«Ирония судьбы»: 40 лет под звон бокалов

Jan 03, 2020 23:00





В канун Нового, 1976 года, по первой программе ЦТ впервые показали «Иронию судьбы,
или С легким паром!».

40 лет назад Нового года ждал не только советский народ, но и картина, без которой этот праздник уже не возможен. Законченная летом, новогодняя комедия Эльдара Рязанова полгода дожидалась телевизионной премьеры, назначенной на 1 января 1976 года. Укупоренная в кассетах, лента выдерживалась на останкинских полках, как марочное шампанское, чтобы с оглушительным эффектом сорвать пробку праздничным содержимым.



Радость - в каждый дом



«Ирония судьбы, или с Легким паром!» - первый фильм Эльдара Рязанова для телевидения. А благодарить за этот подарок «с доставкой на дом» надо скромный бюджет картины и стремление ее создателей, по признанию режиссера, «банально заработать». С этой целью решено было снимать фильм на одной декорации, с минимальным актерским составом.

Придумывать сюжет не пришлось - за основу взяли случай из жизни, когда один приличный человек пошел 31 декабря в баню, а потом навестил друзей, праздновавших юбилей совместной жизни. На «автопилоте» захмелевший гость собрался домой, а другой взялся его проводить: отвез на вокзал и посадил в вагон, где бедолага оклемался на багажной полке при подъезде поезда к Киеву. Ходили слухи, что автором розыгрыша был известный шутник Никита Богословский, но сам композитор свою причастность к описанным новогодним приключениям отрицал.



Как бы там ни было, этот сюжет обыграл в пьесе для театральной постановки Эмиль Брагинский, и спектакль «С легким паром, или Однажды в новогоднюю ночь» с успехом шел с 1969 года на сценах 110 театров страны. Эльдару Рязанову оставалось постановку лишь экранизировать, на что он без труда получил «добро» от Центрального телевидения. Заказчик проект финансировал, а «Мосфильм» предоставил производственную базу.

Готовый продукт «протестировали»… на грузинах. До официальной премьеры, осенью 1975 года, новую картину показали на Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Тбилиси, где новогодняя лента Эльдара Рязанова удостоилась главного приза.

Этот успех помог ленте добраться до всесоюзного экрана. Шесть месяцев, пока «Ирония…» ждала своего звездного часа, ее судьба висела на волоске: до режиссера доходили слухи об обсуждении роли картины в пропаганде пьянства.



Но здравый смысл победил, и 1 января 1976 года в 17:45 двухсерийный телевизионный фильм был показан жителям «одной шестой части суши». По многочисленным просьбам ленту повторили в эфире 7 февраля. Советская новогодняя сказка сразу и навсегда очаровала зрителей. Только в первом показе картину посмотрело 100 миллионов человек, а за два года ее увидели по телевизору 250 миллионов соотечественников. Впоследствии ленту еще и перевели с телевизионного формата на киноверсию, которую заказало Госкино для демонстрации в кинотеатрах (тираж начинался с 295 копий). На большом экране «Иронию судьбы…» посмотрело 7 миллионов зрителей.

В 1977 году фильм получил Государственную премию СССР. Такой чести были удостоены режиссёр Эльдар Рязанов, сценарист Эмиль Брагинский, оператор Владимир Нахабцев, актеры Андрей Мягков, Барбара Брыльска и композитор Микаэл Таривердиев.



Кстати, именно Микаэлу Таривердиеву дали читать сценарий первому. Настроение музыке должны были задать вставленные в рабочий материал стихи известных поэтов. Поначалу Эльдар Рязанов хотел поручить написать по одной песне разным композиторам, но Микаэл Таривердиев выдал двенадцать песен, одна другой лучше. Выбрали восемь, в картину вошло шесть, плюс несколько узнаваемых мелодий. Для ленты, не являющейся мюзиклом, это был перебор, но без этой музыки не было бы фильма. О других композиторах больше не вспоминали. А Таривердиев стал настоящим соавтором ленты. Он же нашел и исполнителей, записавших песни за героев Барбары Брыльской и Андрея Мягкова: Аллу Пугачеву и Сергея Никитина (в титрах не значатся). А вот рекомендованную композитором на главную роль Алису Френдлих в картину не взяли.

