опять же декорирован - наличниками вокруг окон. Кроме осповного назначения, амбары ещё защищали монастырский сад от ветров с озера.

Дом садовника (№19 по схеме).



Сейчас реставрируется - забран в леса и затянут тканью, так что ничего рассмотреть невозможно. Так что фотография из интернета до реставрации. Построен в 1769 г. когда монахи разбили на острове товарный плодовый сад.

Пекарня (№16 на схеме).



Не сфотографировал, так что фото из интернета. Построена в середине XIX в. Используется по прямому назначению. Хлеб очень вкусный. Рекомендую.

Монастырская гостиница (№13 по схеме).





Вид с колокольни. Гостиница под красной крышей.



Гостиничный комплекс монастыря складывался на протяжении всего XVIII в. В конце концов вышло Г-образное в плане немаленькое здание. В процессе бытования комплекс неоднократно перестраивался и, в конце концов, был приведён к общему барочному знаменателю осташковскими и селижаровскими мастерами в первой трети XIX в.

Конный и каретный сараи (№14 по схеме).



Вид снаружи.



Вид изнутри.

Опять забыл сфотографировать, так что фото из интернета. Сейчас конный и каретный сараи выглядит куда лучше - оштукатурены и покрашены. Построены эти здания когда-то в XVIII в. Когда точно мне не известно.

Погреб (№22 по схеме).



Построен в начале XIX в. Врезан в склон холма. Как видите, фасад тоже не лишён своей оригинальной физиономии. Архитектурный стиль я определить, право, затрудняюсь. В голове скребётся еретическая мысль - модерн...

Да, в здании аж три этажа - изрядно припасов запасали монахи.

Странноприимный дом (№15 по схеме).



Умело прячется за деревьями. Жёлтое здание справа и есть странноприимный дом.



Странноприимный дом слева. Жёлтый.

Занимает северную часть гостиного двора. Этот трехэтажный корпус предназначался для странников и временных рабочих. Построенный в 1737 г., дом в дальнейшем неоднократно перестраивался. Профильный карниз между вторым и третьим этажом наводит на мысль, что, возможно, вначале дом был двухэтажным.

Трапезная палата (№5 по схеме).



Вид от Богоявленского собора.



Вид со стороны озера.



Восстанавливаемые ворота между Трапезной и Странноприимным домом.

Самое старое здание монастыря. Построено в XVII в. Современный вид Трапезной палаты, расположенной вдоль северной границы монастырского двора, мало чем напоминает исконный, хотя, в ходе реставрации декор частично удалось воссоздать, особенно со стороны двора.  Изначально в здании под одной крышей располагались кухня, квасоварня, больничные палаты и братские кельи.

Уцелевшие башни монастырской ограды (№6 по схеме).





Каменная ограда появилась в монастыре в 1670-х гг. В дальнейшем ее постепенно заменили жилые и хозяйственные строения. Северная стена с тремя восьмигранными башнями была сооружена в 1766 г. К настоящему времени сохранились две башни северной стены.

Памятник преподобному Нилу Столобенскому (№23 на схеме).







Установлен в 2003 г. Памятник изготовили петербургские скульпторы Б. М. Сергеев и О. Н. Панкратова. Интересно, что вопреки канону, они изваяли прп. Нила Столобенского в полный рост, а не в привычном со времён знаменитой чудотворной скульптуры, сидячем положении.

Светлицкая башня (№7 по схеме).



На вход.



На выход.

Последнее по времени значимое сооружение монастыря. Построена в 1863 г. После сооружения дамбы, соединившей монастырь с материком, Светлицкая башня стала въездными воротами на монастырскую территорию. Башня сооружена в стиле позднего классицизма. Иногда в непогоду ее использовали как маяк для лодочников.

Ну вот и всё. Пора в Осташков.

Предыдущие части: Глава I, Глава II, Глава III, Глава IV, Глава V, Глава VI, Глава VII, Глава VIII, Глава IX, Глава X, Глава XI, Глава XII, Глава XIII.

Архитектура, Скульптура, История, Родной край, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up