БАМ! Часть 12: Северобайкальск, или Ленинград вне Петербурга

Feb 08, 2022 17:28



Северобайкальск - городок небольшой (23 тыс. жителей), однако же второй по величине как в Бурятии, так и в БАМии. Для республики он Северная столица, для магистрали - Окно в Европу, да и стоит к тому же прямо у моря, Мысовыми тоннелями вдоль которого мы добрались сюда в прошлой части. И если Тынду как столицу БАМа строила Москва, то разве мог здесь потрудиться кто-то, кроме Ленинграда?

Проложить три с лишним тысячи километров железной дороги через безлюдную тайгу - задача, мягко говоря, нетривиальная. Строить БАМ в 1970-х годах начинали с нескольких точек, которыми были как конечные сталинских строек Комсомольск-на-Амуре и Усть-Кут, так и доступные с Транссиба места между ними. Возводить Новый Ургал, "восточную столицу" БАМа, комсомольцы Украины ехали по ещё сталинской железной дороге на шахтёрский Чегдомын. Чтобы подобраться к Тынде, восстановили Малый БАМ от Сковородино, разобранный в 1942 году для экстренного сооружения Волжской рокады. А на западе даже новых железных дорог не требовалось: в Култуке у крайней юго-западной точки Байкала до сих пор привлекают взгляд БАМовские причалы. Морем, проходя из конца в конец все его 636 километров, и отправлялись к этим берегам первостроители из Ленинграда со всеми материалами и техникой. В 1974 году на берегу Байкала вырос палаточный лагерь, год спустя ставший ПГТ Северобайкальск, а с 1980 - городом. Но, как и настоящий Петербург, Северобайкальск обращён к морю индустриальными задворками - в конце прошлой части я показывал остатки порта, подобие набережной с остановками-памятниками и роскошными видами на Северную Кругобайкалку. От города всё это отрезано бескрайней станцией, путепровод которой выводит прямиком на незастроенный косогор, к маленькому участку Большой Байкальской тропы, куда я, увы, не сподобился выйти. Так что начнём рассказ на виадуке да посмотрим с него на запад, где над путями нависают железнодорожные поликлиника и профилакторий со звучным названием "Подлеморье" - так, во избежание путаницы с Поморьем и Приморьем, называется этот прибайкальский уголок.

2.


С другой стороны от путепровода - вот такой вид. На заднем плане хорошо заметен Невский Ленинградский проспект, упирающийся в фасад Дворца Железнодорожников. Второй от нас дом по правой стороне, отмеченный вывеской, - первая капитальная многоэтажка Северобайкальска (1978). А на переднем плане высится "Байкальская волна" - пожалуй, самый нетривиальный вокзал на всём БАМе:

3.


Увы, я не нашёл точных дат его постройки, но первый поезд на эту станцию прибыл в 1981 году. Проектировал здание не ленинградский, а новосибирский зодчий - Владимир Авксентюк, уже нам знакомый по Восточному БАМу, где его родная область строила станции Тунгала и Постышево.

4.


Изнутри "Волна" не менее удивительна:

5.


И непривычно многолюдна. Если восточнее Тынды курсирует один ежедневный поезд, а от Тынды до Северобайкальска - два поочерёдных, то здесь к ним добавляется ещё пара-тройка: например, прямой до Москвы или региональный до (в разные годы) Улан-Удэ или Иркутска. Это не считая весьма активного пригородного движения от Кюхельбекерской (см. прошлую часть) до Киренги.

6.


На привокзальной площади, там, где в настоящем Петербурге стела Города-героя, стоит обелиск Ленинградским Строителям (1986). Его самая приметная деталь - адмиралтейский кораблик.

7.


Корюшку в Байкал не завезли, да и на дворе была осень, поэтому на площади торгуют рыбой покрупнее. Обратите внимание на косой дождь - Северобайкальск встретил меня совершенно питерской погодой:

8.


От вокзала расходятся три дороги. Увы, в топонимике ленинградцы оказались не столь изобретательны, как москвичи в Тынде, поэтому тут не стоит искать Лиговку, Коломну или Марсово поле. Но аналогом Литейного проспекта можно назвать проспект 60 лет СССР, параллельный железной дороге. Сперва сходим вдоль него на восток:

9.


