Таллин. Часть 13: Каламая

Oct 23, 2014 11:45



Есть такие районы во многих старых городах: Васильевский остров, Замоскворечье, Молдаванка, Задвинье - вроде бы и предместье, но при этом квинтэссенция городского духа. Таллин - не исключение, в нём эту роль играет Каламая за Балтийским вокзалом, с двух сторон ограниченная железной дорогой, с третьей - промзоной, а с четвёртой - морем. Среди деревянных предместий, которым был посвящена прошла частья, она самая деревянная и в последнее время пытается превратиться в хипстерский арт-район, но пока достаточно аутентична. О Каламае у меня будет, по сути дела, два поста - про сам район и про Лётную гавань с великолепным морским музеем.

В переводе Каламая (немецкое Фишермай) значит "Рыбный дом", проще говоря - Рыбачья слобода, известная близ Ревеля с 1374 года, но в нынешнем виде застроенная в основном в первую половину ХХ века. Таллин - наверное, самая "деревянная" из столиц государств, и из дерева тут строились целые районы. Для меня именно они стали лицом города, особенно "таллинские дома" с каменной лестничной клеткой посредине, как например вот эти Три Сестры Каламая у ДК "Салме":

2.


Или более ранний "лендеровский тип" - деревянные двухэтажки с подклетом и тоже каменной лестницей, но скрытой в глубине деревянного здания. Таллин - конечно, не Томск, не Иркутск и не Вологда, такой великолепной деревянной резьбы в нём нет, дома в основном просты, функциональны и однотипны - и всё же деревянные улицы тут бесконечны:

3.


А флаг на каждом доме висит отнюдь не всегда, просто мы гуляли в местный День победы, который соединяется с Ивановой ночью (23 июня).

4.


Местами попадаются пустыри, пробитые войной и бытовыми пожарами, а местами - широкие площади:

5.


В конце улицы Кунгла (названной, кстати, в честь эстонского Беловодья - мифической страны всеобщей справедливости) стоит миниатюрный домик (1857) в традиции 18 века - такой была Каламая, пока Ревель не разросся:

6.


Флюгер с дома на улице Сальме, который называли из-за него "домом капитана": Кац сокрушенно мне рассказывал, что несколько лет назад флюгер пропал, ещё не зная о том, что он преспокойно себе лежит в Морском музее в башне Толстая Маргарита.

6а.


Если самый известный русско-таллинский поэт - Игорь Северянин, то главный русско-таллинский писатель - безусловно, Сергей Довлатов. И жил он, конечно же, на Каламая - как Бабель на Молдаванке, как Бродский на Васильевском острове... Бродский, кстати, в этом доме тоже останавливался. И до сих пор тут живёт помнящая их обоих Тамара Зибунова, она же th3.

7.


7а.


А есть в Каламае и вполне уместный деревянный новострой:

8.


Хотя не вся Каламая деревянная. Вот, скажем, здание её управы, правда с заднего фасада, главный фасад заметно красивее:

9.


Баптистская церковь (1902) - единственный храм Каламаи:

10.


Школа напротив дома Довлатова:

11.


Огромный ДК "Сальме" (1955-65), спроектированный в сталинском стиле с прибалтийскими особенностями и попавший под "борьбу с архитектурными излишествами" - получилось в итоге здание, которое могли бы построить в любое десятилетие с 1920-х по 1980-е..

12.


"Арт-депо" в каких-то, видимо, складах в квартале от моря:

13.


Каламайская баня (1929) - считается одним из красивейших зданий I республики:

14.


А на её заднем дворе - ещё одна круглая будка (другую похожую я показывал в прошлой части у станции Копли-Товарной), скорее всего что-то типа насосной станции:

15.


И заброшенный ДОТ времён войны на фоне домов для банковских служащих "повышенной комфортности":

16.


А вот самое экспортоориентированное предприятие Таллина - Эстонская фабрика роялей. Говорят, производство фортепьяно в Ревеле зародилось ещё в 18 веке, мастерских и даже небольших фабрик музыкальных инструментов тут всегда было много, а основателем этой фабрики был Эрнст Хийс, самоучка из крестьянской семьи, он умел собрать рояль буквально из ничего, и звёздный час его настал после войны, когда надо было срочно восстанавливать разбомбленный театр. По легенде, рояль Хийса "от трудящихся Эстонии" подарили Сталину на последний в его жизни день рождения, и Иосиф Виссарионыч распорядился организвать в Таллине фабрику. Ныне здесь делается около 200 роялей в год, большая часть из которы экспортируется в США.

17.


Собственно, на прошлых кадрах большая часть каменных зданий Каламая - рядовой каменной застройки тут почти нет.  Вот например несостоявшиеся "уэссоновские дома". Как и дореволюционный предшественник Лендер, таллинский мэр времён I репспублики Антон Уэссон сам разработал проект дома для массовой застройки, увы, так и не получшивший столь же широкого распространения.

18.


Иногда вклиниваются иногда сталинки:

19.


Или новостройки - это экспериментальный дом 1980-х годов по переработанному слегка довоенному проекту, а есть тут и откровенная современка, но прямо сказать - не впечатляющая.

20.


Деревянные дворы Каламаи чуть поопрятнее деревянных дворов Кассисабы, но тоже ветхие и провинциальные:

21.


22.


23.


Многочисленные и сдержанные детали - будь то двери и подворотни:

24.


Или деревянные украшения в духе рижского югендстиля:

25.


В северо-восточном углу Каламаи - парк, устроенный на месте снесённого в 1964 году кладбища. Началось оно, по легенде, с захоронения шведских солдат времён Ливонской войны, умерших в гарнизоне от эпидемии, а в последующие века тут хоронили "ненемцев" - в первую очередь, то есть, эстонцев. Каламая тогда входила в приход церкви Святого Духа в Старом городе. Сохранилась надвратная башенка (1775-80):

26.


