Борщёв. "Неинтересный" город.

Oct 30, 2010 15:53



Разумеется, кавычки в заголовке не случайны. С городами, как и с людьми, верен принцип "нет нормальных (обычных), есть не обследованные". Да и если бы Борщёв был действительно неинтересен, я бы про него и не писал. Дело в другом: я очень люблю такие городки, куда целенаправленно бы вряд ли даже "заскочил по дороге", но где мне довелось погулять, оказавшись проездом.  Ни об одной из таких прогулок я не жалел: в отсутствии достопримечательностей просто лучше видна повседневная жизнь.

Здесь же - немного о транспорте Западной Украины, которая является настоящим заповедником транспортных раритетов.

Как уже говорилось, из Кривче в Борщёв я добирался автостопом, и может быть если бы я ехал на автобусе - не уделил бы часок прогулке по городу. Но водитель высадил меня у железнодорожного переезда, на противоположной окраине этого маленького (11 тыс. жителей) городка:



Здесь проходит малодеятельная железная дорога Чертков - Иване-Пусте, обрывающаяся в одноименном селе в 20км от города, следующем по трассе после Кривче (но в само Кривче дорога не заходит). Но дело в другом - подъезжая к городу, я увидел за домами настоящий семафор, и не поверил своим глазам. Однако - семафоры тут есть и вполне дееспособные. Говорят, единственная на Украине семафорная ветка стандартной колеи.

Но искать семафор не было времени, поэтому ограничился парой кадров с вокзала австрийской постройки - оцените, насколько здесь другая планировка:



Если в российских вокзалах службы находились в боковых пристройках к основному залу, то здесь - на втором этаже. А еще порадовал навес над входом. Впрочем, такие навесы на всех довоенных вокзалах Западной Украины, в России (в том числе и бывшей) я их не припомню нигде. Разумеется, да послужит сей факт наглядным свидетельством превосходства европейской культуры над тёмным русским варварством! (стёб). Толпа народу на платформе - явление здесь редкое: поезда проходят эту станцию всего 4 раза в день. Две пары дизелей Тернополь - Иване-Пусте, один из которых вскоре подошел к платформе:



А дальше я направился по главной улице. Предстояло пересечь весь город. Недалеко от автостанции - церковь (видимо, 1990-х годов) из силикатного кирпича:



Какой-то завод , скорее всего пищевой, и скорее всего польской эпохи:



Мадонна пятиэтажек:



А вот и центр впереди показался. Всё-таки главная причина цельности еврогородов - не сохранность, а плотность. Даже хрущобы здесь смотрятся иначе:



darriuss посвящается:



А вот уже и начинаются уездные... пардон, повятные домики, среди которых обелиск Адаму Мицкевичу (это как у нас памятник Пушкину):



Чуть дальше - собственно, самый центр. Две административные площади, соединенные пешеходкой. На первой - кажется, городская администрация и костел Богоматери Святого Скапулярия (1764, колокольня переделана из башни 17 века):



Дальше короткая пешеходная улица, по которой все ходят неспеша. Много магазинов самого разного профиля, даже пара кафешек. Вид "вперёд" по ходу нашего движения - на вводном кадре, а это вид "назад":



В конце пешеходки - бывший кинотеатр "Дружба", за которым видны две башни "Русского дома" (1905):



Здесь же маленькая Успенская церковь (1886) и памятник "борцам за волю":



Русский дом (напомню, что "русинами" называли в Австро-Венгрии украинцев) - это по сути просто ДК. Или Народный дом, как в Российской империи. Но в многонациональной Австро-Венгрии это словосочетание неизменно вызовет вопрос: "а чей Народный?" - поэтому чаще встречаются всякие Русские, Еврейские, Румынские, Польские и прочие дома:



Гигантское здание начала ХХ века в маленьком городке - такое бывает не только в России. Зачем понадобилось строить ДК такого размера - история умалчивает. А архитектура как бы намекает, что дом вполне себе Украинский. В театре при нем начинал свою карьеру Лесь Курбас:



Чуть дальше, в скверике - памятник Великой Отечественной:



И ведь действительно "нихто не забутий" - хотя вечный огонь и угас, а цветов у памятника множество:



Ну а дальше мне осталось только дойти на автовокзал - от Русского дома туда минут пять ходьбы:



Обратно я ехал не на маршрутке, а на полноценном автобусе. На Украине это редкость (не считая дальних перевозок через несколько областей) - почти все перевозки в радиусе 200км выполняют маршрутки. Местная промышленность приспособилась к этому, и выпускает "Богданы", "Эталоны" и т.д. - по классу что-то среднее между "Газелью" и ПАЗиком. Ездить в них неудобно (тесно и тряско), стоячих пассажиров набивается как сельдей в бочке (хотя и запрещено!) - но бегают "Богданчики" быстро, а ходят часто.

Зато автобусный парк местных перевозок представляют отменные раритеты, которые у нас были широко распространены лет 10 назад, а лет 5 назад перевелись почти окончательно. Из Борщёва в Каменец я ехал на ЛАЗе, который заснять забыл. Поэтому вместо него дам фотографию другого раритетного агрегата - ПАЗ-672, которых всё еще немерено на украинских дорогах:



На нем я ехал из Шаргорода в Жмеринку. Машине уже более 40 лет - а всё ещё работает! Причём судя по баллонам на крыше - на газу.



Еще больше раритетов скрывает местный автопарк. "Запорожцы" - фигня, их в каждом районе навалом. А вот в Борщёве мне повезло увидеть настоящую "Победу" (выпускалась в 1946-58 годах) - пожалуй, более старых легковых машин на дорогах бывшего Союза не встретить. Сфотографировал только сзади, так как в машине сидел шофёр, нервировать которого я постеснялся:



Впрочем, 1940-е - это тоже еще не предел. На одной из дорог Винницкой области я увидел советский трактор 1920-х годов - то ли "Фордзон-Путиловец", то ли СХТЗ-15/30. Заснять его из окна маршрутки я не успел, но несмотря на то, что машине 70-80 лет (возраст и для человека немаленький) - бодренько чесал вдоль дороги! Не так часто можно встретить машину, которая помнит войну...



Из Википедии.

Да и железные дороги достойны. В Борщёвее на станцию прибывал несколько более продвинутый дизель, а вот такие машины я видел на вокзалах Черновцов и Ивано-Франковска. Это Д1 - венгерский дизель-поезд 1960-х годов, строившийся специально по заказу СССР для советских железных дорог.



В общем, Западная Украина - это еще и удивительный заповедник старинного транспорта. Раритетная техника всегда напоминала мне редких животных, и в этом смысле украинский "резерват" вполне достоин национальных парков Африки.

В следующих частях - о Каменце-Подольском, одном из красивейших городов, что я когда-либо видел. Но это 4-5 частей.

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Пролог. О Подолии в общем.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Бучач. Справа Галиция, слева Подолия.
Чертков. Панорамы, соборы, центр.
Чертков. Замок, деревянные церкви, разное.
Кривче. Село и пещера.
Борщев. Обычный городок.
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Каменец-Подольский. Крепость.
Каменец-Подольский. По каньону.
Каменец-Подольский. Старый город.
Каменец-Подольский. За пределами каньона.
Жванец.
Сутковцы.
Хмельницкий.
Меджибож.
Восточная Подолия (Винницкая область).
Буковина (Черновицкая область).

Подолия, Тернопольская область, Западная Украина, транспорт, железнодорожное, дорожное, "Другая сторона"

Previous post Next post
Up