Несколько недель назад я рассказывал о всколыхнувшем зеленоградских Интернет-пользователей
конфликте местных «гаишников» с приезжим водителем, видео которого попало в Сеть и придало широкий для нашего города общественный резонанс этой истории. Так вот, пришло время признаться, что одного из отличившихся полицейских - лейтенанта Евгения Шатских - я знаю лично. Ну, то есть как знаю - пересекались по работе. В марте этого года я провел несколько часов на дежурстве с экипажем ДПС, одним из членов которого как раз был Шатских. Статья об этом дежурстве
вышла на Инфопортале Зеленограда с большим опозданием, в сильно измененном виде и подписанная не моим именем. Дело в том, что на этапе ее согласования (а материалы, которые готовятся при «посредничестве» пресс-служб, естественно, с ними согласовываются - впрочем, обычно правка, если она есть, носит чисто технический характер) кабинетные «гаишники» буквально вынесли нам мозг.
Не буду перечислять всех их маразмов, расскажу о главном. Они требовали, чтобы в статье не было никаких упоминаний об использовании инспекторами ДПС личных видеорегистраторов (в том числе фотографий и видеозаписи, на которые попал «неуставной» прибор). И это при том, что любой водитель, остановленный «гаишником», может наблюдать этот видеорегистратор в патрульной машине, а в статье подробно объяснялось, почему автоинспекторы вынуждены использовать личную технику в дополнение к штатном. При этом никаких аргументов «согласовальщики» слушать не хотели - «либо исправляйте, как скажем, либо вообще не публикуйте». И таких «пунктиков» насчитывалось немало. Под запрет попали профессиональный сленг и безобидные фразы типа «поехали гонять пешеходов» - это высказывание предлагалось заменить формулировкой «поедем контролировать соблюдение пешеходами правил дорожного движения». И все это при этом, что ничего криминального о работе «гаишников» в статье вовсе не рассказывалось!
В итоге нам удалось отстоять лишь малую толику «спорных» моментов, и я отказался ставить свою фамилию под этой статьей, благодаря чему мы получили возможность потроллить «гаишников», приписав материал выдуманному журналисту Валерию Слепоглухову. :) Но здесь и сейчас у вас есть возможность прочитать первоначальную авторскую версию этой статьи. Никакого криминала в ней действительно нет - в этом тексте просто рассказано то, что я увидел и услышал на патрулировании города с инспекторами ДПС, а не то, что хотелось бы рассказать местечковым милицейским начальникам.
На четвертом рубеже
Корреспондент Инфопортала провел несколько часов на дежурстве с сотрудниками ДПС и увидел, как они преследуют нарушителей, «гоняют» пешеходов, ловят нелегальных мигрантов и выявляют нетрезвых водителей.
АЛКОТЕСТЕР ЗА СТО ШТУК
- Видеорегистраторов у нас в машине два: государственный и личный, - объясняет мне лейтенант полиции Евгений Шатских, вставляя карту памяти в один из этих приборов. -
Государственный ведет съемку и внутри салона, и снаружи, но пользоваться им неудобно - невозможно посмотреть отснятый материал. Вся информация записывается в кодированном виде, и по окончании дежурства мы просто сдаем карточку в архив, где эти файлы сливают на компьютер и хранят на случай поступления запросов для разбора каких-то спорных ситуаций.
- Короче, реально в работе полезнее личный регистратор, - признается напарник Евгения старший лейтенант Алексей Цветков . - Путевой лист заполнил? - спрашивает он у своего коллеги. - Ну, тогда поехали на медосмотр. Талоны на бензин я получил.
2
- Танечка, несите, пожалуйста, новый алкотестер, - спустя 10 минут обращается к медсестре врач здравпункта зеленоградского УВД, делая ударение на слове «новый», после того, как он узнал, что, помимо автоинспекторов, в его кабинете оказался журналист Инфопортала. - Перед выходом сотрудников на дежурство мы измеряем у них давление, проверяем на алкотестере, осматриваем кожный покров, интересуемся, нет ли жалоб, - продолжает доктор, предупреждая мои вопросы.