Кто-то теряет, кто-то находит

В Новый год люди подводят итоги, строят планы на будущее и отваживаются на перемены. Так происходит и с героями «Иронии судьбы…» - 36-летним хирургом из Москвы и 34-летней учительницей из Ленинграда. До случайной новогодней встречи Женя Лукашин собирался создать семью с невестой Галей, а Надя Шевелева - с надежным и серьезным Ипполитом. И если бы не путаница с городами и квартирами, у обоих всё сложилось бы иначе. Лучше или хуже, «поживем - увидим», как говорит мама Жени. По законам лирической комедии, водевильный сюжет, включая хэппи-энд, - с грустинкой. Но… в том и прелесть Нового года, что он открывает нам двери к чуду. Когда еще мы так настроены на веру, надежду и любовь? Только на пороге Нового года!



Не случайно и героиню фильма зовут Надежда. Внешность - заграничной Барбары Брыльской, голос - ангела (ну что можно сказать о Валентине Талызиной - молодец), вокал - лучшей певицы Советского Союза Аллы Пугачевой (солистки Липецкой филармонии, которую тогда никто не знал).



Надю Шевелеву могли сыграть Людмила Гурченко, Валентина Талызина, Светлана Немоляева, Ольга Волкова, Марина Меримсон, Антонина Шуранова и др. Когда Эльдар Рязанов позвонил в Варшаву польской актрисе, запомнившейся по роли в эротической мелодраме «Анатомия любви», Барбара Брыльска удивилась, что режиссер пригласил ее на кинопробы лично, а не через помощников. В Москве ее игра понравилась больше всего. Рязанов отметил не только соответствие возраста Брыльской и ее героини, но и «ленинградскую интеллигентность» польской актрисы, проявлявшуюся в очаровавшей режиссера деликатности в интимных эпизодах.

Женю Лукашина мечтал играть Андрей Миронов, которого Рязанов готов был рассматривать лишь в роли Ипполита. На главную же мужскую роль пробовались Иннокентий Смоктуновский и Петр Вельяминов, а Рязанов хотел снимать Станислава Любшина. Но популярный в ту пору Любшин не смог вырваться на пробы, и ему срочно пришлось искать замену. Актера «Современника» Андрея Мягкова Рязанов смотрел в кадре без энтузиазма - он представлял Женю Лукашина иначе. Но увидев пробу, поменял свое решение: не известный по киноролям актер идеально попал в образ не обласканного женским вниманием великовозрастного холостяка.



Невесту Лукашина Галю могла сыграть Наталья Гвоздикова, но после проб пригласили актрису Театра им. Гоголя Ольгу Науменко. По признанию исполнительницы, она нарушила традицию Рязанова снимать «проверенных» в предыдущих его фильмах актеров - после этой роли он ее больше никуда не звал (не понравилась).



Ипполита должен был играть утвержденный после блестящей кинопробы актер ленинградского БДТ Олег Басилашвили. На него уже шили костюмы и делали фото. Но на съемки артист не приехал. У него умер отец, а сразу после похорон скончался коллега по театру Ефим Копелян, что повлекло замены спектаклей в БДТ и занятость Олега Басилашвили в скорректированном репертуаре. Ждать съемочная группа не могла - надо было «ловить» уходящую зимнюю натуру. В начале марта в роли Ипполита стали снимать Юрия Яковлева, на которого не пришлось перешивать одежду, сшитую по меркам Басилашвили. А вот переснять кадр с нужным изображением, где героиня Брыльской поднимает с сугроба фото Басилашвили в образе Ипполита, не успели - сошел снег. Оставили в картине карточку с Басилашвили, но этой подробности зритель не заметил

.

Могли мы не увидеть в «Иронии судьбы…» и Георгия Буркова. Режиссеру пришлось буквально «уламывать» не пьющего в жизни актера сняться в образе «никогда не пьянеющего» персонажа. Отказывался Бурков из боязни навредить своему актерскому имиджу - он до этого снимался в «серьезных» образах и видел себя если не в роли Гамлета, то уж, по крайней мере, не алкоголика.



