60 лет назад дебютный фильм Марлена Хуциева и Феликса Миронера удостоился медали Московского международного кинофестиваля, а в зрительном зале за первый год проката картину посмотрело более 30 миллионов зрителей.
Молодая учительница Татьяна Сергеевна распределяется после пединститута в вечернюю школу рабочей молодежи и приезжает на работу в город металлургов, где в нее влюбляется один из взрослых учеников - передовой сталевар Саша Савченко. История их непростых отношений разворачивается на фоне поиска молодыми людьми своего места в профессии, обществе и жизни. Этот сюжет на производственную тему умудрился выйти из ряда проходных советских лент о трудовых свершениях, продолжая дарить радость внукам и правнукам того поколения, которому был адресован.
Радость молодости
«Теперь я знаю наверняка, что все вечное и радостное рождается лишь в молодости», - скажет спустя много лет ветеран отечественного кино Марлен Мартынович Хуциев (ему уже 91 год). Успехом и счастливой судьбой своей первой картины режиссер обязан молодой, увлеченной и бесшабашной компании, ее создававшей.
Сценарий для собственного дебютного фильма Марлен Хуциев писал во время работы помощником режиссёра в чужих проектах. Став после окончания в 1952 году Института кинематографии режиссёром Одесской киностудии, он предложил сюжет для постановки. Но руководство сочло материал «сырым» и поручило его доработать. Взялся за это соавтор Марлена Хуциева по дипломному фильму Феликс Миронер, с которым и здесь довелось работать в паре. Начали снимать в 1953 году, а 26 ноября 1956 года уже состоялась премьера.
Суровую комиссию, выпускавшую картину в прокат, смущал лишь «разгульный образ жизни» людей труда, проводивших досуг в компании за рюмкой. Какой пример, мол, показывает металлург-передовик, выпивая и заходя в школу через окно? Но Хуциев не стал вырезать дорогие ему кадры и даже доснял в итоге еще один «алкогольный» эпизод: когда на новоселье герой Юрия Белова рассматривает бутылку шампанского и растерянно констатирует: «Полусухое…». Сегодня кинематографистов учат тому, что при виде наполненного бокала у человека поднимается настроение. А в «Весне на Заречной улице» до этого дошли интуитивно. Первые сцены снимали с шампанским, последующие - после ночных посиделок с гитарой и водкой.
Пригласивший талантливых выпускников ВГИКа руководитель Одесской киностудии Александр Горский в новичках не ошибся - все члены съемочной группы, включая актеров, были одного возраста, а потому работали легко и непринужденно. А как иначе, если в студенчестве автор сценария Феликс Миронер, режиссер Марлен Хуциев и исполнитель главной роли Николай Рыбников были соседями по комнате в общежитии! Тот же ВГИК окончили и молодые операторы (а в будущем и режиссеры) Радомир Василевский и Петр Тодоровский. Оператор Тодоровский аккомпанировал на гитаре Николаю Рыбникову во время исполнения им в кадре душевных куплетов Алексея Фатьянова «Когда весна придет, не знаю…». Он вспоминал, как автор песни искал недостающие слова о профессии. «Всё есть, - говорил поэт, - и дружба, и любовь, а завода нет». И вдруг прилетел среди ночи на крыльях: «Ура, нашел! Ту заводскую проходную, что в люди вывела меня…».
А музыку к песне, ставшую лирическим лейтмотивом сюжета, написал композитор Борис Мокроусов. Правда, придумывал он ее не для фильма: изначально мелодия использовалась в театральной постановке по пьесе Александра Корнейчука «Макар Диброва». Когда пьесу о шахтёрах из репертуара Театра им. Вахтангова сняли, хорошую музыку решили не «хоронить» и дали ей второй шанс на жизнь - возможно, вечную.
Второй шанс для Рыбникова
Дали второй шанс и Николаю Рыбникову - на роль Саши Савченко его утвердили не с первого раза. Почему кандидатуру актера поначалу «зарубили», режиссер так и не понял. Когда он с оператором поехал выбирать натуру в Запорожье (где же еще могли снимать фильм о сталеварах), директор киностудии настоял на утверждении другого актера. Сценарист и сорежиссер Феликс Миронер отстоять Рыбникова не смог. И если бы не твердая позиция Марлена Хуциева, полюбившегося всем образа могло не получиться. Требование второй пробы артиста было удовлетворено, и сцена признания в любви в школьном классе закончилась утверждением Рыбникова.
