ДАГЕСТАН и немного Чечни. Дорожные байки

Oct 11, 2015 00:49




Фига антитабачному закону

Проводница поезда Москва - Махачкала (видя, как я прохожу с невысказанным вопросом): Что, мой золотой?Я: Да это… А где у вас в поезде можно курить?
П.: Нигде нельзя. Официально. А дашь сто рублей - будет можно.
Я (с хитрой улыбкой): А это на каждый перекур или абонемент до Махачкалы?
П. (смеётся): Конечно, «абонемент»! Мы же не крохоборы какие-нибудь! (Моя спутница аккуратно передаёт денежку и достаёт сигареты.) Откроете в тамбуре дверь кочегарки - и дымите туда. Вам на эту сотню лотерейных билетов дать или чайных принадлежностей?


1.


***Март две тысячи пятнадцатого. В надтеречных станицах Чечни - новенькие, явно «на вырост» мечети и в точности такие же мусульманские кладбища. От таких же кладбищ на противоположном берегу Терека, в Большой Чечне, их отличает более молодой возраст - они появились не раньше середины двухтысячных, когда этот край активно начали обживать вайнахи.

Как следствие, над захоронениями в Каргалинской, Курдюковской, Старогладовской и Шелковской нет высоких металлических шестов с «флюгером» из жести. Такими знаками чеченцы отмечали могилы погибших в бою, преимущественно в 1994-1996 годах. На северном, левом берегу Терека воевать за независимость Чечни было практически некому - по сравнению с казаками чеченцы были в сильном меньшинстве практически до середины девяностых.
2.



Станица Старогладовская Шелковского района. Фото 2012 года.

Семейное положение на кончике платка

- У нас в Дагестане только по одному платку можно определить и нацию хозяйки, и то, замужем она или нет. У многих наших народов девушки завязывали платок так, чтобы его концы смотрели вниз и спадали на грудь. Те, кто замужем, перекидывали один конец за спину, а старшие - уже оба конца. Бывает, какая-нибудь бабуля дома забудется, завяжет платок «по-молодёжному» - так над ней подтрунивают: что, говорят, снова заневестилась?(Махачкала, Дом дружбы, лаборатория народного костюма.)
3.


Кубачинка Фатима Куртаева в традиционном платке «каз».

Родственники кончились, должности - ещё нет…

- У нас ведь как: если я сам - министр, замом у меня будет брат, вторым замом - двоюродный брат или дядя. Когда родственники закончатся, а вакантные должности ещё будут, поставлю односельчанина - он свой, из одного тухума. А если проверят и находят, что проворовался, сажают часто не министра, а старшего помощника младшего дворника. Тоже, понятно, из своих. Тот отсидит годик, выйдет по амнистии и за это получит пару миллионов от своих родичей.(Водитель по дороге Избербаш - Махачкала.)

«Пристёгиваться - не для джигита!»

- Во всей России свои правила дорожного движения, в Дагестане - свои. Вот поеду я, скажем, из Дербента в Питер - обязательно пристегнусь. А в Дагестане так не принято, да!
Вот был недавно случай: останавливает меня гаишник. Наш, местный, не прикомандированный. Почему ремень не пристёгнут, спрашивает. А я ему: ты дурак, что ли, к такому придираться? Найди настоящие нарушения, тогда и поговорим! Он и отпустил, даже денег брать не стал. Сам, говорит, так езжу, когда не на службе.
(Водитель попутки Дербент - Махачкала.)
4.


Основа всех обычаев

Махачкала, Дагестанский педагогический университет. Рассказываем будущим теле- и радиожурналистам о путешествиях и про впечатления о республике. Студентка с ходу озадачивает вопросом:- А вы, когда в дороге, стараетесь жить по местным обычаям?
Мы:
- Да, в целом стараемся. А что конкретно Вы имеете в виду?
Студентка:
- Ну, как лучше сказать?.. Например, когда в Дагестане, салам кидаете?
5.


Дербент. В одном из старых кварталов.

Главное - желание!

Дербент. Смотрители на кладбище Кырхляр ведут ненавязчивую проповедь: мол, всё на свете - по воле Всевышнего.- Аллах может всё, Он властен над всем сущим. А скажите: сумеет ли Он создать такой тяжёлый камень, который сам будет не в силах поднять?
Мы:
- ???
Проповедники:
- Ну как «не знаете»? Конечно, сумеет! Если, конечно, захочет. Ведь ничего не делается без воли Аллаха!
6.


Мечеть Кырхляр в Старом Дербенте.

Другие записи из этой поездки:
Дагестан: вопрос другу.
Новруз в Дагестане: казённым языком отчёта.
Москва - Махачкала. Поезд, степь и граница.
Дагестан - Чечня: спиленная «республика».
Кизляр. Город и ножи.
Пятничный намаз в Махачкале.
Махачкала. Еврейские дворики.
Будить весну в горной Лакии. Часть первая.
Будить весну в горной Лакии. Часть вторая.
Будить весну в горной Лакии. Часть третья.

Кавказ и Закавказье, Чечня, Дагестан, Для будущей книги, Россия

Previous post Next post
Up