Итак, рассказав
в прошлой части о Старом Таллине в целом, перейду к его отдельным достопримечательностям. Надо заметить, разбивать прогулки по этим старым городам (то же в Вильнюсе, Риге, Львове) на несколько постов бывает непросто - многочисленные достопримечательности рядом, рисунок улиц невероятно сложный, и если в разреженных и регулярных городах Нового времени границы обычно само собой разумеющиеся, здесь есть десятки варинатов того, как нарезать маршрут. В итоге всё-таки разбил прогулку на два поста... и лишь после с удивлением понял, что это два давно сросшихся района, возникших в разное время и когда-то разделённых стеной, примерно как Средний и Окольный города в Пскове. Начнём с "окольного города", где находятся две главные площади Старого Таллина (Ратушная и Старый Рынок), колоритные улицы Рюйтли (Рыцарская) с огромной кирхой Нигулисте и Вене (Русская) с закоулками Доминиканского монастыря. Ну а на заглавном кадре - вид с одной центральной площади на другую.
Как всё-таки похожи города в пределах любой отдельно взятой культуры! Вот Европа - замок на холме, рынок в низине, да узкие улочки с цекрвями в узлах вокруг. В сверхкупеческом Ревеле рынок занимал целых две площади по разные стороны Ратуши - изначально Большой и Малый рынки, а с 1920-х годов Ратушная площадь и Старый рынок соответственно. Ратуша (1402-04) с тонкой 64-метровой башней - едва ли не самый уникальный памятник Таллина, ведь по-настоящему средневековые ратуши даже в Западной Европе не на каждом шагу, а таллинская такая одна что в постсоветских странах, что в странах Северной Европы:
2.
А городская администрация под разными названиями в ней заседала аж до 1972 года, и внутри прекрасно сохранились
интерьеры, фотографии которых есть, например, в англовики. Увы, сам я их не увидел - будучи до поездки уверенным, что в Ратуше музей, на месте я обнаружил, что она всё ещё принадлежит городскому магистрату как представительское помещение, и открывается довольно редко (что странно - во
Львовской ратуше вот действующая мэрия, а вход туда по крайней мере раньше был свободным). Постоянно открыто тут лишь колоритнейшее кафе "Дракон" (см. прошлую часть) и конечно же башня, виды с которой
я уже показывал среди других башен. Снаружи вот ещё пара деталей: флюгер-страж всея Таллина "Старый Томас" (1530) и водостоки-драконы (1627). "Тоомас", правда, на башне не настоящий - оригинал упал с башни в войну, но не разбился и ныне хранится в музее, а на башне стоит уже вторая по счёту копия.
3.
На задворках - похожая на амбар Ратушная тюрьма, такое средневековое СИЗО, где ныне обитает фотоэкспозиция городского музея (интерьеры см.,
например, здесь):
4.
Сама же площадь лучше всего видна с башни - этот кадр уже был в "панорамном" посте, но столь же ёмкого вида с земли у меня попросту нет. За домами проходит улица Пикк, виден двойной фасад Большой гильдии, тонкая башенка церкви Святого Духа - почти что двойник Ратушной башни, и конечно же гигантская церковь Олевисте поодаль - но всё оставим на следующую часть. Правый дом - та самая аптека из прошлой части, непрерывно существующая в этом здании 600 лет, из которых более 300 ей руководил Иоганн Бурхардт (в 10 поколениях). Средний - построен в 1632 году, и был образцом шведского барокко вполне стокгольмского уровня, пока в 1882 году его не украсили кучей излишеств, сбитых в 1920-е годы вместе с оригинальным декором. Ну а левый... Это дом
Ивана Егорова, выстроенный двумя "очередями" в 1921-23 и 1929-32 годах столь нагло, что в прессе тогда вопрошали - это дом Егорова на Ратушной площади или ратуша на площади Егорова?! Впрочем, неуместен тут скорее размер, а вот стиль Егоров, прошедший путь от псковского крестьянина до таллинского багача, а закончивший жизнь в ГУЛаге, выдержал вполне - на мой профанский взгляд не так уж и отличается от фасадов Большой Гильдии:
5.
