ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ГОРОД
Ностальгия по этому городу произрастает из давних советских времен. Когда с исчезнувшего Варшавского вокзала в городе-герое Ленинграде каждый вечер отравлялся исчезнувший поезд на Таллин (с одим “н”, так называлась столица Эстонской ССР).
Глубокой ночью он проходил российский город Кингисепп (в переводе означает «сапожник»), эстонский город Нарву, и уже в 7 утра юные не выспавшиеся студенты покидали плацкартные вагоны и ступали на землю, вожделенной, почти что западной Европы.
Тут было так хорошо, что двое из нашей институтской компании женились на местных девушках. Еще была Олимпиада-80. А дальше стало как-то совсем грустно, и этот период продолжался до 2007-2008гг.
В последние 3 года мы с супругой приезжаем сюда зимой, хотя бы на день. За неповторимой рождественской атмосферой скандинавского города, где, к тому же всюду понимают по-русски. А еще, вспоминая строки Сергея Довлатова:
«Таллинн называют искусственным, кукольным, бутафорским. Я жил там и знаю, что все это настоящее. Значит, для Таллинна естественно быть чуточку искусственным».
«Таллинн - город вертикальный, интравертный. Разглядываешь высокие башни, а думаешь о себе».
570-ЛЕТИЕ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКИ
Оказывается, таллиннская рождественская елка на Ратушной площади самая старая в Европе. Первое упоминание о ней относится к 1441г. Тогда вокруг нее плясали почему-то холостяки и незамужние девушки, после чего дерево торжественно сжигалось.
Традиция новогодней ярмарки была возрождена здесь 10 лет назад. А два года назад по версии английской газеты The Times здешняя ярмарка стала лучшей в Европе. Кроме того, в 2011г. Таллинн был объявлен культурной столицей Европы. Так что, представителям культурной столицы России побывать тут было вдвойне интересно.
По ряду причин выбираться в Старый город нам удавалось лишь по вечерам, когда все погружалось в сумерки или полную темноту.
Елочка, зажгись!
Прогулки под луной
Что даже способствовало праздничному настроению
Вертеп на ул.Вене
Отсутствие снега и обилие луж компенсировались большим количеством горячего глинтвейна и имбирных пряников, не говоря уже о квашеной капусте и многочисленных сортах эстонской колбасы.
Снеговичок
Палатка «Старой Ганзы»
Карлсон
Крыши города
Вируские ворота
ЛЕГКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Нескончаемый праздник по большому счету быстро утомляет. Хочется чего-то большого и серьезного… остановиться, сосредоточиться и даже поразмышлять о бренности всего земного.
У здешней ярмарки один секрет: всего в 5-ти минутах хода есть замечательное место, где все это будет вам предоставлено и даже и с избытком. О нем мы сейчас и поведаем.
Храм Св.Николая, более известный как Нигулисте, едва ли не самое красивое и величественное здание в городе, был заложен в середине XIII в. Его возвели на средства немецких купцов, переселившихся в Таллинн с острова Готланд, в честь главного покровителя купцов, путешественников и мореходов .
В XIV-XV вв. собор подвергся основательной перестройке. В конце XV в. он приобрел тот облик, который сохранился по сей день: трехнефную продолговатую форму базилики, многоугольник хоров, царственную четырехугольную башню с витиеватым шпилем, царапающим низкие балтийские облака.
Храм построили в то время, когда Таллинн еще не был обнесен городской стеной, поэтому он служил еще и надежной крепостью. В здании были узкие окна, ворота, закрывавшиеся поперечной балкой и убежище в надсводном помещении.
Церковь Нигулисте не подверглась разорению во времена лютеранской реформации в 1524 г. Приходской староста залил все замки свинцом. Благодаря чему разъяренная толпа горожан, уже разгромившая церкви Св.Олава, и Св.Екатерины в Доминиканском монастыре, не смогла сюда попасть. Все убранство удалось сохранить.
