Черновцы - главный город (240 тыс. жителей) украинской Буковины, расположенный на реке Прут. Его история не слишком богата событиями: впервые основан Ярославом Осмомыслом в 12 веке как Черная крепость, упраздненная при монголах. Далее село Черновицы упоминается в 1403 году в послании Михая Доброго львовским купцам, и с этого момента становится центром торговли между Молдавией и Польшей. С 1457 года - ярмарочный центр, с 1491 - город. В последующие века многократно разорялся: 1497, 1509, 1688 - поляками, 1626, 1646, 1672, 1714 - турками, в 1650 и 1653 - казаками, да и русские не проходили мимо (1709, 1735, 1769). Все изменилось при Австро-Венгрии (с 1775 года): город стал сначала центром Черновицкого округа, а после революции 1848 года - отдельной провинции. В составе Румынии в межвоенную эпоху Черновцы были третьим по величине городом (114 тысяч жителей), после Бухареста и Кишинёва.
В Черновцах нет каменных зданий старше хотя бы двухсот лет. Да и старше 150 - единицы. Город был застроен почти "залпом" в 1850-1930-е годы, и даже не верится, что в начале ХХ века здесь жило всего 70 тысяч человек. Среди путешественников Черновцы считаются самым хорошо сохранившимся городом среднего размера на постсоветском пространстве. И не без оснований.
Мой рассказ о Черновцах будет состоять из 4 частей: в первых трех прогуляемся по центру, в последней съездим в скансен в Горече. А начнем прогулку с Главной улицы - это официальное название, и тоже вполне оправданное.
Главная улица - она действительно Главная. Во-первых, она пересекает почти весь город, нумерация на ней доходит до 280-х домов. На ней расположены вокзал, ратуша, кафедральный собор, а далее улица уходит в спальные районы вплоть до южного выезда, и на ней же стоит главный автовокзал. Начнем прогулку от вокзала:
Железная дорога сюда пришла в 1866 году - примерно тогда же, когда и в прочие города австрийской Западной Украины. А сам вокзал - один из трех уцелевших вокзалов-дворцов (наряду со Львовским и Ивано-Франковским), построенных на рубеже веков в стиле сецессии:
Черновицкий вокзал, конечно, существенно провинциальнее
львовского, но и существенно масштабнее, чем
в Ивано-Франковске. Мне больше всего запомнилась фигура девушки на фасаде - это Ирида, древнегреческая вестница богов. Не знаю, что хотел сказать скульптор, сделав ей столь несовершенную фигуру - но есть в этом несовершенстве что-то очень живое, и потому привлекательное:
И детишки. Нет, всё-таки не зря Австро-Венгрия - родина Зигмунда Фрейда!
На фасаде - великолепные часы:
А внутри даже сфотографировал сецессионногое убранство (чего не сделал во Львове и Ивано-Франковске):
Но надо заметить, при всей роскоши, пространство этих вокзалов используется весьма нерационально. Будучи гораздо крупнее, они (что Черновцы, что Франковск) вмещают не больше, а то и меньше, чем средненький губернский вокзал в России. А вот перрон тут очень колоритен - викторианского облика навес с часами, венгерский дизель-поезд Д2 и румынское здание вдалеке.
А вот эти дома видит человек непосредственно от входа. Пятиэтажный дом - образец "необрынковянского" стиля, образы которого навеяны средневековой архитектурой Валахии (обратите внимание на сочетание плакатов, кстати!). Межвоенной румынской архитектуры в Черновцах много, и она почти вся представлена двумя стилями - "необрынковянским" и функционалистическим:
Прямо из привокзальной площади и выходит Главная улица - точнее, ее первый участок почему-то называется улицей Гагарина:
Улица идет в гору, причем весьма круто - кадры сняты в обратном направлении. Архитектура с каждым домом делается всё более столичной:
И наконец достигаешь церкви Святой Параскевы (1844-64) в типичном для Буковины романо-византийском стиле:
Особенно красивы боковой портал и надколодезная часовня. Колодец с ведром в центре крупного города - это тоже впечатляет:
Еще через сотню метров находится Шифа (от немецкого das Shiff - "корабль"), один из красивейших домов города. Налево уходит Главная, по которой мы пришли, а направо - улица Шолом-Алейхема (догадайтесь, куда он ведет!).