Перед ним некогда стояла важня, то есть весовня городского рынка (1554-55), позже принадлежавшая ратуше - в ней, скажем, заключили первый в истории Ревеля нецерковный брак. Увы, разрушена войной - а вот загоревшийся дом Егорова тогда неимоверным усилием потушили сами жильцы, понимая, что иначе пламя охватит весь Старый город.
6.
Другая сторона площади. Слева направо: чёрный "дом ремесленника" (15-й век, фасад 17-го века), розовый старый амбар, перестроенный под жильё в 18 веке (да это же лофт!), жёлтое
Ревельское морское собрание - старейшая в городе русская культурная организация (1851), при Первой республике сменившаяся Домом офицеров; красная Ратушная канцелярия (1434), на первом этаже которой до 1884 был Мясной ряд, чьей санитарии могли в 19 веке позавидовать хорошие больницы; оставшиеся три - купеческие дома. В общем. ганзейский Ревель был городом богатым, но провинциальным, вполне себе (относительно Европы) "дальневосточным", когда на площади с роскошными особняком соседствовали амбары.
7.
А запечатлённый на заглавном кадре переулочек ведёт на Старый Рынок. Выходящий в него дом Хопнера, кстати, сумел попасть сразу на два моих заглавных кадра - в этой части его фасад целиком, в прошлой - портал с танцующей ретро-девой у входа в ресторан. А вот на этом кадре его, само собой, не видно - вид на Ратушу откроется за углом справа, за спиной - улица Вене, но зато видна вся площадь, пожалуй самая живописная в Таллине и самая переполненная туристами. Справа - упоминавшийся в прошлой части ресторан "Старая Ганза", с 1997 года занимающий амбар, перестроенный в 17 веке из трёх амбаров 15 века поменьше, слева - краешек безымянного (ибо типичен) средневекового дома (1434) и банк начала ХХ века:
8.
А замыкает площадь с юга "Дом епископа", или "Отец и сын". Как я понимаю, первое прозвище он получил от медальёнов с Христом и евангелистами, которые я досадно забыл снять поближе (епископ жил в
Вышгороде у Домского собора), второе - из-за формы, на самом деле в Средние века не редкой. Ещё есть "Три брата" (не путать с рижскими!) и "Три сестры" - но их я оставлю для следующей части.
9.
А самые заметные дороги со Старого Рынка - на юг (кадр выше), где маячит шпиль церкви Нигулисте, или на север по улице Вене, где вдали виднеется Никольская церковь (1820-22) - об этом православном храме, основанном русскими купцами в 1422 году, я уже рассказывал
в посте об укреплениях Нижнего города (ибо близ церкви стоит одна из интереснейших башен), но кое-что на Русской улице есть и по дороге. Правее "дома с зеркалом" (принадлежал "рыбному королю" Василию Дёмину, поставщику стола Николая II) же уходит к главным воротам Старого города улица Виру:
10.
Сначала сходим на юг. Вид с угла улиц Кунгла (Королевская) и Харью - в кадре обе рыночные площади:
11.
Между Харью и Рюйтли - огромный пустырь с небольшим сквером и сталинскими домами по краям: это очень похоже на Ригу, где такой же огромный кусок старого города был выгрызен войной, только Ригу порушили немцы, форсируя Даугаву, а Таллин - наши 9 марта 1944 года с воздуха, за полгода до взятия города и скорее всего по ошибке: целились по вокзалу и порту, а попали по жилым старинным кварталам. Сама же эта часть Старого города была известна некогда как "ненемецкий конец", так как жили в нём в основном эстонцы, но пережившая войну Нигулисте - напротив, ещё при датчанах, в 1230-е годы, была основана как кирха немецких купцов.
12.