Тем временем медсестра уже подносит алкотестер к лицу инспектора ДПС. Короткий выдох - и через несколько секунд на экране прибора результаты экспресс-анализа.
- У вас все в порядке, - резюмирует медсестра.
- А он может распечатать данные? - новая модель алкотестера явно пробуждает профессиональный интерес у «гаишников».
- Может. А еще он фиксирует время, местоположение по GPS и запоминает всю эту информацию, когда находит в выдыхаемом водителем воздухе алкоголь, - не без гордости рассказывают медработники.
Сойдясь с врачом на том, что такой прибор стоит «штук сто, не меньше» и закончив прохождение медосмотра, не выявившего у них никаких отклонений в состоянии здоровья, автоинспекторы отправляются на дежурство.
3
4
ТАКАЯ РАБОТА - ВСЕ ЗАМЕЧАТЬ
- Вообще-то, у нас объявлен рейд «Нетрезвый водитель», но основная работа по нему начнется ночью, - рассказывают мне «гаишники». - Сегодня хоть и пятница, но в три часа дня поймать кого-то сложно. Смена у нас закончится к одиннадцати, а пьяные, сам понимаешь, обычно вылезают из клубов на дороги не раньше часа-двух. Так что сейчас у нас, по сути, обычное дежурство.
Информацию о своем маршруте патрулирования сотрудники ДПС получают на разводе перед началом смены - вместе с данными об оперативной обстановке в городе. Алексей и Евгений сегодня заступают на дежурство на так называемом четвертом рубеже, территория которого покрывает почти весь «новый» город. Поэтому с улицы Гоголя мы направляемся в район Крюково. Но уехать далеко от здания УВД не удается.
- Опаньки! - дружно изрекают автоинспекторы, едва мы останавливаемся на ближайшем светофоре. С кряканьем патрульный Ford Focus разворачивается в три приема через двойную сплошную и, включив мигалки, начинает преследование нарушителя - серой «восьмерки», проскочившей во встречном направлении на «красный» свет.
Догнав «Ладу», сотрудники ДПС обращаются к водителю через громкоговоритель:
- Водитель автомобиля 2108, 372 госномер, машину вправо прижимаем, останавливаемся!
Автомобиль сворачивает в ближайший двор и тормозит у бордюра. Пока один инспектор отправляется к нарушителю, его напарник отматывает запись на видеорегистраторе, чтобы еще раз просмотреть спорный эпизод. Стоп-кадр на экране беспристрастного прибора подтверждает: водитель «восьмерки» пересек стоп-линию через мгновение после того, как светофор подал запрещающий сигнал.
Click to view
- Вы, наверное, и не сразу поняли, за кем мы погнались? - интересуется у меня Алексей, пока его коллега выписывает нарушителю постановление о наложении штрафа.
- Честно говоря, да, - сознаюсь я.
- У меня по первости тоже такое было, - делится сотрудник ДПС. - Я не понимал, как более опытные коллеги успевают все замечать. Но постепенно и ко мне пришло это качество: постоянно смотришь по сторонам, следишь за поведением других водителей, оцениваешь ситуацию и видишь больше, чем другие участники дорожного движения.
5
НЕ ПЛАН, А СТАТИСТИКА
- Ну что, поехали на Логвиненко пешеходов гонять? - предлагает один из автоинспекторов после оформления бумаг на нарушителя.
- Поехали!
Пока мы перебираемся в «новый» город, я интересуюсь у «гаишников», есть ли у них план по составлению протоколов на пешеходов.
- Плана как такового нет, но... - начинает говорить один из инспекторов и осекается.
- Плана нет, есть статистика, - приходит ему на помощь коллега. - Нам действительно никто не говорит: сегодня вы должны привести столько-то протоколов по переходу улицы в неположенном месте, столько-то - по превышению скорости. Этого давно нет. Но в Зеленограде по-прежнему происходит много аварий с участием пешеходов. Соответственно, с руководства батальона в Москве спрашивают, какая профилактическая работа ведется в этом направлении. Командир батальона спрашивает с командира взвода, а командир взвода - с нас.
