Подкамень

Oct 26, 2010 12:39



По легенде, в незапамятные времена черти принесли с Карпат огромный камень, чтобы бросить его на Почаевскую Лавру. Но Господь то ли ослепил их, то ли вовремя отбил удар, и камень приземлился в 15 километрах от Почаева. Местечко близ него, в 30 километрах от города Броды на востоке Львовской области Украины, так и называется - Подкамень.
Более достоверные сведения говорят, что здесь было крупное святилище еще в дохристианские времена, когда Червонную Русь населял загадочный народ белых хорватов, оставивший несколько камней-святилищ. Возможно, капище тут было и при русичах до Крещения Руси, а до Монгольского нашествия на камне стояла деревянная часовня-крепость (!). С точки зрения физической географии же это северная оконечность Подольских Толтр - гряды скалистых холмов, рифов доисторического моря, что тянется через всю Подолию через Каменец и дальше в Молдавию.

Словом, место во всех отношениях таинственное. А осматривал я его в густом непроглядном тумане. Расположенный на полпути из Бродов в Тернополь, Подкамень стал первым пунктом моей поездки по Подолии и Буковине.

В этот раз я забрасывался на Западенщину через станцию Броды. Еще из окон поезда я понял, что будет пасмурно и дождливо, но всерьёз я забеспокоился, когда увидел, что верхушки вышек сотовой связи скрываются в облаках, которые висели на высоте полусотни метров. Я хорошо помнил с прошлой поездки, как устроена Галиция - равнина с тянущимися по ней бесконечными грядами холмов. И конечно, верхушки холмов тоже были в тумане.
Расписание автобусов Броды-Подкамень (точнее, Броды-Тернополь) не слишком удобное - несколько рейсов подряд утром, несколько вечером, а с 10 до 17 - ничего. К моменту моего прибытия оставалось всего два утренних автобуса - первым я должен был заехать в Подкамень, а вторым отправиться дальше в Тернополь. От Бродов до Подкамня - около получаса езды.

У автостанции  - типичная для Западенщины церковь-новодел с очертаниями тризуба и грушевидным куполом:



И здание польских времен:



Как видите, у земли видимость вполне нормальная. Но дорога к Камню и Доминиканскому монастырю вела наверх - прямо в тучу:



От автостанции до монастыря и Камня - минут 20 ходьбы. Если вкратце: выйдя из дверей автостанции, идите налево, а в конце улицы еще раз налево (справа трасса) - и далее вверх и вверх. По пути будут указатели, а также пара часовен, типичных для Галиции:



В какой-то момент из тумана выплывает бастионная стена, также типичная для Галиции:



А за бастионами вырисовывается силуэт Доминиканского монастыря:



По легенде, монастырь основали еще в 13 веке беглые монахи разоренной Батыем Киево-Печерской Лавры - впрочем, о Почаеве легенда та же. Достоверно монастырь известен с 1464 года, а в 1519 году сожжен татарами. Но на рубеже 16-17 веков в монастыре обретается чудотворная Подкаменская икона, и начинается каменное строительство (которое в конце 17 века спонсировал Ян III Собесский).



В 1950-1997 годах монастырь занимала психбольница, а затем часть территории с храмами была передана греко-католикам. Монастырь одновременно был и мощной крепостью с двумя линиями обороны - бастионы 18 века и стена с башнями 17-го. В круглой угловой башне, по легенде, был в заточении казацкий полковник Семен Палий - предводитель казацкого восстания 1702-1704 годов против Речи Посполитой, противник Ивана Мазепы, в 1709-10 годах, перед смертью, занявший его место на службе Петра Первого.



Двор монастыря. Справа Вознесенский собор (1612-1695), слева часовня и скульптура Богоматери (1719).



В часовне некогда хранилась Подкаменская икона Богоматери, коронованная в 1727 году. При наступлении Красной Армии икона была вывезена в Польшу и ныне хранится во Вроцлаве, в костеле Святого Войцеха.



Вообще, монастырь как обитель одной из самых почитаемых галицких святынь, был оодним из главных в Галиции. Однако в ХХ веке последовала череда утрат: в Первую Мировую сгорели монастырские архив и библиотека, во Вторую Мировую войну в монастыре долгое время укрывались поляки (старики, дети и женщины), убитые нацистами в марте 1944 года; в 1950 году монастырь был передан психоневрологическому интернату. Когда именно были утрачены роскошные интерьеры и пришли в запустение храмы, точно сказать не могу. Как бы то ни было, огромный монастырь и поныне в весьма запущенном виде, а восстанавливается понемногу силами братии.



