Борислав. Восставший из нефти.

Sep 27, 2010 05:17



Сейчас трудно поверить, что Дрогобыч и Сургут, "львовскую сецессию" и " уфимский ориентализм" породило одно и то же - НЕФТЬ.
Промышленные разработки нефти (известной в Прикарпатье с 18 века) начались в 1861 году, и за последующие десятилетия нищая и отсталая Галиция превратилась в процветающую провинцию. Центром нефтепромыслов стал Борислав - пригород Дрогобыча (известен с 1387 года), на которой приходилось до 5% мировой нефтедобычи. Можно предположить и то, что именно нефть, а не "братья-славяне" были нужны России в Галиции в 1914 году.
...Борислав изначально должен был стать для меня лишь транзитным пунктом по дороге в Тустань. Но Тустани я не достиг, Карпат не увидел, поэтому ограничусь кратким рассказом о Бориславе и о красивейшем горном посёлке Сходница.

Борислав (37 тыс. жителей) - пригород Дрогобыча, города почти соприкасаются окраинами, между которыми стоит нефтезавод. На наши нефтезаводы, простирающиеся к горизонту, он непохож - маленький и без факелов. Но змеевики на месте, а омерзительный запах нефти ощущается в радиусе нескольких сотен метров. По самому Бориславу маршрутка едет очень долго - город фактически представляет собой одну главную улицу.



Вообще, скажу честно - осмотреть Борислав мне толком не удалось, так как я провёл здесь всего около получаса транзитом в Сходницу. Надежда что-то заснять из окна маршрутки тоже не оправдалась - маршрутки тут забиты под завязку, и едешь почти в висячем положении. Поэтому если вдруг сюда зайдёт житель Борислава и обидится, что я его город в чёрном свете изобразил, оговорюсь: в Бориславе есть красивая главная улица, вполне достойная того же Дрогобыча, довольно цельная и украшенная даже памятником "гуцульской сецессии". Да и по всему городу попадаются неплохие дома:





Но интересен Борислав не архитектурой, а историей, о которой напоминают газокачалки и вышки, по сей день работающие на окраинах города.
Когда именно в Бориславе была найдена нефть, сейчас сказать уже сложно. Факт в том, что этот промысел здесь существовал очень давно, причём изначально нефть добывали в обыкновенных колодцах, что было увековечено даже на гербе города.



Впрочем, в реальности всё выглядело иначе:



С "Сайта мешканцiв мicта Борислава"

В 1854 году львовский промышленник Роберт Домс открыл уникальное Бориславское месторождение озокерита. Озокерит, или "горный воск" - это природный нефтепродукт, по свойствам напоминающий парафин и даже отчасти резину. С этого момента начался промышленный подъём Борислава, а следом и всей Галиции. Например, здешним озокеритом был покрыт первый трансатлантический кабель, протянутый между Европой и США в 1856-58 годах.



С 1861 года тот же Роберт Домс наладил бурение скважин, что вывело нефтедобычу на новый уровень. В 1872 году в Борислав пришла железная дорога, после чего последовал экономический взлёт. К началу ХХ века в Бориславе добывалось 5% мировой нефти - впрочем, лидерами в те времена были Россия и Америка, а третьем место занимала Румыния (район Плоешти). Но так как добычей нефти занимались в те годы всего несколько стран (Голландия в Индонезии, Британия в Бирме, Канада, Мексика, Персия), нефтяной бум вызывал не меньший эффект, чем сейчас.

Но если в Дрогобыче обитало в основном начальство, то Борислав был городом рабочих. Иван Фракно в своей повести "Борислав смеется" (которую знает почти каждый украинец, так как её проходят в школе) назвал этот город "Галицким адом" - и судя по старым фотографиям (в том числе и 1920-30-х годов), он был недалёк от истины.








Как и повсюду в те времена, хозяева не считали такие вещи, как охрана природы и тем более здоровье рабочих достойными того, чтобы тратить на это деньги. Тем более что разработки месторождений вели в основном иностранные, венские, в лучшем случае львовские фирмы. И пожалуй, условия труда тут были пострашнее, чем на металлургических заводах.