Для засады на пешеходов автоинспекторы выбирают место у 230-й поликлиники, где, несмотря на наличие подземного перехода, большинство людей предпочитают переходить на другую сторону улицы прямо по проезжей части. Засадой это можно назвать условно - патрульная машина останавливается в правом ряду в паре десятков метров от пути миграции нарушителей - при должной внимательности заметить ее не составит труда. Тем не менее, первого нарушителя приходится ждать всего несколько минут - пожилой мужчина направляется из 14-го района в 18-й, игнорируя подземный переход. В погоню за ним Алексей отправляется пешком.
Мужчина, конечно, не рад встрече с блюстителями закона, но от ответственности не отпирается - достает паспорт и садится в патрульный автомобиль, где ему выписывают штраф в 200 рублей.
Click to view
6
Пока Евгений занимается оформлением документов, я обращаю внимание его напарника на машины, припаркованные в кармане автобусной остановки.
- К сожалению, сделать с ними мы ничего не можем, - объясняет автоинспектор. - У нас нельзя, как за границей, просто положить квитанцию о штрафе под «дворники». По идее, такие машины нужно эвакуировать на спецстоянку, но в Зеленограде ее пока нет. А штраф можно выписать только в присутствии водителя. Если я буду их ждать, то за всю смену дождусь максимум двух-трех человек.
- А если машина «припаркована», допустим, в среднем ряду, с ней можно что-то сделать? - интересуюсь я, подкрепляя свой вопрос историей о «шестерке»,
брошенной посреди дороги под окнами ОВД «Крюково».
- Поедем посмотрим, что там за «шестерка» - это ж как раз наш рубеж, - отзывается старший лейтенант.
«ПУСТЬ БАБУШКЕ БУДЕТ СТЫДНО!»
Едва патрульная машина разворачивается на ближайшем перекрестке, чтобы отправиться на Панфиловский проспект, как в глазах инспекторов снова загорается азарт - они заметили пожилую женщину, начавшую переход проезжей части с противоположной стороны улицы. На ее счастье, женщина тоже вовремя заметила полицейских и, чертыхаясь, поспешила вернуться на тротуар.
- Граждане прохожие, посмотрите на эту бабушку - пусть ей будет стыдно, - взрывается громкоговоритель полицейского автомобиля, привлекая внимание окружающих к нарушительнице ПДД.
- Профилактика! - улыбаются автоинспекторы.
Добраться до стоящей посреди дороги «шестерки» с первого раза не получается. На полпути - у детской поликлиники на улице Каменка - сотрудники ДПС замечают двигающийся во встречном направлении Land Rover без номеров.
- Давай проверим! Машина не новая - мало ли что!
Снова разворот под кряканье спецсигналов и короткая погоня с сиреной.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что задний номер у внедорожника все-таки есть, а вот известие об отсутствии переднего регистрационного знака, похоже, становится откровением и для девушки, находящейся за рулем иномарки. Не пожалев чистой обуви, она выскакивает прямо в лужу и бежит смотреть на «морду» своей машины.
- Ну, надо же! Мне только сегодня утром муж его обратно прикрутил и он опять пропал! - сокрушается рыжеволосая автомобилистка в пальто леопардовой расцветки.
Инспекторы ДПС просят девушку открыть багажник, чтобы убедиться, что пропавший номер не лежит там, после чего советуют ей проследовать в ГИБДД или районное отделение полиции, чтобы заявить об утрате.
7
РУБЕЖ 4 - ЕНИСЕЮ
- Четко стоит - ничего не скажешь! - «восхищаются» «гаишники», когда мы, наконец, добираемся до «Жигулей», брошенных под окнами ОВД «Крюково».
- Опять все упирается в штрафстоянку, - говорит Алексей. - Эвакуировать бы его, да некуда! А без номеров мы даже владельца не установим.