Нигулисте - эстонское название, так-то она Никольская, и как храм изначально немецкий (в противоположность основанной скандинавами Олевисте) при Ливонии она стала главной церковью Нижнего города. Нефы и готическая капелла Святого Матвея приняли нынешний вид к 1420 году, а 105-метровую башню построил в конце 17 века тот же зодчий, что у башню
церкви Святого Петра в Риге. Вокруг, как водится, было кладбище, выведенное за город во временаа Екатерины. Под липой (хорошо видна на кадре выше) покоится Кристиан Кельх - последний летописец дорусского Ревеля, умерший в 1710-м году от чумы. С обратной стороны к церкви прилепились ещё две часовни - Клодта (начало 17 века) и Хольстейн-Бека (18 век) соответственно, и через первую ныне вход:
13.
Прежде Нигулисте славилась своим убранством, пережившим Реформацию - кто-то догадался просто залить двери свинцом, и толпа, не сумев выбить их сразу, пошла громить что-то другое. Но за полтысячи лет не помогло и это - церковь горела в 1944 и 1982-м (
жутковатый вид выгоревшей башни), а потому сохранились в ней лишь самые ценные реликвии, спасённые из огня. После войны в церкви открылся музей, коим она остаётся и ныне, и проход в её зал - какими-то кружными путями через кассу, гардероб и сувенирные лавки.
14.
Общий вид, вдалеке "родной" алтарь (1487-81), представляющий собой великолепную иллюстрацию средневековой жизни - подробнее о нём есть,
например, здесь, а я не буду даже пытаться пересказывать.
15.
Однако музей тут сделан очень грамотно - хотя многие её древности привезены из других таллинских храмов, все они выглядят "родными".
16.
17.
18.
Как водится, весь пол - в эпитафиях и могильных плитах, особой концентрации достигающих в Матвеевской часовне. Ещё где-то в основном зале на полу выцарапано сердечко, причём выцапрпано явно не в наше время, но кем и почему - никто не знает.
19.
Есть эпитафии и на стенах. Под скелетом покоился, например, доктор Балливи - мадъяр, земляк первого Бурхардта, приехавший в Ревель и умерший от чумы. Была тут когда-то и настоящая мумия
Карла-Евгения де Круа - петровский полководец, проигравший битву под Нарвой, он убежал от взбунтовавшихся "мужиков с мушкетами" (как называл вверенных ему солдат), сломал шпагу, крикнув "Пусть сам чёрт командует этой сволочью!", сдался шведам, влачил жалкое и вместе с тем богемное существование в Ревеле, а когда в 1702 году умер - хоронить его было некому и не на что, и потому его просто снесли в подвал и забыли на 120 лет, за которые покойник успел (по народной версии - из-за того, что был насквозь проспиртован ещё при жизни) мумифицироваться, ещё полвека его мумию показывали людям в притворе Нигулисте за деньги, а в 1897 таки погребли.
20.
Крест с могилы некоего этнического эстонца - из монастыря Пирита, считается старейшим в Таллине (середине 17 века), а вообще-то крестов на кладбище в Пирита много:
21.
Крестильня из соседней церкви Святого Михаила:
22.
Алтари из других храмов, в том числе два - из Доминиканского монастыря (но точно не знаю, какие):
23.
24.
Главная реликвия Нигулисте - картина "
Пляска смерти" Бернта Нотке, жившего в конце 15 века. Это популярный в те века сюжет о бренности человеческого бытия - живые люди разных сословий танцуют с мертвецами. Оригинальная "Пляска Смерти" Нотке, написанная для Мариинского собора в ганзейской "столице" Любеке, сгорела в войну, но сам Нотке написал в своё время авторскую копию для Ревеля, и здесь до наших дней сохранилось 7 метров картины из изначальных 30.
25.