С этой стороны он приводит на подобие Сенной - небольшой рынок с напоминающими о том, что мы в Бурятии, позными. Буряты в Хойто-Байгалай-хото (бурятское название Северобайкальска) явно не большинство, но весьма заметны:

10.


Позная шашлык, продолжим путь. На дальнем конце проспект пересекается с Обводным каналом Объездной улицей - единственной, по которой можно пересечь станцию на машине. Но мы свернули в закуток, чтобы взглянуть на вагон, который вряд ли имел возможность приехать сюда иначе как на платформе. В интернете о нём, что удивительно, нет ни слова, но из стенда внизу можно понять, что это памятник 30-летию вагонного депо. В начальстве которого, кажется, просто есть любитель милой старины - на территории там ещё и самодельный макет первого русского курьерского паровоза Нв (1892-1912) в масштабе 2:3.

11.


С другой стороны проспекта уходят к туманным горам Ленинградские кварталы, примета которых - дома-корабли:

12.


Только на балтийских берегах они скорее лайнеры, а на байкальских - не то ледоколы, не то плавбазы:

13.


Ещё в Тынде я отмечал, что живя в Москве или Питере, не задумываешься о том, насколько самобытной и обособленной от остального Союза была архитектура двух российских столиц. Но если спальные районы Москвы по степени непохожести на остальную Россию я бы сравнил с Прибалтикой или Средней Азией, то жилмассивы Ленинграда - разве что с Закавказьем. И даже больше, чем в архитектуре как таковой, это заметно в планировке с длинными прямыми улицами, бесконечными фасадами и широкими, словно площади, дворами - всё как Пётр I завещал.

14.


На местности не так заметно, впрочем, что дома Северобайкальска как раз не прямые - в основном они стоят парами, образуя почти замкнутые фигуры.

15.


Под их защитой - школы и детские садики:

16.


А во дворах сохранены участки лесов, росших здесь до высадки первостроителей:

17.


Ленинградскими кварталами выходим на Ленинградский проспект, вполне оправдывающий своё название. На самом деле в нём всего три пары домов (и первый в городе - тут второй слева), но это не мешает совершенно питерскому ощущению перспективы:

18.


От вокзала местный Невский выводит на местную Дворцовую, в обиходе Центральную площадь. Официально она с недавних пор площадь Владимира Бодрова, который строил этот город и первым возглавил его. Дворец тут, правда, не Зимний, а Культуры Железнодорожников, и это, пожалуй, самое солидное общественное здание на всём БАМе.

19.


Перед ним - памятник "Дорога дружбы" необычайно инклюзивного облика: на постаменте азиат, женщина и двое европеоидных мужчин. Ещё больше впечатляет дорога, которую друзьям пришлось проделать: изваял их скульптор Владимир Ткачёв аж в 1979 году, вот только отвезти монумент в Северобайкальск тогда было нетривиальной задачей. Скульптуру установили в Улан-Удэ у кинотеатра "Дружба", да так там и оставили. В 2007 кинотеатр снесли и начали строить на его месте гораздо более обширный Русский драмтеатр им. Бестужева. Памятник отвезли на склад и снова там позабыли. Когда же несколько лет спустя его снова извлекли на свет - сразу же упекли в далёкий район Энергетик. Причины такой ссылки общественность поняла, увидев скульптуру, - какие-то её части были отбиты и грубо приварены, какие-то и вовсе утеряны. Осталось лишь изготовить копию, доставке которой чуть не помешала дорожная полиция Качуга, лишь после вмешательства главы района поверившая, что это не контрабанда лома. И вот в 2014 году Четверо дружных наконец-то добрались на БАМ:

20.


Слева от них, если стоять спиной к вокзалу - местные Сенат и Синод. Пардон, Администрация и ЗАГС, соединённые, увы, не аркой, а сплошным переходом. Работают они, кажется, неплохо - убыль населения в Северобайкальске наименьшая чуть ли не на всём БАМе (с 29 тыс. в 1991 до 23 тыс. сейчас), да и та пришлась почти исключительно на 1990-е.