До съемок в «Весне на Заречной улице» этот актер еще не был широко известен публике, хотя уже сыграл в картинах «Тревожная молодость» и «Чужая родня». Знал его по роли у Алова и Наумова и Марлен Хуциев, у которого Николай снимался в дипломной работе. Имел режиссер представление о возможностях актера по многим студенческим спектаклям. В частности, видел Рыбникова в роли царя в постановке по роману Алексея Толстого «Юность Петра» во время его учебы в мастерской Сергея Герасимова. А помимо таланта Хуциев отмечал в артисте и симпатичные человеческие качества, которыми Рыбников наделил и своего обаятельного героя. Кстати, сталь артист варил в фильме по-настоящему. На заводах «Запорожсталь» и «Днепроспецсталь», где проходили съемки, он работал подручным сталевара. На обучение отвели полторы недели, поэтому у мартеновских печей актер проводил полноценный рабочий день. Правда, для «реалистичности» кадра никак не мог вспотеть, несмотря на жар от раскаленного металла. Пришлось перед съемкой выливать на артиста ведро воды.
А тонкостям профессии Рыбникова обучал реальный прототип героя, запорожский передовик Григорий Пометун (впоследствии - заслуженный сталевар Украины). Они не только похожи, а еще и ровесники: на момент съемок Григорию Константиновичу тоже было 23 года, и за перевыполнение плана он к тому времени уже успел стать почетным металлургом.
Звездный час Ивановой
Были в фильме наставники и у исполнительницы главной женской роли Нины Ивановой. Входить в образ ей помогала учительница 47-й школы Ирина Солохина, а проводить диктант учила настоящая преподавательница русского языка и литературы из запорожской 4-й школы рабочей молодежи Светлана Косицына. Школы выходили в общий двор, и снимали в обеих сразу: в одной школе - класс, в другой - учительскую. Парадоксально, но факт: «недоучку»-сталевара в фильме сыграл выпускник столичного вуза, а «образованную» учительницу- недоучившаяся до аттестата зрелости партнерша. Тем не менее, в отличие от артиста с дипломом ВГИКа, кандидатку на главную женскую роль утвердили сразу, несмотря на то, что Нина Иванова не была профессиональной актрисой. Именно связанная с отсутствием «школы» застенчивость была наиболее важна для характера ее героини, поэтому роль удалась и оказалась самой значительной в кинобиографии исполнительницы.
Но «открыл» Нину Иванову не Марлен Хуциев - он увидел ее в дипломном фильме коллеги. А до Искры Бабич, позвавшей трогательную в своей скромности и робости москвичку в выпускной проект «Человек родился», Нину снял в военной драме «Жила-была девочка» Виктор Эйсымонт - в картине о блокаде Ленинграда десятилетняя дебютантка сыграла маленькую героиню Настю.
Семья Ивановой не была связана с миром искусства, и киногеничная девушка не мечтала стать актрисой. В тяжелые послевоенные времена ей не удалось получить даже среднее образование - она вынуждена была пойти работать на завод «Мосприбор». Во ВГИК же Нина узнала дорогу, когда на операторский факультет стали приглашать моделей, на которых студенты учились ставить свет и снимать разные планы. Так она и попала в дипломную короткометражку, где ее приметил Марлен Хуциев. Молодому грузину не мог не понравиться типаж русской красавицы, и он отдал девушке роль, о которой мечтала бы любая актриса. После нее Нина Иванова стала настоящей звездой экрана. Ее портреты девчонки вешали над зеркалом, копируя в прическе сводивший мужчин с ума чувственный завиток у виска героини. Сколько девичьих волос было сожжено по стране, когда молодые модницы закручивали «локон страсти»… разогретой на плите вилкой! А Нине Ивановой такие жертвы не требовались - локоны у нее вились от природы.
Сердцу не прикажешь
После ролей в любимом фильме поклонники считали Нину Иванову и Николая Рыбникова настоящей парой. Но в реальности после съемок они не общались и не виделись.
На самом деле у Нины Ивановой во время работы в картине начались отношения с другим членом съемочной группы - оператором Радомиром Василевским. Именно его камера, по словам создателей ленты, «смотрела» на исполнительницу «влюбленными глазами». Увлеченный своей «Галатеей», оператор выбирал лучшие ракурсы, и, посмотрев фильм, его тогдашняя жена безошибочно догадалась, с кем ей изменил на съемках неверный муж.
