Сегодня по работе принял участие в рейде гаишников по выявлению водителей, перевозящих детей без детских кресел. Реально шокирован тем, как много родителей пренебрегают такими элементарными вещами. Не думал, что все настолько плохо…
Ваш пассажир - ребенок! /
Инфопортал Зеленограда, 4 октября 2012 года Менее получаса понадобилось одному экипажу ДПС, чтобы в рамках спецрейда выявить десяток водителей, перевозивших малышей без детского кресла. Горе-родители интересовались у «гаишников», за что их остановили, и заочно соревновались друг с другом в глупости оправданий своего проступка.
Четверг, 4 октября, 8 часов утра. У корпуса 933, где расположен поворот с Панфиловского проспекта в 9-й микрорайон, припаркован патрульный автомобиль ДПС, экипаж которого на некоторое время усилен журналистами зеленоградских СМИ. Причиной тому - объявленный в городе рейд «Ваш пассажир - ребенок!», в рамках которого автоинспекторы, патрулируя улицы, уделяют повышенное внимание соблюдению правил перевозки детей в автомобилях. Место выбрано неслучайно - в этой части 9-го микрорайона расположены два детских сада и одна школа, и до 8:30 большую часть транспортного потока тут составляют автомобили родителей, везущих детей в эти учебные заведения. Увы, о безопасности своих отпрысков многие из них заботятся куда меньше, чем об их образовании.
Ждать первого нарушителя приходится совсем недолго - в первой же машине, в салоне которой находится ребенок, малыш выглядывает с заднего ряда, фактически стоя между передними креслами, на которых сидят его родители. Папа-водитель еще не успевает дойти до патрульной машины для оформления протокола нарушения, когда другой автоинспектор тормозит следующий автомобиль. Находящийся за рулем Land Rover мужчина везет маленького сына в детский сад и объясняет, что оставил детское кресло в другой машине.
Click to view
Помощь в ведении профилактической беседы с нарушителем сотрудникам ГИБДД оказывает представитель общественности в окружной комиссии по организации и безопасности дорожного движения Константин Антонович, который демонстрирует забывчивому родителю поучительный ролик на экране ноутбука. Константин несколько лет назад имел возможность на практике убедиться в необходимости и эффективности использования детских кресел - в декабре 2009 года его автомобиль на скорости 90 км/час
столкнулся с «Газелью», водитель которой забыл посмотреть в зеркало перед разворотом. Несмотря на серьезность аварии (машина Константина не подлежала восстановлению), ни он сам, ни члены его семьи в этом ДТП не пострадали - взрослые были пристегнуты ремнями безопасности, а дети сидели в удерживающих креслах.
Штраф за нарушение правил перевозки детей составляет 500 рублей, однако многие водители, похоже, вообще не считают отсутствие детского кресла нарушением. «А что я нарушил?» - именно с таким вопросом обращается к инспектору следующий остановленный водитель, везущий сына в детский сад. После разъяснений со стороны инспектора ДПС мужчина начинает оправдываться тем, что ехать до садика совсем недалеко.
Click to view
Из нарушителей быстро собирается целая очередь. Пока «гаишники» корпят над оформлением протоколов (шесть штук за двадцать минут) и проводят профилактические беседы, мимо проезжает еще куча горе-родителей, у которых дети «болтаются» по салону, - на то, чтобы останавливать всех, у инспекторов ДПС просто не хватает рук. При этом сами взрослые почему-то пристегиваются ремнями безопасности. И находят различные объяснения своей халатности в отношении собственных чад. Вот эта женщина, например, сообщила инспектору, что не ставит детское кресло, потому что делать это ей неудобно.
Click to view
Еще одну «уважительную» «отмазку» своему нарушению - «ребенка держит мама» - придумал водитель, вызвавшийся подбросить женщину с малышом до детского сада. Погоня за ста рублями, сопряженная с нарушением ПДД, обернулась для «бомбилы» штрафом в полтысячи. Пассажирка с ребенком продолжила путь в садик пешком, а водитель остался с глазу на глаз с инспектором ДПС.
Click to view
Процент нарушений в области перевозки детей в Зеленограде действительно шокирует. Исключением тут является не отсутствие детского кресла, а его наличие. За время нашего непродолжительного дежурства с автоинспекторами мы видели всего три машины, в которых маленькие дети перевозились в соответствии с правилами. Случаев, когда они ехали не пристегнутыми вообще ничем, было как минимум в четыре раза больше (шестерым водителям выписали постановление о штрафе, еще минимум столько же проехали мимо автоинспекторов в виду их занятости в тот момент).
Получается, что около 80 процентов родителей не используют детские кресла. Цифра слишком велика, чтобы всерьез рассуждать о нерепрезентативности приведенной выборки. Даже если окажется, что этот показатель ниже в два раза, количество родителей, которых не волнует, что в случае ДТП их ребенок имеет шансы вылететь на дорогу через лобовое стекло, пугающе велико. Невольно задумываешься, действительно ли дети - самое дорогое, что есть у этих людей. Апофеоз родительской беспечности - малыш лет шести-семи, сидящий непристегнутым на переднем сиденье. После остановки машины «гаишником» мальчик выходит из салона и пересаживается на задний ряд, где... установлено детское кресло. «Пересел вперед по дороге», - неубедительно оправдывается папа. - «А почему вы за этим не следите?» В ответ - молчание.
Click to view
P. S. В 2011 году на дорогах страны погибли 944 ребенка. Больше половины из них были пассажирами, при этом перевозка каждого второго погибшего ребенка осуществлялась без применения специального удерживающего устройства. 10 июня 2011 года на пересечении Панфиловского проспекта и улицы Болдов ручей произошла
серьезная авария с участием двух машин, в которой получил тяжелые травмы 4-летний мальчик - пассажир одного из автомобилей. Малыша перевозили без детского кресла и в результате ДТП он оказался на проезжей части, получив закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, перелом костей таза и закрытый перелом правой бедренной кости.
Другие мои материалы о работе гаишников:
На четвертом рубеже. Статья о дежурстве с инспекторами ДПС (апрель 2012 года) ДТП как работа. Дежурство с оформителем аварий (ноябрь 2011 года)