Целый зал старинного золота и серебра, где среди кубков затесался вот такой вот попугай, которого я сразу прозвал птеродактилем. В ганзейском Ревеле был "праздник Майского графа", посвящённый началу весны - граф выбирался на турнире, важнейшей частью которого было совревнование стрелков, затем выбирал из 8 красавиц себе графиню, освобождал одного заключённого из городской тюрьмы, и в общем олицетворял весну и жизнь, ну а птеродактиль был переходящим призом. Вообще, в тему праздников, можно вспомнить и "ёлочные войны" - несколько лет назад Таллин и Рига серьёзно повздорили за бренд "родины Новогодней ёлки", так как кто-то раскопал в местных хрониках упоминание, сначала в Риге под 1510-м годом, затем в Таллине под 1441-м, что на некий "зимний праздник" в 15 веке тут наряжали дерево, носили по городу да в конце поджигали... однако праздник был, скорее всего, не Рождеством, а Пепельной средой у начала Великого поста или даже Масленницей у его окончания.
26.
За алтарём. Богослужения тут иногда проходят, а вот на башню туристов не пускают:
27.
Между церковью и склоном Вышгорода (в Датский сад ведут лестницы со дворов) проходит улица Рюйтли, ближе к центру переходящая в улицу Ратаскаэву со сквозной нумерацией - одна из самых колоритных в Старом Таллине. Но хотя её название в переводе значит "Рыцарская", на самом деле в Средние века это было мрачнейее место города. Справа - ограда кладбища:
28.
Дальше стояла больница, включавшая также чумной барак и деревянный "Прядильный дом" (женскую тюрьму для блудниц) на втором этаже, сгоревший в 1732 году. С того же времени, кроме советских времё, её здание занимает Шведская церковь Святого Михаила, сень из которой я показывал в Нигулисте. Впрочем, о том что она шведская, напоминает флаг у ворот, а о том что церковь - не напоминает ничего, и снаружи это то же здание средневековой больницы, успевшее застать сумрачных врачей в "птичьих" масках.
29.
На другой стороне находилась промзона - Работный двор, где в основном делали оружие, латы и боеприпасы, от мечей до пушек, ему принадлежат вроде бы те голубые фасады. А нынешний грузинский ресторан (флаг вывесили как посольство!) и вовсе известен как "Дом палача", и таковой тут действительно был - только стоял во дворе, сгорел в 1944-м и до сих пор представляет собой руины. Палач по совместительству был ещё и ассенизатором, и ассенизаторский обоз там обитал вплоть до ХХ века.
30.
Довершают мрачную ауру детали, например, паук - на самом деле это была роза ветров под флюгером, а потом какой-то студент располагавшегося в этом доме Института истории придумал загнуть вниз её румбы:
30а.
Так что вернёмся через Старый Рынок на улицу Вене. Как уже говорилось, непосредственно про церковь, давшую ей название, я рассказывал в другом посте, а до Реформации улица эта звалась Монастырской. Тут обратите внимание на другой русский символ... справа. Да это же пятиэтажка! В Старом городе, вписанная в фасады, таки затесалась хрущоба, и такое чувство, что градостроители загнали её это "по приколу". Всего в Старом Таллине живёт около 1,5 тысяч человек - конечно, менее 1% населения города, но всё-таки не так уж мало. Угрюмое здание напротив - на самом деле старый зерновой амбар, в 1524-1857 годах городской арсенал, утративший в 19 веке редкий для Таллина фронтон в стиле кирпичной готики, а ныне занятый частным театром, и упоминание монастыря над его воротами совсем не случайно:
31.
Неподалёку - Петропавловский костёл (1841-45), наследство многонациональной Российской империи, ибо католическое присутствие в Эстонии заметно куда меньше, чем даже современной в России.
32.
Между Вене и соседней Мюйривахе (то есть считай крепостной стеной), абсолютно невидимый с красной линии, находится один из интереснейших кварталов Таллина - Доминиканский монастырь, коему принадлежал и амбар с позапрошлого кадра. Он зародился в 1229 году в Вышгороде, и как его храм был заложен Домский собор, однако дальше из-за разногласий с рыцарями монахи перебрались в Нижний город, где построили новый монастырь Святой Екатерины, в 1524 году разгромленный протестантами, от которых монахи успели сбежать. В 1531 году заброшенный монастырь сгорел, и при пожаре обрушилась церковь. Ныне это Катерининский переулок, связующий Вене и Мюйривахе через арки, а скорее просто проходной двор, переполненный туристами.