В какой-то момент мне начинает казаться, что автоинспекторы готовят почву к отступлению, но это впечатление оказывается несправедливым - прежде чем сдаться, они, причем без всякого нажима с моей стороны, все-таки пытаются добросовестно испробовать все возможности для решения проблемы.
Алексей выходит из патрульного автомобиля, обходит брошенную «шестерку», пытается открыть двери, а когда это не удается - хотя бы найти выбитый на кузове VIN. Этого реквизита на «Жигулях» тоже не оказывается, зато после очистки снега под лобовым стеклом неожиданно обнаруживается просроченный на несколько лет талон техосмотра.
- Рубеж 4 - Енисею! - говорит в рацию автоинспектор, вызывая дежурного по батальону. - У нас тут у крюковского отдела машина брошенная посреди дороги стоит - давайте попробуем пробить владельца по номеру старого талона техосмотра?
Пока в дежурной части «пробивают» незадачливого собственника, мы, стоя у «шестерки», наблюдаем за реакцией на эту машину водителей автобусов, вынужденных заезжать в карман остановки прямо из левого ряда. По мимике шоферов удается не только угадать их мысли и прочесть некоторые слова, которыми они описывают сложившуюся ситуацию.
Инспекторы ДПС тем временем строят предположения о причинах ее возникновения и рассуждают о том, что они могут сделать.
- Скорее всего, пьяного водителя тут поймали. Небось в этом же отделении и сидит сейчас свои пятнадцать суток, - кивают «гаишники» на ОВД «Крюково».
- Понимаете, не можем же мы ее просто так сами сдвинуть, - как будто извиняясь, говорит один из них. - Какое-никакое, а транспортное средство. Потом мне же и предъявят претензии, если мы что-нибудь повредим.
- А ваши коллеги, если они задерживали нарушителя, могли отогнать ее к тротуару, сев за руль?
- Так, конечно, можно было. Но это надо было сделать тогда. Почему не сделали? Да мало ли что могло случиться! Может, еще за кем-то погнались. А, может, вызвали на серьезное ДТП. На дороге разные ситуации бывают.
Через 20 минут из дежурной части сообщают по рации, что дозвонились до владельца «шестерки» и он обещал в течение часа забрать машину. Еще через 40 минут автомобиля, простоявшего посреди дороги несколько дней, уже не было на этом месте. Оказалось, что для решения проблемы требовалось совсем немногое: добросовестное исполнение своих обязанностей и толика смекалки.
8
«МАМОЙ КЛЯНУСЬ, НЕ БУДУТ ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ ЕЗДИТЬ»
- Ну что, теперь прокатимся по территории? - предлагают автоинспекторы после устранения помехи для движения по Панфиловскому проспекту.
Едем в сторону Малино: Советская улица - Заводская - Малинская - проезд 710... Патрульный автомобиль выезжает на Кутузовское шоссе и упирается в зад следующего в Зеленоград КамАЗа со строительной бытовкой в открытом кузове.
- Надо проверить, что куда везет!
Мигалка, сирена, громкоговоритель - грузовик останавливается в правом ряду. Из кабины выпрыгивает чумазый (по-другому и не скажешь) низкорослый армянин с детским лицом. Первым делом инспекторы ДПС замеряют рулеткой высоту автомобиля с грузом - в максимально разрешенные 4 метра конструкция вписывается. Но куда он везет бытовку, водитель объяснить не может.
- Ну, там прямо, круг налево, светофор, потом право, - на плохом русском объясняет армянин.
- К Крюковской эстакаде, что ль?
- Я не знаю, как называться.
- Ну, мост там есть? Ты там был?
- Один раз бил, но темно бил - ничего не видел.
