Буковина. Другая Западная Украина.

Nov 14, 2010 13:13

,

Буковина - самая маленькая из пяти исторических областей Западной Украины, занимающая самую маленькую в стране Черновицкую область (8,1 тыс. квадратных километров - всего в 8 раз крупнее Москвы), да и то не всю. От Галиции, Подолии, Волыни Буковина отличается тем, что никогда не входила в состав Речи Посполитой - на протяжении многих веков этот регион был связан с Румынией и ее предшественниками.

И это - совершенно другая Западная Украина. В отличие от Галиции с ее роскошью и религией, от Подолии с ее бесконечной войной, Буковина - тихая, уютная и не озабоченная национальными вопросами окраина всех владевших ей государств.

Название Буковине дал бук - широколиственное дерево, близкий родственник дуба. Буковые леса - одна из "визитных карточек" Карпат и Балкан, а сам бук легко опознать по каменно-серой коре. Впрочем, я не уверен, что здесь сфотографированы именно буки - цвет тот, но у "правильных" буков кора гладкая:



В основном пейзажи Буковины выглядят так - местность пересеченная и живописная:



Чуть южнее Черновцов возвышается одинокая гора Берда (517 метров) - то ли высшая точка равнинной Украины, то ли самая дальняя из карпатских гор:



Да и супер-пещеры здесь есть. Например, третья по величине в Западной Украине (87км) Золушка, или Емил-Раковица - чуть ли не единственная в мире интернациональная пещера, входы в которую есть по обе стороны украинско-молдавской границы.

Хотя граница тут повсюду. Не государственная - так историческая. Полтора часа от Черновцов на север - и начинается Подолия:



Полтора часа на юг - и начинается Румыния:



С Румынией ярко выраженной природной границы нет, а от Подолии Буковину отделяет Днестр:



По центру Буковины же протекает река Прут (фотографий нет), на которой и стоят Черновцы. Прут образует румыно-молдавскую границу.

Вообще, эти земли правильнее называть Северной Буковиной - ведь Украине принадлежит не более трети этого исторического региона, являющегося частью Молдовы. Сама Молдова - историческая область довольно крупная, по разнообразию и самобытности ее можно сравнить со всей Западной Украиной. И делится она на три части: Молдавия, Бессарабия (которая ныне независимая) и Буковина.



Исторический герб Буковины (малый - молдавский, большой - австрийский).

Впрочем, нынешняя Черновицкая область попала в Буковину примерно так же, как Краков в Галицию. До Монгольского нашествия это была территория Древней Руси: в 1001 году по приказу Владимира Красное Солнышко был основан Хотин, а в 12 веке Ярослав Осмомысл заложил Чорен - предшественник Черновцов. После Монгольского нашествия "прото-Буковина", видимо, вошла в Подольский улус, в 1340-х годах была отвоевана Венгрией, а в 1359 году, после восстания Богдана Первого стала частью независимого от Венгрии Молдавского княжества. Его столица находилась именно в Буковине - сначала Сирет, а с 1385 года - Сучава, ставшая столицей Молдавии в 1385-1579 годах.



Тронная крепость молдавский господарей (из Википедии)

Здесь же находилась Путна - "Иерусалим румынского народа", монастырь, основанный в 1469 году Стефаном Великим и ставший его усыпальницей. Для Румынии это примерно как для России Троице-Сергиева Лавра.



С сайта "Православие.Ру".



Из Википедии.

Но несмотря на соседство с одним из центром румынской государственности, Северная Буковина оставалась на протяжении всей своей истории славянским регионом. Впрочем, она была периферией - почти все основные события в жизни Буковины и Молдавии разворачивались южнее, будь то междоусобицы или долгая и безнадежная война с турками. В 1403 году в послании львовским купцам впервые упоминаются Черновцы как один из центров польско-молдавской торговли. Древнейшим архитектурным памятником Буковины можно считать Успенскую церковь в селе Лужаны (куда я так и не доехал), основанную не позднее 15 века (а вероятно, еще в древнерусский период).
Однако особое значение в это время получил Хотин:



В 1457-1504 годах Молдавией правил Стефан Великий, или Штефан чел Маре, который во многом напоминал своего современника Ивана Третьего - мудрый, сильный и гуманный (по меркам Средневековья, конечно!) правитель, поставивший на место бояр и успешно воевавший с врагами. При нем Молдавия не только была абсолютно независимой, но и сделалась одной из самых сильных и богатых держав Восточной Европы.
Самый яркий пласт тех времен в Бессарабии - это "каменный пояс" вдоль Днестра, крепости Хотин, Сорока, Тигина (Бендеры) и Четатя-Албэ (Аккерман, Белгород-Днестровский). В итоге в Молдавии (без Приднестровья) осталась лишь одна - Сорокская. Хотинская крепость, сильно перестроенная в последующие века - одна из самых красивых и мощных на Украине:



Впрочем, Хотинский край обособлен от Буковины - его действительно правильнее относить к Бессарабии, и русская гарнизонная церковь 19 века - тому подтверждение. Впрочем, об этом позже.

Еще один памятник средневековой Молдавии - Старая Ильинская церковь (1560) в селе Топоровцы:



Штефан чел Маре вошел в историю не только как герой Молдавии, но и как герой Православия - именно в годы его правления пал Константинополь, и защищая веру, он был близок к тому, что именно Молдова превратится в Третий Рим... но после его смерти не нашлось достойного преемника. Сначала господарь Богдан Кривой начал налаживать отношения с Турцией и ввязался в войну с Польшей, которую проиграл; Стефан Четвертый (или Штефанице - "Стефанчик") погряз в дворцовых интригах, начал войну с Валахией и был отравлен. Господарь Петр Рареш попытался централизовать власть, но его свергли турки, посадив на престол "своего человека" Стефана Лакусту, таким образом сделав Молдавию вассалом. Господари сменялись чуть ли не ежегодно, то друзьями, то врагами становились Польша и казаки. К концу 16 века Молдавия окончательно вошла в состав Османской империи.



Руины мечети в Хотине.

Двести лет Османского владычества (до 1775 года) стали, наверное, самым тяжелым периодом в истории Буковины. Наследие этой эпохи - церкви-хаты, которых всё еще много в Черновицкой области:



Это явление того же типа, что синагоги, татарские мечети, старообрядческие храмы: эстетика приносилась в жертву скрытности и простоте. Такие храмы строили там, где понимали, что уберечь их невозможно, а главным критерием была восстановимость. То же самое касается иконописи - есть даже такое понятие, как "буковинский примитивизм". И в то же время, в отличие от Речи Посполитой, Османская империя не навязывала свою религию покоренным народам - и даже в таком состоянии Буковина оставалась православной:



Но в общем до рубежа 18-19 веков Буковина жила в подполье. Однако в 1775 году, воспользовавшись поражение турок в русско-турецкой войне, австрийская императрица Мария Терезия аннексировала этот регион:



(Ратуша в Черновцах)

А в 1812 году вместе со всей Бессарабией в состав России вошел Хотин:



Но если Хотин был дальней окраиной губернии с центром в Кишинёве, то Черновцы (ставшие городом с 1491 года) оказались центром Буковинского округа, сначала подчиненного Королевству Галиции и Лодомерии, а в 1849 году выделенного в отдельную провинцию. И именно на эту эпоху пришелся расцвет Буковины - кажется, в 1850-1930-е годы было создано не менее 90% ее наследия.
Черновцы превратились пусть и в небольшой (67 тыс. жителей в начале ХХ века), но роскошный город, достойный Львова:



С таким же буйством сецессии:



И столь любимой австрийцами скульптурной обнаженкой (а специфические формы некоторых скульптур озадачили бы Фрейда):



При австрийцах сюда пришли железные дороги (1866), и появился роскошный вокзал:



Причем именно по австрийской дороге, через Львов, идут поезда в Черновцы сейчас. Ведь более прямая дорога на восток несколько раз пересекает границу Молдавии. На поезде Москва-Черновцы я ездил уже трижды - туда-обратно в Галицию и только "туда" в Подолию, и поезд этот абсолютно самый ужасный из всех, какими я пользовался. А особенностью Буковины и Ивано-Франковской области можно назвать старые дизель-поезда Д1, выпускавшиеся Венгрией по заказу СССР (1960-80-е):



А другая дорога ведет в Румынию, и ближе к границе я видел даже участки совмещенной (три рельса) "русской" и "стефенской" колеи (в кадр не попал).



