Возникновение и развитие пластического объекта в керамике Японии второй половины XX века. XVII

Mar 06, 2021 18:54

Успешно закончив школу, Исаму Ногути решает профессионально заниматься творческой деятельностью, посещая уроки мастерства итальянского скульптора-академиста Онорио Руотоло (1888 - 1966гг.), который, однако, ни в малейшей степени не повлиял на становление художественного мышления своего ученика. У Ногути превосходно получалось изображать обнажённое тело даже без натурщиков. Но души в свои академические штудии молодой мастер не вкладывал, работал только для усвоения навыков. А вот другой знаменитый наставник Ногути Гудзон Борглум (1867 - 1941), автор гигантских скульптурных портретов президентов США на горе Рашмор, привил молодому скульптору любовь к большим формам и крупным масштабам. Интерес к ландшафтному дизайну, которому Ногути посвятит последнее десятилетие своей жизни, так же зародился у него в мастерской Борглума.



Бранкуси «Птица в пространстве»
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/486757

Однако, как и многие другие молодые художники и скульпторы того времени, Ногути мечтал работать и учиться во Франции. Кстати возникшая дружба с С.Гугенхаймом, позволила молодому скульптору в 1927 году отправиться в Париж, ставший в 1920-х годах колыбелью мирового искусства. Здесь он знакомится с выдающимися скульпторами того времени, и самым важным событием его парижской жизни становится сотрудничество с румынским скульптором Константином Бранкуси (1876-
1957гг.).

Константин Бранкуси, друзьями которого были Модильяни, Корбюзье, Пикассо во Франции считается французским художником и одним из родоначальников абстракционизма в скульптуре, однако, в Бухаресте его чтят как истинно румынского скульптора, развивавшего и славившего традиции народного румынского искусства.

Не приняв импрессионизма (школы своего учителя О.Родена) и рационалистических принципов кубистов, Бранкуси считал, что естественное в скульптуре - это аллегорическое мышление, символ или поиск скрытых в материале сущностей, а не скрупулёзное воспроизведение внешних признаков.

Стремление к выявлению сущности, а не видимости явления, предмета и желание найти абсолютное его выражение стало близко миропониманию и творческой концепции Исаму Ногути. Работая с Бранкуси в одной мастерской около четырёх месяцев, он быстро перенял идеи учителя о пластике, о роли гравитации тел в пространстве, о значении традиционных культур. Известно, что Константин Бранкуси нередко черпал сюжеты для своих скульптур из народного эпоса, а многие его произведения, выполненные из дерева, восходят к традициям декоративно- прикладного искусства Румынии.

Преданность Бранкуси материалам и ремеслу, чистоте форм, привычка к строгой экономии средств оказали самое непосредственное влияние на всю карьеру Ногути. Не менее важным был пример студии Бранкуси, где дизайн среды обитания был полностью объединен с эстетической практикой. Во всем этом Бранкуси обеспечил модернистскую версию того, что Ногути видел ещё ребёнком в ремесленных мастерских Японии.

Долгое время работы Бранкуси, как и многих других скульпторов - абстракционистов находились в тени. Для художественных критиков была определённая сложность в поиске объективных критериев понятия и оценки художественного произведения. Представители Национальной академии исходили из толкования скульптуры как вида изобразительного искусства, а модернисты считали скульптуру объектом выразительности формы, которая лишена необходимости быть изображением (вспомним работу Бранкуси «Птица в пространстве» 1925 года).

Продолжение следует...
Автор: Журавлёва Анастасия Андреевна
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Часть VI
Часть VII
Часть VIII
Часть IX
Часть X
Часть XI
Часть XII
Часть XIII
Часть XIV
Часть XV
Часть XVI

искусство, саби, литература, ваби, эстетика, скульптура, керамика, Исаму Ногути, Япония, исследования

Previous post Next post
Up