Возникновение и развитие пластического объекта в керамике Японии второй половины XX века. II

Sep 22, 2020 17:59

История японской керамики подробно изучена не только в целом, но и по отдельным керамическим центрам. Многие из современных мастеров пытались возродить разнообразные техники, отражающие традиции того или иного региона. Основным источником в этом вопросе служит серия книг Japanese Arts Library, посвященных японским керамическим центрам: «Керамика Кутани» (Сэнсаку Накагава, Токио, 1979), «Керамика Сино и Орибэ» (Кёити Фудзиока, Токио, 1977) и другие. Помимо этой серии, существует ещё множество исследований, посвященных региональным особенностям гончарного производства. Среди них можно назвать такие работы, как «Глиняная посуда Тамба» (Даниэль Родэс, Токио, 1982), «Керамика Сигараки» (Л.Э. Корт, Токио, 1979) и многие другие.



Isamu Noguchi. Capital. 1939 | MoMA


Не менее важны труды исследователей, изучавших развитие скульптуры XX века, особенно второй половины столетия. Составив общую схему развития пластики, становится возможным выделить наиболее важные аспекты влияния на традиционное японское искусство. Особое внимание мы обратили на литературу по развитию скульптуры в первой четверти XX века, так как именно она станет связующим звеном между Европой и Азией.

Несмотря на то, что XX век необычайно богат скульптурой, полномасштабных исследований этого вида искусства немного. На наш взгляд, целостно и подробно рассказывает о развитии современной пластики исследование Э. Смита «Скульптура с 1945 года» (Лондон, 1987), посвященное проблеме развития послевоенной скульптуры стран Запада и США. Здесь прекрасно представлен иллюстративный материал, а также, пусть в краткой форме, но даны все характеристики основных направлений в искусстве пластики второй половины XX века и представлены все самые известные и значительные имена в истории скульптуры. Это исследование ценно тем, что позволяет последовательно проследить художественную эволюцию скульптуры и выделить основные направления, по которым она развивалась. Среди работ по истории западной скульптуры ценным подспорьем для нас может служить работа немецкого автора А. М. Хаммахера «Современная скульптура. Традиция и новаторство» (НьюЙорк, 1988). Тема этой научной книги во многом соприкасается с проблематикой данного исследования. A.M. Хаммахер не просто делает обзор развития скульптуры с начала века и до 1970-х годов, а рассматривает материал с точки зрения проблемы традиции и её роли в скульптуре XX века. Эти взаимосвязи автор представляет на примере скульптуры стран Запада и CША. Работа Хаммахера важна для исследования, поскольку она отражает методологические принципы работы со скульптурой и пластическими объектами в частности, а также здесь опубликована подробная библиография по персоналиям и общим проблемам скульптуры XX века. Пластическим новациям послевоенного времени посвящены работы Д.М.Рейнольдса, Э.Кози, А.Потса, П.Кёртис и других авторов.

Среди целого ряда книг по современной скульптуре можно найти лишь краткую информацию о творчестве Исаму Ногути, поскольку все западные авторы, считают его в большей степени американским скульптором, а не японским. Современная пластика Востока в общих работах западных авторов по скульптуре не рассмотрена. А своих собственных японских исследователей, занимающихся проблемами скульптуры, к сожалению, немного.

Важными для понимания и осмысления изменений, происходящих в скульптурном творчестве XX века, являются исследования французского философа Жоржа Диди-Юбермана. Свою работу, посвященную искусству минимализма, автор называет «философской притчей» , действие которой разворачивается на «территории истории искусства». В контексте настоящего исследования стоит отметить также теоретико-искусствоведческие труды Розалинд Краусс, одного из ведущих представителей современной американской теории искусства. В ее работах, в частности «Пути современной скульптуры» (М.:, 1987), «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» (М.:, 2003) на примере искусства минимализма и ландшафтного искусства раскрываются концептуальные, смысловые особенности современного скульптурного творчества. По мнению исследователя, в XX веке понятие скульптуры как мемориальной репрезентации существенно трансформируется. Если «традиционная» скульптура предполагала наличие постоянного «места», то скульптура современная, скульптура XX века может изменять месторасположение. Такая трансформация радикальным образом отличает искусство скульптуры XX века от скульптуры предшествующих столетий в целом. Кроме того, анализируя историю современной скульптуры, невозможно не обратиться и к трудам Герберта Рида, прежде всего, к «Краткой истории современной скульптуры» (Лондон, 2000). Данная работа хронологически охватывает развитие скульптуры первой половины (вплоть до 60-х годов) двадцатого века, являясь важными источником при изучении искусства скульптуры первой половины XX столетия.

Среди отечественных авторов общими вопросами развития пластики XX века занимались B.C. Турчин, Н.И. Полякова, Г.П. Степанов. В работах этих исследователей рассматриваются средства художественной выразительности скульптуры (объем, светотень, силуэт, симметрия, асимметрия, замкнутая и открытая формы, масштабность), проблемы взаимодействия скульптуры и пространства, феномен «изображения» пространства в скульптуре, разделение пространства скульптуры на «внешнее» и «внутреннее» и многие другие проблемы пластического искусства. Среди прочих работ стоит отметить книгу С.С. Валериус «Прогрессивная скульптура XX века» (М.:, 1973). Рассматривая и обобщая обширный материал творчества ваятелей разных стран, автор раскрывает диалектический процесс развития современного пластического искусства, его определяющие тенденции и внутренние противоречия. Анализируя работы крупнейших ваятелей (Д.Манцу, В.Мухиной, К.Дуниковского, И.Иримеску, Э.Барлаха, Г.Мура, Д.Эпстайна и других), автор выдвигает актуальные идейно-художественные проблемы - новаторство и отношение к наследию, эволюция пластических форм и композиционных принципов, особенности развития искусства в новом обществе.

Пробуждение интереса к проблемам формообразования в пластике происходит лишь в 1990-е годы. В настоящее время публикации ряда новых как зарубежных, так и отечественных научных исследований позволяет восстановить целостную картину развития искусства скульптуры XX века. Однако в современном отечественном искусствознании, по сравнению с западноевропейским и американским, теоретическое осмысление особенностей развития и бытования искусства скульптуры в культуре XX века представлено значительно меньше.

Несмотря на постоянно ведущиеся исследования в области скульптуры, изучение общих тенденций развития пластического искусства XX века требуют дополнений и осмысления в теоретической интерпретации. Кроме того, подобное положение усложняет привлечение к исследовательскому процессу множества конкретных разработок, обращенных к изучению скульптурного наследия XX века. Так, например, довольно трудно вписать в общую канву развития мирового искусства японский пластический объект, соединяющий в себе западную форму и восточное наполнение.

Продолжение следует...
Автор: Журавлёва Анастасия Андреевна
Часть I

керамика, Исаму Ногути, литература, Япония, исследования

Previous post Next post
Up