Турция-2011 Неизвестная Каппадокия

Jan 16, 2012 17:50

Продолжаю свое повествование о нашей весенней поездке. Мы в конце концов вырвались из Стамбула и на практически пустом баке докатились до небольшого городка Каман. Собственно административно это еще не Каппадокия, а провинция Киршехир с ней граничащая. Но рельеф, с типичными скалами-останцами, говорит сам за себя. А неизвестная эта Каппадокия не потому, что она находиться где-то в дремучей глуши (в таких местах мы тоже побываем и очень скоро) а потому, что информации о этих местах практически отсутствует. Чтобы ее найти мне пришлось основательно поковыряться в этих наших да еще и по переводить.

В общем нас ждет японский сад имени принца Такахито Микасы, самый драйвовый археологических музей из доселе мною виденных и неожиданная прогулка по крупному пещерному монастырско-хозяйственному комплексу Ачиксарай.

Один из многочисленных выходов из подземного лабиринта комплекса Ачиксарай.

Как я уже писал, днем ранее наши свежепостиранные вещи не смогли высохнуть на террасе, так как их накрыло дождем. Сушить вещи развесили на машине и палатке. Поэтому с утра мне представился такой вот вид.

Еще вечером поворачивая с трассы на ночевку мы заметили указатель на какой-то непонятный японский парк. Тогда мы подумали, что это галлюцинация вызванная недосыпом, но подъехав к трассе заметили, что действительно поверни мы вчера в другую сторону, то поехали бы к какому-то археологическому музею с японским садом.

С трассы сюда вела довольно новая и под конец даже еще не доделанная дорога. К примеру, на парковке перед музеем еще даже не положили асфальт:

Наш "пепелац" возле музея. Как видите под колесами у него гравий.

В остальном же все выглядело новым, чистым и аккуратным. Приветливый охранник с улыбкой сказал нам, что вот он музей и указал на странное строение похожее на крупный курган с порталом входа посередине. То что вокруг раскинулся японский парк и без него было видно.

Что бы понять, что это такое и как всю эту радость сюда занесло, придется отвлечься на то, что происходило давно и далеко отсюда. В 1979 году японским принцем Микаса в городе Митака, что близ Токио, был основан Ближневосточный культурный центр Японии (БКЦЯ). А в 1998 году открылся японский институт археологии Анатолии как филиал БКЦЯ. Расположился институт в небольшом поселке Чегыркан, что в окрестностях Камана. Местоположение его не случайно - неподалеку от этой деревни находиться городище Каман-Калехоюк исследованием которого в основном и занимается институт.

С 1985 году БКЦЯ начал систематическое исследование этого городища. Первый комок земли из городища перевернул сам принц Такахито Микаса, тем самым положив начало раскопкам которые не прекращаются по сей день.

Чтож нарушим хронологию и для начала прогуляемся по парку.

Мемориальный парк принца Такахито Микаса был открыт еще в 1993 году.

Что-то вроде сакуры на фоне Анатолийских полей.

Парк раскинулся на слоне холма из которого то тут то там торчат такие вот скалы.

Это островок Японии в турецкой глубинке смотрится совершенно невероятно.

Фото by partisan83
В парке есть несколько прудов через которые перекинуты пешеходные мостики. Таня на одном из них. Была ли в прудах рыба хоть убейте не помню?

В состав японского института археологии Анатолии кроме парка также входят - городище Каман-Калехоюк и археологическим музей строительство которого было завершено в 2008-м году при помощи министерства иностранных дел Японии.

Так археологический музей выглядит снаружи. Здание построено в форме городищ, артефакты из которых и представлены в его экспозиции.

Городище Каман-Калехоюк представляет собой курган средних размеров - 280 метров в диаметре и 16 метров в высоту. В городище были найдены остатки поселений времен Османской империи, Византии, позднего и раннего бронзовых веков. Так же встречались артефакты и более ранних периодов к примеру времен каменного века, но их не так много и предполагать, что в те времена тут было поселения не стоит.

Скульптуры в виде быков при входе в музей.

Музей не очень большой, но просто замечательный.

Фото by partisan83
Это не игровой автомат, а симулятор позволяющий прогуляться по трехмерной реконструкции поселения. Вместе с тобой по поселению гуляют его обитатели, можно наблюдать за их повседневными занятиями и созерцать разнообразие построек.

На стенах развешены фотографии с раскопок...

...и всюду расставлены экспонаты.

Поселения на территории городища Каман-Калехоюк можно разделить на четыре основных периода:

1. Османский период - XV-XVII века нашей эры.
2. Железный век или Византийский период XII в нашей эры - IV век до н.э.
3. Средний и поздний бронзовый век XII-XX столетия до н.э.
4. Ранний бронзовый век III тысячелетие до н.э.

А это еще один интересный экспонат:

Фото by jatta8
Довольно детальный макет городища.

Проворачивая ручку можно опускать уровень грунта как бы углубляясь в раскопки. Кнопками можно включать лампочки которые обозначают уровень залегания культурного слоя определенного поселения. Красный - Османский, белый - Византийский, зеленый - поздний и средний бронзовый век, а до синего мы еще не "докопали"!

А это реальная фотография городища с Панарамио.