В 1944 г. храм был разбомблен советской авиацией. Восстановление началось в 1953г., и лишь в 1984г. после длительной и кропотливой реставрации здесь открыли сначала концертный зал, а в 2005г. музей.
Сейчас здесь находится самая крупная и значительная в Эстонии коллекция сакрального искусства средневековья и раннего нового времени.
Под сводами собора вспоминаются образы О.Мандельштама:
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.
Напольный семисвечник, который вы видите на снимке, имеет высоту 4 метра и является, кажется, самым большим в Европе. Он был принесен в дар для главного алтаря Нигулисте богатым купцом Хансом Боувером в 1519г.
А это надгробные плиты. Их тут более ста, самые старые относятся к концу XIIIв., но большинство выполнено в XVI-XVIIвв.
Плита с изображением скелета, жутковатого вида, принадлежит, как ни странно, городскому врачу Таллинна. Иоханнес Балливи, француз по происхождению, он умер здесь вместе с семьей в 1520г. во время чумы.
Настроившись на соответствующий лад, идем дальше. На стенах храма установлены гербовые эпитафии (XVIIв.). Их несли в похоронной процессии, а потом вешали на стене храма рядом с могилой усопшего, пока Екатерина II указом от 1772г. все это не запретила.
На фото справа - эпитафия Иоганна Хоблинга, дьякона церкви Нигулисте, скончавшегося в 1558г. в возрасте 36 лет и изображенного на смертном одре.
Не все здесь так мрачно. Это крестильня из шведской церкви Св.Михаила, изготовленная резчиком по дереву Кристианом Аккерманом (1680-е гг.). По краям ее восьмигранного купола стоят фигуры Иисуса и апостолов.
Св. Христофор, когда-то подпиравший кафедру собора, сгоревшую в 1944г. и Св.Георгий со змеем, нач. XVIв.
Алтарный образ из церкви в Харьюмаа - полиптих «Святая родня». Выполнен брюссельскими резчиками по дереву ок. 1500г.
ГЛАВНЫЙ АЛТАРЬ НИГУЛИСТЕ
Многостворчатый алтарь церкви Нигулисте был создан в 1478-1481гг. любекским художником Херменом Роде (1430-1504). Это один из самых роскошных и лучше всего сохранившихся алтарных образов позднего средневековья во всей Европе.
В раскрытом виде его ширина составляет 6 м., а высота почти 3,5 м. На картинах изображено более 40 различных святых и библейских персонажей, среди которых главным является Св.Николай, покровитель церкви Нигулисте, традиционно изображаемый в епископской митре и с жезлом
На 1-й и 2-й створках полиптиха изображены картины жития Св.Николая.
Створка 1: он жертвует состояние трем бедным девушкам на выданье, избирается епископом Мир Ликийских, спасает трех юношей, является во сне Императору Константину, чтобы тот освободил неправедно осужденных купцов. Створка 2: посвящение в епископы; чудесное спасение гибнущего корабля, на котором изображены эмблемы таллиннских объединений купцов: Большой гильдии и
Братства Черноголовых ; освобождение купцов и кончина святого.
На этом фрагменте створки 2 сохранилось самое раннее из дошедших до нас изображений ганзейского когга, средневекового парусного одномачтового торгового судна.
Створки 3 и 4 повествуют об истории страданий Св.Виктора Марсельского, который был обезглавлен и брошен в воду в 290 г. Он также считается покровителем Таллинна, последняя сцена мучений святого изображена на фоне панорамы средневекового города (но, кажется, это Любек)
ПЛЯСКА СМЕРТИ
Тема «пляски смерти» сложилась в Высоком Средневековье. Она призывала задуматься о смысле существования и представляла собой иерархический ряд людей, поочередно танцующих со Смертью в виде скелета. Танец начинали Папа Римский и император, а заканчивали крестьянин или шут.
В капелле Св.Антония храма Нигулисте находится многофигурная картина «Пляска смерти», автор которой - один из известнейших художников Северной Европы Бернт Нотке (ок.1440-1509).
