Садовая-Кудринская улица. Нечетная (внешняя) сторона СК. Часть 4. Дом Поленова.

Sep 11, 2017 11:35

    Садовая-Кудринская улица. Нечетная (внешняя) сторона СК. Часть 4. Дом Поленова.

Часть 1. Часть 2. Часть 3.

В прошлой части я расказывала о владельцах этой усадьбы, ее последней хозяйкой была Александра Герасимовна Найденова, которая сама тут не жила, а использовала владение как доходное.


С 1904 г. по 1918 г. у нее арендовал квартиру в корпусе №3 (снесен, фото дома ниже) знаменитый художник Василий Дмитриевич Поленов (1844 - 1927 гг.) - это была его последняя московская квартира. Но вот что удивительно, об этом доме, в котором он прожил 14 лет с небольшими перерывами на путешествия или отъезд на лето в свое имение на Оку, и о его жизни и творчестве в этот период сохранились достаточно скудные сведения.
К счастью, этот пробел частично восполнил его внук - Федор Дмитриевич Поленов (1929 - 2000 гг.), который долгие годы был директором музея-усадьбы "Поленово". Он написал рассказ  "Дом на Кудринской". И, хотя, сам он в этом доме не жил, родился гораздо позже, в рассказе он использовал воспоминания своего отца - Дмитрия Васильевича Поленова (1806  - 1967 гг.), сына художника, и пишет как бы от его имени, а также старые фотографии, сохранившиеся в семейном альбоме (к сожалению, в книге они не представлены, поэтому я использую доступный фотоматериал). Все фразы в кавычках в моем посте, строки из рассказа Ф.Д. Поленова.
     В Найденовском доме В.Д. Поленов поселился с семьей, когда ему исполнилось шестьдесят лет, в 1904 г.
                                                             Художник Василий Дмитриевич Поленов.



Внук художника так описывает Найденовский двор - "Весна приходит на Кудринскую Садовую первой зеленью распустившихся лип, цветением подснежников за забором сада, светлыми вечерами и долгими сумерками. На страстной неделе, по старому обычаю, выставляются зимние рамы, и вешним дыханием гуляют по комнатам сквозняки. Слышнее стали раскатистые звонки конок с Садовой, скоро ночи наполнятся соловьиными трелями из глубины сада. Незаметно проходят недели. «Раки живые, салат кочанный, огурцы зеленые, редиска молодая!» - раздаются по утрам голоса уличных разносчиков. Детвора Найденовского дома радуется «Петрушкиным концертам» то и дело забредающего во двор знакомого шарманщика.
  Пыль и духоту московского лета скрашивает свежесть тенистого сада. С парников соседнего цветоводства Вилляр вывезли на подводах цветочную рассаду, из садов Четвертой женской гимназии и Вдовьего дома на Кудринской площади тянет запахом свежего сена. В саду кукует кукушка, а в щели забора видно, как в нижнем пруду мирно удят карасей старые священники в белых подрясниках - пруд принадлежит Александровскому приюту престарелых свя­щеннослужителей. Вечерами, на закате солнца, в облаках пыли медленно движется от Пресни к Никитским воротам коровье стадо. Отцвела черемуха, зацветают липы Найденовского сада. Гимназист сдает последний экзамен" (О цветоводстве Виллар, так по справочникам, я писала во второй части, об Александровском приюте речь пойдет в следующих постах, гимназист сын художника - Дмитрий, отец Ф.Д.).
   Садовая Кудринская ул.,7 (не сохранились). Предполагаю, что художник Поленов В.Д. жил в корпусе справа. На чем основано мое предположение напишу ниже. Фото 1956 г.


Домики эти стояли за главным домом усадьбы, их хорошо видно на планах 1937 г. и 1952 г. Один их них, левый, виден на этой фотографии 1930 г., он стоит справа от планетария.


