Моя статья в «Новых известиях» об ИТС Зеленограда

May 29, 2013 01:16


В прошлую пятницу газета «Новые известия» опубликовала мою статью об интеллектуальной транспортной системе Зеленограда. Статью эту я написал еще в конце марта и, честно говоря, недоумеваю по поводу такой «оперативности» ежедневной газеты. Хорошо, что глобально в этой теме за прошедшие два месяца вроде ничего не изменилось. Ну, и конечно, мне совершенно не понравилось, что из опубликованного варианта статьи исчезли огромные куски текста про проблемы реализации проекта ИТС и неиспользованный пока потенциал задуманной системы. Поэтому здесь привожу материал в авторской версии (кроме заголовка).



Позеленеть от зависти / «Новые известия» от 24 мая 2013 года

Создатели пилотной зоны московской интеллектуальной транспортной системы, реализуемой сейчас в Зеленограде, недавно объявили о переходе ко второму этапу проекта, основное внимание на котором будет уделено пешеходам, велосипедистам и пассажирам общественного транспорта. Удалось ли на завершенном первом этапе сделать город удобным для автомобилистов?

- Наша задача - дать машинам разогнаться на зеленый свет до 50-55 км/час - при такой скорости пропускная способность перекрестка будет максимальной, - говорит Константин Антонович, представитель общественности в зеленоградской комиссии по организации и безопасности дорожного движения. - Когда скорость становится выше, увеличивается и дистанция между автомобилями, поэтому пропускная способность падает.
Регулированием светофоров в Зеленограде увлеклись как раз с подачи Антоновича. Несколько лет назад заядлого автомобилиста перестало устраивать, что, простаивая в пробках, он больше не успевает читать сказки на ночь своим детям. Время, проводимое в дорожных заторах, зеленоградец начал тратить на генерирование идей по улучшению ситуации, которые отправлял письмами в окружную префектуру. Благодаря этой корреспонденции Антоновича и решили включить в окружную комиссию по организации дорожного движения. Там он получил доступ к информации о работе светофоров и выяснил, что, во-первых, режим переключения сигналов на них утверждается по сложным бюрократическим процедурам людьми, не имеющим никакого отношения к Зеленограду, а во-вторых, имеющееся в наличии оборудование не используется и на десять процентов своих возможностей.
- На большинстве светофорных контроллеров стоял один режим работы на все случаи жизни, - поясняет Антонович. - На самом же деле техника во многих местах позволяла запоминать десятки разных режимов. Чтобы в утренний и вечерний часы пик, в дневное и ночное время или, допустим, в пятницу вечером в разгар дачного сезона светофоры работали по-разному - в зависимости от реальной загрузки дорог.
Так зеленоградская дорожная комиссия в лице представителя общественности занялась активной отладкой светофоров. Местные власти и «гаишники» начинание поддержали и даже «прикрыли» Антоновича и Ко от «наездов» больших начальников, когда те обнаружили, что режимы работы светофорных объектов меняются в обход пестуемых ими бюрократических процедур. Самые загруженные перекрестки города действительно поехали быстрее, а наработанный опыт пригодился, когда в столице зашла речь о создании интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Зеленоград оказался идеальным местом для ее обкатки: решающую роль сыграли отделенная от «большой Москвы» дорожная сеть и готовность местных властей оказывать содействие во внедрении системы.