Знаком ли вам запах нефти? Это как бензин, только гораздо хуже. Не говоря уж о том, что нефть за несколько лет разрушала организм, вызывая неизлечимые болезни (в первую очередь рак). Нередки были и пожары, а погасить загоревшуюся скважину - непростая задача и в наше время. Вонь, гарь, отравленная вода, шум, огонь - всё вместе действительно складывалось в подобие ада.



Все фотографии - с сайта "Сторiнка про мiсто Борислав", там же и много других не менее колоритных кадров.

Современный Борислав мрачноват, но глядя на него, сложно представить, что здесь творилось. Условия труда существенно улучшились при СССР. Пика добычи Борислав достиг в 1969 году, после чего добыча неуклонно снижалась.



Тем не менее, Львовская область остаётся нефтегазовым регионом. В частности, здесь находится газовое месторождение Дашава, обеспечивающее около 1/5 потребностей Украины (то есть когда Украине перекрывают газ, страдают от этого восточные районы, что очень на руку российским металлургическим компаниям - дальше пусть каждый думает сам).



В Бориславе я в общем успел только побродить вокруг автовокзала. Пожалуй, и главную улицу немного осмотреть я успел бы - если бы знал, что на ней тоже есть, что посмотреть. Однако, как уже говорилось, симпатичных старых улиц в Галиции полно - но разве есть где-то еще такие колоритные рабочие кварталы?



Длинные здания с островерхими крышами - судя по всему, рабочие казармы, наподобие тех, что можно увидеть в фабричных городах России. Но - местные, галицкие, европейские:







Народ тут вполне соответствующий - много гопников абсолютно вырожденского облика. Ходить тут мне было страшно (тем более что каждый встречный на меня пялился), фотографировать - тем более. Хотя автовокзал прилегает к по-украинским огромному базару, так что может быть в других частях города лучше.



Но вообще-то Борислав был для меня транзитным пунктом, и кадры эти были отсняты за время ожидания автобуса на Сходницу, который ходит раз в час. Периодически на автостанцию заезжала маршрутка "Борислав-Стебник" (еще один город Дрогобычской агломерации), и этот маршрут вызывал у меня ассоциации с "Борислав смеется" на новый лад.



Сходница - это маленький горный посёлок в Карпатах, от Борислава его отделяет 7 километров через горный хребет. Последнее - серьёзнее, чем кажется, так как эти 7 километров маршрутка преодолевает 40-50 минут (во многом из-за извилистой дороги). Из Сходницы я хотел попасть к скалам Тустани, где когда-то находилась древнерусская "висячая крепость".  Из Борислава я ехал в переполненной маршрутке, опять же где-то между стоячим и висячим положением. Жуткая тряска, маленькая скорость, давка и напряжённое ожидание. Наконец, часть пассажиров сошла на подъездах к Сходнице, и я сумел сесть у переднего окна:



Но пару раз мне удавалось выглянуть в окно и по дороге, и за окном я видел лишь почти ровный белый фон. На горах лежал густой туман, а точнее достигнув определённой высоты, маршрутка просто проезжала сквозь облако. Видимость была, без преувеличения, 2-3 метра, и даже фары становились видны лишь метров за 5. Кое-где из тумана выплывали заброшенные нефтекачалки и так же исчезали. К счастья, сама Сходница лежала в долине чуть ниже уровня облаков (обратите внимание на церковь на вершине холма):



Нынешняя Сходница - курортный посёлок, этакий мини-Трускавец, хотя когда-то и здесь добывали нефть, и в отдельные годы она производила больше, чем Борислав. Ныне о нефтяном кошмаре не напоминает уже ничего.





