Как снимали первую комедию о хрустальной мечте Остапа Бендера?
К истории великого комбинатора режиссер и сценарист Михаил Швейцер обратился неожиданно: до этого он снимал «Время, вперед!». Оттуда же взял и непревзойденного первого Остапа Бендера советского кино - Сергея Юрского, а также исполнителя роли Шуры Балаганова Леонида Куравлева.
Герой не нашего времени
Снимался первый фильм об Остапе Бендере два года, а вынашивался втрое дольше. От идеи до премьеры прошло шесть лет. Сделать двухсерийную киноверсию сатирического хита Ильи Ильфа и Евгения Петрова Михаил Швейцер задумал в 1962 году, а на экраны картина вышла в конце 1968-го. Разрешения на экранизацию пришлось ждать целых пять лет. За это время режиссер, снимавший две картины в год (в 1960 году вышли его «Мичман Панин» и «Воскресение»), успел не только написать рабочий сценарий «Золотого теленка», но и выпустить картину «Время, вперед!» (1965) с известной всем по заставке к программе «Время» музыкой Георгия Свиридова. Возможно, именно идеологически выверенная экранизация пафосной баллады Валентина Катаева о трудовых свершениях основателей советской индустрии открыла «шлагбаум» для фильма об их антиподе - не имеющем ничего общего с героями первых пятилеток легендарном аферисте. По сути, за ворованным миллионом Остап Бендер гонялся в то самое время, когда соотечественники надрывались на великих стройках (действие в романе происходит в 30-е годы XX века). При этом обличительную задачу режиссер перед картиной не ставил. Он не скрывал, что Остап Бендер ему по-человечески близок.
В ролях Бендера и Балаганова Швейцер изначально предполагал Сергея Юрского и Леонида Куравлева, которых снимал в картине «Время, вперед!». Но Госкино настояло на кастинге.
На главную роль пробовались Александр Пороховщиков, Николай Губенко, Владимир Басов, Зиновий Высоковский и даже Владимир Высоцкий. Приглашал Михаил Швейцер и Арчила Гомиашвили, состоявшегося впоследствии в роли Бендера у Леонида Гайдая (в «12 стульях»). Сыграть в «Золотом теленке» в кино грузинскому актеру не позволил… «Золотой теленок» в театре. Из-за занятости на сцене Гомиашвили не смог вырваться на пробы из Тбилиси в Москву.
Просмотрев варианты, худсовет согласился с кандидатурой Сергея Юрского. И этот выбор совпал с мнением критиков, считающих первое киновоплощение Остапа Бендера самым лучшим. Ключевым в этой роли актер называл артистический темперамент своего героя. «Одна из глав романа называется «Командор танцует танго», - объяснял Юрский. - Я и играл Бендера в манере танго - танце страсти с драматическим финалом».
«Детские люди»
И Шуру Балаганова сыграл тот, кого режиссер хотел снимать до объявления конкурса. По результатам проб Леонид Куравлёв выиграл эту роль у Вячеслава Невинного. Какой нужно изображать характер, режиссер подсказал парой слов: «Играй дворняжку!».
«Балаганов и Паниковский в моем понимании - «детские люди», - выразился о компании Остапа Бендера исполнитель роли Паниковского Зиновий Гердт. Именно поэтому он сразу отказался от авторской трактовки «смешного и омерзительного старика», сделав своего героя не гадким, а трогательным. Ведь этот, по характеристике Бендера, «бездарный сумасшедший» - не приспособленный к жизни маленький человек, проживший свой век в беспомощном сиротстве. Артисту было жаль этого одинокого нищеброда и он передал свои чувства зрителю.
Возможно, именно сострадательность, фирменная черта артиста-фронтовика, и оказалась решающим фактором предпочтения на роль Зиновия Гердта, который даже не собирался участвовать в актерском отборе. Паниковского могли сыграть Ролан Быков и Георгий Вицин. На пробах Гердт подыграл в образе «вздорного старика» претендентам на другие роли, и режиссер убедился, что лучше Паниковского не сыграет никто. «Будешь сниматься ты!» - огорошил он Гердта. «А как же Ролик?» - возразил Зиновий Ефимович с мыслью о Ролане Быкове. «Ролик думает так же», - ответил Швейцер.
Четвертого участника предприятия, водителя «Антилопы Гну» Адама Козлевича сыграл родной дядя кинозвезды Михаила Боярского, ленинградский актер Николай Боярский.
А на роль подпольного миллионера Корейко пробовался Евгений Леонов, но худсовету больше понравился Евгений Евстигнеев.
С географическим размахом
Снимался «Золотой теленок» с географическим размахом. Кроме павильонов «Мосфильма», местами съемок был провинциальный городок Юрьев-Польской и его окрестности во Владимирской области (автопробег по бездорожью и жизнь российского захолустья в Арбатове), Одесса (эпизоды в Черноморске) и Каракумы (проезд на верблюдах по пустыне).
А начали работу… с конца - конца года и конца первой серии. В первый день съемок 28 декабря в четвертом павильоне московской киностудии сняли завершающий эпизод первой части: пришедший от Корейко Остап показывает подельникам в гостиничном номере пустую папку со словами: «Это конец!.. Конец первой серии».
На следующий день съемки в той же экспозиции были продолжены. Трое ждали одного: Бендер с Паниковским и Козлевичем не могли играть без Балаганова. Съемки начались на три часа позже из-за опоздания Леонида Куравлева - всё это время он был в соседнем павильоне, снимаясь параллельно в роли Хомы Брута в экранизации гоголевского «Вия». Разрываясь между двумя фильмами, актер не раз подводил то одну, то другую съемочную группу, отчего чувствовал неловкость перед коллегами, да и переключаться между ролями успевал не всегда.
