Съемки беспрецедентного советского фильма соответствовали жанру катастрофы, а его долгая популярность у зрителей - первоначальному названию: «Запас прочности».
В истории отечественного кино «Экипаж» Александра Митты навсегда останется «трижды первым». Это первая в СССР и России продюсерская картина, профинансированная не только государством, но и «Аэрофлотом»; первый советский фильм-катастрофа; и первый наш опыт съемок эротических сцен.
На их месте должен быть…
Не стареющий «Экипаж» должен был называться «Запас прочности», а снимать в нем планировали совсем другую команду. Вместо Георгия Жженова - Алексея Петренко, вместо Анатолия Васильева - Николая Караченцова, вместо Леонида Филатова - Олега Даля, а вместо Александры Яковлевой - Елену Проклову.
Мотивы отказа от роли Алексея Петренко для руководства фильма остались загадкой. Командира экипажа пришлось заменить первым - вместо присмотренного режиссером кандидата на главную роль утвердили Георгия Жженова. Этот выбор оказался удачным: артист со сложной судьбой не играл, а проживал жизнь своего персонажа, чем мог служить примером для молодых актеров.
На роль второго пилота после блестящей пробы утвердили Николая Караченцова. Но тогдашняя творческая востребованность сыграла с ним злую шутку. Николай предупредил директора, что сейчас нарасхват: и в «Ленкоме» много играет, и в Белоруссии снимается, и на ТВ занят, еще и концерты дает. На «Экипаж» актер готов был выделить только один-два дня в неделю. Это не устроило съемочную группу, и вместо утвержденного Караченцова решено было снимать не столь занятого Анатолия Васильева из Театра Советской Армии. Сколько женщин потом благодарило создателей ленты за такой выбор!
Следующей кандидаткой на замену стала Елена Проклова. Костюм стюардессы актрисе был очень к лицу, но сниматься в нем ей было суждено в другом фильме - «Мимино» Георгия Данелия. Поработать у Александра Митты артистке тоже помешала занятость в театре. Ее назначение на роль, по слухам, решил один телефонный звонок. И так же легко, как получила этот шанс, актриса от него отказалась. Руководство фильма она оповестила о своем решении, приехав… заключать договор на съемку. Ошарашенному директору Елена Проклова объяснила такой поступок внезапным изменением обстоятельств: коллега по МХАТу Ирина Мирошниченко неожиданно улетела в Южную Америку, и главреж Олег Ефремов заменил ее Прокловой. Свои и чужие спектакли - слишком большая нагрузка, чтобы еще и в кино сниматься, а то бы она, мол, с удовольствием… Съемки пришлось начинать без стюардессы.
А последним из экипажа выбыл Олег Даль. И эта потеря стоила кинопроизводству дороже всего. После двух недель съемок режиссер был поставлен перед фактом, что продолжать работу актер не может, и всё придется переснимать с другим артистом.
Однажды после съемок Олег Даль зашел к директору и закрыл за собой дверь на ключ: «Разговор наедине! Не могу сниматься, не идет роль. Режиссер не в восторге. Не сплю, психую, не держу текст». Директор стал давить на потраченные деньги, на исключительный материал, ведь роль - из тех, от которых не отказываются. «Я болен!» - отрезал Даль. Вскочил, закрыл глаза и протянул дрожащие руки. Сомнений в нездоровье артиста не было. Гендиректора «Мосфильма» тоже в этом убеждать не пришлось. Увидев изможденного Даля, он сочувственно выслушал его признание, что тот впервые не может овладеть собой на площадке, и удовлетворил просьбу о снятии с роли. Но даром это Далю не прошло. В течение трех лет его было негласно приказано не снимать. А жить актеру оставалось всего год…
Сладкая парочка
Олега Даля поменяли на Леонида Филатова, а Елену Проклову - на недоучившуюся студентку Александру Яковлеву (на момент съемок у нее была фамилия Иванес). Этой милой экранной паре суждено было стать первопроходцами советской киноэротики. Но дались постельные сцены партнерам по-разному.
Застенчивый от природы Леонид Филатов играл «секс», не снимая штанов. Он всё время жаловался на трудности с ролью, поскольку в жизни плейбоем не был (хоть в это трудно поверить). И полной противоположностью перед камерами была его партнерша-дебютантка (для Александры Яковлевой это была первая работа в кино). «Зажатыми» на съемочной площадке были все, кроме нее. Операторы стеснялись на обнаженную красавицу смотреть, а она была такой раскрепощенной, как будто рядом с кушеткой никого не было.
«Ну что, сниматься будем?» - спросил Александр Митта начинающую актрису-тезку, которой предстояло впервые в истории советского кино играть любовь, в чем мать родила. «Будем!» - с готовностью ответила Александра. «Так раздевайся!» - поторопил режиссер. На кушетку к жутко стеснявшемуся Филатову партнерша легла без «верха» и «низа», даже не попытавшись «отстоять» хотя бы трусики. Войдя «во вкус», режиссер с операторами отсняли вдвое больше интимных сцен, чем пропустила цензура.
