«Операция «Ы»…» или «Кондуктор, нажми на тормоза»
Как снимали легендарную комедию и из-за чего стопорились съемки?
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» - первая комедия Леонида Гайдая с Александром Демьяненко в образе эксцентричного Шурика.
Серьезный подход к несерьезным историям
Сценарную заявку на будущую картину «Несерьезные истории» 2-е творческое объединение киностудии «Мосфильм» приняло в марте 1964 года, а уже в августе 1965 состоялась всесоюзная премьера.
В фильме три новеллы объединены одним героем - чудаковатым Шуриком, который влипает в переделки, но выходит победителем. А поначалу новелл было две. Роднил их центральный персонаж, но и он был другим: студента звали не Шуриком, а Владиком. В одной из новелл он перевоспитывал ворчуна и лентяя, который не любил работу, но был учтивым с дамами. А в другой части Владик Арьков в качестве репетитора готовил к вступительным экзаменам в вуз современного Митрофанушку, который не хотел ни учиться, ни жениться, а просто мечтал избавиться от родительской опеки.
В фильме же всё, как помним, выглядит иначе. В части «Напарник» подрабатывающий на стройке студент-очкарик находит на свою голову горе-помощника - получившего «15 суток» здоровяка-«пофигиста» Верзилу. В новелле «Наваждение» Шурик занятно знакомится с девушкой, с которой вслепую готовился к экзамену. А в последнем фрагменте («Операция «Ы») герой случайно оказывается на месте преступления, упреждая договорное ограбление с участием Бывалого, Труса и Балбеса. Эти трое, как и оператор фильма Константин Бровин, были задействованы и в предыдущих короткометражках Леонида Гайдая: «Пес Барбос и необычный кросс», «Деловые люди» и «Самогонщики». А вот того, кто будет олицетворять Шурика, предстояло еще найти.
«За наше случайное знакомство!»
Переговоры велись с Андреем Мироновым, но до кинопроб дело не дошло. А представьте, каким бы оказался наш любимый герой в исполнении Олега Видова или Александра Збруева, Виталия Соломина или Евгения Жарикова. Кроме них, на роль Владика (Шурика) пробовались Валерий Носик и Александр Леньков, Геннадий Корольков и Владимир Коренев, Алексей Эйбоженко и Иван Бортник, Сергей Никоненко и Всеволод Абдулов.
Почему-то никто из претендентов режиссера не устроил. И когда кто-то из коллег обмолвился, что есть подходящий актер в Ленинграде, он лично поехал знакомиться с этим рекомендованным артистом. Так в июле 1964 года жизнь Александра Демьяненко изменилась раз и навсегда, благодаря судьбоносной встрече с Леонидом Гайдаем. «Приклеившийся» к актеру образ Шурика не даст ему потом сыграть те роли, о которых он мечтал, но в его творческой биографии останутся работы, по которым артиста будут помнить еще долго. Потому что комедии Гайдая - вне времени, их любят зрители всех поколений. Да и сам актер определил, что комедия обречена на успех, как только прочел сценарий: таких фильмов до «Операции «Ы» у нас не делали.
Демьяненко уже был утвержден на главную роль, а до начала съемок оставалось меньше недели, как вдруг худсовет решил удостовериться в правильности выбора. Повторную пробу устроили для Валерия Носика. Сравнив того и другого актера, роль отдали Демьяненко, а Носику предложили эпизод со сдачей экзамена студентом-картежником в новелле «Наваждение».
Но не только за исполнителем роли Шурика Гайдай ездил в город на Неве. Оттуда же был приглашен в картину и другой ленинградский актер - Алексей Смирнов. Верзилу на кинопробах изображали многие кандидаты, среди них был и Михаил Пуговкин. После того как Пуговкина раскритиковал Иван Пырьев (лицом, мол, не вышел), артисту дали роль прораба, а в образе Верзилы решили снимать здоровяка Смирнова.