Да раскопанные надгробия, многи из которых были предпорожными плитами, украшавшими средневековые дома:

27.


Парк очень уютен, хотя и фонтан тут символизирует слёзы скорби:

28.


И кресты кое-где стоят под деревьями:

29.


За парком раскинулась промзона. На улице Теестусе - завод электродвигателей "Вольта" (1899), надо сказать, это направление в Российской империи 19 века вообще развивалось на удивление неплохо, первый электротехинческий завод появился ещё в 1879 году в Петербурге, ну а на рубеже 19-20 славу "электротехнической столицы" имела Рига.

30.


Старый корпус "Вольты", напротив проходная верфи Ноблесснера, о которой в части "через одну":

31.


На углу улицы Эрика, ведущей к показанным в прошлой части Красным казармам - "Арсенал" (1910), производивший огнестрельное оружие видимо для крепости Петра Великого, а при Первой республике - и для эстонской армии.

32.


Южнее - Таллинский машзавод, до войны завод Франца Крулля, зародившийся в 1865 году в Нарве как небольшая мастерская, к 1875 разросшаяся до механического завода и переехавшая в Ревель. Для своегго времени было крайне высокотехнологичное предприятие, выпускавшее, например, первый в Российской империи холодильники. Старинных корпусов, кроме водонапорки, впрочем снаружи не видно, и хотя завод выглядит брошенным, сайт у него вполне конструктивен, так что скорее всего производство просто вывели за город.

33.


В завершение прогулки осмотрим Батерейную тюрьму на берегу моря ближе к Старому городу. Изначально это действительно была орудийная батарея, построенная в 1828 году, но её боевая история свелась, говорят, к нескольким предупредительным выстрелам в Крымскую войну. Затем крепость упразднили, в батарее размещалась казармы, а в 1917-м году восставшие матросы сожгли тюрьму в Тоомпеа, в качестве новой тюрьмы сначала использовали элеватор, а затем немцы из кайзеровской армии смекнули, что больше такое применение сгодится старой батарее. Тюрьма "Патарей" послужила и фашистам (расстрелявшим тут в 1941 году мужскую часть талллинских евреев), и Советам, и даже II республике до 2002 года. Ныне это то ли музей, то ли такой странный лофт или даже сквот (так как сделан энтузиастами) - если их можно устраивать в фабриках, почему бы не устроить и в бывшей тюрьме?

34.


На самом деле я её осмотрел предельно лажово, собственно даже и осмотром это не назвать - я почему-то думал, что большая её часть заброшена и для туристов закрыта, и лишь по возвращении обнаружил множество чужих репортажей. Например, egorov о ней рассказал аж 4 трёх частях - граффити, камеры. подвалы, больница и контора. Вот ещё короткий, но интересный рассказ, где среди прочего фигурирует последний тюремный директор - ныне гид, помнящий, однако, что в какой камере было. В общем, как я понял, её осмотр - на несколько часов.

35.


Я же догадался лишь залезть на вышку, В которой стоит, внезапно, кресло:

36.


В кадре лишь крайний корпус тюрьмы, имеющей треугольный план:

37.


А потом внизу повстречал каких-то русскоязычных неформалов, перекинулись с ними парой фраз, и услышав, что я тут в гостях у  
Josef Kats, ко мне сразу прониклись уважением и отправили на тусовку, приуроченную видимо к той же Яновой ночи. Намечался концерт, репетировали какие-то ни то американцы, ни то англичане, по крайней мере общались тут между собой по-английски.

38.


Я даже не знаю, относилось ли к Батарейной тюрьме это здание... Но что меня всё-таки подкупает в Евросоюзе - это именно открытость границ, не столько юридическая (те же Англия и Америка, сколь я знаю, от Шензоны отделены погранконтролем), сколько ментальная, а в совокупности дающее это чудесное ощущение "весь мир на ладони", тёплая и дружная компания довольных жизнью народов. И я тут каким-то боком вдруг оказался, гордый недочеловек из-за железного занавеса...

39.


Так в американских комедиях обычно изображают "тюрьму мягкого режима":

40.


А я пролез в дыру сквозь колючую проволоку и направился в Лётную гавань. Вид тюрьмы с её причала:

41.


На заднем плане Горхолл, и вот как это место выглядит с него - купола принадлежат гидроангарам, главному зданию Морского музея:

42.


Напротив входа - ещё не окультуренные постройки советской воинской части, около которых уже образовалась экспозиция сухопутной военной техники:

43.


Но о Лётной гавани - в следующей части. Напоследок - вот такая зарисовочка с претензией на аллегорию:

44.


Таллин
Общее. Вариации города.
Виды с башен.
Старый Таллин. Вышгород, или Тоомпеа.
Старый Таллин. Вдоль стен Нижнего города.
Старый Таллин. Среда и детали.
Старый Таллин. Ратушная площадь, улицы Вене и Рюйтли.
Старый Таллин. Пикк и Лай.
Кесклинн. Горхолл, квартал Роттермана, Нарвское шоссе.
Кесклинн. Деловой центр, Тынисмяги и вокзал.
Кадриорг и Пирита.
Веэренни и Юхкентали.
Кассисаба и Кристийне, Пельгулинн и Копли-Товарная.
Каламая.
Лётная гавань.
Северный Таллин.
Нымме.
Рокка-аль-Маре в Янову ночь.

Другие посты об Эстонии - здесь.

немецкое, невольничье, Эстония, дорожное, "Балтийские ветры", "Молох", Таллин, рыбацкое, деревянное

Previous post Next post
Up