По легенде, Шифа построена двумя братьями, один из которых был финансист, а другой - вышедший на пенсию капитан. Появившись в конце 19 века, здание сразу стало символом Черновцов (которые были тогда городом новостроек, как сейчас какой-нибудь
Белгород), а украшающий "нос" корабля лев был питьевым фонтаном, что было особенно актуально, так как рядом находился базар:
Напротив Шифы - Крестовоздвиженский костел (1814-44), одно из самых старых зданий города, и в общем на фоне других весьма невзрачное. Как странно видеть ПАЗик в таком пейзаже!
А еще через квартал - Центральная площадь (это тоже официальное название):
Впрочем, если Главная улица кажется Главной без малейших оговорок, то площадь совсем уж Центральной я бы не назвал - соседняя Театральная (о которой в следующей части) поцентральнее смотрится. Но формальных критерий есть - здесь находится Ратуша (1843-47), представляющая собой уменьшенную копию
львовской:
Еще из зданий на Центральной площади стоит отметить бывший Буковинский сберегательный банк (1910, ныне Художественный музей), а точнее майоликовое панно на его фасаде:
И бывшую гостиницу "Золотой Лев", опять же сецессионную:
А еще запомнился вот этот "зеркальный дом" - пассаж, примыкающие к Ратуше сзади. Фишка в том, что этот вид открывается не с Главной, а с параллельной ей улицы - Главная видна в арку:
Идем дальше:
В облике Главной мне что-то казалось странным, но что именно, я понял только сейчас. С одной стороны, архитектура многих ее зданий вполне столичная:
Причем это касается не только масштаба, но и вкуса:
Но в целом Главная производит впечатление не "Главной улицы провинциального города", а "второстепенной улицы столицы". Кажется, что через несколько кварталов непременно должен открыться Невский, Тверская или Крещатик:
В перспективе улицы - отель "Киев". Если бы про него не рассказал кратенько в своем посте
darriuss , я бы прошел мимо, испугавшись элитного облика. На самом деле отель весьма дешевый (190грн - около 750р.), и очень старомодный: длинные коридоры, полумрак, ключницы на этажах... Впрочем, мне там не понравилось - номер тесный, грязноватый и холодный, а кровать неудобная. Но ради того, чтобы жить задёшево прямо на Главной улице, можно и потерпеть.
От места, с которого снят предыдущий кадр, в другую сторону виден Кафедральный собор. Кадры с ним уже история - где-то между 2010 и 2012 годами его покрасили в ядовито-розовый цвет:
Собор Сошествия Святого Духа строился в 1844-64 годах как главный храм Буковинско-Далмацкой митрополии. В те времена (1843-1920) в Австро-Венгрии был и свой "домашний" Карловацкий патриархат, располагавшийся в Сремски-Карловаце, центре провинции Сербская Воеводина. Но хотя собор изначально был православным, его композицию в России не встретить нигде:
А по сути всего лишь трехсрубная украинская церковь, выполненная в камне и украшенная двумя башнями над входом. В какой-то степени это синтез украинского и европейского, что символично. Большинство храмов Буковины устроены похоже, но с одним куполом.
Ныне собор принадлежит Московскому патриархату (как уже говорилось в прошлой части, в Буковине явно ощущаются симпатии к России). Внутреннее убранство не слишком впечатляет, да и обитатели какие-то недружелюбные (зато видел в зале девушек не только в джинсах, но и с голыми коленками - это к вопрос о дресс-коде). А у входа запомнил церковные лавки неопределенного возраста - пожалуй, самый стильный образец жанра, что я видел:
Улица уходит дальше, и застройка ее примерно такая еще несколько кварталов, а дальше столичность вновь начинает спадать, и улица вырывается за пределы центра к спальным районам и автовокзалу. Я ходил и туда, но фотографии не выкладываю: облик Главной в общем понятен, а отдельные дома и виды пусть каждый, приехав сюда, ищет сам.