Строились в это время и церкви, причем в основном православные. Архитектура и детали очень характерны - примерно так же, только проще, выглядит и большинство сельских церквей:





Православие при Австро-Венгрии осталось господствующей религией Буковины. Здесь находилась Буковинско-Далмацкая митрополия, входившая в "домашний" Карловацкий патриархат, существовавший в 1848-1920 годах в городе Сремски-Карловцы, центре австрийской провинции Сербская Воеводина.



Кафедральный собор в Черновцах (1844-64)

Буковина сыграла совершенно особую роль и в истории русского православия. Но не Московского патриархата, а староверов. При Николае Первом в России закончился период относительной религиозной свободы, начатый Екатериной Второй. В 1827 староверам было запрещено принимать священников из новообрядцев, а так как у староверов не было епископов, это грозило им потерей религии. В 1838 году в Буковину прибыли иноки-староверы Павел и Алимпий, а в 1846 году ими был найден грек Амвросий Папа-Георгополу, бывший митрополит Буковинско-Далмацкий, низложенный в 1840 году Константинопольским патриархом и живший в нищете в османской столице.



Павел и Алимпий пришли к нему не с пустыми руками, а с полученным еще в 1844 году разрешением от австрийских властей на создание старообрядческой митрополии. Был найден уже и центр - старинное село Белая Криница, основанное липованами - беглыми староверами из числа казаков (множество их поселений раскиданы по всей Молдове от Буковины до дельты Дуная).
В 1846 году Амвросий второй раз стал митрополитом - но теперь уже новой конфессии: Русской Православной Старообрядческой Церкви, более известной как Белокриницкое согласие. В наше время из 2 миллионов староверов к РПСЦ принадлежат 1,5 миллиона. И хотя в 1853 году центр РПСЦ был перенесен обратно в Рогожскую общину в Москве, Белая Криница осталась одной из главных святынь староверия:



Еще австрийский период примечателен многочисленными архитектурными экспериментами в области историзма. Архитектура Буковины отличалась от архитектуры Галиции активным использованием приемов молдавского зодчества - например, черепичные орнаменты на крышах (в данном случае Черновицкий университет, экс-резиденция Буковинско-Далмацких митрополитов):



Или Ново-Ильинская церковь в Топоровцах - типичный румынский храм, явно навеянный монастырями Молдовы, хотя и построена в 1914 году:



Первая Мировая война здесь прошла гораздо легче, чем в Галиции и Подолии - хотя город был трижды занят русскими войсками и побыл центром Черновицкой губернии Галицийского генерал-губернаторства, за распадом Австро-Венгрии не последовало новых войн. Буковина просто стала одним из жудецев (уездов) Румынии.
Развитие архитектуры же будто и не прерывалась, просто на смену"молдавским мотивам пришли валашские - так называемый "необрынковянский  стиль". Вот например Никольская церковь (1927-39) в Черновцах, за форму прозванная "Пьяной церковью" - всего лишь стилизация под Епископскую церковь в столице средневековой Валахии Куртя-де-Арджеш:



А гражданские "необрынковянские" дома выглядят в основном так (слева):



Но самый характерный пласт румынского периода - функционализм, который здесь подчеркнуто безэстетичен, чем и интересен:



Вот это, например, не хрущоба, а Румынский Народный дом (1937) в Черновцах:



Дальше была Вторая Мировая война - и опять же, не столь кровавая, как в Галиции. Северную Буковину и Бессарабию Румыния в 1940 году отдала СССР в добровольно-принудительном порядке, поэтому и масштабы репрессий тут были не те. В 1941-44 годах Буковина вновь была в составе Румынии, а в Черновцах находилась гетто - однако румыны всё таки не немцы, и Холокост здесь был не столь тотальным. Благодаря усилиям черновицкого мэра Траяна Поповича было спасено более 20 тысяч евреев - он просто сумел убедить Антонеску в том, что на евреях держится экономика города.
Советский период в жизни Буковины тоже был очень тихим. Буковина вновь стала уютной глубинкой на окраине империи. Черновцы превратились в крупный промышленный центр точных производств.