21.


С другой стороны - торговый центр, который огибают улица Полиграфистов и Пролетарский переулок. В последнем находится картинная галерея, которую привёз всё тот же Владимир Ткачёв, и в том же здании - второй музей БАМа (1981). Как я понял с чужих слов - более современный, чем в Тынде, но не обладающий той душевностью. Судя по чужим фото, из того, что есть здесь, но нет в Тынде, больше всего запоминаются макеты Мысовых тоннелей и барж, участвовавших в стройке, а так же бурятская (там была эвенкийская) этнография. Мы вполне могли туда дойти, но отчего-то поленились.

21а.


Ленинградский проспект за площадью Бодрова круто поворачивает, образуя своеобразный Старо-Невский:

22.


Эта его часть примечательна различными плакатами и инфостендами, включающими в том числе очень подробный рассказ о комсомольцах БАМа:

23.


Нас здесь вёз с вокзала в гостиницу пожилой таксист, приехавший в 1970-х годах из Ленинграда. И, кажется, если бы он сказал "из Питера", я бы ему не поверил: здесь ленинградская грань свободна от петербургской.

24.


Теперь снова вернёмся к вокзалу и пойдём проспектом 60 лет СССР на запад:

25.


За "Подлеморьем" стоит паровоз П36, изготовленный в 1955 году в Коломне. Обычно путешественники, глядя на него, говорят "фи!" и блистают своим знанием, что на БАМе паровозы никогда не ходили. Однако встречал упоминание, что этот "генерал" (народное прозвище П36) был передан в 1984 году УзБАМстрою - не как локомотив, само собой, а как передвижная котельная или парогенератор. Здесь его поставили в 2000 году к 20-летию Северобайкальского отделения Байкало-Амурской железной дороги. Последнюю упразднили в 1996, а вот отделение никуда не делось, только перешло Восточно-Сибирской железной дороге.

26.


Напротив - ещё один массив ленинградских кварталов, в который мы уже не стали углубляться, а лишь обогнули его вдоль длинных фасадов:

27.


Если Сан-Франциско - город в стиле "диско", то Питер/Ленинград - город, конечно же, в стиле "русский рок". А потому стоит ли удивляться, увидев в Северобайкальске Стену Цоя:

28.


Проспект 60-летия СССР здесь уходит от железной дороги, но промзона и дальше тянется по левой его стороне:

29.


А за промзоной встречают купола и парящие кровли. Расположенный слева от проспекта дацан "Туддэншаддубчойлин", конечно, поскромнее, чем в Петербурге, но есть:

30.


Цветастые ворота казались наглухо запертыми, но шедший мимо мужик (или, напротив, это была женщина? не помню полтора года спустя), увидев нас, произвёл какие-то манипуляции, и из глубин обители пришла смотрительница-бурятка, впустившая нас.

31.


Дацан выглядит маленьким, ветхим и существующим чисто для галочки, просто как напоминание о том, что здесь тоже Бурятия. С чужих слов знаю, что по крайней мере лама здесь есть, но кажется, не живёт постоянно - мы видели только смотрительницу и её детей в окнах сторожки.

32.


Точно так же я ничего не нашёл об истории дацана (кроме того, что община зарегистрирована в 2008 году) и расшифровке его названия. И даже о самом необычном объекте в ограде, окатанном валуне со следами подношений, мне толком ничего не смогли рассказать.

33.


С дацана зато лучший вид на Байкал - город стоит на пологом, но весьма ощутимом склоне:

34.


А на другой стороне улицы высоченный забор скрывает ещё более неожиданную сущность - самобытность БАМии такова, что здесь чуть не сложилась своя ветвь православия!

35а.