После работы в павильоне режиссер увез группу в Среднюю Азию. Скрывшегося со своими миллионами в передвижном строительном вагончике Корейко Бендер настигал в реальной пустыне. Восточную магистраль и переход на верблюдах снимали в песках возле высохшего озера. Не настоящие только силуэты минаретов в кадре: их наложили на пленку при монтаже.
Из пустыни экспедиция двинулась в древний Юрьев-Польской. Светлое будущее организатор автопробега Остап Бендер предрекал автомобилистам патриархального поселка Сима.
Подробности речи «пламенного трибуна» авторы романа изложить не удосужились. Пришлось присочинить выступление самому режиссеру.
Черноморском стала Одесса, откуда группа снова приехала на «Мосфильм», где и закончились съемки комедии.
Не цензура, а редактура
После окончания съемок картину еще ждали доработки. В частности, была переозвучена лекция в газоубежище. Чиновники Госкино высказали пожелания сократить финал и усилить идею внутреннего краха героя, имевшего «разногласия с советской властью». Концовку фильма пришлось переснять, а также удалить некоторые эпизоды. Так, из комедии выпала сцена «Воронья слободка», в которой снялся Анатолий Папанов (Васисуалий Лоханкин). Полностью смонтированным куском пожертвовали для сокращения хронометража, сочтя эпизод необязательным и затянутым. Уцелевший трехминутный фрагмент с игрой мужа сохранила вдова актера Надежда Каратаева, предоставившая в 1992 году уникальные кадры для телепередачи памяти Анатолия Папанова.
Как бы там ни было, а изменения пошли картине на пользу. В первый год проката комедию «Золотой телёнок» посмотрели 30 миллионов зрителей. В 2000 году в Санкт-Петербурге появился памятник герою «Золотого теленка» с внешностью Сергея Юрского. А вообще-то, памятников героям Ильфа и Петрова по всему бывшему СССР создано превеликое множество!
Это не Рио-де-Жанейро
И напоследок - любопытные факты из истории картины.
Сергей Юрский первым воплотил образ Бендера в кино, но на ТВ его обогнал Евгений Весник, сыгравший Остапа в 1958 году в телевизионной постановке «Золотого теленка».
«Мне 33 года, возраст Иисуса Христа», - говорит о себе в фильме Остап Бендер. Исполнителю этой роли Сергею Юрскому на момент съемок тоже было 33 года.
В фильме Балаганов сообщает Бендеру, что их, «детей лейтенанта Шмидта», было 69, а в романе - 34.
В картине Паниковский «работал» в Мордовской АССР, а в первоисточнике - в Поволжье. Мордовская автономия появилась лишь в 1934 году, а в книге события происходят летом и осенью 1930 года.
В эпизоде с самолетом показан Ан-2, который стал выпускаться лишь с 1947 года.
Госномер на автомобиле Козлевича в картине дважды меняется: на тёмном фоне видим цифры 157, на светлом - 287.
«Антилопа Гну» в романе называется «Лорен Дитрих».
«Антилопу Гну» в 1967 году для фильма спроектировал Лев Шугуров. Инженер сознательно отступил от описания автомобиля в романе, не став делать дверцу сзади и отказавшись от балдахина. Вместо заднего моста на цепном приводе он позаимствовал деталь у старого ГАЗа-А, мотор, раму и трансмиссию взял у УАЗа-452, а руль переставил на правую сторону, как это было у первых машин начала века.
На одном из дублей в Каракумах Евгений Евстигнеев перестал реагировать на команды режиссера - оказалось, что верхом на верблюде он… уснул.
Музыку к эпизоду автопробега для «Золотого теленка» написал Георгий Свиридов, который также создал для картины оркестровые темы «Паниковский» и «Остап Бендер». По неизвестным причинам две из трех оркестровок в картину не вошли, а сотрудничество композитора и режиссера было прервано. В титрах в качестве композитора указан Георгий Фиртич (написал музыку к мультфильмам о докторе Айболите и капитане Врунгеле, а также к десяткам фильмов, среди которых «Вооружен и очень опасен», «Приезжая» и пр.; умер 27 января 2016 года).
Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)
© Вячеслав Капрельянц, 2016
Читайте также по теме:
"Кавказская пленница" на крымском курорте
http://slavikap.livejournal.com/16494909.html "Любовь и голуби": жизненное кино
http://slavikap.livejournal.com/15780922.html "17 мгновений весны": рождение легенды
http://slavikap.livejournal.com/15352615.html"Невероятные приключения итальянцев в России"
http://slavikap.livejournal.com/14212746.html Как Иван Васильевич менял профессию
http://slavikap.livejournal.com/13888843.html "12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая
http://slavikap.livejournal.com/13649970.html "Пираты XX века": фильм про настоящих мужчин
http://slavikap.livejournal.com/13469152.html "Мимино": наше славное кино
http://slavikap.livejournal.com/13406003.html "Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком
http://slavikap.livejournal.com/13042617.html "Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"
http://slavikap.livejournal.com/12934310.html "Джентельмены..." и удача
http://slavikap.livejournal.com/12633418.html "Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов
http://slavikap.livejournal.com/12524021.html "Три плюс два" - фильм навсегда
http://slavikap.livejournal.com/12012373.html "Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино
http://slavikap.livejournal.com/11664043.html "Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить
http://slavikap.livejournal.com/11200208.html