Намучиться с артисткой пришлось в другом смысле - она оказалась «с сюрпризом». Когда директор поехал отпрашивать студентку в театральном училище, ректор отпустил ее без разговора: «Забирайте, она свободна. Мы ее исключили». Оказалось, что Александра Иванес имеет привычку опаздывать и срывать репетиции. Ректор посоветовал с ней не связываться, и через пару месяцев директор фильма кусал локти, что не послушал совета. То не в том платье актриса придет на съемку и переведет стрелки на художницу по костюмам, которую в свою очередь обманет, что это указание режиссера. То коллегу «забудет» захватить служебной машиной по пути в аэропорт… А больше всего актриса подставила съемочную группу на этапе сдачи фильма. За пару месяцев до монтажа Александра вышла замуж, но о смене фамилии заявила уже после выпуска титров. Скандал, истерика и… траты на переделку.
Блестящие решения
Переделывать пришлось не только титры, но и название фильма. Против «Запаса прочности» восстали прокатчики. Увидев это «гиблое» название в первоначальной сборке, они предсказали картине провальную судьбу. Режиссеру пришлось срочно объявлять «мозговой штурм» с личным стимулом - пообещал 100 долларов за лучшую замену. Но за две недели ничего путного ни в чьей голове не родилось. Тогда Митта предложил свой вариант - «Экипаж». И попал в «яблочко».
Пришлось поломать голову и над «диверсификацией» сценария. Когда в авиационном руководстве узнали, что на «Мосфильме» затевается картина о катастрофе советского самолета, запротестовали: наш воздушный флот - самый надежный в мире, а Ту-154 - безопасный, как и все лайнеры Туполева. И тогда авторы сценария Юлий Дунский и Валерий Фрид предложили устроившее всех «соломоново» решение: авиакатастрофу перенесли в Африку, а подвиг - в Советский Союз.
Заручиться поддержкой «Аэрофлота» помогло назначение консультантом фильма замминистра гражданской авиации Сергея Павлова. Без такого помощника съемки на режимном объекте стали бы неподъемными. Это был тот случай, когда консультант помогал не советами, а делом: один его звонок в аэропорт - и всё готово к встрече съемочной группы. К тому же это был тот человек, который реально знал, как удешевить съемки, предлагая, в зависимости от задачи, «Домодедово» или «Шереметьево».
И совсем не обошлись бы киношники без опеки «Аэрофлота» в обеспечении реквизитом. Найти подходящие самолеты оказалось самым сложным, поскольку среди списанных лайнеров новой модели Ту-154 быть не могло. «Выручил» инцидент с рейсовым самолетом в Новосибирске. При заходе на посадку в международном аэропорту Толмачево пилот приземлявшегося лайнера увидел на взлетном поле дым, валивший из-под стоявшего на полосе Ту-154 (возгорание произошло из-за оставленного включенным подогревателя). Вызванные диспетчером пожарные огонь потушили, но борт СССР-85087 не спасли - из фюзеляжа уцелел лишь хвост, который и сослужил неоценимую службу киношникам. В Москву негабаритный груз прибыл спустя три недели. Его с трудом погружали и выгружали на железнодорожных платформах. «Оторвавшийся» хвост был снят не только снаружи, но и изнутри: на «обрубке» делался эпизод «устранения аварии в полете».
Ту-154Б борт СССР-85179 вылетал по фильму из разрушенного землетрясением Бидри. А Ту-154Б борт СССР-85131 режиссер с директором выпросили на личной встрече у министра авиации СССР Бориса Бугаева. Главный маршал авиации и личный пилот генсека Леонида Брежнева был хорошим летчиком и симпатичным человеком, с которым можно было найти общий язык. Узнав от его заместителя о разливе ртути на борту пассажирского лайнера, следовавшего из Киева в Москву, Митта понял, что это тема для разговора с министром. В 1976 году самолет сняли с рейса как непригодный для дальнейших пассажирских перевозок и через три года отдали под учебные нужды. Почему бы не попросить его для съемок? «Если сделаете кино не хуже «Небесного тихохода», тогда поможем, чем сможем!», - улыбнулся своей обаятельной улыбкой Борис Павлович.
Кино получилось не хуже, а даже лучше. В 1980 году «Экипаж» посмотрело более 70 миллионов зрителей.
Любопытные подробности
Идею снять фильм об авиакатастрофе режиссеру Александру Митта подсказал Голливуд. Там эта тема была очень популярной после экранизации бестселлера Артура Хейли «Аэропорт», а в СССР этих фильмов не показывали.
Для второй части картины, посвященной аварии на борту, к написанию сценария привлекли известного авиаинженера Бориса Уриновского.
Взрывающийся в картине нефтеперерабатывающий завод был макетом (прообраз - Омский НПЗ).
Взрыв самолета на взлете в Бидри пытались снять без использования макета. «Жертвой» должен был стать списанный Ту-114. Передвигаться он уже не мог, и декорации построили вокруг фюзеляжа. Для сцены взрыва самолета и аэропорта привезли шесть тонн керосина. Но декорации взорвались еще на этапе подготовки - всё сгорело до съемки.
