Проблема с нынешним законотворчеством, не к ночи оно будь помянуто - даже не в том, что оно никакое не законотворчество, а просто коллективное одобрение бумажек, спускаемых в типо-законодательный-орган-власти. Ради имитации деятельности и поднятия шумихи, работающей дымовой завесой, причем доля конопли в топливе для этого дыма давно превысила все
(
Read more... )
Reply
В яблочко. Когда царь в качестве помазанника Божьего отвечает перед Богом за народ и его нравственное состояние в целом, то вполне естественно, что управляемое им государство и нравственность, и частоту хождения в храм, и благопристойность одежд регулировать будет - иначе это не помазанник Божий и не народ Божий. Но сейчас у нас это не так. И много где не так.
я просто думаю, что общество с его представлениями об идеальных отношениях власти и населения, как и отдельный человек, в известном смысле является носителем совести (изменяемой и несовершенной), и хотя совесть эта по сравнению с человеческой довольно-таки ( ... )
Reply
Без сомнения. Поэтому я такой упор сделала на переменчивость и историческую обусловленность (в этом месте можно было бы помянуть всякие вненравственные факторы вроде климата и экономического уклада :)). В основе человеческих устоев, как мне чувствуется, всегда есть живое, никогда до конца не угасающее и на уровне общества следование высшей любви (в которую я, как христианка, верю - иначе бы тоже говорила бы об обезьянах), но сами устои при этом - всего лишь правила игры, которые периодически необходимо ломать.
Reply
Reply
Я именно о том и говорю: она хороша, когда лежит _в основе_, но плоха, когда ее пытаются запихнуть в сам закон.
Reply
Reply
Если вопрос "что хорошо и что плохо" устанавливается _законодательно_, то _вообще нет_ критериев, по которым можно судить о том, хорош сам закон или плох.Законодательно устанавливается, хорош или плох закон по мнению данного государства (т.е. источника власти в данном государстве). Личную совесть это установление не отменяет, и человек вполне может соглашаться с государственной оценкой явления или противодействовать ей. Как не отменяет и того, что в некоторых государственных системах закон не является самоценностью и может корректироваться вследствие, скажем, перемен в мировоззрении монарха - я так понимаю, в ( ... )
Reply
>государственный закон не всегда карает за плохие и вознаграждает за хорошие поступки
Так, хоть об этом договорились :)
>задает нравственную оценку этого поступка
Вот объясни мне: _почему_ нравственную? И _зачем_?
Почему государство задает _только_ законодательную оценку, я объяснил: просто потому, что государство _само_ регулярно вынуждено совершать безнравственные поступки. Зачем - тоже объяснил: чтобы было кому судить, насколько нравственно само государство ( ... )
Reply
Потому что с точки зрения носителя власти - например, монарха - совершенно нравственно, когда он имеет право казнить мятежника, а мятежник не имеет права отрубить ему, монарху, голову. Это тоже система нравственности - не скажу, что бесспорная (мятежник может не согласиться), но именно она задается для жителей этого государства полномочной властью - вернее, отступление от нее карается как преступление, т.е. зло.
Почему государство задает _только_ законодательную оценку...
Я так вижу ситуацию, что задавая законодательную оценку, государство опирается на моральные принципы источника власти и задает моральные принципы для подвластных ему граждан. Тут не идет речь о выгоде или альтернативной логики - просто законодательство неразрывно связано с моралью.
_Любой_ реформатор морали и нравственности ... _регулярно_ нарушает современные ему правила социального общежития. Да, и что? Нарушает - значит, совершает, с точки зрения данного социума, зло в его отношении. Социум никогда не ( ... )
Reply
Да вот не совсем. Распяли его как раз за то, что Писание знал слишком хорошо - что с Ним оставалось только согласиться или устранить.
В случае с Папой - вопрос экскатедра делает вопрос куда острее: "мне не нравится то, что говорит Папа - значит, его избрание недействительно" - логика порочная.
Старокатолики попробовали ей следовать. Что-то у них не то получилось.
Reply
Reply
Само собой. В определенных этических системах оно вполне нравственно. По-моему, ключевой аспект недопонимания в том, что я рассматриваю нравственность как субъективное явление (у разных людей/групп людей различное представление о нравственности), а ты - как объективное (есть общие нравственные правила, независимые от мнения людей). Говоря о нравственном измерении государства, я говорю именно о воплощении им субъективных нравственных принципов источника власти. Если мы вводим в рассмотрение абсолютный источник нравственности (Бога) - то мы можем оценивать субъективную этику в терминах "правильно-неправильно".
Я не приравниваю закон к нравственности - закон вполне может оказаться безнравственным. Но - именно с моей точки зрения, законодатель же так никогда не считает.
В руках власти какого типа ты предпочтешь оставить _своих_ детей? В руках Синедриона, конечно. Или, с поправкой на современные реалии ( ... )
Reply
Поясни мне тогда смысл выражения dura lex sed lex.
>приравниваю закон к нравственности - закон вполне может оказаться безнравственным
Осанна в вышних! Так, к этому пришли.
Теперь поясни мне, пожалуйста, зачем делать закон ответственным за нравственность, если он может быть безнравственным.
>Или, с поправкой на современные реалии, в руках Ватикана
Ты собрался их всех сделать гражданами Ватикана?
Потому что если нет, аналогия Ватикана и Синедриона не выдерживает вообще никакой критики. И вообще, как по мне, она для Ватикана несколько того... обидна.
Reply
"Закон строг, но это закон?" В некоторых этических системах сложность следования закону не является оправданием для его нарушения. Вроде так, или я неправильно понял твой вопрос?
Теперь поясни мне, пожалуйста, зачем делать закон ответственным за нравственность, если он может быть безнравственным.
Я еще раз указываю, что от моей (и твоей) воли тут ничего не зависит - закон с необходимостью выражает нравственные принципы законодателя. Я могу либо смириться с законом, выстроенным на неприятных мне нравственных принципах, либо продвинуть во власть законодателя, чьи принципы совпадают с моими (в пределе - самого себя). Поэтому вопрос "зачем делать" некорректен - невозможно принять закон, не
отвечающий за нравственность.
Ты собрался их всех сделать гражданами Ватикана?Любой католик - подданый Римского престола. Можно считать, что у каждого католика двойное гражданство, причем при противоречиях гражданского долга для католика воля Римского престола имеет приоритет над законом государства ( ... )
Reply
Reply
Предположим, понимает. Какой из этого вывод?
разбираться, насколько это самое "плохо" согласуется с базовыми правами и свободами
Интересно, откуда уверенность, что список базовых прав и свобод одинаков в представлении всех участников дискуссии?
Потому что Ватикан - это чисто _нравственный_, духовный лидер. А не государство.
Синедрион тоже имел ограниченную власть. Вынесение серьезных приговоров и исполнение наказаний оставляла себе светская (римская) власть. Синедрион продавил свое решение чисто духовным авторитетом, как нравственный лидер Иудеи.
Повторяю вопрос: в руках _государственной_ власти какого типа ты предпочтешь оставить _своих_ детей? Если говорить конкретно об Евангельской истории, то я вижу в ней только одну государственную власть - римскую. Власть Ирода легитимизировалась ( ... )
Reply
Leave a comment