Шпионские будни так заинтересовали советского зрителя, что вслед за «Ошибкой резидента» (1968) режиссер Вениамин Дорман снял еще три фильма-продолжения: «Судьба резидента» (1970), «Возвращение резидента» (1982) и «Конец операции "Резидент"» (1986). 18-летняя дистанция между первой картиной и последней может быть объяснением разной стилистики и не одинаковой степени успеха фильмов в прокате.
Судьба резидента
Второй фильм тетралогии о разведчике Михаиле Тульеве называется «Судьба резидента», состоит из двух частей («С открытыми картами» и «Западный шлейф») и рассказывает о службе Родине после перевербовки.
Неординарность сюжета в том, что положительным персонажем стал вчерашний иностранный шпион, перешедший на сторону советской разведки. Сделал это герой Георгия Жженова по тем же соображениям, которые заставляли его раньше шпионить против Страны Советов. «Вам трудно, вероятно, меня понять, но Россия - моя родина, и я не хочу быть для нее врагом», - говорит на допросе Михаил Тульев. Изображение потомка русских эмигрантов патриотом было для советского кинематографа новым явлением.
Противоположные эмоции вызывают предатели. Ими в картине выступают военные преступники, сотрудничавшие в годы Великой Отечественной с фашистами, а после войны выполнявшие задания зарубежных разведок. Западные спецслужбы находили их в российской глубинке и склоняли к сотрудничеству - кого шантажом, кого - убеждением. Так вот идея фильма состояла в том, что настоящий сын Отечества может принести пользу родной земле, даже оказавшись с ней в разлуке, а изменники Родины не уйдут от возмездия.
Интересно, что линия с вербовкой западными спецслужбами молодого советского физика-ядерщика Боркова - импровизация создателей фильма. В картине ученый рассказывает лишнее о своей работе на международной конференции, что вызывает к нему интерес у зарубежных разведок. Инструментом шантажа и склонения к шпионажу становится аморальное поведение Боркова за границей (герой актера Андрея Вертоградова увлекся красавицей из западной разведки Жозефиной Клер в исполнении Эдиты Пьехи).
Click to view
В литературной же основе Борков - лейтенант госбезопасности Кустов, а история его вербовки - операция советской контрразведки.
Снималась «Судьба резидента» в Москве, Ярославле и Сергиевом Посаде (Загорск).
Возвращение резидента
Третий детектив из тетралогии о резиденте Тульеве «Возвращение резидента», как и остальные, снимался на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Речь в нем идет о проверке Тульева прежними кураторами после возвращения из Советского Союза и продолжении его работы в иностранной разведке, но уже на СССР.
В качестве разведчика Первого управления КГБ Тульев находит приговорённого к казни фашистского преступника Гофмана и помогает его арестовать. Вычисляет он и убийцу своего отца, но не может поквитаться из-за особенностей работы: по долгу службы ему необходимо готовить Карла Брокмана (Евгений Киндинов) для шпионской заброски в Союз.
После выхода «Возвращения резидента» дотошные зрители сопоставили информацию об убийстве отца Тульева из разных частей тетралогии и обнаружили нестыковочку. В первом фильме «Ошибка резидента» Бекас цитирует по памяти газетное объявление о «тихой кончине» графа А. И. Тульева, где указывается дата - суббота, 19 июня. А в «Возвращении резидента» сообщается, что отец был убит в 1969 году. Но в указанном году дата 19 июня выпадала не на субботу, а на четверг. То есть либо некролог в «Русском слове» содержал ошибку, либо Бекаса подвела память, либо Брокман не убивал отца Тульева, либо это произошло в 1965 или 1971 годах, когда 19 июня действительно приходилось на субботу.
Еще одна подмеченная деталь: Михаил Тульев, оказывается, выходец из шпионской династии. Он не просто потомственный разведчик, а профессионал в третьем колене. Как вытекает из отцовского дневника, дед резидента, Иван Николаевич Тульев, был не только графом, у него была еще одна миссия - Действительный тайный советник Его императорского величества. Кстати, отца резидента в фильме называют как Александром Ивановичем, так и ошибочно Александром Николаевичем.
Другие интересные факты. Исполняющий роль радиолюбителя Георгий Тусузов указывает в фильме собственный возраст, говоря, что ему 91-й год. А в предыдущем фильме он сыграл страхового агента. Появляется любимый актер режиссера во всех четырех картинах тетралогии - и каждый раз в новом образе.
«Заграницу» в «Возвращении резидента» снимали в Румынии (сцены Парижа) и австрийских Альпах (сцены Швейцарии).
Конец операции «Резидент»
Последний фильм тетралогии - тоже двухсерийный. Политический триллер перестроечного периода не вызвал бурного восторга у зрителей и был прохладно встречен критикой. Готов биться о заклад, что мало кто сегодня вспомнит, о чем картина. Поэтому в двух словах напомню сюжет.