С первой супругой Лилией уроженец Челябинска Радомир Василевский познакомился во ВГИКе, куда оба поступили в один год: он - на операторский факультет (в мастерскую Бориса Волчека), она - на сценарно-редакторский. Радомир был завидным женихом - его отец руководил нефтяным трестом, в то время как отец Лилии считался «врагом народа». На втором курсе молодые люди поженились, а через год родилась их дочь Татьяна. Малышке было четыре года, а ее папе - 26, когда молодую семью разбила неожиданная разлучница. Напуганная слухами о романе супруга с некой «солисткой ансамбля Рыжиковой» (так завуалировал ситуацию в разговоре с Лилией тот, кто позвал на съемки ее соперницу), законная супруга поспешила с маленькой дочерью в Одессу. На вокзале их встретил не обрадовавшийся приезду семьи Радомир Василевский и сразу объявил, что полюбил другую. Извинился, поцеловал жене руки и купил обратный билет на ближайший поезд. От переживаний брошенная супруга на время ослепла. Из шикарной квартиры Василевских ей с дочерью пришлось выехать в комнату в коммуналке. После съемок «Весны на Заречной улице» Радомир в семью не вернулся. Три года он жил с новой возлюбленной, оставаясь формально женатым. Развод с Лилией состоялся лишь в 1960 году, а в 1961-м она вышла замуж за профессора Института трансплантологии, с которым вскоре уехала к его сестре в США. Там простившая измену Лилия Никитична живет и поныне, а ее дочь от брака с оператором осталась в Москве.
«Я не хочу судьбу иную…»
Нина Иванова после съёмок «Весны на Заречной улице» вышла замуж за Радомира Василевского и переехала из Москвы в Одессу. На Одесской киностудии супруг с 1955 года трудился оператором-постановщиком, а в 1964 году попробовал себя в качестве режиссёра. «Интеллигентный муж и солнечная жена», - так характеризовали эту пару друзья, завидовавшие легкости их отношений. Соседствовавший с супругами на лестничной клетке в доме, где они получили жилье, директор музея Одесской киностудии Вадим Костроменко вспоминал, как однажды застал Нину на полу в позе раскинувшей крылья птицы. Она лежала с разведенными руками на куске байковой ткани, а Радомир обводил ее контуры мелом, объясняя, что будет шить жене пижаму. Это он умел: первой супруге во время беременности тоже шил домашнюю одежду - правда, халат.
Улыбчивый и мягкий, Радомир умел заботиться о тех, кого любил. Нине он готов был помогать во всем, чтобы ее «звезда» не потускнела. Даже отправлял в Москву получать актерское образование. Но Иванова постеснялась: что скажут люди, если увидят «учительницу» вечерней школы среди ее учениц? Ведь для поступления в институт нужно еще получить среднее образование. Мужу, говорят, отказ жены учиться не понравился. И хоть без ролей Нина Иванова не осталась, до «Весны на Заречной улице» этим работам было далеко. Фильмы «Киевлянка» и «Наследники» из трилогии Тимофея Левчука, как и мелодрама «Любовью надо дорожить» Сергея Сплошнова, большого успеха не имели. Незаметными для зрителя оказались и эпизодические появления Нины Георгиевны в киноповести «Живет такой парень» Василия Шукшина (1964), комедии «Легкая жизнь» Вениамина Дормана (1966) и картине «Серая болезнь» Якова Сегеля (1966). На этом Нина Иванова решила поставить точку, совпавшую и с завершением ее семейной жизни. После второго развода в середине 60-х годов Радомир Василевский еще не раз влюблялся, женился и разводился. В третьем браке у него родилась вторая дочь Елена. Умер Заслуженный деятель искусств Украины в 1998 году. А Нина Георгиевна вернулась в Москву. Закончив режиссерские курсы, она сняла ряд сюжетов для детского юмористического киножурнала «Ералаш» и двадцать лет, до конца 80-х годов, работала ассистентом режиссера на киностудии им. Горького. Ее личное последнее появление на экране состоялось в 1974 году в картине с оптимистическим названием «Ещё можно успеть» (в роли заводской рабочей). Но с развалом советского кинематографа из профессии пришлось уйти навсегда - Нина Иванова устроилась старшей медсестрой в самую тяжелую больницу, онкологическую. Не родив своих детей, Нина Георгиевна помогала растить племянницу. Живут они с сестрой в семиэтажке на проспекте Мира в районе ВДНХ. В женщине, отметившей 6 января 2017 года 83-летие, «весеннюю» блондинку уже не узнать, чему она, кажется, только рада. Успешно избегая интервью, Нина Иванова не хочет давать пищу для обсуждения ее седин, морщин и маленькой пенсии, предпочитая остаться в зрительской памяти в своей лучшей поре - в «Весне на Заречной улице»…
P.S. В память о фильме, в Запорожье и Одессе, где проходили съемки, появилась улица Заречная. В городе металлургов установлено два памятника Саше Савченко. Рядом с одним из них - Татьяна Сергеевна.
Божественный промысел и его интерпретаторы Как два Андрея снимали фильм об Андрее, и почему историческую драму о России положили на полку? https://slavikap.livejournal.com/22306845.html