20 век в цвете. 1970 г. Каким был мир полвека назад

Oct 09, 2020 16:52

Сегодня у нас в проекте 20 век в цвете 1970 год за пределами СССР.  Каким был мир полвека назад.
Мы привыкли измерять историю десятилетиями и после "бунтарских 60-х" 1970-й воспринимается как начало эпохи "весёлых 1970-х".
Несмотря на все ужасы войн и социальных катаклизмов, 70-е действительно в целом выглядят из нашего дня как довольное светлое и симпатичное время.
Когда интересного фотоматериала очень много, всегда стоит трудный выбор заглавного изображения. В этот раз давайте начнём с того, что лучше передаёт романтический дух эпохи.

17 мая 1970 г. экспедиция Тура Хейердала на папирусной лодке Ра-2 начинает свой путь к берегам Центральной Америки из марокканского порта Сафи. Фото Ю. Сенкевича:




Юрий Сенкевич, врач, член интернационального экипажа папирусной лодки Ра-2, с макетом лодки в руках. 1970 год. РИА Новости:




Эта экспедиция доказала, что в древности люди теоретически могли пересечь Атлантический океан на папирусных лодках. Жаль, что современная палеогенетика не даёт никаких подтверждений подобного рода контактов.

В политической жизни мира 1970 год не принёс каких-либо судьбоносных поворотов, а скорее стал продолжением 60-х: Вьетнамская война, антивоенные протесты, социальные бунты, международный терроризм.

Австралийские солдаты возвращаются с Вьетнамской войны, Куинслэнд, 1970 год:




Конные полицейские защищают посольство США от пятитысячной демонстрации против вторжения американцев в Камбоджу, май 1970 года:




Японская полиция задерживает участников очередной акции протеста:




На мировой арене появлялись новые лица, но едва ли кому-то тогда было дано отличить проходные фигуры от будущих "политических динозавров".

Молодой полковник Каддафи, пришедший к власти в 1969 г., на международной встрече в Каире, 1970:




Тем временем прежние эпохальные лидеры покидали этот мир.

В ноябре 1970 г. Франция простилась с де Голлем.
Катафалк с телом генерала въезжает на кладбище сельского местечка Коломбе-ле-Дёз-Эглиз:




Похороны де Голля, Walter Bennett, Life Magazine:




Также как и Сталин СССР, де Голль оставил Францию с атомным оружием.
Хотя стране никто не угрожал, французам хотелось на весь мир продемонстрировать свою военную мощь, поэтому посреди Тихого океана они ставили жуткие сцены ядерного апокалипсиса.

Испытание "Единорог" французской водородной бомбы на атолле Муруроа 3 июля 1970 года:



Мощность взрыва равнялась 914 килотонн.
«Единорог» произведён боеголовкой типа TN-60. Ядерное устройство было сброшено с воздушного шара, который был заполнен 14000 кубометров гелия. Детонирование устройства произошло на высоте 500 метров над поверхностью. 3700 жителей, проживавших на Муруроа, были эвакуированы для этого теста.




Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган. Это вихрем атомным объятый
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.

К счастью, не все научно-технические достижения 1970 года имели такой адский облик.

Прототип сверхзвукового пассажирского самолета Boeing 2707, США, 1970 год:




Увы, американцы потратили слишком много денег на Вьетнамскую войну и к 1971 г. осознали, что уже не потянут свой "Конкорд". После изготовления двух прототипов, проект был свёрнут.

В 1970 г. на Бонневильской соляной равнине в штате Юта автогонщик Гэри Габелич на автомобиле Blue Flame устанавливает рекорд скорости для автомобилей с ракетным двигателем - 1016,086 кмч



Конечно, авто с ракетным двигателем так и осталось чистым научным экспериментом, но западному автопрому хотелось хотя бы приблизиться к этому модному образу!

Концепт-кар на Лондонском автосалоне 1970 года:




В 1970 году началось серийное производство модели Alfa Romeo Montreal, которая в качестве концепт-кара была представлена ещё на Всемирной выставке 1967 г., проходившей в городе Монреаль:




Конечно, массовые модели 70-го выглядели более приземлённо.

GM Chevrolet 1970:




Honda 1300X, выставленная на Токийском автосалоне 1970 года:




Парижский автосалон 1970 года:




Элегантный Citroen-SM 1970:




Это было начало новой европейской автомобильной моды с как бы "приплюснутым" кузовом, как у спорт-кара (вместо прежнего "коробчатого").

Это новое веяние воплотила чехословацкая Tatra T613 Prototype 1970:




А в Германии всё ещё продолжали клепать довоенные горбатые "жуки", завод Фольксваген в Вольфсбурге, 1970:




Полвека назад ещё не существовало понятия "персональный компьютер", но сами компьютеры уже активно использовались в научных центрах и крупных коммерческих компаниях. Давайте вспомним, как они тогда выглядели!