Фильм должен был заканчиваться смертью командира экипажа. По сценарию отстраненный от полетов герой Георгия Жженова лежит после инфаркта в больнице, где его навещают друзья и просят перегнать самолёт, поскольку пилотов не хватает. Старый летчик в пижаме бежит по снегу ночью к пилотской кабине, где его встречают не изменившиеся с войны фронтовые товарищи. Командир садится за штурвал, а боевые друзья обнимают его за плечи. Все взлетают и растворяются в ночном небе. А в финальном кадре дочка в больничных стенах говорит, что папа умер. Но киноначальство при поддержке авиаторов заставило переснять концовку на хеппи-энд. Герой Жженова вроде бы остается жив, но стюардесса объявляет пассажирам нового командира экипажа…
В 1980 году на Всесоюзном кинофестивале в Душанбе фильму «Экипаж» достался приз жюри «За зрелищность» и специальный приз Союза композиторов Таджикистана за музыку (Альфред Шнитке).
В 2016 году вышел «Экипаж» режиссёра Николая Лебедева - одноименный ремейк непревзойденной картины 1979 года. Главные роли в нем исполнили Владимир Машков и Даниил Козловский. Снялась в новой версии и стюардесса Тамара - правда, в ином амплуа. Это первый в России фильм, снятый на суперсовременных цифровых камерах IMAX® 3D. «Трэшевые» сцены проваливания взлетных полос при землетрясении и извержения лавы - это полторы тысячи кадров компьютерной графики. Александр Митта новый «Экипаж» не только одобрил, но и сыграл в нем самого себя.
© Вячеслав Капрельянц, 2016
Если вам понравился мой пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)
Читайте также по теме:
"Ошибка резидента": шпионский детектив на экране и в жизни
«Д’Артаньян и три мушкетера»: истории за кадром.
Какие проблемы и недоразумения сопровождали любимый фильм на пути к зрителю?
https://slavikap.livejournal.com/26786859.html «Ну, погоди!»: «золотой» юбилей «золотого» мультфильма
50 лет назад родился самый любимый мультик трех поколений.
https://slavikap.livejournal.com/25463317.html Божественный промысел и его интерпретаторы
Как два Андрея снимали фильм об Андрее, и почему историческую драму о России положили на полку?
https://slavikap.livejournal.com/22306845.html «Белый Бим - Черное ухо»: драма в кадре и за кадром
https://slavikap.livejournal.com/24977937.html В бой идут одни «старики»: Не могЁм, а мОгем!
http://slavikap.livejournal.com/21179871.html Белое солнце пустыни: истерном по вестерну
http://slavikap.livejournal.com/21107589.html «Весна на Заречной улице»: в кадре и за кадром.
Любопытные подробности из истории фильма
http://slavikap.livejournal.com/20405575.html Как снималась «Калина красная»: 25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина.
http://slavikap.livejournal.com/20236265.html От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.
http://slavikap.livejournal.com/19678323.html Ирония судьбы Мягкова и К?
http://slavikap.livejournal.com/19575479.html «Служебный роман»: история шедевра
http://slavikap.livejournal.com/19459569.html «Экипаж»: трижды первый
http://slavikap.livejournal.com/18987190.html "Ошибка резидента": шпионский детектив на экране и в жизни
http://slavikap.livejournal.com/18847623.html Зачеркнуть бы всю жизнь…
https://slavikap.livejournal.com/23601683.html Кому Афоня рубль должен?
http://slavikap.livejournal.com/18556494.html "Осенний марафон": рассказ о себе самом
http://slavikap.livejournal.com/18231855.html "Место встречи изменить нельзя": о буднях МУРа
http://slavikap.livejournal.com/17905905.html "Золотой теленок": не в деньгах счастье!
http://slavikap.livejournal.com/16596729.html "Кавказская пленница" на крымском курорте
http://slavikap.livejournal.com/16494909.html "Любовь и голуби": очень жизненное кино
http://slavikap.livejournal.com/15780922.html "17 мгновений весны": рождение легенды
http://slavikap.livejournal.com/15352615.html "Невероятные приключения итальянцев в России"
http://slavikap.livejournal.com/14212746.html Как Иван Васильевич менял профессию
http://slavikap.livejournal.com/13888843.html "12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая
http://slavikap.livejournal.com/13649970.html "Пираты XX века": фильм про настоящих мужчин
http://slavikap.livejournal.com/13469152.html "Мимино": наше славное кино
http://slavikap.livejournal.com/13406003.html "Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком
http://slavikap.livejournal.com/13042617.html "Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"
http://slavikap.livejournal.com/12934310.html "Джентельмены..." и удача
http://slavikap.livejournal.com/12633418.html "Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов
http://slavikap.livejournal.com/12524021.html "Три плюс два" - фильм навсегда
http://slavikap.livejournal.com/12012373.html "Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино
http://slavikap.livejournal.com/11664043.html "Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить
http://slavikap.livejournal.com/11200208.html