Она выполнена в смешанной технике темперной и масляной живописи на холстяной основе. Это сохранившееся начало когда-то очень длинной композиции, состоящее из 13-ти фигур.
В любекской Мариенкирхе находилась аналогичная композиция того же художника с 49 фигурами. Но, она уже к началу XVIIIв. пришла в плачевное состояние, а копия, сделанная в 1701г., погибла в 1942г. Таллиннская композиция была автокопией, но существенно отличалась от любекского варианта.
Фотографировать эту картину очень сложно из-за бликов. Поэтому привожу ее снимки из сети.
В начале картины мы видим проповедника на кафедре и играющий рядом с ним на волынке скелет. Цепь фигур, в которой живые люди сменяются скелетами в саванах, ведет к цели Смерть, несущая гроб; она ведет за собой римского папу. Следующие фигуры - император, императрица, кардинал и король. Их лица живы и выразительны.
На развернутом под изображением манускрипте находится текст поэмы на нижненемецком языке. Ее сюжет исключительно оптимистичен, вот отрывок:
Король:
О, смерть, твои слова вызывают уважение,
Но я этот танец еще не выучил.
Герцоги, рыцари и холопы
Приносили мне лучшие яства
И все не любили те слова,
Которые я только что слышал,
И вдруг являешься ты
И отнимаешь все мое государство.
Смерть:
Все твои мысли были направлены на
Действительное сияние жизни.
Что поможет тебе в грязи
Когда ты будешь подобен мне?
И очень осторожно и умело
Под твоим управлением
Бедные и несчастные качались во все стороны.
Приведите ж теперь сюда епископа!
Кстати, как говорят, смотреть в глаза скелету с волынкой очень не рекомендуется.
Остается добавить, что реставрация этой уникальной картины была произведена в 1962 - 1965 гг. в Москве, в Центральной художественной реставрационной мастерской.
СЕРЕБРЯНАЯ КЛАДОВАЯ
В качестве хэппи-энда нужно рассказать о коллекции серебра Художественного музея Эстонии, развернутой в бывшей сакристии (ризнице) собора. Здесь представлены церковное серебро, серебро Братства Черноголовых, купеческих гильдий и цехов.
Здесь есть уникальные кубки в виде ноги косули, которые встречаются только в Таллинне.
Их возникновение связано с одной из легенд о происхождении города: якобы немецкое название Ревель происходит от Rehe - Fall, что означает «косуля упала».
А это, в свою очередь, отсылает к легенде об охоте датского короля Вальдемара II, когда убегавшие звери попадали с холма Тоомпеа и переломали шеи.
Старейшие покрытые шкурами косули деревянные кубки с дном, опирающимся на подлинное копыто косули, относятся к XVI в. Внутри они имели серебряный сосуд для напитка, а их высота была от 70 до 115 см.
Традиция изготовлять такие кубки из серебра возникла после пребывания в Ревеле Петра I со свитой 13-27 декабря 1711г.
Будучи в гостях у Черноголовых, царь был поражен необычными кубками и с удовольствием выпил из них пива вместе со своими новыми подданными. После царского «Экс!», что означает приказ выпить, один из старейшин братства обнаружил в своем кубке мышь. Дабы не оскорблять монарха, он закрыл глаза, собрался с духом и проглотил ее. Нормы образцового поведения были соблюдены.
Старательность братства была вознаграждена. Царь соизволил нести рождественскую ель вместе с Черноголовыми до рыночной площади, расписался в книге почетных членов братства и подарил им 30 испанских дублонов. В память о почетном посещении Черноголовые заказали серебряный кубок такой формы, из которой царь оказал им честь совместного распития (цитируется по книге Ю.Кускемаа «Петр I и Екатерина I в Таллинне».
Этот кубок бережно хранился и сейчас находится в экспозиции Нигулисте.
На этой радостной ноте хочется и закончить повествование. Еще пара снимков интерьеров собора.
P.S. Если кому-то экспозиция Нигулисте покажется чересчур мрачной, ситуация легко поправима путем возврата на Ратушную площадь и принятия пары стаканчиков глинтвейна.