Параллельно Главной проходит и начинающейся у Центральной площади местный "арбат" - улица Ольги Кобылянской (левее кадра - Кафедральный собор):
Вроде и типичная пешеходка с лавочками и скульптурами (типа повозки в кадре) - но всё же радует, что вместо пошлой плиточки брусчатка, и нет этих уже набивших оскомину фонарей под старину, вместо которых стоят цветники. Да и застройка очень приятна (особенно футуристический домик румынской эпохи):
Вообще, улицу Кобылянской я осмотрел из рук вон плохо - уже сам не понимаю, почему. Если пойти по ней в другую сторону, можно выйти к Немецкому дому (а одна из особенностей Черновцов - "этнические" дома культуры), а ближе к Ратуше расположен краеведческий музей. Но почему-то не везет у меня арбатам...
Вот еще улица между Кобылянской и Главной - ведь вставил бы кадр в репортажи из Львова, мало кто отличил бы подмену! Да и на переулочки старой Москвы чрезвычайно похоже. Даже странно, что это всего лишь областноой центр, причём по российским или восточно-украинским меркам даже совсем небольшой:
Вообще, рассказ о Главной улице у меня вышел несколько редуцированным. Как уже говорилось, Черновцы - город не просто средовой, а сверх-средовой - то есть фактически кроме "среды" здесь почти ничего и нет. И думаю, лучше на среде в первой части остановиться поподробнее.
Как и Львов, и даже больше Львова, Черновцы перегружены архитектурными деталями. Особенно заметны скульптуры - классические:
Модерновые:
И даже современные:
Не только на фасадах, но и на крышах и фронтонах:
Или в качестве функциональных элементов:
Сами функциональные элементы не отстают - например, балконы:
Или двери - вообще, в сецессионные двери я влюбился еще во Львове:
Или лавочки - подозреваю, современные, и в такой дубак совершенно бесполезные:
А изнанка Черновцов мне показалась даже колоритнее львовской. Всё вроде бы и так же, но засчет провинциальности выглядит живее и уютнее.
Подворотни парадные, со сводчатыми потолками:
Приватные, с почтовыми ящиками:
В непроходных дворах многие подворотни забраны решетками на замке - двор полностью принадлежит жителям, и я думаю, это прекрасно!
Достойны и подъезды:
А за подворотнями дворы, и почти каждый двор тут откровение:
Впрочем, самые колоритные дворы тут в еврейском квартале - их я покажу потом.
Главная улица делит центр Черновцов пополам, и западнее расположены Театральная площадь, самые помпезные здания типа Дома Юстиции, знаменитый Университет (изначально Резиденция митрополитов), а восточнее - колоритнейшие старые улочки (особенно еврейский район) и церкви разных народов (включая также знаменитую румынскую Пьяную церковь). О двух половинах центра - следующие две части.
ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Пролог.
О Подолии в общем.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Бучач. Справа Галиция, слева Подолия.
Чертков. Панорамы, соборы, центр.
Чертков. Замок, деревянные церкви, разное.
Кривче. Село и пещера.
Борщев. Обычный городок.
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Каменец-Подольский. Виды и планы.
Каменец-Подольский. Крепость.
Каменец-Подольский. По каньону.
Каменец-Подольский. Старый город (север).
Каменец-Подольский. Старый город (юг).
Каменец-Подольский. Новый план.
Жванец.
Сутковцы.
Хмельницкий (Проскуров).
Меджибож. Крепость Белый Лебедь.
Меджибож. Поселок и еврейский квартал.
Восточная Подолия, или Брацлавщина (Винницкая область).
Винница. По центру.
Винница. Пирогово.
Шаргород. Еврейское местечко.
Жмеринка. Интерьеры вокзала.
Буковина (Черновицкая область).
О Буковине в общем.
Черновцы. Главная улица и городская среда.
Черновцы. К западу от Главной.
Черновцы. К востоку от Главной.
Черновцы. Гореча.
Топоровцы.
Хотин. Город.
Хотин. Крепость.
Белая Криница.