По просьбе «гаишников» армянин достает документы. Если российские водители в таких случаях обычно протягивают небольшую «книжечку», то из-за пазухи гостя из солнечного Закавказья появляется целая кипа бумаг: паспорт гражданина Армении, права, нотариально заверенный перевод водительского удостоверения на русский язык, свидетельство о регистрации транспортного средства, доверенность на управление им, патент - документ, подтверждающий право на работу в России, к которому прилагаются чеки и квитанции помесячной оплаты...
- А где путевой лист?
Шофер лезет в кабину еще за какой-то бумажкой.
В итоге автоинспекторы усматривают в его документах целый ряд недостатков и юридических коллизий.
- По документам машина принадлежит частному лицу, а груз - юридическому, - объясняют мне «гаишники». - При этом путевого листа с указанием адреса назначения нет - только свидетельство о собственности на бытовку. Получается, что это коммерческая перевозка, не оформленная необходимыми документами. К тому же, его патент действует только в Московской области, а поймали мы его в Зеленограде, то есть на территории другого субъекта.
9
10
НЕ ХОЗЯЕВА ДОРОГИ
- Ну, и что нам с тобой делать? - спрашивает один из «гаишников» у водителя-мигранта.
- Отпустыте меня, а? - отвечает армянин с интонацией, заставляющей вспомнить сакраментальное «Понять и простить» в исполнении героя его соотечественника Михаила Галустяна в одном небезызвестном телепроекте. - Мамой кланусь, не буду здэс болше ездит...
- Не, дружище, давай-ка мы тебя в ФМС доставим - пускай они с тобой разбираются. У нас сейчас как раз совместное мероприятие - «Нелегальный мигрант».
Сообщив в дежурную часть, о том, что он временно покидает маршрут патрулирования, экипаж ДПС направляется в миграционную службу. По дороге «нелегальный мигрант» рассказывает о своей нелегкой жизни: о жене и двух детях, оставшихся в Армении, об отсутствии работы на родине и о том, что через пару недель он уедет домой и больше сюда не вернется.
- Хочешь домой? Могу помочь поскорее туда попасть,- ухмыляется сотрудник ФМС, когда армянский водитель пересказывает эту историю ему.
Дальше следует десятиминутное разбирательство с документами, в ходе которого из-за пазухи армянина появляются все новые и новые бумаги, и в результате работники миграционной службы приходят к выводу, что привлечь задержанного к ответственности им не за что:
- Вот если бы был путевой лист, было бы подтверждение того, что он осуществляет трудовую деятельность. А так ничего сделать не можем. Но перевозка грузов без путевых документов ведь запрещена? Вот и оформляйте его по своей части.
Чувствуется, что автоинспекторы обескуражены таким результатом. Впрочем, «гаишники» быстро находят объяснение:
- Пятница, конец рабочего дня...
Полицейские снова сажают «нелегального мигранта» в патрульную машину, везут армянина обратно на Кутузовское шоссе, где остался стоять его грузовик, и... отпускают.
- Понимаете, чтобы нам его сейчас по правилам оформить, надо, во-первых, вызывать сюда сотрудника отдела экономической безопасности, а во-вторых, забрать его машину на штрафстоянку, - объясняют автоинспекторы. - Ну, и как мы должны это сделать? Граждане много с нас спрашивают, но возможности сотрудников ГИБДД очень ограничены. Мы уже давно не хозяева дороги. Например, для того, чтобы вскрыть фуру с таможенной пломбой, мы должны вызвать представителя таможенной службы. Вот останавливаешь такой грузовик, проверяешь документы у водителя и отпускаешь. И черт его знает, что он там везет. А потом пишут: «гаишники» пропустили...
11
СТО МИНУС СОРОК ЧЕТЫРЕ
- Поехали полопатим напоследок? - предлагают автоинспекторы, когда время моего «дежурства» с ними подходит к концу.
- Полопатим?
- Ну да. Это когда встаешь на дороге и начинаешь тормозить машины для проверки. Заодно как раз по рейду «Нетрезвый водитель» поработаем.