А в двухэтажном флигеле Найденовского дома (на фото он справа внизу на переднем плане) Поленов снимал еще и мастерскую.
    Федор Дмитриевич далее пишет - "В Москве, даже недалеко от площади Восстания, еще сохранились такие старые дома, но об их прошлом мало знают современные жильцы...
    Этот маленький этюд, написанный маслом, ежедневно видят сотни людей - он прислонен к задней стенке известной «семейной витрины» поленовского музея. На этюд можно подолгу смотреть - с ним многое связано. Изображен двухэтажный оштукатуренный дом с двумя крылечками. Деревья перед домом, снег на мостовой двора. Помню, что во времена моего детства двор был мощен булыжником. Присмотревшись, можно различить темное пятно на ближнем углу карниза - след от разрыва шрапнельного снаряда. Хорошо помню скрип ступеней деревянной лестницы, тесные комнаты второго этажа и приветливость тогдашних хозяев квартиры. Впрочем, пусть говорят документы, фотографии старых альбомов и, что еще более ценно, воспоминания живых людей...".
    На одной из фотографий "семейной витрины" в музее-заповеднике "Поленово" мне удалось обнаружить этот этюд, но к сожалению, он загорожен другими вещами, и видна только его часть.
    Вот она, т.н. "семейная витрина". Фото отсюда.


Она же, здесь этюд виден чуть лучше. Фото отсюда.


И далее Ф.Д. пишет - "На фотографии небольшая светлая комната, два ее окна выходят в заснеженный сад. Книжная полка, шкаф красного дерева, керосиновая лампа на этажерке - часты перебои с электрическим светом. На стене над письменным столом висит натурный этюд "Раннего снега" - как хорошо, что удалось его сохранить!
                                                              Поленов В.Д. "Ранний снег" 1891 г.


Слева и справа висят этюды поменьше- Абрамцево, Бёхово, тарусские дали за Окой. Образцовый порядок всюду... На всем печать устоявшегося быта, прочных, проверенных временем семейных традиций. И серьезный гимназист с внимательными карими глазами - Митя Поленов, отец - Василий Дмитриевич - называет его Митюхой... Привычен жизненный уклад Найденовского дома на Кудринской. Казалось, что время, отметившее недавно рубеж столетий, не коснется налаженного мира комнаты с двумя окнами, за которыми виден заваленный снегом сад...".
    Вскоре наступил декабрь 1905 г. и Найденовские дома оказались в зоне боев. Художнику и его семье пришлось пережить немало тревожных дней. Обычно цитируют дневник, который вел Василий Дмитриевич Поленов в эти дни, но в рассказе "Дом на Кудринской" дневник ведет его сын  - Митрюха (Дмитрий Васильевич), причем автор рассказа Ф.Д. пишет, привычка вести дневник сохранилась у его отца, Дмитрия Васильевича Поленова, до конца жизни.
    Далее опять строки из рассказа Ф.Д. - "Но что-то сломалось. В уют старой квартиры тревожными известиями газетных сообщений властно вторгается эпоха. Недаром так молчалив за обедом отец гимназиста и скорбно выражение его глаз после получения очередных столичных новостей. Далеко за полночь не гаснет свет в его окнах, и долго-долго слышны тяжелые шаги из угла в угол мастерской...
    На чисто подметенном дворе Найденовского дома, на фоне сугробов у левого флигеля, сфотографирован вчерашний гимназист в студенческой тужурке. Вдвоем с отцом остались они на Кудринской, мать с младшими сестрами ушла в безопасное место на Кисловку. Занятия в университете прерваны. На Садовой и Бронной - баррикады.


В комнате Найденовского дома, выходящей двумя окнами в сад, не горит электричество. При керосиновой лампе студент ведет дневник - выработанная в детстве привычка вести его сохранится до последнего дня жизни...
     7 декабря. Забастовка началась в 12 часов дня. Реальное училище было распущено, реалисты бросились снимать IV-ю гимназию, что им и удалось. Прибыл околоточный с городовыми, и казаки, причем казаки спешились, выстроились против училища и стояли таким образом до тех пор, пока все реалисты не разошлись по домам...
    11 декабря. Снаряд попал и угол крыши флигеля, впоследствии оказалось, что это была шрапнель. Среди наших жильцов образовалась местная дружина самообороны. Поделили ночь на часы - мне досталось с двух часов. Была тихая, светлая ночь, только порой вдали раздавались локомотивные свистки и изредка револьверные выстрелы...
   15 декабря. Стрельба в соседнем саду. Стрелял, оказывается, солдат с каланчи. У нас во дворе расчищали каток ребята, он хватил и по ним, несколько пуль хлопнуло об деревья... Сейчас в ночной тишине слышны близкие выстрелы. В сад ходить нельзя, потому что часовой с каланчи стреляет во всякого, идущего туда. Сегодня чуть не убили отца... (см. карту, как все близко, дом с каланчой сейчас Баррикадная, 4).