Женщины-операторы обслуживают компьютеры в центре бронирования Eastern Airlines в Майами, Флорида, 1970:




Ученый-компьютерщик собирает информацию и печатает отчеты в компьютерном зале во Франции, фотограф Paul Almasy, 1970:




В то время технический прогресс имел идеологическую составляющую, он был одним из "полей битвы" западной и коммунистической социальных систем.
И каждая международная выставка превращался в площадку для пропаганды успехов Запада и Востока.
Выставка Osaka Expo 70 проходила в Японии, "экономическое чудо" которой тогда напоминало ракетный взлёт, но советский павильон уже традиционно пытался доминировать визуально над всеми другими:




Не обошлось без очередной демонстрации монорельса, любимого выставочного аттракциона, так никогда и не ставшего "транспортом будущего":




Но решающим полем конкуренции социальных систем были прилавки магазинов.
Запад давил товарным изобилием, мир социализма изо всех сил пытался угнаться и показать, что у него "тоже всё есть" (по крайней мере, в образцовых столичных магазинах).

Февраль 1970 года. Австралия. Супермаркет Woolworths:




Варшавский "supersam", 1970 год:




Конечно, сравнивать картины жизни какой-то эпохи - вещь довольно бессмысленная, потому как известно, что Нью-Йорк (Стамбул, Каир) - это "город контрастов".

Можно по разному трактовать вид с кладбищем автомобилей в Нью-Йорском районе Бронкс 1970 года:




Так же как и жизнь в нью-йорском Гарлеме 1970 года не была образцом американского общества в целом:




Хотя по части моды и Гарлем был неплох:




У жителей Сан-Франциско в том же 1970-м была другая мода:




Впрочем, курортная мода тогда была везде примерно одинакова, что в Калифорнии, что на Золотых песках Болгарии:




В целом мода тогда была весьма либеральная, она следовала идеалам "сексуальной революции". "Мини" - настоящий символ эпохи.

Орнелла Мути для мужского журнала, 1970 год, Италия:




Плюс, конечно, подчеркнуто яркие расцветки.

Софи Лорен и Марчелло Мастроян­ни на съемках фильма Жена священника (1970 г.):




В завершении нам осталось немного прогуляться по городам.
В Берлине на руинах средневекового Старого города демонстративно отгрохали новый фасад столицы социалистической Германии - царство серого брутального бетона с серым гвоздём телебашни по середине. Лишь несколько уцелевших зданий сохранили для истории:




За этим фасадом лежал искорёженный город, разрубленный надвое печально знаменитой стеной. Так она выглядела в 1970 году:




В оправдание ГДР надо сказать, что мрачное царство гигантских бетонных форм поселилось в больном мозгу и многих западных архитекторов.
Наглядный пример дегуманизации архитектурной среды в район Bijlmermeer, город Амстердам, 1970 год:




Именно тогда стала набирать силу зловещая парадигма: успешный, процветающий город - это непрерывно растущие вверх бетонный джунгли.
Гонконг 1970 г. ещё без небоскрёбов, но бетонный муравейник финансового центра уже начал расти как на дрожжах:




Вид с другой стороны:




Токио 1970 г. уже стянула паутина бетонных эстакад (привет собянинской Москве 2010-х!):




В Сеуле 1970-го уже появились первые (почти) высотки, а от трамвая остался только вагон-памятик:




А вот Бангког в 1970-м был ещё сплошь малоэтажным, все небоскрёбы впереди:




В Нью-Йорке полным ходом шло строительство башен-близнецов ВТЦ:




В целом за полвека мир изменился очень сильно, но в нём есть множество уголков, где ход времени не так заметен. Наверное, где-нибудь на дорогах Афганистана можно и теперь встретить эту картину из 1970 года:




Предыдущие выпуски:

1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914 , 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939-мир/ 1939-война, 1940, 1941-война/ 1941-жизнь, 1942-война/ 1942-жизнь, 1943-война/ 1943-жизнь, 1944, 1945 война/ 1945 мир, 1946, 1947/ СССР-1947, 1948, 1949/ СССР-1949, 1950/ СССР-1950, 1951, 1952/ СССР-1952, 1953/ СССР-1953/ США-1953, 1954/ СССР-1954, 1955/ СССР-1955, 1956/ СССР-1956, 1957/ СССР-1957, 1958/ СССР-1958, 1959/ СССР-1959, 1960, 1961/ СССР-1961, 1962, 1963/ СССР-1963, 1964, 1965/ СССР-1965, 1966/ СССР-1966, 1967/ СССР-1967, 1968/ СССР-1968, 1969/ СССР-1969, 1970, 1971, 1972, 1973/ СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/ СССР-1976, 1977/ СССР-1977, 1978/ СССР-1978, 1979,/ СССР-1979, 1980, 1981/ СССР-1981, 1982, 1983, 1984/ СССР-1984, 1985, 1986/ СССР-1986, 1987/ СССР-1987, 1988/ СССР-1988, 1989/ СССР-1989, 1990/ СССР-1990, 1991/ СССР-1991, 1992/ СНГ-1992, 1993, 1994/ РФ-1994, 1995/ РФ-1995, 1996/ РФ-1996, 1997/ РФ-1997, 1998/ РФ-1998, 1999/ РФ-1999.

Авто-мото, 1970-е, 20 век в цвете

Previous post Next post
Up