Мы доезжаем до круга на Заводской улице у «старого» моста, останавливаемся на «островке безопасности» и автоинспекторы выходят на дорогу. Два взмаха жезлами - и две машины останавливаются у патрульного автомобиля. Проверка проходит быстро: инспектор представляется, смотрит документы, параллельно оценивая состояние водителя, и желает автомобилисту счастливого пути. После чего возвращается на дорогу и тут же останавливает следующую машину. Тормозят всех без разбора: от поддержанных «Жигулей» до дорогих иномарок. Из очередного черного джипа одному из «гаишников» высовывают в развернутом виде «корочку» сотрудника администрации президента. Автоинспектор знакомится с содержанием удостоверения и просит предъявить другие документы.
- А что-то случилось? - интересуется водитель, протягивая права и свидетельство о регистрации транспортного средства.
- Ничего не случилось. Сегодня проходит рейд «Нетрезвый водитель», мы проверяем состояние автомобилистов. С вами все в порядке, сейчас только посмотрим ваши документы.
Водитель сразу смягчается и веселеет:
- У нас с этим сейчас строго - можете не сомневаться. Нас за любые нарушения так наказывают, что мало не покажется. А это кто - представитель общественности? - кивает он на меня.
- Вроде того.
- Общественность - это хорошо, общественность - это правильно.
12
За первые пятнадцать минут автоинспекторы проверяют не меньше десятка машин. Я уже собираюсь с ними попрощаться, когда сотрудники ДПС тормозят черный Mescedes Gelandewagen с тонированными стеклами, привлекший внимание тем, что при выезде с улицы Радио он сильно наехал на разметку. Внешний вид женщины, сидящей за рулем внедорожника, сразу вызывает у «гаишников» подозрение: черные очки, под ними - красные глаза. Пассажир на переднем сидении производит еще более странное впечатление и явно с трудом может сфокусировать взгляд на одном предмете. В машине накурено так, что можно вешать топор.
Свой неважный внешний вид женщина объясняет сильной усталостью и катарактой.
- Да вы что, думаете, что я пьяная? Да не пьяная я! Да я любое освидетельствование могу пройти, ребят. Я просто устала дико. Ну, как вам доказать? Ну, давайте я посчитаю, что вы скажите. Сто минус сорок четыре будет пятьдесят шесть, сто минус семнадцать будет восемьдесят три, - тараторит она, своим поведением давая автоинспектором еще больше поводов для подозрений.
Проверка затягивается минут на десять: полицейские вглядываются в глаза водителя, пытаясь рассмотреть ширину зрачков, просят ее показать язык, после этого отходят в сторону, чтобы посовещаться.
- Запаха алкоголя, конечно, нет, но, по-моему, она немного того, как считаешь? - «гаишники» словно ищут у меня поддержку. - Может не пила, а, как говорится, вмазала чего-нибудь. Ну, пассажир ее точно укуренный...
В итоге женщине предлагают проехать на медосвидетельствование в наркодиспансер. Она возмущается, но не отказывается. Автоинспекторы останавливают еще две машины, водители которых становятся понятыми, и оформляют протокол. На этом мое дежурство с ними заканчивается, а у сотрудников ДПС впереди еще четыре часа патрулирования города. Что до водительницы «гелендвагена», то в ПНД ей поставили предварительный диагноз «состояние опьянения». Окончательно это должны подтвердить результаты анализов, которые она сдала в медицинском учреждении.
13
14
Другие мои материалы по автомобильной тематике:
ДТП как работа. Дежурство с инспектором ДПС - оформителем аварий (ноябрь 2011 года) 45 лет старейшей пожарной части Зеленограда (октябрь 2011 года) Пауки, креветки и другие санитары улиц. Парк коммунальной техники ГБУ «Автодороги Зеленограда» (май 2012 года) Зеленый перекресток, или Светофорная лихорадка (июнь 2012 года) Гуру на фурах. Конкурс Scania «Молодой водитель грузовика - 2012» (июнь 2012 года) Открытие автосалона Ford в Зеленограде (сентябрь 2011 года) Открытие автосалона Nissan в Зеленограде (июль 2011 года)