Площадь перед автостанцией:



Церковь. Западно-украинские церкви радуют глаз только поначалу, но уже день на четвёртый, увидев штук этак 50 почти одинаковых храмов, перестаёшь их воспринимать. Столь же типовой проект, что и "клоны ХХС", "муравьёвки" или современные "новгородки":



Неплохо сохранилась старая застройка, облагороженные хаты и польские коттеджи вдоль речки Сходницы:



В Сходнице я рассчитывал взять такси и доехать в Тустань. Но близ автостанции в это время не было ни одной машины. Вся автостанция, при этом, была обклеена объявлениями таксистов. У меня не работал телефон, и я обратился к диспетчерше. Так как объявлять было нечего, она попыталась мне помочь, и сделала несколько звонков таксистам со своего мобильника... но опять же оказалось, что все таксисты заняты. В общем, я вернул ей 5 гривень, а в это время к автостанции подошла маршрутка на Трускавец.
Еще минут 10 я метался, пытаясь понять, что делать дальше - то ли ехать в Трускавец, то ли идти в Тустань пешком (7 километров, но при этом таксисты запрашивали 40-60 гривень - то есть 200-250р.). Пожалуй, решающую роль сыграло то, что я увидел, какая плотная туча лежит на горах:



В общем, я пришёл к выводу, что ехать в Тустань особого смысла не было. Да и маршрутка на Трускавец ждала... В общем, я в любом случае планирую когда-нибудь (может быть следующим летом) отправиться в отдельное путешествие по Прикарпатью, и Тустань там будет уместнее.



В маршрутке я сел не слишком удачно, поэтому в Бориславе ничего толком не заснял. Запомнилась скважина с качалками у въезда в город, конструктивистский костёл Святой Анны (1931):



Типичный пейзаж Борислава:



Новодельная церквушка на окраине:



Отдельно стоит сказать про местные дороги. Здесь реально была ущемлена моя национальная гордость - я был в шоке от того, что оказывается русские дороги - НЕ САМЫЕ худшие в мире! Дороги Львовщины вообще в основном на редкость убитые, и на Украине "львовские дороги" - это примерно такой же бренд, как в России "кировские дороги". На мой взгляд, львовские - хуже. Но дороги Дрогобычского района превзошли всё! Ситуация, когда колдобины по 5 сантиметров глубиной занимают больше места, чем (относительно) целый асфальт здесь в порядке вещей. Так, как здешние дороги, часто выглядят подъездные пути предприятий, проезды внутри дворов... Словом, это надо просто испытать!
Как Борислав и Дрогобыч, Борислав и Трускавец почти соприкасаются окраинами. Их разделяет примерно километр леса, и совершенно внезапно в перспективе лесной дороги вдруг возникает ТАКОЕ:



Это Трускавец - один из лучших курортов Австро-Венгрии, Польши, СССР, Украины... О нём в следующей части.

ГАЛИЦИЯ-2010.
Вступление.
Галиция. Исторический обзор.
ЛЬВОВ.
От вокзала к центру.
Площадь Рынок.
Коридорами Ратуши.
Виды с Ратушной башни.
Старый город
Средняя часть (Латинский собор, монастыри Иезуитов и Доминиканцев).
Северная часть (Армянский квартал и окрестности).
Южная часть (Успенская церковь, Бернардинский монастырь) и непарадные виды.
Австрийский город
Проспект Свободы.
Городская среда.
Отдельные здания.
Другие районы
Подзамчье и Старый Рынок.
Лычаков и его кладбище.
Высокий замок.
Про жизнь.
ГАЛИЦКАЯ ГЛУБИНКА
Жолква.
Галиция сельская.
"Золотая подкова"
Олеско.
Подгорцы и дорога к ним.
Золочев.
Прикарпатье.
Дрогобыч. Рынок и окрестности.
Дрогобыч. Предместья и деревянные церкви.
Борислав и Сходница.
Трускавец
Ополье.
Галич. Город.
Галич. Шевченково.
Галич. Крылос.
Ивано-Франковск.

Борислав, "Молох", Западная Украина, дорожное, Галиция, Львовская область, "Другая сторона"

Previous post Next post
Up