18 декабря. Настало спокойное утро, казалось, что кончены все волнения. Но к вечеру распространился слух, что наш дом будет расстреливать артиллерия...
   22 декабря. Все стихло...
   Декабрьское вооруженное восстание потоплено в крови окраин рабочей Пресни. В старом семейном альбоме остались сделанные студентом фотографии баррикад на заснеженных улицах Москвы, красных флагов боевых дружин, домов с выбитыми окнами и разрушенными стенами. И небольшой этюд из «семейной витрины», выполненный в характерной поленовской манере, этюд, написанный с риском для жизни: солдат с каланчи стрелял в каждого замеченного. И тоже на всю жизнь сохранила память те жуткие минуты ожидания расстрела Найденовки, когда Василий Дмитриевич то и дело смотрел на часы: близилось время первого залпа...".
   В дни революционных событий 1905 г. Поленов В.Д. горячо сочувствовал революционному народу. Им были написаны две картины, освещающие эти события "Баррикады на Кудринской-Садовой" и "Пожар на Пресне". Он собирался их выставить на передвижной выставке 1906 г. в залах училища живописи, ваяния и зодчества. Однако, газета "Речь" Санкт-Петербург от 30 марта 1906 г. сообщала о вестях из Москвы, переданных по телефону  -  "По распоряжению администрации, на передвижной выставке картин, устроенной в залах училища живописи, ваяния и зодчества, сняты картины: Поленова - «Баррикады на Кудринской-Садовой» и «Пожар на Пресне» и Касаткина «Революционер», на которой изображен человек с повязкой санитарного отряда на руке".
                                                           В.Д.Поленов "Баррикады на Кудринской-Садовой".
                             

Но жизнь продолжается. Василий Дмитриевич много работает, интересы его по-прежнему очень разнообразны. В 1906 году в Большом зале Московской консерватории исполнена опера Поленова В.Д. "Призраки Эллады" (либретто Саввы Ивановича Мамонтова).


Через год, в 1907 г., Поленов путешествует по Германии и Италии. К 1909 году Поленов закончил, наконец, грандиозную работу - 58 картин из жизни Христа. В сущности, он посвятил им всю жизнь, задумав сначала одну картину о Христе, когда мальчиком еще увидел картину Александра Иванова. Первой и основной картиной "евангельского круга" была картина "Христос и грешница", оконченная в 1887 году. Трудно сказать, какие из этих картин были написаны в Найденовском доме в его арендованной мастерской, а какие в его усадьбе Борок на Оке, поэтому приведу картины, соответствующие периоду проживания Поленова здесь.
                                        Поленов В.Д. "Он виновен в смерти" 1906 г.


Все вместе картины выставлялись лишь однажды, на выставке в России в 1909 году. Газета "Русские ведомости" от 4 мая 1909 г. сообщала: - "Выставку картин В.Д.Поленова «Из жизни Христа» в воскресенье посетили до 1500 человек. В залах выставки все время происходила настоящая давка. В будни на выставке бывает гораздо свободнее; число посетителей - от 200 до 300 чел. в день...".
                                                          Поленов В.Д. Кто из вас без греха? 1908 г.


В 1910 г. Василий Дмитриевич становится одним из инициаторов создания при Обществе народных университетов секции содействия фабричным и деревенским театрам. Вот как об этом периоде пишет его внук Федор Поленов  - "Спектакли и литературные вечера в доме на Кудринской, студенческая тужурка Андрея Белого и красивая голова вдохновенно читающего стихи молодого Максимилиана Волошина. Отец студента занят своей идеей секции содействия делу фабричных и деревенских театров, он собирается ехать в Грецию - красивый замысел работы в Музее изящных искусств и переписка об этом с Иваном Владимировичем Цветаевым захватывают его. Поездка откладывается до завершения работы над циклом картин, работа, которая подходит к концу. Он поглощен подготовкой выставки и деятелен больше, чем обычно. И, как всегда, в работе находит он радость и успокоение...". (Судя по этому отрывку, можно предположить, что первоначально спектакли проходили здесь, в Найденовском доме).
     Эта его работа прерывается новым путешествием, с июля 1910 г. до начала осени 1911 г. Поленов ездит по Европе и под конец путешествия он побывает в Греции. По этюдам своим сделал он восемь панно для музея изящных искусств, но как пишет М. Копшицер в своей книге о Поленове "работы эти удачными назвать нельзя. Они и не прижились в музее" (два из них в 1933 г. были переданы в Саратовский музей).
    В 1914 в Москве устраивается выставка картин Поленова цикла "Из жизни Христа" для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне. Газета "Раннее утро" от 29 (16) октября 1914 г. писала - "Вчера в Художественном Салоне открылась выставка картин академика В. Д. Поленова: "Из жизни Христа".
Весь сбор от этой выставки идет в пользу раненых. Помещение бесплатно отведено К. И. Михайловой. Выставка представляет большой интерес. Выставлено 68 картин. Внимание публики привлекают картины: "Посреди учителей", "Решили идти в Иерусалим", "Пределы мирские", "Кто из вас без греха", "Предал дух"... Крайне доступная цена (от 10 коп.) даст возможность посетить выставку самым широким кругам населения".
                                                    Поленов В.Д. Решили идти в Иерусалим.  1880  - 1890 гг.


