Историография
Несмотря на ярко выраженный интерес исследователей к проблемам современного искусства, керамика Японии послевоенного периода - всё ещё белое пятно на карте мировой художественной культуры. Осмысление произведений искусства только недавно ушедшего в историю XX века происходит медленно. Научная литература посвящена главным образом японской архитектуре XX века, дизайну, садово-парковому искусству - тому, что в первую очередь заинтересовало искушённого европейского исследователя, поскольку большинство научных методологических работ принадлежат именно европейским и американским учёным. Керамика Японии XX века, как самый значимый вид декоративно - прикладного искусства, к сожалению, осталась в стороне. Безусловно, история японской керамики написана как японскими, так и европейскими исследователями. Но в большинстве своём она заканчивается началом XX века и посвящена преимущественно фарфору, а не всей керамике в целом. Процессы, происходившие в прикладном искусстве после 1920-х гг., остаются пока без должного внимания. Редкие периодические издания музеев современного искусства, статьи о выставках, упоминания в общих работах о послевоенной культуре XX века только позволяют заглянуть в мир удивительных превращений японского искусства того времени.
рудно изучать историографию пластического объекта, о котором только - только начинают упоминать в изданиях после 1990-х гг. Литературы по материалу, представленному в данном исследовании немного. Немногочисленны специальные теоретические исследования в области керамики и скульптуры Японии второй половины XX века. Справедливости ради, нужно отметить тот факт, что интерес, к изучаемой теме постепенно растёт, но большинство исследователей останавливаются на монографических публикациях и на книгах альбомного типа, предоставляющих исследователю данные биографии художника, иллюстрации и комментарии к работам. Теоретически-обобщающих работ, посвященных послевоенной японской пластике, написано немного. Следует особенно подчеркнуть, что публикаций на русском языке о японской керамике XX века практически нет, если не считать нескольких переводов выставочных каталогов. Труднодоступность частных коллекций, небольшое количество ежегодных выставок, ограниченный тираж специальной литературы - всё это затрудняет изучение японского пластического объекта.
Историографический обзор следует начать с работ, которые дают нам общее представление о развитии искусства керамики в Японии, показывают её специфику среди всего дальневосточного региона. При рассмотрении истории японской керамики с самого раннего этапа, становится очевидным обращение мастеров второй половины XX века к древнейшим культурам, таким как Дзёмон, Яёй, Кофун. Увидеть в современной пластике прямые или косвенные параллели с древностью помогают каталоги крупнейших государственных национальных музеев искусства Токио и Киото. В основном коллекции именно этих музеев стали предметом пристального изучения современных художников. Кроме этого, мастера-керамисты пытались сохранить древние ремесленные традиции, возрождая средневековые техники обжига, декора, окраски. Поэтому, изучая материал середины и второй половины XX века, невозможно было обойти стороной историю керамического производства в Японии.
В Японии керамика - один из популярнейших видов искусства, и в силу этого её история хорошо изучена как японскими авторами, так и европейскими. В конце XIX - начале XX века начинается целенаправленное изучение японской средневековой керамики западными искусствоведами. Большую роль в этом сыграл Бернард Лич (1889 - 1961), керамист и исследователь японской керамики, обучавшийся искусству работы с глиной в течении десяти лет под руководством именитого мастера Огата Кэндзана VII.
Среди важнейших отечественных исследований по истории керамического производства Японии стоит назвать работу Р.А. Ксенофонтовой «Японское традиционное гончарство XIX - первой половины XX века», (М.:, 1980). Данное исследование написано на материале коллекций Музея антропологии и этнографии Санкт - Петербурга. Здесь представлены такие аспекты, как история развития керамики, техническая сторона керамического производства, типология форм, пути распространения изделий и многое другое. Автор данной книги сделал акцент не на художественный анализ керамических изделий, а на техническую сторону их изучения.
Полезным источником сведений о развитии художественной формы, начиная с древности и заканчивая второй половиной XX века, послужила для нас работа французского исследователя Адальберта Кина "Японская керамика" (Париж, 1984). Здесь представлена вся история керамики, изучен материал отдельных керамических центров. К достоинствам книги относятся и цветные иллюстрации, а также множество схем, в которых представлены типы форм, орнаментов и другая полезная информация. Не менее важна и книга «Мир японской керамики» С. Херберта (Токио, 1970). Эта работа имеет обобщающий, энциклопедический характер, благодаря которому в ней представлена вся история керамического производства в Японии.
Для проведения художественного анализа керамических произведений, мы вслед за другими исследователями пользовались литературой и о процессе производства. Разнообразие форм, глины, различные способы обжига, цветные глазури и способы их нанесения - именно эти факторы влияют на конечный результат работы мастера-керамиста. Литературы по технике и способам декорирования японской керамики очень много. Но, т.к. техническая сторона вопроса для данного исследования не главная, то, для него, наиболее значимый материал представлен в работе Ричарда Уилсона «Внутри японской керамики» (Нью-Йорк, 1995), где подробно описаны все гончарные инструменты, работа на гончарном круге, техники нанесения декора, техники нанесения глазури, а также даны краткие характеристики отдельных керамических центров Японии. К подобным исследованиям следует отнести и работу Сен Жилль Амори «Огонь и глина. Обзор современной японской керамики» (Токио, 1978). Автор данного исследования не только разбирает техническую сторону вопроса, но и систематизирует материал по керамическим центрам, обозначая специфику и традиции каждого региона. Важны для нас и другие научные издания о технике обжига, о глазуровании, а также о современных материалах (Гончарное производство в Японии, Токио, 1951; Словарь по керамической промышленности, Токио, 1954; Справочник по гончарному производству в Японии, Токио, 1958 и другие издания).
Продолжение следует...
Автор: Журавлёва Анастасия Андреевна