Фото by partisan83
Одна из целей исследования городища Каман-Калехоюк - построение культурной хронологии поселения. Эти исследования уже привели к изменению представления о древней истории Анатолии. Например, период после распада Царства Хеттов в VIII веке до н.э. и до XII века нашей эры считался "Темными веками". Так как предыдущие исследования не выявляли богатых культурных слоев в этот период. Но исследования данного городища доказали непрерывность существования тут поселения в том числе и в начале "Темных веков".

А это еще одно чудо враждебной техники. Там где у нас в музеях перед мелкими предметами ставят линзу, японцы используют современные технологии. Перед Мишей на стенде четыре мелких ювелирных изделия, и на экране их трехмерные модели, которые можно крутить вертеть и приближать сколько угодно.

Стоит заметить, что посещение как музея так и парка совершенно бесплатно. За что отдельное спасибо министерству иностранных дел Японии и лично принцу Такахито Микасе, который, кстати, несмотря на почтенный возраст (96 лет) и поныне живет и здравствует!

Так же в музее представлены результаты раскопок городищ Бюклюкале и Яссыхоюк. Оба эти городища значительно крупнее местного их диаметр примерно пол километра. Но этим городищам повезло несколько меньше - по крайней мере второе из них распахано, что, вероятно, негативно повлияло на сохранность артефактов.

Дальше мы взяли курс прямиком на Невшехир.

Каппадокийские дороги.

Видео в заметке про Турецкие дороги как раз с этого отрезка пути. Дорога была настолько замечательной, что я еле успел затормозить когда мы увидели указатель на некий пещерный город.

Это пещерное поселение находиться в нескольких километрах от Гюльшехира, справа от дороги если ехать в сторону Невшехира. На Викимапии его не найти, в Панарамио оно обозначено всего несколькими фотографиями из которых можно почерпнуть только его название - Ачиксарай.

Ачиксарай с турецкого переводиться как "открытый дворец". Это название данная местность получала совсем недавно. Старое название этого поселение мне найти не удалось.

Поселение представляет из себя целый комплекс сооружений высеченных в местных скалах, тут встречаются как хозяйские постройки так и строения религиозного характера. Первые представлены в основном жилыми помещениями и конюшнями, а вторые - часть христианского монастырского комплекса.

В состав Ачиксарая входит несколько совершенно разных комплексов. Некоторые исследователи выделяют до восьми разных участков. Основных же комплексов два и они разделены между собой долиной ручья.

Характерный каппадокийский рельеф в окрестностях Ачиксарая.

В одном из помещений.

Более старый комплекс относиться к Х веку нашей эры и представлен в основной хозяйственными постройками среди которых много конюшен, о чем я уже писал выше. В ходе исследований выяснилось, что здания были построены довольно спешно. По степени изношенности каменных поверхностей и количеству сажи в печах заметно, что использовался он не регулярно или недолго.

К описанию данного комплекса почему-то прикручена усредненная карта-схема каппадокийского подземного города. Так что вполне возможно, что это город имеет еще не один подземный уровень и у турок просто еще не дошли руки до его "музеификации". Что сейчас происходит с все большим количеством подземных городов в окрестностях Невшехира.

Судя по всему это помещение как раз конюшня.

Эту часть Ачиксарая ассоциируют с пребыванием тут армии армии византийского императора Никифора Фока. Который, во время одного из походов против сарацин, со своей армией провел в этих краях зиму в 964-65 годов. Возможно именно для зимовки его конницы и был сооружен этот комплекс.

Фото by jatta8
Часть лабиринта. Тут порода обвалилась.

Заметно, что помещения перестраивались, возможно со временем их назначение менялось. Есть предположение, что комплекс иногда использовали для ярмарок.

Второй комплекс находиться на противоположном берегу ручья, который на момент нашего визита, как я понял, пересох.

Это типичное византийское монастырское поселение. Он датируется XI веком и характеризуется большим количеством захоронений и церквей.

Связь между двумя комплексами точно не установлена, возможно первый был военно заставой. Более поздний мог функционировать как монастырь, в следующее после похода Никофора Фоки, спокойное время.

В одной из церквей.

Один из пещерных храмов. Сколько тут церквей и во сколько уровней они залегают точно неизвестно.

Справа видно, частично обрушившуюся скалу. Она находиться прямо возле входа в комплекс и когда-то была частью монастыря.

Снаружи эта скала выглядит не очень залазибельно...

Фото by partisan83
...но внутри есть несколько колодцев по которым можно подняться на самую вершину.

А это судя по всему ассуарий или костница. Тут монахи хранили скелетированные останки своих братьев. Ниши в стене специально для черепов.

Ну и на последок видео с вершины этой самой скалы:

Видео by partisan83

Буквально через четверть часа мы уже кружили по улочкам Невшехира в поисках проезда к замку, но об этом и еще многом интересном в следующем отчете!

Все отчеты о поездке:
Турция-2011 Пергам и Эгейское море
Турция-2011 Прикосновение к Стамбулу
Турция-2011 Первомай или 'Taxim night'
Турция-2011 В гости к Роксолане и не только!
Турция-2011 Два курушика!
Турция-2011 Неизвестная Каппадокия
Турция-2011 Каппадокия известная
Турция-2011 Долина Любви
Турция-2011 Каппадокия подземная. Пещерный город Мазы!
Турция-2011 Анталья бомжстайл
Турция-2011 Долгий путь домой...