Садовая-Кудринская улица. Нечетная (внешняя) сторона СК. Часть 8.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Дом №15с1. Этот небольшой особнячок, стоящий на Садовой-Кудринской улице хорошо знаком многим москвичам, как дом М.Я. Протковой, а вот дальнейшая его история искожена до безобразия во многих источниках и не соответствует истине. Из книги в книгу, из различных статей и постов кочуют ошибки, где разнообразные авторы сообщают, что этот дом принадлежал Волконской, Небольсиным, Ростопчиным. Сообщаю, что это не так.
Да и имеет ли он отношение к архитектору Осипу Бове, как сказано почти во всех источниках, тоже большой вопрос.
Откуда пошла такая путаница давайте разбираться.
Дом Протковой М.Я. Фото 1900 - 1910 гг.
Начнем с архитектора Осипа Бове, ведь именно ему приписывают перестройку этого здания, а уже затем перейдем к владельцам этой усадьбы.
Для примера смотрим книгу "
Москва. Энциклопедический справочник" - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992. Вот, что сказано в ней об этом доме - "...жилой дом, некогда входивший в небольшую усадьбу М.Я. Протковой за Земляным валом, уникальный памятник деревянной архитектуры в стиле классицизма. Построен около 1809, уцелел во время пожара 1812. Одноэтажное с антресолями здание в 1841 было частично переделано в стиле ампир по проекту О.И. Бове, украсившего главный фасад дорическим портиком и лепниной. Внутри сохранилась первоначальная анфиладная планировка, уцелели классицистическая лепнина потолков, двери, печи, карнизы, колонны".
Дом М.Я. Протковой. Фото 1900 - 1903 гг.
То же написано и в книге "Москва. Архитектурный путеводитель" Бусевой-Давыдовой И.Л. и др. Там сказано об этом здании - "В 1841 г. фасад, заново отделанный в стиле ампир (чертеж подписан архит. О. И. Бове)...".
Сообщаю, архитектор Осип Бове скончался в 1834 году, и не мог в 1841 году подписать чертеж. Видимо, кто-то хватился и в дальнейшем стали писать, например,
здесь - "Чудом не задетый пожаром 1812 года, в 1815 году дом приобрел соответствующие времени ампирные черты..." (т.е. заменили 1841 г. - 1915 г.).
Но и этот аргумет не проходит. Во-первых в замечательной книге З.К. Покровской "Осип Бове" приведен в приложении 2 - список работ, составленный самим О. Бове в 1816 г. в "Прошении в Академию художеств" о присвоении ему звания архитектора (РГИА, фонд 789, оп. 1 д. 2555, лл 2-3), где он перечисляет 34 свои работы, но дом Протковой в списке не упомянут. Во-вторых единственный имеющийся документ с изображением этого дома датирован 1841 г., он представлен в книге Крыловой И.В.
Да и на табличке, установленной на доме, архитектор О.Бове не указан.
Но я допускаю другое. В Москве после опустошительного пожара 1812 года возникла угроза стихийной застройки. Во избежании этого архитекторы "Комиссии для строений" разработали под руководством Осипа Бове альбомы "образцовых проектов" жилых домов для владельцев разного достатка, а украшения к ним можно было купить на строительном рынке, возможно, по проекту из этого альбома и был перестроен дом.
Элементы декора здания.
Элементы декора здания.
Оформление одного из окон.
Теперь переходим к владельцам. Из справочника
1793 г., как я уже писала в прошлой части, мы знаем, что в конце XVIII века владение это, тогда носившее № 80, принадлежало Алексею Васильевичу Головину, поручику (предположительно) лейб-гвардии Измайл. полка, а затем его жене. Под этим же номером его видно и на плане Москвы 1817 г. ( у этого дома я поставила зеленый крестик). В 1809 - 1810 годах участок принадлежит жене коллежского асессора - Марии Яковлевне Протковой, по имени которой в документах условно и числится этот дом, т.к. годом его постройки считается 1809 г. В квартирной книге 1810 г. во всех постройках владения Протковой отмечено 11 покоев.
