Глава XIV. Нило-Столобенская пустынь не парадная.
Схема монастыря. Кликабельно.
Вернёмся на минутку на Монастырский двор, ибо там находится первый из не парадных или почти не парадных объектов, о котором я хочу рассказать.
Галерея (№11 по схеме).
Галерея справа. Полукруглая такая.
А так она смотрится с земной тверди.
Полукруглая галерея с четырехколонным дорическим портиком появилась в юго-западном углу монастырского двора в 1838 г. Угадайте, по чьему проекту? Правильно -
И. Ф. Львова (не князя). Поставил он её здесь с целью закрыть фасадом галереи древние сооружения монастыря (казенную палату, построенную в конце XVII в.) и сохранить стилистическое единство зданий монастырского двора. И у него получилось. Кстати, эта галерея вызывает у меня ассоциации с
Павловским дворцом. Сам не знаю почему.
Настоятельский корпус (№12 по схеме).
Настоятельский корпус справа от галереи.
Возводился в период с 1723 по 1794 г. различными мастерами и в различных стилях. Первоначально строился, как конгломерат монастырских мастерских: швальной, чеботарной и казённой палат, совмещённый с кельями. Сначала построили Казённую палату, потом к ней пристроили остальные, а завершили всё возведением Настоятельских келий в 1794 г. Привёл это всё к общему знаменателю в 1838 г.
И. Ф. Львов. Фасаду Настоятельских келий, выходящему на монастырский двор он придал барочный декор в несколько старомодном, на тот момент, духе
П. Р. Никитина - эдакий реверанс в сторону человека, чьими трудами зародилась тверская архитектурная школа. Служебные палаты со стороны двора, как я уже говорил, Львов закрыл Галереей, а внешний фасад палат и Настоятельских келий он объединил и решил в том же ключе, что и дворовой.
Судоремонтные мастерские (№17 по схеме).
Сарай, как сарай. Каменный, крепкий надёжный. Даже с некоторым украшательством - фасад оживлён рустом. Построен в 1794 г. Подозреваю, что на месте деревянного, ибо в монастыре, связь с которым осуществляется только по воде, не могло не быть помещения для хранения, ремонта и обслуживания плавсредств.
Амбары (№18 по схеме).
Опять же, амбары они и есть амбары. Добротные, функциональные ждания. Фасад опять же декорирован - наличниками вокруг окон. Кроме осповного назначения, амбары ещё защищали монастырский сад от ветров с озера.
Дом садовника (№19 по схеме).
Сейчас реставрируется - забран в леса и затянут тканью, так что ничего рассмотреть невозможно. Так что фотография из интернета до реставрации. Построен в 1769 г. когда монахи разбили на острове товарный плодовый сад.
Пекарня (№16 на схеме).
Не сфотографировал, так что фото из интернета. Построена в середине XIX в. Используется по прямому назначению. Хлеб очень вкусный. Рекомендую.
Монастырская гостиница (№13 по схеме).
Вид с колокольни. Гостиница под красной крышей.
Гостиничный комплекс монастыря складывался на протяжении всего XVIII в. В конце концов вышло Г-образное в плане немаленькое здание. В процессе бытования комплекс неоднократно перестраивался и, в конце концов, был приведён к общему барочному знаменателю осташковскими и селижаровскими мастерами в первой трети XIX в.
Конный и каретный сараи (№14 по схеме).
Вид снаружи.
Вид изнутри.
Опять забыл сфотографировать, так что фото из интернета. Сейчас конный и каретный сараи выглядит куда лучше - оштукатурены и покрашены. Построены эти здания когда-то в XVIII в. Когда точно мне не известно.
Погреб (№22 по схеме).
Построен в начале XIX в. Врезан в склон холма. Как видите, фасад тоже не лишён своей оригинальной физиономии. Архитектурный стиль я определить, право, затрудняюсь. В голове скребётся еретическая мысль - модерн...
Да, в здании аж три этажа - изрядно припасов запасали монахи.
Странноприимный дом (№15 по схеме).
Умело прячется за деревьями. Жёлтое здание справа и есть странноприимный дом.
Странноприимный дом слева. Жёлтый.
Занимает северную часть гостиного двора. Этот трехэтажный корпус предназначался для странников и временных рабочих. Построенный в 1737 г., дом в дальнейшем неоднократно перестраивался. Профильный карниз между вторым и третьим этажом наводит на мысль, что, возможно, вначале дом был двухэтажным.
Трапезная палата (№5 по схеме).
Вид от Богоявленского собора.
Вид со стороны озера.
Восстанавливаемые ворота между Трапезной и Странноприимным домом.
Самое старое здание монастыря. Построено в XVII в. Современный вид Трапезной палаты, расположенной вдоль северной границы монастырского двора, мало чем напоминает исконный, хотя, в ходе реставрации декор частично удалось воссоздать, особенно со стороны двора. Изначально в здании под одной крышей располагались кухня, квасоварня, больничные палаты и братские кельи.
Уцелевшие башни монастырской ограды (№6 по схеме).
Каменная ограда появилась в монастыре в 1670-х гг. В дальнейшем ее постепенно заменили жилые и хозяйственные строения. Северная стена с тремя восьмигранными башнями была сооружена в 1766 г. К настоящему времени сохранились две башни северной стены.
Памятник преподобному Нилу Столобенскому (№23 на схеме).
Установлен в 2003 г. Памятник изготовили петербургские скульпторы
Б. М. Сергеев и
О. Н. Панкратова. Интересно, что вопреки канону, они изваяли прп. Нила Столобенского в полный рост, а не в привычном со времён знаменитой чудотворной
скульптуры, сидячем положении.
Светлицкая башня (№7 по схеме).
На вход.
На выход.
Последнее по времени значимое сооружение монастыря. Построена в 1863 г. После сооружения дамбы, соединившей монастырь с материком, Светлицкая башня стала въездными воротами на монастырскую территорию. Башня сооружена в стиле позднего классицизма. Иногда в непогоду ее использовали как маяк для лодочников.
Ну вот и всё. Пора в Осташков.
Предыдущие части:
Глава I,
Глава II,
Глава III,
Глава IV,
Глава V,
Глава VI,
Глава VII,
Глава VIII,
Глава IX,
Глава X,
Глава XI,
Глава XII,
Глава XIII.