Помимо храмов и укреплений, интересен осадный колодец глубиной около 100 метров, но опознать его мне не удалось. Говорят, шпиль Вознесенского собора хорошо виден из Почаевской Лавры, а Лавра хорошо видна с колокольни (закрытой для посторонних).
Древний камень в одном из контрфорсов:



Через монастырь ходили люди отнюдь не христианского вида, бегали какие-то собаки. Я прошел на соседний дворик, к длинному келейному корпусу. В дверях стоял парень моих лет с кривым лицом и жестом просил закурить. Из здания доносились вопли. Дойдя до ворот и выйдя наружу, я увидел табличку - оказалось, дурка всё еще занимает половину монастыря. Правда, что делал там парень (явно душевнобольной), не знаю - психоневрологический интернат тут женский.

И в общем, из-за тумана толком осмотреть монастырь мне не удалось. Дам ссылку на "Замки и храмы Украины", тем более о монастыре там есть рассказ на русском языке. А также солнечные фотографии и виды с холмов.

Мой же путь лежал к Чертову камню на соседнем холме, в паре сотен метров от монастыря:



У подножья - часовня Параскевы Пятницы (1739-41, итальянские архитекторы):



А Камень по мере приближения медленно выплывал из тумана, окруженный древними крестами:



Высота Камня - 16 метров, и вблизи он кажется пугающе огромным. В нём есть расселины и даже небольшие гроты:



На скалах - граффити самых разных эпох. Вот сдеся побывал какой-то Стефан в 1886 году!



Но самое интересное - вот эти углубления. Это ни что иное, как пазы, к которым крепились конструкции деревянной церкви-крепости. Вообще, скальный крепости - уникальный феномен Червонной Руси: "висячие замки", встроенные в естественные скалы. Крупнейшая из таких крепостей - Тустань в Карпатах (куда я так же не добрался из-за тумана), а на Чёртовом камне стояла не крепость, а всего лишь укрепленный храм. Но остались лишь пазы - своего рода памятник домонгольской архитектуры:



Кресты вокруг Камня - как спутники вокруг большой планеты. По легенде, это могилы казаков то ли Богдана Хмельницкого, то ли Семена Палия, но на самом деле "козацкими" такие кресты называют условно - на кладбищах Западенщины их ставили до конца 19 века:



Но как ни крути, а хочется верить, что под такими крестами покоятся казаки, полегшие в боях с крымскими татарами и польской шляхтой:







Мне это место напомнило башкирские Чишмы, где на похожем кладбище похоронены вельможи Тамерлана, и сложно понять, какие надгробия древние, а какие 19 века.



И несмотря на то, что от Камня отличные виды на село, монастырь и окрестные поля, я подумал, что туман - скорее удача, чем нет. Слишком таинственное и странное место. Только увидев камень, я подумал, что это могила Святогора - легендарного богатыря-великана из русских былин. По одной из легенд, Святогор пытался поднять сумку Микулы Селяниновича, в которой была заключена вся тяжесть Земли (поэтому поднять её мог только пахарь, но не воин), и вместо этого сам ушёл в землю. Может быть, этот Камень - его голова или торс? Былины о Святогоре, судя по всему, зародились где-то в другом месте, так как если бы её знали здесь - обязательно бы отождествили Чертов камень с могилой богатыря.



Рядом - то ли скала, то ли карьер:



С небольшим гротом, который некогда служил часовней:





Вообще, в Галиции и Подолии сохранилось несколько пещерных храмов, основанных еще язычниками, а позднее ставших христианскими. Самый интересный из них - Монастырёк недалеко от Борщёва (Тернопольская область), куда я так и не добрался.

От Камня я спустился назад в село, другой дорогой:



В общем-то обычное галицкое село. О тумане я не жалею еще и потому, что прекрасно представляю, какие виды открывались бы с холма.



Правда, Подкамень запомнился мне огромными деревянными амбарами, которых я не видел в прошлую поездку. Видимо, дело в том, что здесь Галиция соприкасается с менее европеизированными и более лесистыми Волынью и Подолией.



Из Подкамня я уехал в Тернополь, о котором и будет следующая часть.

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Восточная Подолия (Винницкая область).
Буковина (Черновицкая область).

древнерусское, дорожное, Галиция, Львовская область, "Другая сторона", Западная Украина, украинцы, этнография

Previous post Next post
Up