Третья улица Строителей

3-я улица Строителей, 25, квартира 12 - самый известный адрес в стране, который вот уже сорок лет произносят в шутку таксисты, имея дело с хмельными пассажирами. В Ленинграде 3-й улицы Строителей не было никогда, зато до 1962 года было сразу две улицы Строителей: одна - в Кировском районе (ныне носит имя Маринеско), другая - в Красногвардейском (сейчас называется Бокситогорская, это промзона). А в Москве 3-я улица Строителей реально существовала - с 1958 года. Но в 1963 году её переименовали в улицу Марии Ульяновой, что не помешало установить на доме №25 табличку с изображением портфеля с веником. В 2015 году хрущёвскую панельную пятиэтажку снесли, а табличку жильцы прихватили на память.



Есть памятные таблички и на двух панельных многоэтажках на Юго-Западе Москвы, ставших киношными прообразами московского и ленинградского домов типовой застройки с одинаковым адресом. Одна из табличек в 2003 году была украдена, а через четыре года обе памятные стелы переустановили с приглашением на торжественное открытие Эльдара Рязанова. «Ленинградский» дом - это столичная панелька по проспекту Вернадского, 113, а «московский» - по-соседству, на проспекте Вернадского, 125. В действительности эти одинаковые дома существуют лишь в трех экземплярах: по данному экспериментальному проекту при застройке нового района на месте бывших сел Тропарёво и Никулино в 70-е годы было построено только три здания (сохранилась фотография 1977 года с панорамой сносящейся деревни на фоне этих новых домов). Тем не менее, затронутая в фильме проблема архитектурного «конвейера» стала предметом обсуждения на самом высоком уровне. В докладе генерального секретаря ЦК КПСС на XXVI съезде КПСС замечалось, что советское градостроительство нуждается в большем разнообразии и художественной выразительности. Оживление в зале вызвало упоминание Леонидом Брежневым героя комедии, которого по иронии судьбы занесло в другой город, где он не смог отличить чужой дом и квартиру от собственных. Кстати, до признания Рязанова, никто из зрителей не заметил не только бутафорского снега из пенопласта, которым были щедро посыпаны ленинградские и московские улицы (зима выдалась бесснежной), но и опечатку в начальных титрах, где по недосмотру корректора выпала буква «л» в слове «исключительно». Так мы и смотрим 40 лет «совершенно нетипичную историю, которая могла произойти ИСКЮЧИТЕЛЬНО в новогоднюю ночь».



Есть еще одна нестыковка в картине. Раньше пассажирам внутрисоюзных авиарейсов действительно не требовался паспорт для полета, но так было до 1974 года, а на момент выхода «Иронии судьбы…» человека без документа уже бы на борт не взяли.



У поклонников творчества Эльдара Рязанова вызывает вопрос и фамилия Катаняна, которого упоминают герои «Иронии судьбы…» (Женя и Галя обсуждают, идти ли к нему в гости на Новый год), а также других фильмов режиссера: «Привет, дуралеи!», «Вокзал для двоих» и «Забытая мелодия для флейты». Оказывается, Василий Катанян - реальный человек, с которым Эльдар Рязанов был знаком в 50-е годы, пробуя себя в качестве оператора документальных фильмов. Все знают о нашумевшем сиквеле «Ирония судьбы. Продолжение», снятом в 2007 году с участием актеров из оригинальной версии Тимуром Бекмамбетовым. Но мало кто слышал об идентичном фильме «Я люблю Новый Год», снятом в 2013 году режиссером Боливуда. Сюжет индийского фильма-двойника был полностью списан с нашей «Иронии судьбы…», лишь имена героев заменили на свои, а Москву и Ленинград - на Нью-Йорк и Чикаго. Судиться с плагиатчиками Эльдар Рязанов не стал. Признание картины в мире - подтверждение таланта ее создателей. Не имевший привычки пересматривать свои картины, Эльдар Рязанов посмотрел «Иронию судьбы…» на больничной койке. «Знаешь, - заметил он жене, - а это снял толковый режиссер».



© Вячеслав Капрельянц, 2015

Поздравляю вас с Новым годом, дорогие друзья! Желаю всего самого наилучшего!

Если вам понравился пост, поставьте лайк, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)

Читайте также по теме:

[Spoiler (click to open)]

Ирония судьбы Мягкова и К?
http://slavikap.livejournal.com/19575479.html


Новый год, мои посты про кино

Previous post Next post
Up