- Центр организации дорожного движения и департамент транспорта поняли, что если заниматься анализом эффективности ИТС, то надо где-то эту систему сделать и посмотреть, - рассказывает префект Зеленограда Анатолий Смирнов. - Вопрос целесообразности использования того или иного оборудования на конкретной трассе, перекрестке или пешеходном переходе был не проработан, но у нас это как-то получилось. Сейчас мы сами формулируем заказ, оказываем содействие в подключении, участвуем в контроле за эксплуатацией.
В итоге в прошлом году Зеленоград был официально объявлен пилотной зоной московской интеллектуальной транспортной системы. В округе появились детекторы транспорта, которые позволили создать несколько зон адаптивной работы светофоров. Функционирует это так: развешанные вдоль дорог датчики транспорта передают данные о загрузке магистралей на интеллектуальные контроллеры расположенных поблизости светофоров, которые на основе этой информации самостоятельно определяют оптимальный режим переключения сигналов. Впрочем, базовые принципы работы контроллеров (например, минимальная длительность пешеходной фазы) и алгоритмы на случай, когда количество транспорта со всех направлений достигает максимума, все равно прописываются людьми.
Но ИТС - это, конечно, не только светофоры и детекторы транспорта. Это еще и табло с информацией о загруженности дорог, и пересмотр маршрутов общественного транспорта, и ГЛОНАСС в городских автобусах, и камеры видеонаблюдения на перекрестках, и все то, что касается безопасности и соблюдения правил: комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД, парконы, освещение на переходах. Префект Зеленограда вообще признается, что его как главу города больше всего в проекте под названием ИТС привлекает возможность повысить безопасность на дорогах.
Первые результаты на этой ниве вроде бы уже достигнуты. В официальных сообщения чиновники рапортуют о том, что с момента создания ИТС в мае 2012 года число ДТП в Зеленограде уменьшилось на 30 процентов, а смертность на дорогах округа снизилась на 35 процентов. Правда, складывается впечатление, что авторы таких «рапортов» выдают желаемое за действительное, если не сказать лукавят. Во-первых, непонятно, как именно определили момент запуска ИТС, ведь некоторые ее элементы (то же освещение на пешеходных переходах) появились буквально за несколько дней до первых отчетов о снижении аварийности. Да и сейчас проект еще вроде как далеко не окончен. Во-вторых - совершенно не факт, что между этими показателями и развертыванием интеллектуальной транспортной системы вообще есть прямая связь. Это признает и префект Зеленограда Анатолий Смирнов, отмечающий, что для подтверждения такой связи нужно набрать статистику нескольких периодов.
Важная проблема зеленоградской ИТС заключается еще и в том, что оценить ее именно как систему, а не просто набор отдельных технических элементов, на данный момент могут лишь операторы созданного в округе ситуационного центра. В небольшую комнату в здании телефонного узла, оборудованную пятью компьютерами и четырьмя большими экранами, стекается информация со всего оборудования, установленного на дорогах Зеленограда. Операторы центра могут наблюдать за перемещением по городу общественного транспорта, связываться с водителем любого автобуса, видеть, какие машины превышают скорость, менять угол обзора камер видеонаблюдения и теоретически даже удаленно переключать сигналы светофора.
В отличие от этих операторов для рядовых водителей - конечных потребителей интеллектуальной транспортной системы - ее системность проявляется пока только в адаптивности светофоров и возможности получить визуализированную информацию (данные берутся с датчиков транспорта) о загруженности дорог на двух табло, установленных в городе. Впрочем, и тут случаются просчеты. 27 декабря прошлого года треснувшая пролетная конструкция строящегося пешеходного моста на 12 часов перекрыла для движения одну из трех основных магистралей Зеленограда. Однако информацию об этом на дорожные табло вывели лишь спустя пять часов после аварии. До этого перекрытая Солнечная аллея отображалась на табло зеленым цветом - машин-то там не было.
В общем, потенциал для развития ИТС даже на территории Зеленограда, являющегося лишь пилотной зоной реализации общемосковской системы, еще далеко не исчерпан. И говорить о ней как о законченном проекте, особенно в части создания сервисов для конечных потребителей, пока рано. Остается надеяться, что за бравурными отчетами о достижениях ИТС чиновники не забудут довести дело до конца. А инициативные представители общественности им в этом помогут. Тогда и можно будет оценить реальную эффективность системы.

Другие мои материалы транспортной тематики:
Зеленый перекресток. О первом интеллектуальном светофоре в Зеленограде и на Ленинградском шоссе (июнь 2012 года)
Балка и предупреждение. О транспортном коллапсе в Зеленограде из-за строительной аварии (декабрь 2012 года)
ЦАФАП следит за тобой. Как парконы борются с нарушением правил парковки в Москве (ноябрь 2012 года)
О пользе парконов замолвите слово. Наглядный пример эффективности парконов в Зеленограде (апрель 2013 года)
На четвертом рубеже. Запрещенная ГИБДД статья о моем дежурстве с рядовыми «гаишниками» (март 2012 года)
ДТП как работа. Статья о дежурстве с инспектором ДПС - оформителем аварий (ноябрь 2011 года)
Сплошная проверка. Рейд «Нетрезвый водитель» в Зеленограде (март 2013 года)
Ваш пассажир - ребенок! Рейд ГИБДД по выявлению фактов перевозки детей без специальных кресел (октябрь 2012 года)
Дорожку велосипедам! Статья о предпосылках для превращения Зеленограда в образцовый велогород (май 2013 года)

МОСКВА, АВТО, ЗЕЛЕНОГРАД, РАБОТА, ТРАНСПОРТ, СТАТЬИ

Previous post Next post
Up