И в независимой Украине Буковина отличается от своих соседей. Первое, что бросается тут в глаза по сравнению с Подолией - религиозность. Такие же, как в Галиции, часовни вдоль дорог - только не греко-католические, а православные:



А по сравнению с Галицией бросается в глаза то, что здесь явно больше симпатий к России и СССР. Здесь есть улицы Чкалова, Володарского, Московской Олимпиады и т.д.. Здесь можно увидеть и традиционную символику Победы (георгиевские ленточки, серп-и-молоты, силуэты Спасской башни), памятники-танки, и только разве что Лениных здесь нет:



В общем, Буковина производит впечатление очень толерантного региона. Причем это не "плавильный котёл" - скорее место, где разные народы мирно уживались. С чем это связано - не знаю. Может быть, с почти полным отсутствием периодов воинствующего окатоличивания, а может быть с тем, что здесь никогда не было этнического угнетения украинцев, которым "славилась" Польша.



И немного о сельской Буковине.
Традиционная деревня тут сохранилась только в скансенах:



Но осталось много других пережитков. Например, деревянная резьба:



Как румынская, так и советская. Деревянные остановки бывают не только на Русском Севере:



А вдоль дорог кое-где стоят старые ветряные мельницы. На трассе Черновцы-Хотин я видел их минимум три штуки. Они не работают, а просто украшают пейзаж - и это очень кстати, учитывая примитивность деревянных церквей. Впрочем, этот кадр я снял в скансене, но у трассы ветряки такие же:



А современная сельская Буковина впечатляет еще сильнее, чем сельская Галиция. Если в Галиции обычный крестьянский дом тянет на "дачу обеспеченного москвича", то в Буковине - на "дачу среднего бизнесмена":



Я не фотографировал через забор, так что поверьте мне на слово - во дворах подобных домов (но не конкретного этого!!!) по плиточке гуляют куры, у дома стоит "Запорожец", и даже воду набирают из колодца. Этот феномен вряд ли возможно понять в России, где своей нищетой (особенно мнимой) гордятся..
Впрочем, здесь я наконец заснял то, что много раз видел в Галиции - даты на хатах. Почти все датированные - 1960-80-х годов:



Кстати, довольно много румын и молдаван тут живет и по сей день - по всей области около 20% (12% румыны, 7% молдаване), а в Герцаевском районе, вплотную прилегающем к Черновцам, все 90% (это была часть Южной Буковины). Еще по дороге из Черткова я заметил, что здесь много явных не славян - в Москве я бы принял их за кавказцев. Но в общем уже через пару часов различия внешности перестаешь замечать, и по крайней мере я присутствие другого народа никак не ощущал.

И в общем несмотря на ужасную погоду, Буковина мне очень понравилась.
Следующие 4 части - о Черновцах.

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Пролог. О Подолии в общем.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Бучач. Справа Галиция, слева Подолия.
Чертков. Панорамы, соборы, центр.
Чертков. Замок, деревянные церкви, разное.
Кривче. Село и пещера.
Борщев. Обычный городок.
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Каменец-Подольский. Виды и планы.
Каменец-Подольский. Крепость.
Каменец-Подольский. По каньону.
Каменец-Подольский. Старый город (север).
Каменец-Подольский. Старый город (юг).
Каменец-Подольский. Новый план.
Жванец.
Сутковцы.
Хмельницкий (Проскуров).
Меджибож. Крепость Белый Лебедь.
Меджибож. Поселок и еврейский квартал.
Восточная Подолия, или Брацлавщина (Винницкая область).
Винница. По центру.
Винница. Пирогово.
Шаргород. Еврейское местечко.
Жмеринка. Интерьеры вокзала.
Буковина (Черновицкая область).
О Буковине в общем.
Черновцы. К западу от Главной.
Черновцы. К востоку от Главной.
Черновцы. Изнанка и детали.
Черновцы. Гореча.
Топоровцы.
Хотин. Город.
Хотин. Крепость.
Белая Криница.

дорожное, "Черта оседлости", Черновицкая область (Буковина), "Другая сторона", румыны, Западная Украина, "Раскол", украинцы, этнография

Previous post Next post
Up