Комсомольцы-романтики на стройке века сооружали вокзалы и жилые дома, торгово-общественные центры и школы, церквей же генпланы БАМовских посёлков не предполагали. Однако среди бамовцев находились и верующие, и даже священники, имевшие "в миру" какие-то полезные, к примеру, медицинские специальности. Да и просто сюда прибыло много ярких неокрепших умов, остававшихся в жизненном поиске, а потому совсем немудрено, что ветер перемен принёс в Байкало-Амурский край религию. Первые общины станционных посёлков сплачивались вокруг священников, вот только в Северобайкальске отец Анатолий Жога был из катакомбников, как назывались, по аналогии с первохристианами римских катакомб, полутайные общины, не примкнувшие к РПЦ из-за её сближения с большевиками. Катакомбники и стали первыми православными в регионе, и вскоре их общины возникли по всему Бурятскому участку БАМа до самого Таксимо. В 1992 году они получили регистрацию как Апостольские православные общины, и вскоре примкнули, внезапно, к Русской православной старообрядческой церкви ( Белокриницкое согласие). Тут, конечно, можно вспомнить староверов-семейских, с 18 века живущих на Селенге, но их окормляет другая Русская древлеправославная церковь ( Новозыбковское согласие). Нескольких священников рукоположил епископ Силуян в Новосибирске, но за далёкой паствой было сложно уследить - сведения о том, что на Бурятском участке БАМа крестятся тремя перстами и не носят бород, дошли до РПСЦ лишь к 1999 году, после чего Апостольские общины были исключены из неё. Тем временем религиозная жизнь цвела пышным цветом в соседней Украине, где образовались небезызвестные Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь. Её епископы в 1996 году рукоположили отца Стефана (Липницкого) архимандритом Русской истинно-православной церкви, а из неё в 2000 году выделилась Апостольская православная церковь. К ней в 2003 году, получив епископскую хиротонию, и примкнули официально Апостольские общины, фактически так и оставшиеся сами по себе, сведя контакты с АПЦ к минимуму. По описаниям, естественно с чужих слов, тут видится какой-то причудливый сплав староверия с баптизмом - дониконианские обряды, имея ряд оговорок (например, не оговаривается внешность и быт прихожан) сочетаются с песенными богослужениями под гитару. Впрочем, сочетались ли они? Пишут, что обрядовая сторона апостольских общин часто менялась и реформировалась. Их центром так и осталась церковь в Северобайкальске, у которой, кажется, даже нет посвящения - для немногочисленных адептов это просто Храм:

35.


С появлением здесь приходов РПЦ к ним ушла из Апостольских общин большая часть паствы, а оставшимся, кажется, вот-вот придётся снова уходить в духовные катакомбы. На пике АПО имели 10 храмов - на станциях Бурятского участка БАМа (Северобайкальск, Ангоя, Таксимо), в деревнях близ него (Уоян, Муя, Усть-Муя) и в соседних регионах ( Куанда в Забайкалье, Улькан и стоящая в стороне от железной дороги Умбелла в Иркутской области, а также Тунка на другом конце Бурятии). Но с тех пор 6 из них (кроме Северобайкальска, Уояна, Таксимо и Усть-Муи) были "случайно" сожжены или под каким-то предлогом изъяты, а из 30 священников лишь 6 по-прежнему служат в России. Есть у АПО и своим мученики - 11 священников и активистов, убитых при разных и не всегда однозначных обстоятельствах в 1997 году. Нам же даже пообщаться с этой осаждённой крепостью не случилось. Забор вокруг Северобайкальского Храма высок, ворота крепко заперты, и стук в них, хотя по двору ходил человек, не дал никаких результатов. Вернее, кое-какие всё же дал - шедшая рядом пьяная парочка заметила нас и разразилась матерным монологом, суть которого сводилась к "нафиг вам эти сектанты, вон там у нас нормальная церковь есть!". А чем вызвана такая к ним ненависть и насколько она массовая - увы, не знаю. На форумах и соцсетях о религиозной жизни Бурятского участка БАМа не очень-то пишут.

36.


Мимо новых малоэтажек и ветхих времянок, на смену которым их строят...

37.


...мы вышли на Старо-Невский, то есть Ленинградский проспект. Он тянется здесь по опушке парка, отмеченной воинскими памятниками:

38.


Включая монумент Победы (1985):

39.


