Меджибож. Часть 2: поселок и еврейский квартал

Nov 07, 2010 20:48



Как уже говорилось, в поселке Меджибож (1,7 тыс. жителей) Хмельницкой области две достопримечательности - средневековая крепость Белый Лебедь и могила Бааль Шем-Това, основателя хасидизма. И если среди русских и украинских путешественников более известна первая, то за пределами постсоветского пространства - вторая: Меджибож - одна из главных еврейских святынь.

Во второй части осмотрим еврейский квартал и улицы поселка по дороге к нему.

Хотя Меджибож был низведен до ПГТ лишь в 1924 году, фактически он перестал быть городом намного раньше - даже на заштатный не тянет:



Некоторые признаки города попадаются на главной улице, начинающейся у ворот крепости и постепенно растворяющейся в сельской застройке. Вот в этом домике - музей Трипольской культуры (развитая древняя культура, найденная на территории Украины и усилиями чересчур усердных свидомитов вошедшая в анекдоты):



Домики, видимо принадлежавшие еврейским купцам:



Дом Культуры, который я сначала принял за синагогу. Но на стене увидел дату "1987" - один из первых опытов ориентализма, заполонившего ныне постсоветские города (кроме Белоруссии и Прибалтики):



Что это - я не знаю:



Но за этими домами - руины Троицкого костела (1600), своими размерами напоминающего о том, что некогда Меджибож был крупным городом. Вид с другой улицы (то есть улица, с которой снят прошлый кадр - за руинами) Ближе подойти не успел:



Чуть дальше по улице - церковь. Две девочки, офигевше глядящие на меня, слушали не попсу какую-нибудь, а Linkin Park. Хотя после деревенского пацана в Архангельской области, слушавшего System of Down, меня уже ничем не удивишь.



Церковь находится чуть дальше поворота к еврейскому кварталу, куда ведет



А живут на этой улице самые обычные люди в самых обычных хатах. Хаты в этих краях выглядят так - ощутимо беднее, чем даже на юге Хмельницкой области, но ощутимо добротнее, чем в селах Винницкой области.



Итак, мы вошли в Еврейский квартал. Здесь надписи на других языках пропадают - безраздельно господствует иврит:



Центральная часть квартала. Прямо по курсу - синагога и еврейский центр. У входа - будка, в которой сидел суровый охранник в бронежилете, а рядом лежала здоровущая собака. Слева - собственно кладбище со склепом Баал-Шема.



За что стоит уважать евреев - так это за то, что родства они не забывают, и в эту глушь не дожидаясь цивильных условий едут паломники. Несколько лет назад сюда переселилась группа хасидов из Израиля, и началось возведение культурного центра. Вот такой парадокс: евреи вернулись туда, где были когда-то изгоями, но уже совсем в другом качестве. Даже местные жители надеются на ворзрождения поселка через паломников.



Напротив входа на кладбище - вот этот домик. Надпись на нем была на иврите, но если я ничего не путаю, это реплика синагоги, в которой служил Бааль Шем-Тов:



А вот - кладбище, где он похоронен. Над могилой - охель, иудейский аналог склепа-часовни:



Меджибожское кладбище небольшое, но считается красивейшим еврейским кладбищем на Украине.



Вообще, современные представления о хасидстве несколько превратны. Возможно, из-за ортодоксального вида многих его последователей. Как объяснял мне происхождение этого учения знакомый еврей, хасидизм стал реакцией на Хмельничину. Вообще, в еврейской истории Богдан Хмельницкий, прозванный Хмель-Злодей - персонаж немногим лучше Гитлера, так как восстание сопровождалось крупнейшими в истории Европы (на тот момент) еврейскими погромами. Цифры рознятся от 20 до 100 тысяч убитых, было разгромлено и не смогло восстановиться около трети еврейских общин Украины.



Оправившись от погромов, евреи решили, что это предвестие конца света, и стали ждать Мессию. Да и просто после такого удара еврейская цивилизация уже не могла быть такой, как раньше - для выживания были нужны перемены.



В начале 18 века по Западной Украине странствовал реббе Исраэль бен Элиэзер (1698-1760), довольно богатую биографию которого здесь пересказывать долго. Однако в итоге он, как Будда, уединился в горах (Карпатах), и там 7 лет посвятил размышлениям и духовным практикам (до этого изучив ортодоксальное иудейство, каббализм и, разумеется, жизнь). А вернувшись к миру, Исраэль бен Элиэзер быстро прославился как праведник и целитель, вскоре прозванный евреями "Князь Добного Имени" (Баал-Шем-Тов, или Бешт).



Вообще, стереотипное представление о хасидизме диаметрально противоположно его изначальной философии. Опять же, о принципах и истории хасидизма можно прочесть в википедии, но если вкратце, то изначально хасидская философия базировалась на оптимизме и гуманизме. Бешт учил, что у Бога прощение всегда впереди гнева, что зла как самостоятельной силы не существует, что Бог живет и в праведнике, и в грешнике, что нет безвыходных положений и конченных людей, что религия должна быть праздником, а не бременем, что нельзя подменять суть таинств механическими обрядами...



В общем, учение Бешта во многом напоминает учение Христа, хотя много и принципиальных отличий. Но в чем я могу согласиться с моим знакомым евреем, так это в том, что образ мысли, который проповедовал Бешт, действительно спасает после трагедии и помогает вернуться к жизни. И хотя я православный христианин (да-да, Московского патриархата!), многие из этих принципов (по крайней мере в русскоязычных формулировках) мне близки.