В том же году владение было продано некой девице Ольге Александровне Шуваловой (? - ? гг.), а в 1815 г. двор купил дворянин, флот-лейтенант Иван Николаевич Александров (? - ? гг.), тогда его участок доходил до современной Зоологической улицы. В
1818 г. нумерация домов изменилась и ко всем номерам домов по улице прибавилась 11 номеров, т.о. это владение получило №91. Затем нумерация владения будет еще несколько раз меняться.
В начале 1840-х годов владение Александровых разделилось на два. Это хорошо видно на плане Хотева 1852 г. (участок 367 -
см. здесь). Левая его часть (уч. №367а) будет сохранена за служилыми дворянами
Александровыми около ста лет (переходя от отца к сыну и т.д.), пока перед самой революцией его не купит Морозов Сергей Тимофеевич (о чем я писала в прошлой части). Постройки на участке Александровых не сохранились, сейчас на их месте стоит часть совр. дома №11. А вот
усадьба Александровых в Тульской области частично сохранилась.
А
правая часть этого владения (уч. №367б) с так называемым "домом Протковой", о которой мы и будем говорить в дальнейшем, перейдет от Александровых к майорше Спечинской Елизавете Ивановне, ур. Любочениновой (1768 - 1847 гг.), вдове премьер-майора Федора Никитича Спечинского (1762 -1841 гг.). В браке у них родилось четверо детей.
Как долго владели Спечинские этим домом для меня остается загадкой. По паспорту дома в УГК ОИП, приведенном в книге Крыловой, майорша Елизавета Ивановна СпИчинская (так в паспорте) владела домом с 1840 г. по 1867 г., но Елизавета Ивановна умерла в 1847 г., поэтому в той же книге, Крылова уточняет, после смерти матери, одна из их дочерей, девица Елизавета Федоровна Спечинская (1801 -1857 гг.) стала владелицей этого участка, т.к. по купчей 1852 г. княгини С.С. Щербатовой, купивщей соседнее владение, именно, Елизавета Федоровна указана как ее соседка.
Но вот в чем загадка, по тому же паспорту УГК ОИП следующей владелецей участка с 1867 г. по 1882 г. указана Анна Петровна Высоцкая. Она была женой Высоцкого Григория Петровича, чиновника 11 класса. А как
я уже писала ранее, по старым справочникам начиная с
1946 г. этот участок на Садовой ул., в пр. ц. Ермолая, ("протковский" дом) принадлежит уже не Спечинской, а дворянину, чиновнику 11 класса Высоцкому Григорию Петровичу и его семье.
Художник Тюрин П. С. "
Высоцкий Г.П." мл.(?). Эрмитаж, 1851 г.
Высоцким на Садовой-Кудринской ул. принадлежал еще один участок, в пр. ц. Покрова в Кудрине. В справочнике 1850 г. указаны оба их участка:
Высоцкий Григорий Петрович. 11 кл. Пресн. часть, у Покрова на Садовой, соб. дом.
Второй дом
Высоцкого в Пресн. ч., у Ермолая - сдается.
А начиная с
1852 г. упоминается только его дом в пр. ц. Ермолая, т.н. "дом Протковой".
А после его смерти в 1859 г. переходит к его жене Анне Петровне. Следовательно вопрос о времени перехода владения от Спечинской к Высоцким пока остается открытым.
И еще одна загадка. Высоцкая Анна Петровна умерла в 1879 г., однако по "Указателю улиц и домов Москвы" за 1882 г. она все еще числится владелицей участка с "домом Протковой". Видимо, здесь ошибка, Крылова приводит документ 1882 г. - "Прошение" Александрова Владимира Александровича (владельца левого уч. 367а, он же 367\416) об измерении его владения, где его соседом справа уже названы Коншины.
Отсюда следует, что в начале 1880-х годов участок дворян Высоцких переходит к купцу Коншину Николаю Николаевичу (1831 - 1918 гг.) и его второй жене Ольге Николаевне, урожденной Добрыниной (1841 - 1887\88 гг.). Именно, на ее имя участок и записан.
Коншины Николай Николаевич и Коншина Ольга Николаевна. Фото. 1860-е гг. Архив М. В.Золотарёва.
Купцы Коншины принадлежали к старинному роду серпуховских посадских людей, известному с половины XVI столетия: фамилия их (Конша) уже упоминается в Серпуховской Сотной книге 1552 года. Их текстильные фабрики по изготовлению полотна и парусины в Серпухове известны еще с сер. XVIII века.