В 1915 г. Василий Дмитриевич Поленов приобрел пустующий участок на Медынке у  крестьянина Миронова и при поддержке Саввы Ивановича Мамонтова построил дом с зрительным залом, мастерскими, библиотекой, кабинетами для репетиций "секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров". Здание было спроектировано архитектором Шишковским О. О.
                                                       Поленовский эскиз театрального дома.
                          

Открытие состоялось 29 декабря 1916 г. в присутствии А. А. Бахрушина, С. И. Мамонтова, Г. С. Бурджалова, самого Поленова и многих других известных деятелей культуры.
                                 Поленовский народный театр на Зоологической улице. Фото 1916 - 1918 гг.


В театре ставились пьесы, написанные художником, в его же декорациях, специально разработанных для небольших самодеятельных театров.
     "Театральное дело на всю Россию", как называл эту секцию сам Поленов, было его любимым детищем. "Заживаясь в Москве до позднего лета, он по несколько раз в день, накинув черный баварский плащ, через сады, по прямой тропинке с Кудринской Садовой на Медынку, бегает к своему излюбленному театральному дому", - вспоминала его дочь.
                               Современный вид Театрального дома. Зоологическая ул. 13.


После революции, в 1918 г. Поленовы покинули Найденовский дом и навсегда перехали из Москвы в свою усадьбу на Оку (сейчас там музей-заповедник Поленово").
     Не сохранился и дом в Найденовском дворе, где жил с семьей Василий Дмитриевич. Его внук, Федор Дмитриевич, так пишет об этом - "Идут годы. Новые зимы и весны встречают дом на Кудринской. Скрипом своих ступеней возвещает старая лестница о каждом новом посетителе. Многим не суждено больше войти в мастерскую художника. Никогда не придет сюда задумчивый Левитан, не придет сестра Елена, старых друзей становится все меньше, годы идут...
     Недавно я зашел во двор бывшей Найденовки. Попасть туда сейчас можно только со стороны планетария, где в незапамятные времена, я знаю, находились парники цветоводства Вилляр. Там нет ничего похожего на старые фотографии. Но флигель, в котором работал художник, еще стоит".
     В книге "С любовью и тревогой" сказано, что мастерская Поленова была слева, в двухэтажном флигеле. Он сохранился до наших дней (совр. адрес д.7с13).
                     

Театральный дом в советское время продолжал жить, с 1921 г. - это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова, но в 1928 г. в нем, уже переименованном в "Центральный дом искусств деревни" Н. К. Крупской, произошел пожар, уничтоживший поленовские декорации и почти все театральное имущество.
     Нет в России и многих картин художника, в т. ч. написанных и в Найденовском доме, М. Копшицер пишет "К сожалению, большинства законченных картин мы не знаем. Они долгое время оставались у Поленова, в 1924 году была организована большая выставка русского искусства в Соединенных Штатах. Целью выставки было не только показать американцам русское искусство, но и продать кое-какие картины, так как в это время Советская республика не могла еще покупать столько картин, чтобы обеспечить материально художников, оставшихся на родине. Большинство картин Поленова было куплено и до сих пор находится в Америке. В нашем же распоряжении только эскизы и альбомы весьма несовершенных репродукций".

Садовая-Кудринская улица. Нечетная (внешняя) сторона СК. Часть 5.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Федор Поленов "У подножия радуги"; М.Копшицер Поленов; Романюк С.К. По землм москавских сел и слобод; http://starosti.ru/article.php?id=19040 ; http://starosti.ru/article.php?id=44159 ; сборник "С любовью и тревогой" и др.

старая Москва, Садовое кольцо, Садовая-Кудринская улица, Прогулки по Москве, Баррикадная, достопримечательности

Previous post Next post
Up