Однако была у хасидизма и еще одна особенность - очень высокий авторитет цадика, то есть духовного лидера, "праведника", "пророка"., который считается посредником между Богом и людьми. Это способствовало не только быстрому распространению хасидизма, но и его быстрой трансформации, превращения в множество течений. Может быть, отсюда и все стереотипы. В Восточной Европе вскоре образовалось еще несколько центров хасидизма: Межирич, Умань, Бердичев, Люббавичи (ныне на территории России) и т.д.



Упадок хасидизма начался в начале ХХ века, с развитие капитализма в Российской империи и деградацией еврейских местечек. Способствовала этому и религиозная либерализация - евреям стало легче покидать черту оседлости, и все больше из них уезжали в большие города, порывая связь с общиной. Однако ХХ век изменил все, и возрождение хасидизма в нынешнем виде началось уже после войны, среди еврейских эмигрантов в США и Израиле. Хасиды заняли свою нишу в современной экономике и политике.
И в общем символично, что зарождению и возрождению хасидизма предшествовали схожие обстоятельства - Хмельнитчина и Холокост.



У охели Бешта - могилы его потомков:



Часовня была заперта, а надписи понять не представляется возможным:



Но напротив входа было разбито окно, и мне удалось посмотреть, какая часовня внутри и сфотографировать:



По кладбищу я гулял один, но за мной следил охранник, да и видели, наверное, люди в окнах. Но - никакой подозрительности, никаких вопросов, кто я и что мне тут надо. И даже никаких возмущений по поводу фотосъемки на кладбище - впрочем, не раз сталкивался с утверждением, что в этом смысле иудейство самое "продвинутое" из всех религий.
Однако я не заметил, насколько быстро стемнело...



...И напоследок вынужден написать и о плохом. Вообще, по-моему времена, когда русские путешественники боялись бандеровцев и считали украинцев "хохлами", давно прошли. По крайней мне такие репортажи попадаются очень редко. Гораздо чаще Украину идеализируют - менты цивилизованные, люди радушные, цены низкие, качество хорошее, еда вкусная, и вообще там воздух свободы и цветы, не то что в сраной рашке.
Я в общем не отрицаю, что люди здесь в основном хорошие, а еда вкусная. Всё еще хуже: я считаю, что в России люди ТОЖЕ хорошие. В обеих странах хватает хороших людей, но хватает и быдла; в обеих странах в 99,9% случаев на фотографа реагируют адекватно, а в 0,01% принимают за сволочь (террориста, шпиона, педофила и т.д.). В России я объехал примерно в 10 раз больше мест, чем на Украине, поэтому негативного опыта имею намного больше. И даже один негативный прецедент перевешивает тысячу позитивных.

Короче, к чему я это?
К тому, что идеализация Украины второй раз играет со мной злую шутку. Но если первый раз (в Днепропетровске) я убедился, что украинские менты вовсе не самые адекватные в СНГ, то в этот раз убедился, что гопников на Украине тоже много. Субботним вечером в маленьком поселке мне было по-настоящему страшно. Еще по пути к крепости попались трое пацанов на лавочке, которые вели беседы о том, кто кому и как е*бло раскроил. И когда я проходил мимо - показывали на меня пальцем и совещались, что меня уже "у фортеци бачили". Наверное, если бы на улице в тот момент не было людно - могли и ограбить. А вот на обратном пути было хуже: проходя мимо бара, на пороге которого стоял еще какой-то быдляк (точнее, сначала он мне быдляком не показался - пацан как пацан, была даже мысль спросить, как пройти к трассе), я остановился, чтобы пропустить ехавшую навстречу машину. Пока соображал, куда машина поедет, рядом со мной упал камень: быдляк с крыльца крыл меня матом и шатаясь пошел в мою сторону. Я извинился, быстро (но не бегом!) пошел дальше, а из машины вылез второй быдляк, и они начали совещаться.
Я понимал, что усталый и с тяжелым рюкзаком не сумею от них убежать. Оставалось лишь надеяться, что погони и не будет... Погони и не было - видимо, оба были слишком пьяны, и не делая резких движений я стал для них как бы невидим.
У крепости мне почти сразу попался автобус на Хмельницкий.

Вообще, в России я бы никогда не стал гулять по ПГТ в сумерках субботы. И то, что я попал в такую ситуацию именно на Украине - следствие этой самой идеализации, противопоставления "демократических трудолюбивых евроинтегрировынных украинцев" и "пьяных ленивых ксенофобских русских". Придуманного россиянами, а не украинцами!

И еще заранее оговорюсь о двух вещах:
1. Никаких антипатий к Украине и ее народу этот эпизод у меня не вызвал. Украина замечательная страна, по которой приятно путешествовать.
2. Я не еврей, а к могиле Бешта меня привел историко-этнографический интерес.
Короче, el Nabros получился, уж извините...

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Пролог. О Подолии в общем.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Бучач. Справа Галиция, слева Подолия.
Чертков. Панорамы, соборы, центр.
Чертков. Замок, деревянные церкви, разное.
Кривче. Село и пещера.
Борщев. Обычный городок.
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Каменец-Подольский. Виды и планы.
Каменец-Подольский. Крепость.
Каменец-Подольский. По каньону.
Каменец-Подольский. Старый город (север).
Каменец-Подольский. Старый город (юг).
Каменец-Подольский. Новый план.
Жванец.
Сутковцы.
Хмельницкий (Проскуров).
Меджибож. Крепость Белый Лебедь.
Меджибож. Поселок и еврейский квартал.
Восточная Подолия, или Брацлавщина (Винницкая область).
Винница. По центру.
Винница. Пирогово.
Шаргород.
Жмеринка.
Буковина (Черновицкая область).

Западная Украина, дорожное, "Черта оседлости", этнография, ВКЛ, "Другая сторона"

Previous post Next post
Up