Западные спецслужбы интересуются научными работами оборонной тематики академика Нестерова и пытаются скомпрометировать ученого через его дочь Галину (ее сыграла дочь Георгия Жженова Юлия). С помощью фашистского приспешника Кутепова легализовавшийся в СССР агент Карл Брокман выходит на подругу Галины Ольгу. Знакомство с иностранцем, соблазнение заграничным дефицитом и шантаж - в других случаях схема не давала сбоев. Но скомпрометировать Нестерова не удалось, и иностранные спецслужбы решают устранить академика физически. Помешать Брокману сможет только Тульев. Резидента возвращают в СССР для поддержки операции, а после ее окончания разрешают закончить двойную жизнь агента. После признательной пресс-конференции Тульева узнавший правду о резиденте шеф разведки Иоганн Штаубе (Леонид Броневой) уходит в отставку. Герой Георгия Жженова остается в СССР, которого не станет совсем скоро. Но в год выхода картины такого поворота событий еще никто не ожидал…
Фильм должен был изобиловать картинками западной жизни. Но поскольку валюту государство экономило, в Вене отсняли лишь часть натурных сцен и проездов машин. Многое из того, что должно было изображать «заграницу», на самом деле запечатлели в Москве. Например, для сцены автопогони за Тульевым киллера Чарли Брайтона (Леонид Ярмольник) к спорткомплексу «Олимпийский» пригнали чуть ли не все имевшиеся в столице иномарки - договаривались с владельцами по картотеке ГАИ.
Стрелял Брайтон в Тульева на проспекте Мира - в кадр попала гостиница «Космос». Сам он жил в гостинице «Союз» (в районе метро «Речной вокзал»), тоже построенной к Олимпиаде-80. А тайник закладывался за Домом книги, во дворе дома № 12 на Молчановке. Поймали Брокмана в Горьком, там же эту сцену и снимали - в Нижнем Новгороде.
Тетралогия заканчивается саморазоблачением героя Георгия Жженова, рассказывающего прессе историю своей жизни. Не менее захватывающей оказалась жизнь и самого исполнителя главной роли. В 2000 году бывшему колымскому заключенному в Челябинске поставили памятник. Несмотря на «темное прошлое», Георгий Степанович не был обижен властями. Он стал лауреатом Госпремии России им. братьев Васильевых (1975), Народным артистом РСФСР (1979), Народным артистом СССР (1980), кавалером ордена Трудового Красного Знамени, ордена Ленина и ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
© Вячеслав Капрельянц, 2017
Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)
Читайте также по теме:
"Ошибка резидента": шпионский детектив на экране и в жизни
http://slavikap.livejournal.com/18847623.html Божественный промысел и его интерпретаторы.
Как два Андрея снимали фильм об Андрее, и почему историческую драму о России положили на полку?
http://slavikap.livejournal.com/22306845.html В бой идут одни «старики»: Не могЁм, а мОгем!
http://slavikap.livejournal.com/21179871.html Белое солнце пустыни: истерном по вестерну
http://slavikap.livejournal.com/21107589.html «Москва слезам не верит»: рецепт Оскара
Как из «дешевой мелодрамы» сделать фильм на все времена?
http://slavikap.livejournal.com/20517220.html «Весна на Заречной улице»: в кадре и за кадром.
Любопытные подробности из истории фильма
http://slavikap.livejournal.com/20405575.html Как снималась «Калина красная»:
25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина.
http://slavikap.livejournal.com/20236265.html От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.
http://slavikap.livejournal.com/19678323.html Ирония судьбы Мягкова и К?
http://slavikap.livejournal.com/19575479.html «Служебный роман»: история шедевра
http://slavikap.livejournal.com/19459569.html «Экипаж»: трижды первый
http://slavikap.livejournal.com/18987190.html Кому Афоня рубль должен?
http://slavikap.livejournal.com/18556494.html "Осенний марафон": рассказ о себе самом
http://slavikap.livejournal.com/18231855.html "Место встречи изменить нельзя": о буднях МУРа
http://slavikap.livejournal.com/17905905.html "Золотой теленок": не в деньгах счастье!
http://slavikap.livejournal.com/16596729.html "Кавказская пленница" на крымском курорте
http://slavikap.livejournal.com/16494909.html "Любовь и голуби": очень жизненное кино
http://slavikap.livejournal.com/15780922.html "17 мгновений весны": рождение легенды
http://slavikap.livejournal.com/15352615.html "Невероятные приключения итальянцев в России"
http://slavikap.livejournal.com/14212746.html Как Иван Васильевич менял профессию
http://slavikap.livejournal.com/13888843.html "12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая
http://slavikap.livejournal.com/13649970.html "Пираты XX века": фильм про настоящих мужчин
http://slavikap.livejournal.com/13469152.html "Мимино": наше славное кино
http://slavikap.livejournal.com/13406003.html "Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком
http://slavikap.livejournal.com/13042617.html "Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"
http://slavikap.livejournal.com/12934310.html "Джентельмены..." и удача
http://slavikap.livejournal.com/12633418.html "Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов
http://slavikap.livejournal.com/12524021.html "Три плюс два" - фильм навсегда
http://slavikap.livejournal.com/12012373.html "Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино
http://slavikap.livejournal.com/11664043.html "Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить
http://slavikap.livejournal.com/11200208.html