Порекомендовали режиссеру и композитора-дебютанта Александра Зацепина, недавно переехавшего в Москву и зарабатывавшего на жизнь игрой на аккордеоне в ресторанах. «Постой, паровоз!» написал 38-летний музыкант с сибирскими корнями, для которого знакомство с Гайдаем стало пропуском в большое искусство.
Быстро только кошки родятся
В эпоху планов и трудовых обязательств кинематографистам точно так же закрывали наряды, как и станочникам на заводе. В архивах студии сохранились отчеты о съемочных днях, по которым можно судить о темпах работы и загруженности актеров. По иронии судьбы, производительность съемочной группы в эпизодах с лентяем Верзилой была не большей, чем у героя Алексея Смирнова.
Начало съемок - 27 июля. Первая сцена - построение «алкоголиков, тунеядцев, хулиганов» в милицейском дворе (возле 9-й лаборатории «Мосфильма»). Участвуют массовка, Владимир Басов (милиционер) и Алексей Смирнов (Верзила).
Следующая съемка - через 10 дней. 7 августа снова в кадре - Смирнов, но теперь - с Пуговкиным. Прораб показывает стройку влившемуся на 15 суток товарищу. «У вас несчастные случаи на стройке были?.. Будут!», - этот текст Верзила произносил на реальной стройке в Свиблово.
Через три дня - снова стройка. 10 августа Верзила должен был гоняться за Шуриком. Вместо Демьяненко бегал дублер. За целый день - три кадра: Верзила высовывается из-за кучи, крупный план Смирнова, Верзила бежит к трактору. Из-за неисправного движка в 16.30 съемка остановилась. Через день во столько же закончат съемку из-за дождя. 12 августа успеют снять только эпизод с бросанием Верзилой мешка с подъемника.
А днем раньше осилили эпизод с мытьем Верзилы под душем, когда Шурик умыкает его одежду. Демьяненко на площадке снова нет - вещи крадет дублер (в кадре - его рука). В набедренной повязке Верзила выскакивал из душа лишь 28 августа, но погоняться за Шуриком ему не удалось - сломалась камера. После обеда привезли другую, но выполнить план съемочного дня всё равно не успели - стемнело.
Обед отбывающему трудовую повинность Верзиле привезли 13 августа. Несчастливое число не сулило ничего хорошего. И только Смирнов доел свой шашлык, отдыхать вместе с ним в полуденный зной улеглась и съемочная группа. Из-за царапины на пленке нужно было чинить или менять камеру. Через три часа приехали два механика вместе с начальником операторского цеха Файманом. Общими усилиями дефект устранили, но продолжить съемку опять помешал дождь. План по метражу в тот день снова не выполнили.
Дальше снимали три эпизода из новеллы «Наваждение». За Лидой и ее подружкой Ирой Шурик бегал по городу три дня. 26 августа девушки ходили по Комсомольскому шоссе и Фрунзенской набережной, а Шурик стоял у киоска. На остановке трамвая возле ВДНХ все трое стояли 25 августа, садились в трамвай 27 августа, а ехали и выходили из трамвая еще через несколько дней. Запечатлеть сцену в трамвае сразу не удалось из-за сложностей съемки в движении. План по метражу опять «завалили».
Не всё было гладко и на зимних съемках. Третью новеллу - с Вициным, Моргуновым и Никулиным - снимали в Ленинграде, куда съемочная группа, как подгадала, прибыла 13 декабря. Невезуха началась с погоды. Привезенный к месту съемки десятью самосвалами снег растаял, три дня шел дождь, и актерам пришлось ждать, пока реквизиторы подготовят декорации не только базы, но и «заснеженной» улицы. В кадре под ногами у героев скрипел не снег на морозе, а пенопласт. Завезли также много ваты, а реквизит и одежду актеров щедро обсыпали нафталином.