33.
На кадре выше белое здание - бывшая монастырская лавка, ныне занятая рестораном, а серое здание с двумя порталами - остаток Екатерининской кирхи, освящённой незадолго до погрома. Со стороны переулка на её стене висят могильные плиты с монастырского кладбища, старейшая (1381) принадлежит бургомистровой жене Кунигунде Шоттельмунд.
34.
Но особенно колоритен конец переулка с множеством арок над улицей, у меня почему-то ассоциирующийся то ли с Испанией-Португалией, то ли с Италией. Укрепили ими фасады в конце 19 века, причём на самом деле они бетонные, а нынешний "дизайн" получили в 1969 году для съёмок фильма "Последняя реликвия".
35.
По бокам - всяческие лавки для туристов, объединённые в "Гильдию Святой Екатерины" (само собой, просто красивое название):
36.
37.
38.
Но надо понимать, что это - лишь половина монастыря (
схема есть здесь), и выйдя на Мюйривахе, стоит пройти левее и нырнуть в следуюущю подворотню, скрывающую крошечный средневековый дворик:
39.
Можно спуститься в монастырскую крипту:
40.
Где ныне обитает симпатичная художественная мастерская:
41.
А можно подняться по лестнице в зал монастырского музея, и заплатив 3 евро старой смотрительнице, осмотреть помещения собственно монастыря, возрождённого уже в наше время в честь
Екатерины Сиенской (у предшественника покровительницей была Екатерина Великомученица). Место здесь потрясающе атмосферное и несмотря на близость переполненного туристами Катерининского переулка, мы тут были одни::
42.
"Голова дурака" у дверей, по непонятным причинам не породившая сенсаций о посещении средневекового Ревеля инопланетянами:
42а.
Справа - библиотека, и странно что лестница ведёт не в алхимическую лабораторию с недорощенным гомонкулюсом в мешке из лошадиного желудка:
43.
Над стеллажами - круглые медальёны, уцелевшие от той самой важни на Ратушной площади:
43а.
С другой стороны, возможно, капелла?
44.
В совокупности эти помещения занимал капитул (монастырское собрание):
45.
Выше - галерея:
46.
Фрагменты домов. Две плиты слева стояли у порога Ратушной аптеки, а крылатая дева украшала интерьер ныне снесённого дома на улице Виру::
47.
А из грязных окон галереи виден монастырский двор, построенный, как замки, конвентом - слева старая Катерининская церковь, справа дейтсвующий Петропавловский костёл, на другой стороне - дормиторий (общая спальня братии), а посредине колодец.
48.
Следующий проём Мюйривахе - задворки костёла, глядящего фасадом на ту самую пятиэтажку с черепичной крышей:
49.
В тех дворах за Вене скрыт кусочек первой стены Нижнего города, так и не достроенной ещё при датчанах. О районе в её пределах, вдоль улиц Пикк и Лай (Длинной и Широкой) - в следующей части, заключительной о Старом городе.
Таллин
Общее. Вариации города.
Виды с башен.
Старый Таллин. Вышгород, или Тоомпеа.
Старый Таллин. Вдоль стен Нижнего города.
Старый Таллин. Среда и детали.
Старый Таллин. Ратушная площадь, улицы Вене и Рюйтли.
Старый Таллин. Пикк и Лай.
От вокзала до Делового центра
Кесклинн.
Кассисаба и Кристийне.
Веэрэни и Юхкентали.
Каламая.
Лётная гавань.
Северный Таллин.
Кадриорг и Пирита.
Нымме.
Рокка-аль-Маре в Янову ночь.
Другие посты об Эстонии - здесь.