Николай Николаевич Коншин (старший) - действительный статский советник, предводитель дворянства, потомственный почётный гражданин, купец 1-й гильдии, промышленник, основатель и учредитель торгового дома "Николая Коншина сыновья" и "Товарищества мануфактур Н. Н. Коншина" в г. Серпухов. Был одним из сыновей Николая Максимовича Коншина.
Вид фабрик Товарищества мануфактур Н.Н.Коншина в Серпухове и Успенской церкви.
Женат Николай Николаевич (ст.) был трижды (подробнее о всех его женах и детях
см. здесь, у уважаемой
il_ducess). Мы же поговорим только о его второй жене Ольге Николаевне Коншиной, урожденной Добрыниной. Она дочь крупного тульского купца, коннозаводчика Николая Никитича Добрынина. Ее отец семь раз избирался городским головой в городе оружейников и славился как один из крупнейших благотворителей своего города.
Пошла в отца и его дочь Ольга Николаевна, ее отличали природная доброта и мудрость. На фабрике мужа в г. Серпухове она занималась устройством бесплатных яслей, больницы, общества трезвости, приюта для девочек и была первой попечительницей последнего. В летописи благотворительного общества за 1864 - 1876 гг. о ней написано много благодарных слов, в частности: "Кроме значительных материальных пожертвований, Ольга Николаевна положила на дело это столько сердечной теплоты, столько разумной практичности, что Приют как в нравственном, так и в материальном отношении поставлен весьма хорошо. Г-жа Коншина прилагала на занятия свои по Приюту истинно материнскую заботливость и участие ее к ученикам".
В этом браке у Николая Николаевича и Ольги Николаевны родилось семеро детей: четыре сына - Николай 2-й (1861 - 1916) - (у Н.Н. был ещё один сын Николай от первого брака); Сергей (1863 - 1911); Александр (1867 - ?); Иван (1882 - 1885); и три дочери - Елизавета (1862 - 1859); Евгения (1868 - 1942); Александра (1872 - 1942)
Об одном из них - Сергее Николаевиче Коншине, владевшим особняком на совр.Ленинградском проспекте, и украшенного интерьерами Ф. Шехтеля
я писала тут.
Упоминала я и другой недвижимости Коншиных на том же проспекте (см.
здесь и
здесь), правда, кому из них принадлежала эта собственность пока установить не удалось. Ну а все владения этого рода в Москве, трудно и перечислить.
После смерти Ольги Николаевны Коншиной, участок переходит к ее сыновьям. В 1889 г Государь Император разрешил приобрести для больницы соседний участок (Коншиных) для строительства на нем амбулатории, и сыновья О.Н. продают участок за 60 тысяч рублей детской больнице. Купчая на приобретения участка Коншиных была составлена в 1890 г. (в ней же шла речь и об участке Щербатовых, но об этом позже).
Объединение же двух участков в один произошло в 1898 г. В дальнейшем в этом доме в разное время проживали главные врачи детской больницы, среди которых были: Горохов Д.Е., Яблоков Н.В. и др., о них позже.
Вид "дома Протковой" со стороны сада.
Во время революционных событий 1905 года в результате артиллерийского обстрела Пресни дом пострадал от снарядов.
Вид дома с торца.
В 1985 г.в доме начались реставрационные работы, которые завершились после большого перерыва несколько лнт назад. Рестовраторы восстановили уникальные интерьеры дома, в котором сохранилась первоначальная анфиладная планировка, частичная лепнина потолков, старинные изразцовые печи, колонны. Благодаря кропотливой работе реставраторов воссоздано первоначальное убранство дома: зеленая, малиновая, золотисто-охристая гостиные, дубовая лестница и великолепная лепнина. В отреставрированном доме Филатовская больница предполагает открыть музей.
Глядя на эту фотографию трудно предположить, что за этим уютным домиком шумит Садовое кольцо.
Садовая-Кудринская улица. Нечетная (внешняя) сторона СК. Часть 9.
Другие достопримечательности. Оглавление.
Использованы материалы: Крылова И.В. "Московская детская больница им. Н.Ф. Филатова";
http://arppyup.ru/konshiny/ ;
http://story.foto-tula.ru/?content=storyview&num=285 и др.