Кстати, «летние» по сюжету съемки эпизодов сдачи экзамена героями Валерия Носика (студент-картежник) и Виктора Павлова (Дуб с перевязанным ухом) снимали 11 января, но уже не в Ленинграде, а в столице, в аудитории Московского экономического института.
Террариум единомышленников
А на следующий день отснятый материал анализировал худсовет. После просмотра двух первых новелл хорошие отзывы получили режиссерская и операторская работа, понравилась коллегам игра Демьяненко, Смирнова и Пуговкина. Но самый большой начальник - худрук 2-го творческого объединения и «жесткий» режиссер Иван Пырьев снова придрался к Пуговкину, порекомендовав сократить время его пребывания в кадре. «Излишне подробным» показался ему и образ милиционера. Пырьев не одобрял выбора на эту роль Басова - не тот, дескать, типаж. Подхватил мысль художественного руководителя объединения и главный редактор. «Басов не хорош, - присоединился к критике Борис Кремнев, - эпизод с милицией лучше переснять». При этом придирчивый Пырьев вдруг похвалил вторую новеллу, которую, мол, недооценивал. Худрук признал былой скепсис в отношении «Наваждения» ошибочным, а позже вообще назвал эту часть «наибольшей удачей комедии», «свежей интонацией», «новой гранью режиссерского таланта» и «шагом вперед в творчестве Гайдая». Закрыл он заседание худсовета предложением заменить название фильма «Несерьезные истории». С вариантом начальника никто спорить не осмелился: комедию назвали «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Спустя месяц обсудили третью новеллу. 25 февраля от Пырьева досталось Вицину: его игра худруку показалась фальшивой. Укорив артиста в повторении образа из «Пса Барбоса», Пырьев посоветовал искать «новые краски» и поставил в пример Никулина, который «всегда разный». Но с особым нажимом «мосфильмовский» начальник набросился на Моргунова, которого назвал «не смешным, а неприятным». На вынесении окончательного вердикта картине 23 апреля Пырьев без обиняков заявил: «Нужно прекратить снимать Моргунова и Пуговкина! Надоели. Не интересны».
После советов сократить длинноты в первой и третьей частях фильма Гайдай исключил некоторые эпизоды и представил перезаписанный вариант на суд дирекции «Мосфильма». Генеральный просмотр был назначен, как поделано, на 13 мая. Сценарная редколлегия предписала сократить кадры погони в первой новелле (длинно), убрать эпизоды с Верзилой-«папуасом» (нарочито) и вырезать сцены экзаменов (выпадают из общей стилистики).
К счастью для зрителя, рекомендации режиссер проигнорировал, за что поплатился статусом картины: комедии, пережившей свое время, присвоили лишь вторую категорию. На решение комиссии не повлияла даже победа картины на Краковском кинофестивале (награды удостоилась вторая новелла «Наваждение»).
К первой категории в том же 1965 году были отнесены фильмы, которых не только никто не помнит сейчас, но мало кто смотрел и тогда: «Кого мы больше любим» (за 7 месяцев - 2,4 млн.), «Строится мост» (за полгода - 2,6 млн.), «Домик в дюнах» (за год - 3,4 млн).
Комедию же Леонида Гайдая «Операция «Ы»…» в год выхода на экран (с середины августа, за 4,5 месяца) посмотрело 69,6 млн. зрителей. Это была верхняя строчка рейтинга в списке премьер 1965 года и абсолютный рекорд для фильмов «несерьезного» жанра.
Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)
© Вячеслав Капрельянц, 2015
Читайте также по теме:
От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.
http://slavikap.livejournal.com/19678323.html "12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая
http://slavikap.livejournal.com/13649970.html "Кавказская пленница" на крымском курорте
http://slavikap.livejournal.com/16494909.html "Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино
http://slavikap.livejournal.com/11664043.html Как Иван Васильевич менял профессию
http://slavikap.livejournal.com/13888843.html