С тройкой образцов более поздней военной техники:

40.


Чуть дальше - Казанский собор (2009), хоть как-то напоминающий о Петербурге, но построенный в стиле Новгорода:

41.


Та самая "нормальная церковь", куда нас направила пьянь:

41а.


За улицей Мира Ленинградский проспект переходит в проспект Космонавтов - мы пришли во времянку, посреди которой до появления постоянки успели построить полудеревянный ДК "Байкал" с обелиском первостроителям (1977):

42.


Дальше начинается промзона:

43.


Куда мы заглядывали в основном потому, что там располагалась наша весьма неплохая и самая дешёвая за много дней пути гостиница "Северная".

44.


По дороге Оля заходила в магазины, ассортимент которых напоминал, что рядом не Балтика, а Байкал:

44а.


Напоследок - ещё немного зарисовок. Про Северобайкальск тоже можно написать "твоих оград узор чугунный" - так оформлены остановки около вокзала:

45.


Отдельная достопримечательность города - вывески, и если большинство из них просто колоритны, то вот на первой стоит остановиться подробно. Ведь Байкал, как известно, не просто море, а зарождающийся океан, и в его длинном рифте весьма высока геологическая активность. А потому совсем немудрено, что аршанами (горячими источниками) славится не только Тункинская долина на другом его конце, но и Подлеморье. Любимым местом отдыха бамовцев служила Дзелинда - горячий ключ (до 52 градусов) в пойме Верхней Ангары на полпути до Кичеры, теперь успевший обрасти турбазами. В наши дни не менее популярны Гоуджекит, Акули, Котельниковский источник. Однако гордость нынешнего Северобайкальска - Хакусы, которые первый раз бурятка-проводница в поезде представила нам как остров: этот курорт лежит за Байкалом, на необитаемом берегу без дорог у подножья Баргузинского хребта, куда попадают на лодке. Туда бычно продают пакетные туры, и мы думали скататься в такой одним днём, но путь на Хакусы не близкий (55км от Нижнеангарска), и по осени туроператоры не возят без ночёвки.

46.


А здесь я даже и подпись никакую не могу придумать:

47.


Так что можно объявить конкурс на лучший комментарий:

48.


Но только с одной оговоркой - комментарии к этим трём фото должны содержать обязательную отсылку с берегов Славного моря в Славный город Ленинград.

49.


Подлеморье же одним Северобайкальском не исчерпывается. Город образует двойную систему с колоритным старым ПГТ-райцентром Нижнеангарск, куда мы отправимся в следующей части.

БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2020-21)
Обзор и оглавление (2020)
Обзор и оглавление (2021)
Эвенки. На чьих землях БАМ.
БАМ в общем. История, колорит, описание трассы.
Ванино и Комсомольск-на-Амуре.(Восточный Старый БАМ).
Восточный БАМ
Комсомольск-на-Амуре - Ургал. Тёмный БАМ.
Новый Ургал.
Чегдомын.
Новый Ургал - Верхнезейск.
Тында. Город.
Горный БАМ
Тында - Юктали.
Олёкма - Новая Чара. Вершина БАМа.
Чарские пески.
Чинейская железная дорога. От Новой Чары до моста.
Чинейская железная дорога. Высокогорные участки.
Чинейская железная дорога. Чина и окрестности.
Чинейская железная дорога. Исторические фото Иннокентия Мызникова.
Новая Чара - Таксимо.
Витим. Дорога на Бодайбо и Мамакан.
Витим. Бодайбо.
Витим. Ленские прииски.
Северо-Муйский перевал.
Западный БАМ
Кюхельбекерская - Мысовые тоннели.
Северобайкальск.
Нижнеангарск.
Байкальское.
Дабанский тоннель - Усть-Кут.
Усть-Кут.
Железногорск-Илимский.
Усть-Илимск. Новый город.
Усть-Илимск. Старый город.
Братск и Тайшет. (Западный Старый БАМ).

Сибирь, железнодорожное, Подлеморье, дорожное, транспорт, "Раскол", БАМ, катакомбники, Бурятия, Северобайкальск

Previous post Next post
Up